Институциональный пат оценки в России

Номер 2. Стартовый импульс

Исторический опыт функционирования рыночной экономики показывает, что серьезные и регулярные инновации требуют концентрации отрасли — утверждает председатель Международной Лиги стратегического управления, оценки и учета. Таким образом, по его мнению, исключение оценочных фирм из активного и ответственного участия в оценочной деятельности ставит институциональный пат инновациям и перспективам конкурентоспособной международной интеграции российской оценки.
 

Герхард Менш
Институциональный пат оценки в России
"Экономические стратегии", №02-2007, стр. 124

Менш Герхард Отто – председатель Международной Лиги стратегического управления, основатель-президент компании Investment in Innovation Ltd., профессор (Германия)

В условиях постиндустриального информационного общества инновации занимают определяющее место в вопросах экономического развития и конкурентоспособности. Для нормального инновационного процесса необходима дружественная институциональная среда, в которой инновации востребованы и осуществимы. Политики любят поговорить о пользе и необходимости инноваций, однако не так много для этого делают. Для таких стран, как Россия, где инновационный потенциал высок, а его реализация недостаточна, на первом месте стоит вопрос осуществимости инноваций. От решения этого вопроса зависит, в каком качестве интегрируется национальная экономика в мировую и какое она займет место в современном мире глобализации и международной конкуренции.

Международный опыт показывает, что страны с близким инновационным потенциалом реализуют свой потенциал неодинаково результативно. Причины этого – прежде всего в различиях их институциональной сферы. Устройство национальных институтов может быть как локомотивом, так и тормозом инноваций.

Локомотивы инноваций, ведущие к технологическим прорывам, это, как правило, такие институты, которые отличаются концентрированностью, предсказуемостью и восприимчивостью к новшествам. И наоборот, инновации не процветают в рассредоточенной, неопределенной в своем будущем, инерционной и регрессивной к новшествам институциональной среде. Такая среда – институциональный пат инноваций.

Вопрос успешной, конкурентоспособной интеграции российских институтов в международное пространство – это вопрос качества их построения. Не составляет исключения и институт оценки собственности.

Этот институт переживает в России бурное реформирование. Что несет в себе эта реформа: институциональный пат или технологический прорыв? Зависит от того, что станет с главными движущими силами инновационного развития – ухудшится или улучшится стратегически их положение.

Институционально главная роль в инновациях принадлежит сильным фирмам. В экономической теории данное положение известно как позиция Шумпетера – Гэлбрейта, согласно которой для успешного и регулярного технического прогресса необходимы сильные фирмы, обладающие и средствами, и стимулами для внедрения инноваций. Исторический опыт функционирования рыночной экономики показывает, что серьезные и регулярные инновации требуют концентрации отрасли. Ситуация, когда реформа признает главным участником оценки самостоятельных специалистов в этой области и дает их ассоциациям право устанавливать свои правила на рынке, не только очень сильно деконцентрирует оценочную отрасль в России, но и существенно снижает ее восприимчивость к инновациям. Маленьким фирмам или мелким участникам рынка выгодны не технологические прорывы, а консервация старых технологий, потому что на внедрение новых у них, как правило, нет ни сил, ни средств.

Исключение оценочных фирм из активного и ответственного участия в оценочной деятельности создает ситуацию институционального пата инновациям и перспективам конкурентоспособной международной интеграции российской оценки.

Следить за новостями ИНЭС: