Инвестиционный климат в Кыргызской Республике: реалии и перспективы
Бездумное привлечение Кыргызстаном международной помощи в прошлые годы, ее бездарное использование уже привели к тому, что внешний долг страны превысил все допустимые нормы
Бахтияр Бакас уулу
Кыргызстан: новая демократия в ожидании инвестиций
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №3-2007, стр. 98-105
Бахтияр Бакас уулу – аналитик АО «Verny Capital», к.э.н. |
Несмотря на перманентное напряжение в политической ситуации Кыргызстана, стране удается привлекать значительные частные инвестиции. Кыргызская Республика уже стала транспортно-транзитным хабом, торговой площадкой и офшорной зоной региона. Кыргызстан может декларировать преимущества своего инвестиционного климата, включая законодательные стимулы, и даже превратить имеющиеся риски в плюсы. Высокие риски предполагают большую доходность, а позиционирование республики как площадки, обещающей более высокую доходность по сравнению с соседними рынками, создает необходимое для сегодняшних финансовых трансакций "спекулятивное поле" (в позитивном смысле). Здесь, однако, существует тонкая грань: важно не превратиться в площадку для отмывания "теневых" капиталов, адекватно сбалансировать риск и доходность. Участие государства должно быть разумно минимизировано. Правительство Кыргызстана должно проявить политическую волю, создав определенный набор мягких правил и обеспечив их стабильность.
Инвестиции как ключ к экономическому росту Кыргызстана
В 2003 г. Кыргызстан отметил 2200 лет своей государственности. Доказательства длительной истории страны – в наскальных рисунках в районе озера Иссык-Куль, на башне Бурана, на юге Ферганской долины, где древний город Ош когда-то был крепостью Александра Великого. Как и в былые времена, когда Кыргызстан был связующим звеном между северным и южным маршрутами Шелкового пути, страна является торговым перекрестком и перевалочным пунктом между Европой и Азией.
Кыргызская Республика – небольшая страна. Она расположена в отдалении от мировых рынков, подвержена природным катаклизмам, имеет ограниченные институциональные и иные мощности, а также узкую базу для диверсификации экономики ввиду малых размеров рынка.
Малые страны в условиях глобализации вынуждены максимально открывать свои рынки и предоставлять разного рода налоговые преференции, так как из-за ограниченных производственных факторов иностранные инвестиции и трансферты мигрантов играют очень важную роль.
За 16 лет независимости Кыргызстан добился прогресса прежде всего в проведении демократических реформ и развитии индустрии гостеприимства. Транспортные сети, сфера коммуникаций, сектор развлечений и туристический бизнес значительно расширились и заметно улучшились.
В настоящее время очевидны значительные положительные изменения в реформировании экономики страны. В результате интенсивной приватизации доля частного сектора в промышленности достигла 88,6%, в строительстве – 58,7, на транспорте – 56,9, в торговле и общественном питании – 97, в бытовом обслуживании – 99,85%. Таким образом, основная часть предприятий находится в негосударственном секторе, их деятельность регулируется рыночными отношениями.
По оценке Европейского банка реконструкции и развития, Кыргызстан добился определенных успехов в проведении рыночных реформ по сравнению с ближайшими соседями (таблица).
Таблица. Показатели процесса перехода к рынку разных стран в 2006 г.
Примечание. Оценки показателей даются по пятибалльной шкале от 1 до 4+, где 1 соответствует отсутствию какого-либо отхода от жесткой централизованно планируемой экономики, а 4+ означает достижение стандартов рыночной экономики, характерных для промышленно развитых стран.
На ближайшие годы страна поставила перед собой амбициозную задачу: добиться ежегодного 8-10-процентного роста экономики. Это требует как минимум доведения доли прямых иностранных инвестиций в экономику до 10-15% от объема ВВП, а общего объема инвестиций – до 25- 35 % от общего объема ВВП.
Реализации подобных глобальных планов препятствует ряд фундаментальных трудностей, которые в настоящее время испытывает страна. Так, экономический рост в Кыргызстане может стать устойчивым только в том случае, если он будет происходить системно, а не выборочно, как сейчас. До сих пор страна полагается на капитал, аккумулированный в советский период; он в настоящее время очень быстро амортизируется. Это особенно заметно в таких областях, как сельское хозяйство, ирригация, дороги, сети энергоснабжения, социальная инфраструктура и т. д.
