Интеграция — ключ к региональной безопасности в Центральной Азии
Террористические акты потенциально возможны в любое время в любом государстве, но наименее вероятны там, где принимаются превентивные меры
Берик Имашев
Интеграция – ключ к региональной безопасности в Центральной Азии
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №3-2007, стр. 06-11
Несмотря на спектр потенциальных угроз, включая терроризм, наркотрафик, религиозный экстремизм, регион Центральной Азии сохраняет относительную стабильность. В Казахстане вопросы обеспечения национальной безопасности изучает специальный орган при Президенте Республики Казахстан – Совет Безопасности. Свою историю этот орган ведет с 1991 г., когда Указом Президента Казахской ССР от 21 августа был образован Совет Безопасности Казахской ССР, а позднее Указом Президента Республики Казахстан от 17 июня 1993 г. был преобразован в Совет Безопасности Республики Казахстан. В интервью журналу "Экономические стратегии – Центральная Азия" Берик Имашев, который является Секретарем Совета Безопасности с января 2007 г., рассказывает о том, какие угрозы и вызовы стабильности стоят перед современным Казахстаном и шире – перед регионом Центральной Азии. |
Берик Мажитович, каковы приоритетные направления Вашей работы в должности Секретаря Совета Безопасности Республики Казахстан? Как широко простирается сфера компетенции Вашей организации?
Совет Безопасности является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан, круг полномочий Секретаря Совета Безопасности обозначен в соответствующем Указе о Совете Безопасности. Помимо подготовки заседаний Совета, которые проходят в Казахстане регулярно под председательством Президента, мы ежедневно проводим кропотливую аналитическую работу по основным направлениям защиты национальных интересов и выявлению угроз национальной безопасности.
За годы независимости у нас создан хороший аналитический центр, наши специалисты проводят мониторинг актуальных проблем государственной политики и информируют главу государства. Анализируя ту или иную ситуацию, Президент сам дает нам задание проработать какой-то отдельный вопрос. В целом организация и порядок деятельности Секретариата Совета Безопасности определяются Президентом Республики Казахстан.
Однако важно понимать, что все наши основные функции связаны с предотвращением угроз национальной безопасности по шести классическим направлениям: внешней, военной, экономической, общественной, информационной и экологической безопасности.
В настоящее время проблемам безопасности придается большое значение. Является это следствием реального возрастания угроз безопасности или обусловлено ослаблением правящих режимов? Насколько сегодня угрозы национальной безопасности отличаются от угроз, имевших место в первые годы независимости Казахстана?
Действительно, в последнее время проблема безопасности приобрела чрезвычайную важность. После событий 11 сентября 2001 года во всем мире поняли, что даже самое защищенное, политически мощное государство не может чувствовать себя вне опасности. Мир хрупок, он невозможен без сохранения баланса интересов на международной арене.
Что касается угроз безопасности Казахстана, наши задачи сегодня кардинально отличаются от тех, которые были актуальны в первые годы после обретения независимости. В тот период имели место реальные угрозы, обусловленные внутренними причинами, речь шла об экономической безопасности. Для их преодоления наше государство проводило последовательную социально-экономическую и внутреннюю политику. Сегодня можно говорить лишь о потенциальных угрозах. Поэтому на повестке дня развитие международного сотрудничества с целью укрепления региональной и глобальной безопасности.
Разумеется, есть потенциальные и реальные проблемы. Но они не могут быть решены раз и навсегда. Нужно постоянно работать, развивать экономику, совершенствовать межнациональные отношения в республике. Если сегодня мы будем уповать только на рост цены барреля нефти, то завтра нам гарантирована "голландская болезнь".
Берик Мажитович, что, на Ваш взгляд, в первую очередь угрожает стабильности центральноазиатских государств? Каково Ваше видение ситуации в регионе? И какие прогнозы ее развития Вы можете предложить?
