Институт советской торговли, курс придворной интриги
Рейтинг наиболее стратегичных образовательных учреждений России
Материал подготовлен центром рейтингов и сертификации Института экономических стратегий при участии О.В. Немковой, С.А. Побываева и Л.В. Полковниковой
Курс придворной интриги
"Экономические стратегии", №04-2008, стр. 100-105
В удостоверении личности, выданном мне одним умнейшим человеком – саратовским начальником районной милиции… проставлено им собственноручно: профессия – паразит, образование – лженаучное, убеждения – беспринципный.
А.Н. Толстой. Хождение по мукам
Истории свойственно повторяться, она, как пони, все бегает и бегает по кругу, разве что круги получаются концентрическими и расходящимися. Во времена оные семь городов оспаривали право считаться родиной Гомера. В нынешний прагматичный век жизненные приоритеты слегка изменились, и несколько образовательных центров спорят сегодня о том, который из них можно назвать первой в мире школой бизнеса.
Большая часть специалистов сходится во мнении, что самая старая школа – это European School of Management, основанная в 1819 г. Но, например, в Wharton School уверены, что именно она и есть первая в мире бизнес-школа; год ее основания – 1881. Первый прототип программы МВА появился в стенах Wharton School в 1900 г., а первой в современном понимании бизнес-школой является знаменитая Harvard Business School.
В России проблемы первенства среди школ, дающих бизнес-образование, не существует. Прародителем и одновременно базой российской системы подготовки предпринимательских кадров является Академия народного хозяйства (АНХ). Она была учреждена при Совете министров СССР в 1977 г. В той мере, в какой советское хозяйствование можно было назвать бизнесом, АНХ могла называться школой бизнеса. Обучали там методам управления, финансам, учету, планированию, коммуникации. В 1989 г. в условиях еще советского рынка по инициативе Правительства при Академии была создана Высшая коммерческая школа, чтобы готовить кадры для внешнеэкономической деятельности. Одновременно аналогичные школы были созданы в МГИМО и Академии внешней торговли. После 1992 г. под влиянием спроса развивающегося в России рынка начался процесс самопроизвольного бридинга образовательных учреждений бизнес-профиля, и в том же году они объединились под сенью Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО).
Парниковый эффект 1990-х
Сама по себе идея обучения предпринимательству сродни обучению искусству, например писательскому мастерству. Можно обучить бухгалтерскому учету, общей экономической теории, объяснить устройство финансовых систем и институтов, рассказать о системах управления качеством и принципах логистики. Но ни в одной школе невозможно обучить собственно искусству: ни писательскому, ни предпринимательскому и никакому иному, ибо творческие способности в той или иной области либо есть, либо их нет, и все здесь зависит только от Бога.
Необходимо отметить, что в мире в секторе бизнес-образования имеет место если не кризис, то по крайней мере предчувствие грядущих перемен. Развиваются тенденции, которые изменяют привычный прочный статус бизнес-школ. С развитием крупных компаний, обладающих мощной внутрикорпоративной культурой, все чаще появляются корпоративные университеты, где роль преподавателей выполняют служащие компаний. Значительную часть бизнеса в области подготовки управленческих кадров перетягивают на себя тренинговые фирмы.
Впрочем, новейшие тенденции в небольшой степени касаются России, где нет крупных высокотехнологических корпораций типа IBM или Microsoft, обладающих сильной культурой. Да и с культурой вообще дела обстоят неважно. Особенно с бытовой.
Россия начала 1990-х и, в значительной мере, начала нового тысячелетия не соответствовала ни ушедшим советским стандартам хозяйствования, ни современной общемировой практике бизнеса. По этой причине знания, полученные даже в лучших учебных заведениях, на практике не давали должного эффекта. В этом отношении показательно высказывание главы РАБО Л.И. Евенко, сделанное им в 2004 г.: "Американские школы бизнеса пытаются слить воедино академический и практический компоненты бизнес-образования. И тут возникает любопытная ситуация: для практической, менеджерской работы их выпускники оказываются перенасыщены знаниями.
А чтобы быть хорошим управленцем, нужны скорее такие качества, как воля, твердость. Лишние знания руководителю только вредят: человек начинает на практике проверять истинность теоретических выкладок, а это зачастую ведет к неприятным последствиям для реального бизнеса. Вот вам классический пример. Блестящий выпускник Гарварда Иосиф Бакалейник довел Владимирский тракторный завод до банкротства. Он строил свою стратегию исходя из расчета "стоимости денег", а ему надо было решать сугубо российскую проблему неплатежей".