Важно отметить, что увеличение инвестиций может происходить только в результате общего улучшения инвестиционного климата в стране. Эта задача намного сложнее, чем реализация нескольких крупных инвестиционных проектов. Подобного улучшения инвестиционного климата невозможно достичь только при помощи чисто экономических мер, здесь необходимо осуществление комплексных действий в сферах государственного управления, безопасности и социального развития.
Узкий внутренний рынок заставляет искать пути выхода кыргызских продуктов на рынки других стран. В связи с этим особую важность приобретает налаживание регионального сотрудничества в Центральной Азии. В настоящее время проблема границ и неопределенность во взаимоотношениях с соседями ограничивают доступ к новым потенциальным рынкам и сдерживают устойчивую добычу и использование природных ресурсов. Отсутствие надлежащего регионального сотрудничества в Центральной Азии влияет на возможности решения острых проблем региона, связанных с обеспечением водой, энергией, развитием инфраструктуры дорог.
Динамика инвестиций
В Кыргызской Республике за 1991-2006 гг. была разработана законодательная база и сложилась правовая система, закрепляющая права собственности юридических и физических лиц. Доля государственной собственности за годы реформ значительно снизилась во всех секторах экономики, за исключением базовых отраслей. Общий уровень приватизации составил 70%. Многие государственные объекты переданы в коммунальную собственность. Одним из последних стратегических решений, принятых в 2006 г., является утверждение законодательной ветвью власти республики (Жогорку Кенешем) Программы приватизации государственной собственности на 2006-2007 гг., согласно которой республика приступает к завершающей стадии приватизации. По информации Госкомимущества Кыргызстана, государству по-прежнему принадлежат доли в 122 АО и ООО (в 71 из них контрольный пакет акций – у государства); общая номинальная стоимость госсобственности в данных юридических лицах превышает 10 млрд сомов (264 млн долл.).
В качестве примера улучшения инвестиционного климата в республике можно привести данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики. В 2006 г. в Кыргызстан по ступило 2514 млн долл. всех видов иностранных инвестиций (без учета оттока), что выше уровня предыдущего года на 15,8%. Объем прямых иностранных инвестиций в 2006 г. в сравнении с 2005 г. возрос в 1,6 раза (рис. 1).
Рисунок 1. Несмотря на сложную политическую ситуацию, в стране отмечается постепенный рост инвестиций в экономику
Рост объясняется увеличением притока прочего капитала в форме прямых инвестиций, то есть прямые инвесторы осуществляли инвестиции в совместные предприятия в форме торговых кредитов, заемных средств и предоставления кредитных ресурсов, которые используются предприятиями прямого инвестирования для пополнения оборотных средств, приобретения сырья и материалов.
По-прежнему приоритетными видами экономической деятельности для инвесторов являются обрабатывающая промышленность (42% поступивших инвестиций), финансовая деятельность (18,4%), горнодобывающая промышленность (16,6%) (рис. 2).
Рисунок 2. Наибольший интерес для иностранных инвесторов представляют промышленный и финансовый сектора экономики
В 4,7 раза (3,6 млн долл.) выросли прямые иностранные инвестиции в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство. Такое положение дел складывается вследствие того, что иностранные инвесторы, в частности инвесторы из некоторых стран СНГ, считают более выгодным предоставлять торговые кредиты предприятиям перерабатывающей промышленности, а не приобретать их продукцию на условиях рыночных сделок купли-продажи. Это связано с тем, что себестоимость продукции, произведенной на территории республики, ниже, чем себестоимость продукции, произведенной на территории Узбекистана или Таджикистана. Более того, в соседних странах цены на некоторые виды сельскохозяйственной продукции различной степени переработки устанавливаются правительствами этих стран, а в Кыргызстане ценовая политика диктуется условиями рынка.
Двукратное увеличение притока прямых иностранных инвестиций в отрасль связи (9,3 млн долл. в 2006 г. против 4,2 млн долл. в 2005-м) обусловлено вводом в действие новых производственных мощностей успешно развивающихся компаний – операторов сотовой связи. В целом при условии демонополизации отрасли, увеличения числа операторов на рынке связь является перспективной сферой для прямых иностранных инвестиций. В случае успешной приватизации АО "Кыргызтелеком" можно ожидать постоянного роста объемов прямых иностранных инвестиций в данную отрасль на уровне не менее 25-30% ежегодно.