Эксперты и политологи из разных стран сходятся во мнении, что сегодня судьба глобальной безопасности решается в Центральной Азии. Даже появилось такое понятие, как "Большая Центральная Азия". Когда мы говорим о Большой Центральной Азии, то имеем в виду как минимум правомерность существования этого понятия в рамках присоединения к этому региону таких очагов глобальной конфликтности, как Афганистан. В рамках более узкого понятия – Средняя Азия и Казахстан – проблем глобальной безопасности гораздо меньше.
Но в целом нестабильность государств Центральной Азии действительно угрожает стабильности более широкого региона. Если вспыхнет Центральная Азия, то это сразу скажется на России, а Россия – один из основных глобальных игроков. Следовательно, это отразится на глобальной безопасности в целом.
Но в основном в странах Центральной Азии, в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане превалируют проблемы внутренней безопасности. Проблема внешней безопасности, как известно, острее всего стоит в Таджикистане, поскольку он граничит с Афганистаном. Положение в Афганистане вызывает у нас большую озабоченность, и в первую очередь афганский наркобизнес, который вовлекает центральноазиатские государства, и в том числе Казахстан, в дугу нестабильности.
Думаю, что если усилится интеграция, взаимодействие между нашими странами, то можно рассчитывать на благоприятное развитие событий, если же возобладают центробежные силы, то возможны разные сценарии. Но в любом случае и нам, и, наверное, детям и внукам нашим предстоит много работать, чтобы обеспечить благоденствие и стабильность в регионе. Посмотрите, Афганистан уже 30 лет воюет, я еще студентом был, когда там началась война.
Как Вы считаете, можно ли назвать Казахстан лидером Центрально-Азиатского региона?
Я бы не хотел употреблять слово "лидер". Хотя, бесспорно, Казахстан в известной степени может служить примером для своих соседей, в частности в решении экономических и социальных проблем. Когда у человека все есть, он благоденствует, ему не надо никаких потрясений и он не пойдет за экстремистскими и радикальными группировками.
Имеются ли механизмы для укрепления региональной безопасности и сотрудничества в Центральной Азии?
Сегодня укрепляются экономические механизмы такого сотрудничества. Известно, что казахстанский бизнес активно работает в соседних странах. Но ведь и к нам в поисках работы приезжают мигранты из Кыргызстана, Узбекистана и Таджики стана. Миграция оказывает большое влияние как на экономику, так и на вопросы безопасности. Пример России и Грузии показал, что грузинские гастарбайтеры фактически создали альтернативную экономику для Грузии. Таким же образом и у нас в Казахстане приезжие зарабатывают деньги и отправляют на родину своим семьям. Необходимо все эти потоки учитывать. Поэтому, не усугубляя ситуации, Казахстан сделал беспрецедентный шаг – у нас было принято решение о разовой легализации трудовых мигрантов. Объективно потребности в рабочей силе в нашей стране есть, хотя существуют и противники этого подхода, которые требуют защитить национальный рынок труда. Тем не менее наш Президент проводит взвешенную политику в этой сфере.
Эти экономические механизмы работают в дополнение к государственным механизмам. Само собой разумеется, что такие организации, как ОДКБ и ШОС, являются неотъемлемой составляющей системы обеспечения региональной безопасности. Я уже не говорю о таких каналах сотрудничества правоохранительных органов стран региона, как взаимодействие в сфере борьбы с наркотрафиком и т. д.
Каким образом на сегодняшний момент Казахстан может обеспечить свою безопасность? Закрыть границы?
Сегодня это в принципе невозможно, особенно для Казахстана с его протяженными границами. Вообще, в эпоху стремительного развития информационных технологий и технологического прогресса изолироваться от мира нереально, да и не нужно.