Однако и отечественные бизнес-школы не всегда могли предложить адекватные решения в период бурных 1990-х гг. Зачастую преподавали там бывшие специалисты в области политэкономии социализма, и, разумеется, никто из них не знал и не мог знать всех реалий специфической российской бизнес-среды. В лучшем случае слушателям предлагалось познакомиться с действующим российским хозяйственным законодательством и кальками западных курсов.
В результате к настоящему времени отечественные бизнес-школы можно охарактеризовать словами того же Евенко: "Если приглядеться, даже лучшие российские школы бизнеса предлагают сегодня МВА образца 1970-х гг. (довольно академизированные, ориентированные прежде всего на передачу новых знаний). Для начала это лучше, чем ничего. Парадоксально, но как раз многие приезжающие к нам западные профессора получают низкие оценки учащихся из-за слишком упрощенного изложения (к этому привык западный слушатель). Что касается знаний, то американцы еще в 1980-е гг. поняли, что любое управленческое решение межфункционально и должно учитывать финансовые, маркетинговые, организационные и другие проблемы. В этот период для формирования у студентов МВА стратегического видения ситуации и системного мышления бизнес-школы США разработали междисциплинарные курсы по стратегическому менеджменту, управлению изменениями, политике бизнеса и т.д. При этом все модули программы логически связаны между собой. Наши школы бизнеса сегодня тоже пытаются вводить интегративные курсы. Однако сделать цельную, логически связанную программу под силу только высококвалифицированным преподавателям-единомышленникам. А у нас по-прежнему наблюдается большой дефицит кадров.
Да и в целом на программах МВА не сложилась еще культура преподавания. Настоящие коллективы появятся, видимо, лет через десять. Сейчас многие – не слаженные постоянно взаимодействующие коллективы, а скорее сумма преподавателей. Получается замкнутый круг: слабые кафедры, отсутствие научно-прикладной работы в сфере менеджмента, слабо подготовленная профессура школ".
Таким образом, отдельные фрагменты курсов, читаемых западными преподавателями, воспринимаются отечественной бизнес-аудиторией как избыточно примитивные, а российские программы отстают на поколение от интегративных западных. В результате наблюдается та же картина, что и практически в любой высокотехнологической отрасли: товар/услуги, произведенные с использованием технологий предшествующего уровня, не могут конкурировать с их аналогами, произведенными в рамках нового технологического уклада. По оценкам ректора Российско-немецкой высшей школы управления АНХ при Правительстве Российской Федерации В.К. Фальцмана, повышение конкурентоспособности российского бизнес-образования возможно за счет развития собственной научной базы. Однако науки, равно как и их финансирование, нынче не в моде. Притом, не только фундаментальные, но и сугубо прикладные, не только существующие за счет государственного бюджета, но и имеющие прямую и немедленную коммерческую выгоду.
Своеобразным компенсатором технологического отставания России в области подготовки предпринимателей является общая технологическая отсталость страны и ее крайне низкая доля на мировом рынке высокотехнологических товаров (по разным оценкам, от 0,3 до 0,5%). Низкий уровень управления и высокий уровень некомпетентности в вопросах ведения бизнеса имеют меньшее влияние на конечный результат в низкотехнологичных (преобладающих в России) секторах, чем в высокотехнологичных. Однако компенсация происходит за счет национального богатства страны. Так, если на Западе знания, в том числе управленческие и экономические знания, составляют 60-90% стоимости активов компаний и занимают такую же долю в совокупном национальном богатстве, то для России доля нематериального капитала в ее национальном богатстве не превышает, по данным Всемирного банка, 15%. Расходование невосполнимых ресурсов не компенсируется созданием капитала в иных формах. По этой причине национальное богатство страны сокращается. Величина сокращения составляет 13,4% от ВВП в год (доклад Всемирного банка, подготовленный к заседанию Генеральной Ассамблеи ООН, сентябрь 2005 г.).
Кадры решают все
Чтобы трезво смотреть на вещи, необходимо отдавать себе отчет в том, что российская экономика живет за счет экспорта ископаемых углеводородов и, отчасти, другого сырья и продуктов первого передела (пусть и в условиях исключительно благоприятной конъюнктуры). Все прочее представляет собой систему распределения нефтегазовых и сырьевых доходов подобно тому, как в условиях СССР система распределения была представлена торговой сетью. Последнюю обеспечивал кадрами Институт советской торговли, и в решении этой задачи был вполне адекватен требованиям. Несколько на ином уровне, но вполне аналогично, российский бизнес обеспечивается кадрами, адекватными перераспределительной системе. И пока это будет перераспределительная система, а не реальный бизнес, встроенный в систему глобальной конкуренции и предъявляющий реальный спрос на реальную услугу, а именно подготовку современных бизнесменов, уровень кадров не будет существенно отличаться от уровня работников советского прилавка. Здесь возможны возражения: как же может быть нереальным бизнес, если его капитаны имеют миллиардные состояния и не сходят со страниц журнала Forbes? Советские торгаши, конечно, были поскромней нынешних олигархов, но в данном случае вопрос в качестве, а не в масштабах. В отличие от своих соседей по страницам упомянутого издания они туда попали не путем "создания новых комбинаций" по Йозефу Шумпетеру, а в силу иных действий, охарактеризованных В.В. Путиным в интервью New York Times следующим образом: "Государство назначило олигархов миллиардерами, бесплатно отдав им государственные активы". Поэтому персонам, видящим себя в олигархических креслах, не стоит изучать бизнес, лучше обратиться к изучению курса феодальной интриги.
Вопрос о построении рейтингов бизнес-школ представляется достаточно непростым. Таковым он является и в развитых странах, где культура бизнес-образования насчитывает не один десяток лет, а возраст рыночной культуры исчисляется столетиями. Искаженное представление о той или иной школе дает унифицированный рейтинг. Сравнение различных университетов и школ становится сродни сравнению авторов произведений искусства, причем авторов, работающих не только в различных жанрах, но и в различных видах художественного творчества. Как, например, сравнить творчество писателя Сомерсета Моэма и художника Уильяма Тернера? По этой причине и Гарвардская, и Уортонская школы бизнеса в США отказались от участия в рейтингах. Европейский совет по проблемам бизнес-образования также не жалует составление рейтингов бизнес-школ. Не рекомендует своим членам участвовать в рейтингах и российская РАБО.
В российских условиях составление рейтингов бизнес-школ представляет собой еще более трудоемкую и неблагодарную задачу.
И тем не менее рейтинги составляются. Иностранные рейтинговые агентства также включают российские бизнес-школы в свои рейтинги, правда сугубо региональные.
Знакомясь с любым рейтингом, необходимо помнить о том, что это не портрет школы, не ее исчерпывающая характеристика, а определенный срез. Это нужно для того, чтобы за строками рейтингов не была потеряна уникальная культура каждого учебного заведения.
Кроме того, события последнего времени на рынке бизнес-образования России безусловно свидетельствуют о развитии. Верен ли вектор развития, развитие ли это в действительности, а не напрасная трата ресурсов – на эти и подобные вопросы в состоянии ответить разработанная Институтом экономических стратегий методология стратегической матрицы, логический алгоритм которой предполагает анализ качества целеполагания, ресурсной базы и эффективности системы в достижении результатов.
С 2005 г. данная модель с определенными модификациями используется для оценки стратегического потенциала различных областей экономической и социальной деятельности как за рубежом, так и в России. В зависимости от исследуемого объекта изменяется распределение баллов по блокам, и, следовательно, ключевые показатели, наполняющие узлы энниаграммы, а также их весовые меры. В результате адаптации методики к образовательным учреждениям было установлено, что оптимальное распределение баллов по трем блокам выглядит следующим образом (1):
- цели – 20 баллов;
- ресурсы – 40 баллов;
- реализация – 40 баллов.
Верен ли вектор развития?
Высшая школа бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова и Университет штата Джорджия в лице экономического факультета МГУ и бизнес колледжа Мэка Робинсона при Университете штата Джорджия заключили соглашение о партнерстве. В результате впервые в России представители бизнес-сообщества смогут обучаться по программе Executive MBA (EMBA). Программа стратегического лидерства рассчитана на аудиторию топ-менеджеров. Ее продолжительность составляет четыре семестра из расчета по три полных учебных дня в месяц (учитывая специфику обучаемого контингента). Рабочий язык преподавания – английский.