В других сферах экономики также наблюдался рост инвестиций: в операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг потребителям инвестиции выросли в 3,4 раза (25,3 млн долл.), горнодобывающую промышленность – в 2,3 раза (55,8 млн долл.), обрабатывающую промышленность – в 1,5 раза (141 млн долл.), финансовую деятельность – в 1,5 раза (61,8 млн долл.), торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – на 22,3% (26,7 млн долл.)
Увеличение притока прямых иностранных инвестиций в акционерный капитал подтверждается ростом в 2006 г. импорта инвестиционных товаров (машин, оборудования, приборов, транспортных средств и других непотребительских товаров).
Из стран вне СНГ поступило 178,4 млн долл. прямых иностранных инвестиций, что на 10,8% больше, чем в 2005 г. Основными странами-инвесторами являлись Германия (15,9% от общего объема таких инвестиций), Великобритания (11,3%), Кипр (6,9%). Более всего инвестиций из Германии и с Кипра поступило в обрабатывающую промышленность, из Великобритании – в горнодобывающую промышленность. Анализ географического распределения прямых инвестиций из стран – членов СНГ показывает, что ежегодный прирост прямых инвестиций из этих стран составляет около 30% и сегодня объем прямых иностранных инвестиций из стран СНГ достигает 24% от валового объема прямых иностранных инвестиций. В 2006 г. приток прямых иностранных инвестиций из стран СНГ по сравнению с 2005 г. возрос в 3,2 раза и составил 157,2 млн долл. При этом их удельный вес в общем объеме поступивших инвестиций увеличился на 23,3% (в основном за счет инвестиций, поступивших из Казахстана). Доля вложений, осуществленных инвесторами из Казахстана, составила 40,7% от общего объема поступивших инвестиций, России – 5,9%. Инвестиции из Казахстана были направлены в основном в обрабатывающую промышленность и финансовый сектор, из России – в горнодобывающую промышленность, торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования. Необходимо отметить, что инвесторы из России принимают участие в инвестиционном процессе как через капитальные вложения, так и через прочие прямые инвестиции.
В общем объеме наибольший удельный вес прямых иностранных инвестиций приходится на Бишкек – 46,7% (156,7 млн долл.), Чуйскую область – 29,7% (99,6 млн долл.) и Жалалабатскую область – 8,9% (29,9 млн долл.).
Несмотря на благоприятную статистику привлекаемых иностранных инвестиций, инвестиционный поток явно недостаточен, что в первую очередь обусловлено малой емкостью рынка страны, неустойчивой макроэкономической ситуацией, неблагоприятной институциональной средой, неполным использованием потенциальных преимуществ, связанных с членством в ВТО.
Государство и инвесторы
Следует отметить, что в Кыргызстане установлен либеральный инвестиционный режим, позволяющий инвесторам получить доступ практически ко всем секторам экономики. Представители иностранных государств имеют право принимать участие в приватизации, покупать акции и ценные бумаги кыргызских компаний. На иностранных инвесторов распространяется национальный режим. Это правило применяется и в том случае, когда инвестор владеет долей предприятия, и когда он является его полным собственником. Иностранные инвесторы могут полностью или совместно с кыргызским или любым другим иностранным партнером владеть каким-либо предприятием. Только некоторыми видами экономической деятельности (приобретение в собственность сельскохозяйственных угодий, добыча полезных ископаемых, лесное хозяйство) иностранец может заниматься при обязательном участии кыргызского партнера. Закон об инвестициях устанавливает основные принципы инвестиционной политики государства и нацелен на улучшение инвестиционного климата и продвижение иностранных и внутренних инвестиций посредством обеспечения справедливого и равноправного законодательного режима для инвесторов и гарантированной защиты инвестиций в республике.