Для развития экономики и соответственно решения проблем региональной безопасности странам региона Центральной Азии необходимо объединяться. Наш Президент уже выступил с инициативой создания Союза центральноазиатских государств. Я также считаю, что другой альтернативы для полноценного развития региона нет. Я вижу три составляющие реализации этой инициативы: политическая воля на государственном уровне, общественная поддержка и стремление национальных элит к интеграции.
Конечно, имеются, как вы знаете, и противники этой идеи. Иногда, я думаю, в их взглядах есть элементы добросовестного заблуждения, иногда сквозит ура-патриотизм. Но в плане обеспечения региональной безопасности интеграция – наиболее эффективный путь, это ключ к стабильности региона. Есть идеальная модель – Европейский союз: на фоне создания общего экономического пространства никто не покушается на суверенитет и территориальную целостность его членов. В устойчивом интегрированном регионе Центральной Азии будут заинтересованы и глобальные игроки, прежде всего Соединенные Штаты.
Как Вы думаете, есть ли перспективы более широкой интеграции на постсоветском пространстве?
Полагаю, что у СНГ есть определенные перспективы. Сначала создание СНГ рассматривали как попытку восстановить прежние связи, но практика показала, что это невозможно. Тем не менее у стран на постсоветском пространстве есть общие проблемы, которые нужно решать совместными усилиями. Пути наши разошлись, но нас все еще соединяют невидимые нити.
Поэтому необходимо продолжить работу по совершенствованию Содружества и по развитию таких объединений, как ЕврАзЭС и ЕЭП.
Сегодня для многих стран проблемы экстремизма и терроризма становятся все более актуальными. Можно ли прогнозировать усиление террористической угрозы в ближайшем будущем?
Действительно, проблемы экстремизма и терроризма сохраняют актуальность, а следовательно, растет угроза национальной безопасности. Что касается террористических актов, то думаю, что они потенциально возможны в любое время в любом государстве, но наименее вероятны там, где принимаются превентивные меры. По крайней мере у нас в Казахстане борьба с терроризмом строится исходя из этого принципа. Во внешней политике мы придерживаемся миролюбивой позиции – не участвуем ни в каких военных конфликтах, возникающие проблемы решаем дипломатическим путем в рамках общепризнанных международных организаций. Но в то же время мы поддерживаем международное сообщество, которое выработало определенные методы борьбы с экстремизмом и терроризмом. У нас есть закон о борьбе с экстремизмом и терроризмом, а также список экстремистских и террористических организаций, запрещенных на территории нашей страны, которым, в частности, руководствуются силовые структуры и суды. Этот список, кстати, был согласован в рамках наших интеграционных связей. Наш Антитеррористический центр Комитета национальной безопасности координирует деятельность национальных спецслужб, сотрудничает с соответствующими структурами других стран. И, разумеется, Казахстан присоединился ко всем международным соглашениям по противодействию терроризму. У нас в стране есть уникальная организация – Ассамблея народов Казахстана, которую мы сейчас все больше вовлекаем в политические процессы, полагая, что это позволит наиболее адекватно представить разные национальные сообщества в парламенте. Также в Казахстане проводятся съезды мировых и традиционных религий. Вот вам еще один способ предотвращения экстремизма.
Вы упоминали о проблеме наркобизнеса. В ближайшие годы, по мнению отдельных экспертов, рост потребления наркотиков может стать для Казахстана проблемой номер один. Какие меры борьбы с наркобизнесом и наркоманией принимаются в республике?
Пока в Афганистане не будет легальной экономики, которая сможет вытеснить наркоиндустрию, эту проблему решить не удастся. Учитывая тот факт, что транзитный путь поставки наркотиков в Европу лежит через страны Центральной Азии, в том числе через Казахстан и Россию, мы в первую очередь заинтересованы в ее решении. На данном этапе мы должны вместе с мировым сообществом поддерживать международные инициативы, направленные на восстановление экономики Афганистана. С другой стороны, хорошие результаты дает сотрудничество наших спецслужб со спецслужбами Таджикистана и России в деле пресечения поставок.