Данная программа является принципиально новой для России.
В США она входит в десятку лучших программ бизнес-образования, а по версии журнала Business Week – в пятерку лучших.
Выбор МГУ им. М.В. Ломоносова был отнюдь не случайным. Первый российский университет на протяжении всей своей истории был лучшим в стране и никогда не покидал десятки лучших университетов мира. Базирование сугубо практической программы лидерства непосредственно в цитадели фундаментального образования и фундаментальной науки может дать совершенно неожиданные новые комбинации уже не в теории, а на практике ведения бизнеса. Улучшение показателей школы по узлам "Целеполагание", "Бизнес-среда", "Адаптация".
Также с 2009 г. в России стартует программа Full-Time MBA, которую предлагает бизнес-школа "Сколково". В определенном смысле это выход на новый уровень преподавания: от "мы все учились понемногу" к регулярному получению теоретических знаний и практических навыков. Вообще, "Сколково" стоит несколько особняком в ряду российских учебных заведений бизнес-образования. Руководство школы намерено отказаться от традиционной лекционно-семинарской системы, создав новое коммуникативное пространство. Кроме того, преподаватели хотят, чтобы выпускник "получил стажировку на развивающихся рынках Индии и Китая, в Соединенных Штатах и Западной Европе. Выполнил реальные проекты трех типов: для публичного сектора, для коммерческого сектора и проект с нуля – так называемый "старт-ап". Школа "Сколково" намеренно дистанцируется от государства и ориентирована на то, чтобы конкурировать с ведущими мировыми школами бизнеса, по крайней мере в нише подготовки специалистов для работы на развивающихся рынках. Рост показателей школы по узлам "Выбор стратегии", "Адаптация", "Сети".
В перечне значимых событий года на российском рынке бизнес-образования отметилась и одна из наиболее известных бизнес-школ – МИРБИС. Ею было заключено соглашение о партнерстве с компанией Microsoft. В соответствии с соглашением с 2009 г. в школе будет организовано шесть мастер-классов по вопросам использования в управлении компаниями информационных систем Microsoft Dynamics. Мастер-классы проведут специалисты партнеров Microsoft: "АНД Проджект", GMCS, WillMore, NaviСon, "КОРУС Консалтинг" и "Омега-Плюс 91". Это представляется весьма интересным и значительным событием. Но гораздо более интересно и значительно то, что МИРБИС будет сотрудничать с компанией-гигантом, обладающей весьма сильной внутрикорпоративной культурой, что открывает возможности практического онлайнового изучения опыта строительства высокотехнологических корпораций. Повышение показателей компании по узлам "Ресурсы", "Адаптация", "Бизнес-среда".
Наконец, следует отметить закрытие специализированных программ Стокгольмской школой экономики, которая сосредоточилась исключительно на преподавании дисциплин в рамках курса МВА. Это вызвало определенное недоумение: специализированные программы СШЭ были уникальны и пользовались устойчивым спросом. Однако не стоит спешить с выводами: школа, под крышей которой вышли "Бизнес в стиле фанк", "Капитал пляшет под дудку таланта", "Корпоративная религия", "От хорошего к великому", просто не в состоянии будет предложить ординарный курс МВА. Спад показателей компании по узлу "Выбор стратегии".
ПЭС 8181/22.07.2008
Примечание.
1. Подробнее с данной методикой можно ознакомиться на сайте Института экономических стратегий или в брошюре "Методика оценки стратегического потенциала образовательных учреждений" (М.: Институт экономических стратегий, 2005).
Рейтинг «20 наиболее стратегичных бизнес-школ России» (по состоянию на июль 2008 г.). Выпуск 4(62)/2008
Положение
|
Бизнес-школы
|
Общий уровень стратегичности
|
Рейтинговый статус
|
Изменение по сравнению с июлем 2007 г.
|
Прогноз динамики стратегичности
|
|
2008 г.
|
2007 г.