Либеральный деловой режим в Кыргызской Республике (по сравнению с другими странами Центральной Азии) представляет собой нечто особенное: налоговые ставки низки, таможенной пошлиной облагаются все товары из дальнего зарубежья. Импорт оборудования и сырья полностью освобожден от уплаты таможенных пошлин. Не существует ограничений на вывоз прибыли, национальная валюта Кыргызстана свободно конвертируется. Либерализация режимов внутренней и внешней торговли стала одним из самых важных мероприятий экономической реформы. Принятые меры привели к снижению тарифов на импорт, отмене тарифов и квот на экспорт, открытию рынка услуг для иностранных инвесторов. Товары и услуги, произведенные в Кыргызской Республике, получили режим наибольшего благоприятствования во всех 149 странах – членах ВТО. Членство в ВТО гарантирует стабильный торговый режим (в том числе и стабильные тарифы на импорт). Устойчивые торговые отношения Кыргызстана с Китаем, который стал членом ВТО, формируют огромный потенциал для экспорта на китайский рынок. Республика также является членом Евразийского экономического сообщества, ее товары и услуги имеют привилегированный доступ на рынки стран – членов ЕврАзЭС.
Конкурентоспособность отдельных отраслей
Инвестиционной привлекательностью обладают различные сектора экономики Кыргызстана. К примеру, развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в Кыргызской Республике дает перспективную возможность для всестороннего развития страны и ее интеграции в мировое сообщество. Кыргызстан имеет необходимые предпосылки для построения информационного общества: высокий образовательный уровень населения, качественную систему образования и базовую телекоммуникационную инфраструктуру. Рост продаж продуктов информационных технологий ведет к неуклонному повышению спроса на полупроводники, сырьем для которых является кремний. Потенциально Кыргызстан мог бы производить полукремния до 2000 т ежегодно, а монокристаллического кремния – до 150 т в год. Вместе с тем уровень информатизации кыргызского общества по сравнению с развитыми странами Запада составляет лишь 5-7%, а 6% парка вычислительных машин – устаревшие модели персональных ЭВМ.
Другим привлекательным для инвестиций сектором является туризм, который растет быстрыми темпами и считается одной из приоритетных отраслей экономики республики. Кыргызстан обладает значительным туристическим и рекреационным потенциалом и имеет большие возможности для развития как внутреннего, так и международного туризма. На территории республики расположено 14 курортно-рекреационных зон, 10 горных туристских и альпинистских зон. Величественные снежные хребты, цветущие сады и виноградники, пихтовые рощи, великолепные арчевники, леса из высокоствольных голубых тянь-шаньских елей, водопады, заросли облепихи и барбариса… На юге страны расположены реликтовые орехо-плодовые леса Арсланбоба, возраст которых превышает 3 тыс. лет. На кыргызской земле находится более двух тысяч высокогорных озер. Жемчужиной Тянь-Шаня называют озеро Иссык-Куль (в переводе с кыргызского языка – "горячее озеро"). Оно никогда не замерзает, купальный сезон здесь длится до ноября. Иссык-Куль – это великолепные песчаные пляжи, кристально чистая вода, минеральные источники, сочетание горного и морского климата, грязевое и термоминеральное лечение.
На территории Кыргызской Республики выявлены и разведаны месторождения различных полезных ископаемых, на базе которых действуют предприятия цветной металлургии и золотодобывающей промышленности. Кыргызстан является третьей страной – производителем золота в СНГ после России и Узбекистана. Известно более 30 месторождений золота, имеющих промышленное или близкое к нему значение, примерно столько же непромышленных объектов (некоторые из них при более углубленном изучении могут стать рентабельными для отработки), около 30 рудопроявлений с высоким содержанием золота и несколько сотен рудных точек. В настоящее время в стране эксплуатируются месторождения "Кумтор", "Макмал", "Солтон-Сары", "Куранжайлоо". Подготовлены к освоению месторождения "Джеруй", "Талдыбулак Левобережный", ведется подготовка к добыче золота на месторождениях "Джамгыр", "Куру-Тегерек". Оцениваются возможности эксплуатации месторождений "Бозымчак", "Насоновское", "Алтын-Джилга", "Коматор", "Ширальджин" и др.
Среди стран СНГ Кыргызская Республика занимает третье место после России и Таджикистана по гидроэнергетическим ресурсам. Кыргызстан сейчас имеет 18 электростанций с суммарной установленной мощностью 3677 МВт. Максимальная мощность системы достигает порядка 2700 МВт·ч при ежегодном объеме внутреннего потребления порядка 10 млрд кВт ·ч и экспорте электроэнергии в объеме около 2 млрд кВт ·ч в год. В общем энергобалансе на долю ГЭС приходится более 80%, причем 97% генерируемой мощности ГЭС сосредоточено на Нарынском каскаде. Доля электропотребления внутри страны от всей произведенной электроэнергии составляет примерно 85%. На электроэнергетику приходится около 5% ВВП, 16% объема промышленного производства, 10% доходов государственного бюджета.