Но я считаю, только правоохранительными мерами проблему наркомании не решить. Очень важны также профилактические меры, сильная антинаркотическая пропаганда, разъяснительная работа с населением. В России, например, этим активно занимаются различные фонды, проводятся акции против наркотиков в национальном масштабе.
Подобные программы есть и у нас, например "Астана без наркотиков". В идеале хотелось бы сделать весь Казахстан зоной без наркотиков. На данном этапе рост числа наркозависимых у нас в республике стабилизировался, есть даже некоторое снижение.
Хотя урожай опиумного мака в Афганистане в этом году больше, чем в предыдущем. В такой ситуации налаживание нормальной жизни в Афганистане невозможно, тем более, что в последнее время усилились позиции движения "Талибан". И все-таки мы не теряем оптимизма, участвуем в разных проектах в Афганистане, оказываем посильную помощь. Пока обстановка там не изменится, у нас будут проблемы.
Охарактеризуйте, пожалуйста, отношения Казахстана с такими государствами, как Россия, США и Китай. Соприкасаются ли стратегические интересы этих стран в Центральной Азии?
Я уже упомянул, что стабильность в Центральной Азии влияет и на глобальную безопасность. Вместе с энергетическим фактором это повышает важность региона в мировом масштабе, по этому здесь представлены все мировые игроки. И США, и Россия, и Китай присутствуют на нашем рынке, тем более, что мы проводим многовекторную политику и готовы сотрудничать со всеми государствами. Самое главное – чтобы соблюдались наши национальные интересы.
Если говорить о США, то в свое время крупные американские инвестиции и технологии первыми пришли в казахстанскую экономику, стали ее локомотивом. За прошлый год внешнеторговый оборот между нашими странами составил 13 млрд долл.
Китай – наш великий сосед. Если нашей стране пришлось начинать взаимоотношения с США в новейшее время, то история отношений между нашим и китайским народом очень долгая и имеет для нас важное значение. Среди основных политических достижений следует отметить предоставление Китаем Казахстану гарантий безопасности, окончательное урегулирование пограничного вопроса, подписание Соглашения о сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек. В перспективе – расширение энергетического сотрудничества с Китаем.
Россия – это проверенный временем стратегический партнер Казахстана, связи с которым носят традиционный исторический характер. С российскими государственными органами у нас самые тесные контакты. Мы можем оперативно решать любые проблемы даже на неформальном уровне. Но естественно, что даже при таком тесном партнерстве приоритетами для нас являются национальные интересы, благополучие страны, ее безопасность.
Руководство Республики Казахстан всегда уделяло большое внимание делам ШОС. Это подтверждают заявления Президента Казахстана о приоритетах внешнеполитического курса. Какие новые задачи, по Вашему мнению, стоят перед ШОС в условиях быстро меняющейся международной и региональной политико-экономической ситуации? Какие направления сотрудничества между государствами – членами ШОС представляются Вам наиболее перспективными?
За прошедшие годы ШОС прошла этап становления, доказала свою жизнеспособность и теперь является гарантом стабильности в регионе. Интерес к этой организации растет. В очередной ее сессии, которая прошла в Бишкеке, участвовали не только страны, имеющие статус наблюдателя, – Иран, Индия, Пакистан, Монголия, но и Туркменистан и Афганистан, то есть на повестке дня может стоять вопрос о расширении ШОС. Но целесообразно ли такое расширение? Основа деятельности ШОС – это все-таки экономическое сотрудничество между странами-членами, а потом уже борьба с экстремизмом, терроризмом, нелегальной миграцией.
Берик Мажитович, давайте вернемся к внутренним проблемам. Президент Казахстана поставил перед страной амбициозную задачу: республика должна войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. А какие критерии конкурентоспособности, по Вашему мнению, являются основными?