|
|||||
1 |
1 |
Высшая школа бизнеса МГУ |
80,0 |
AAA |
3,0 |
|
2 |
3 |
Высшая школа маркетинга ГУУ |
75,1 |
AAA |
0,8 |
|
3 |
4 |
Высшая школа международного бизнеса АНХ |
69,3 |
AAA |
0,6 |
|
4 |
5 |
Московская международная высшая школа бизнеса "Мирбис" |
69,0 |
AAA |
0,7 |
|
5 |
2 |
Стокгольмская школа экономики |
68,8 |
AAB |
6,2 |
|
6 |
7 |
Институт бизнеса и делового администрирования АНХ |
67,7 |
AAA |
0,7 |
|
7 |
6 |
Московская школа социальных и экономических наук АНХ |
67,4 |
AAB |
0,3 |
|
8 |
9 |
Высшая школа информационного менеджмента ГУУ |
67,3 |
AAB |
0,5 |
|
9 |
12 |
Санкт-Петербургский международный институт менеджмента |
67,2 |
ABA |
0,8 |
|
10 |
10 |
Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ |
66,7 |
ААВ |
|
|
11 |
13 |
Высшая школа менеджмента СПбГУ |
66,5 |
AAA |
0,2 |
|
12 |
28 |
Московская школа управления "Сколково" |
65,4 |
AAB |
5,1 |
|
13 |
8 |
Высшая школа финансового менеджмента АНХ |
65,0 |
BAB |
2,0 |
|
14 |
22 |
Международный институт менеджмента ЛИНК |
64,7 |
BAB |
3,5 |
|
15 |
15 |
Институт новой экономики ГУУ |
63,8 |
АВА |
|
|
16 |
33 |
Межотраслевой институт развития инновационных технологий |
63,5 |
ABA |
3,8 |
|
17 |
11 |
Институт экономики и финансов "Синергия" |
63,1 |
BAB |
3,5 |
|
18 |
29 |
Международная школа бизнеса Финансовой академии |
63,0 |
ABB |
2,9 |
|
19 |
14 |
Московский институт международного бизнеса при ВАВТ Минэкономразвития РФ |
62,4 |
BAB |
2,7 |
|
20 |
16 |
Российско-немецкая высшая школа управления АНХ |
62,0 |
АВВ |
1,1 |
|
Рейтинг «20 наиболее стратегичных вузов России» (по состоянию на июль 2008 г.). Выпуск 4(62)/2008
Положение
|
Вузы
|
Общий уровень стратегичности
|
Рейтинговый статус
|
Изменение по сравнению с июлем 2007 г.
|
Прогноз динамики стратегичности
|
|
2008 г.
|
2007 г.
|
|||||
1 |
1 |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова |
76,5 |
AAA |
2,8 |
|
2 |
2 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
72,8 |
AAA |
|
|
3 |
3 |
Государственный университет управления |
68,3 |
AAA |
|
|
4 |
6 |
Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана |
64,7 |
AAA |
6,0 |
|
5 |
5 |
Государственный университет – Высшая школа экономики |
60,7 |
ABB |
||
6 |
4 |
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ |
60,5 |
ABB |
5,8 |
|
7 |
8 |
Московский инженерно-физический институт (Государственный университет) |
60,3 |
AAB |
2,3 |
|
8 |
9 |
Московский государственный институт стали и сплавов |
60,2 |
ABA |
2,5 |
|
9 |
7 |
Московский государственный институт международных отношений |
57,9 |
AAB |
0,4 |
|
10 |
10 |
Финансовая академия при Правительстве РФ |
57,3 |
BBB |
||
11 |
13 |
Московский физико-технический институт (Государственный университет) |
57,2 |
ABB |
0,4 |
|
12 |
11 |
Российский университет дружбы народов |
56,7 |
BBB |
0,5 |
|
13 |
16 |
Дальневосточный государственный университет |
55,9 |
ABB |
1,4 |
|
14 |
27 |
Московский авиационный институт (государственный технический университет) |
55,7 |
ABB |
3,7 |
|
15 |
12 |
Московский энергетический институт |
54,7 |
ABB |
2,3 |
|
16 |
32 |
Поволжский государственный университет |
54,3 |
ABB |
3,4 |
|
17 |
14 |
Новосибирский государственный университет |
54,0 |
BBB |
1,7 |
|
18 |
18 |
Томский государственный университет |
53,8 |
BBB |
|
|
19 |
20 |
Московский государственный университет путей сообщения |
53,2 |
BBB |
0,4 |
|
20 |
21 |
Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова |
52,8 |
ABB |
0,1 |
|