Сельское хозяйство страны признано приоритетным сектором развития экономики. При этом удельный вес товарной продукции отраслей переработки сельскохозяйственной продукции в общем объеме товарной продукции составляет 22%. К основным продуктам сельского хозяйства относятся пшеница, овощи, хлопок и табак, а также продукция животноводства. Агробизнес предлагает широкие инвестиционные возможности, в особенности в перерабатывающей сфере. В настоящее время иностранные инвесторы могут брать в аренду земельные участки сроком на 99 лет, что является безусловным преимуществом на фоне соседних стран.
В области легкой промышленности насчитывается более 70 предприятий всех форм собственности. Наиболее значительные объемы продукции выпускаются 12 субъектами. Производство швейной продукции, базирующееся на некогда крупных фабриках (АО "Айгуль", АО "Теским", АО "БШФ им. ВЛКСМ", АО "Майлуу-Суйская швейная фабрика", АО "Келечек", ОсОО "Атакенч"), теперь занимает до 10% в общем объеме сектора. Остальная продукция производится индивидуальными предпринимателями в цехах и ателье на патентной основе. Ассортимент изготавливаемой продукции весьма широк: легкие платья, пальто, куртки, плащи, предметы быта и домашнего обихода, военное обмундирование, головные уборы и т. д.
Инвестиционное настроение
Несмотря на достижение относительной стабилизации, экономика Кыргызской Республики попрежнему остается слабой. Инвесторов продолжают пугать высокие налоги, несовершенная система таможенных пошлин, фискальный режим. Во взаимоотношениях с предпринимателями нет постоянных и твердых "правил игры" – они все еще регулируются государством. Рост в сельском хозяйстве на фоне падения в промышленности отражает тот очевидный факт, что в экономике страны индустриальная направленность постепенно уступает место сельскохозяйственной. При этом экономика развивается не интенсивным, а экстенсивным путем, что уже привело к росту мелкотоварного производства, использованию ручного труда, снижению уровня технологической переработки продукции и ее качества. При сохранении подобных тенденций экономика республики уже в ближайшем будущем по своей структуре будет соответствовать экономике слаборазвитых стран, а промышленный сектор будет представлен лишь отраслями, добывающими сырье и ориентированными на внутренний рынок. Бездумное привлечение международной помощи в прошлые годы, ее бездарное использование уже привели к тому, что внешний долг страны превысил все допустимые нормы.
Основными факторами, подпитывающими недовольство большинства населения республики, продолжают оставаться экономический кризис, отсутствие стабильных демократических и властных институтов и, что особенно важно, абсолютного лидера, способного получить кредит доверия от национального большинства. К этому присовокупляется то, что действующие политики решают не общенациональные, а клановые, семейные и личные проблемы. Основным следствием митингов 2006-2007 гг. является нагнетание напряженности вокруг проблемы разделения страны по принципу "Юг – Север". К сожалению, данный вопрос все более муссируется и властями, и оппозицией. Это еще больше усложняет и без того непростую обстановку.
В то же время все происходящие в стране процессы (несмотря на отдельные негативные моменты) являются признаком развития, а не стагнации, представляют собой ростки демократии. Можно согласиться со словами бывшего президента Кыргызстана А. Акаева о том, что Кыргызстан – "островок демократии в Центральной Азии", по крайней мере по сравнению с окружающими его странами, которыми руководят авторитарные режимы. Кыргызстан – это бурлящий котел, его народ стремится к переменам. В случае достижения общественного компромисса Кыргызстан может стать примером демократического развития.
Макропоказатели
В 1992 г. были либерализированы все основные цены, в мае 1993 г. Кыргызстан ввел национальную валюту – сом. Настроение было оптимистичное. Многие рассматривали Кыргызстан как "островок демократии" в Центральной Азии, отзывались о нем как о "второй Швейцарии, но лучше". Тем не менее переход от административно-командной экономики к рыночным отношениям оказался непростым: с одной стороны, резкое сокращение производства и доходов, совпавшее с быстрым ростом бедности (около 50% населения) в 1991- 1995 гг., с другой – экономическая стабилизация, рост в ограниченных секторах, например в сельском хозяйстве, золотодобыче и энергетике в 1996-1997 гг.