Я не экономист, чтобы детально рассуждать на эту тему. Эксперт в этом вопросе, международный консультант Майкл Портер показал, какие именно направления Казахстан должен развивать, чтобы решить эту задачу. Наша цель – избежать "голландскую болезнь" и преодолеть сырьевую зависимость. Кстати, та же самая проблема стоит и перед Россией. В этом плане у нас есть очень четкие критерии, как развивать внутреннее производство, технологические сектора, экспорт своих товаров. Созданы институты развития, которые осуществляют инвестиции в национальную экономику. Вы сказали: "амбициозная задача". Хочу подчеркнуть, что тут дело не в амбициях, это не прихоть, а осмысленное решение, которое принято на основе анализа национальной конкурентоспособности, проведенного как ведущими мировыми, так и казахстанскими экспертами.
Какая ситуация сложилась в настоящее время в сфере охраны государственной границы Казахстана и что предпринимают органы государственной власти для обеспечения безопасности границ нашей страны?
У нас протяженная сухопутная граница. Ее делимитация фактически уже проведена. На сегодня полностью демаркирована граница с Китаем. Проводятся и завершаются демаркационные работы на границах с Россией, Узбекистаном и Туркменистаном. Неурегулированными пока остаются вопросы демаркации казахстанско-кыргызской границы.
Мы проводим модернизацию пограничной службы в рамках технического переоснащения силовых структур. Государственное внимание к укреплению пограничной безопасности позволило значительно увеличить плотность охраны границы, особенно на южных рубежах.
Считаю, что пограничные службы должны действовать четко, не мешая экономическому развитию. Иначе охрану границы можно довести до абсурда – начать проверять все вагоны, и завтра никто не захочет везти грузы через нашу территорию. Иначе говоря, мы стремимся использовать современные методы, гибко реагировать, постоянно повышаем профессиональный уровень и совершенствуем техническое обеспечение пограничников.
Берик Мажитович, какие принципы управления Вы можете назвать в качестве основных в организации работы в целом и в обеспечении деятельности возглавляемого Вами аппарата Совета Безопасности в частности?
Управленческую науку как таковую я не изучал, поэтому не могу сказать ничего конкретно. Наверное, немного изменю вопрос: в чем специфика организации работы в Секретариате Совета Безопасности? И на него отвечу.
Наша работа требует, с одной стороны, специалистов широкого профиля, которые в состоянии осмысливать проблемы в целом с позиций геополитики, а с другой стороны – узких специалистов. Так, понимание внешних и внутренних проблем безопасности требует комплексного подхода. Хотя в незнакомых сферах мне очень помогает мое юридическое образование – вычленять важное, структурно мыслить, выстраивать логические связи.
Помню, еще во времена застоя, когда учился в МГУ на юридическом факультете, к нам приехал с лекцией профессор с юридической кафедры одного японского университета. Мы спросили у него: куда пойдут работать ваши выпускники? И он ответил: во все отрасли, в том числе в промышленность. Мы удивились такому ответу, ведь мы привыкли, что юристы идут работать в прокуратуру, в суд. Теперь же, живя в условиях рыночной экономики, я понял, что юристы, политологи и социологи – это специалисты широкого профиля.
Другой урок мне также был преподан в МГУ. Покойный профессор Галкин на кафедре уголовного процесса пытался познакомить нас с сугубо философскими проблемами уголовного процесса. Однажды недовольные студенты спросили у него, зачем нам философия уголовного процесса, ведь мы идем заниматься практикой, работать в милиции. Профессор на это ответил: дорогие мои, понимаете, то, как написать протокол, вы через полгода сами научитесь, но моя задача сейчас – научить вас думать этими категориями. Чем больше проходит времени, тем чаще я вспоминаю эти золотые слова, понимаю, что есть учителя от Бога… Независимо от того, куда ты пойдешь работать и чем будешь заниматься, есть базовые знания и ценности, которые должны быть заложены в каждом из нас в молодости.