Последовавший в 1998 г. российский кризис в определенной степени притормозил дальнейшее развитие страны. С 2000 по 2006 г. в Кыргызской Республике имели место экономический рост, замедление инфляции, сокращение дефицита бюджета, стабилизация курса обмена валют при одновременном нарастании проблемы внешнего долга. Важнейшей отраслью экономики Кыргызстана является сельское хозяйство, производящее более трети объема ВВП. В промышленности республики, производящей чуть более 11% ВВП, важнейшее место занимают цветная металлургия и горнодобывающая промышленность (около 60% всего промышленного производства), особенно добыча золота на месторождении "Кумтор". Это производство обеспечивает около 40% всего экспорта Кыргызстана. Стратегическое значение имеет водно-энергетический комплекс, второй по значению источник экспортных поступлений, – здесь есть перспектива замещения импорта энергоносителей. Достаточно сказать, что гидроэнергетический потенциал рек Кыргызстана в несколько раз превышает возможности Волги.
Если обратиться к статистике, то в 2006 г. в Кыргызской Республике по сравнению с предыдущим годом наблюдалась тенденция макроэкономической стабилизации и продолжался экономический рост. Номинальный объем ВВП сложился на уровне 113,2 млрд сомов (2,8 млрд долл.), темпы реального роста валового внутреннего продукта составили 102,7%. На повышение ВВП без "Кумтора" (5,1%) в основном положительно повлияли такие факторы, как увеличение торгового оборота (на 2,6%), рост в сельском хозяйстве (на 1,5%) и строительстве (на 18,2%). В то же время сокращение объемов производства в промышленности обусловило общее снижение роста ВВП на 1,7 процентного пункта.
По сравнению с предыдущими годами, когда в среднем рост ВВП составлял 6–7%, в 2006 г. экономика страны выросла только на 2,7%
Обменный курс сома к доллару США в 2006 г. укрепился на 7,7% и на конец года 1 доллар обменивался за 38,61 сома. Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, в 2006 г. вырос до 5,1%, в то время как индекс цен производителей промышленной продукции – на 5,3%. Минимальный потребительский бюджет составил всего 2 527,53 сома (66 долл.) в месяц на одного члена семьи, что лишает среднестатистического гражданина возможности иметь достаточный уровень потребления. Так, уровень бедности за 2006 г., рассчитанный по потребительским расходам, в прошлом году увеличился с 43,1 до 45,9%, а уровень крайней бедности достиг 13,9%. За чертой бедности в республике, по данным национальной статистики, находилось свыше 2,2 млн человек.
Индексы
По индексу экономической свободы фонда Heritage Foundation из 157 стран мира Кыргызская Республика с рейтингом 2,99 в 2006 г. находилась на 71-м месте – категория стран в основном со "свободной экономикой". По данному рейтингу Кыргызстан обошел такие страны, как Россия и Казахстан. По такому индексу, как уровень коррупции, который рассчитывается международной организацией Transparency International, Кыргызстан с рейтингом 2,3 в 2005 г. находился на 130-м месте вместе с такими странами, как Камбоджа и Венесуэла. По оценке международной консалтинговой компании Controls Risks (http://business.akipress.org/news/807), Кыргызстан занесен в группу стран, в которых политическая конъюнктура влечет за собой риски "среднего уровня". В то же время, по оценке Всемирного банка, в рейтинге "Легкость ведения бизнеса в стране" Кыргызстан в 2006 г. (по сравнению с 2005 г.) улучшил свои показатели и занял 90-е место, поднявшись со 104-го места (http://russian.doingbusiness.org/ExploreEconomies/Default. aspx?economyid=106). В то же время по такому параметру, как защита прав инвесторов, республика с рейтингом 33 осталась на прежнем месте, что свидетельствует об отсутствии изменений в данной сфере.
По оценке Всемирного банка Кыргызстан в 2006 г. улучшил свой рейтинг по показателю легкости ведения бизнеса
В работе использовались данные Национального статистического комитета КР, Национального банка КР и различные web-ресурсы Интернета.