IMHO-2007: «Стратегическая матрица России». Главные тенденции 2007 года

Номер 1. Медвежьи услуги

Описаны основные тенденции минувшего года в следующих девяти сферах жизни страны: управление, территория, природные ресурсы, население, экономика, культура и религия, наука и образование, армия (вооруженные силы), внешняя политика (геополитическая среда).

Татьяна Иванова
IMHO-2007: "Стратегическая матрица России". Главные тенденции 2007 года

"Экономические стратегии", №01-2008, стр. 76-84

Иванова Татьяна Александровна — заместитель генерального директора ИНЭС, директор центра корпоративных коммуникаций и развития ИНЭС.

Управление: "преемник-Президент" или "Президент-Премьер"?

Есть события, которые меняют жизнь людей, целых социумов и государств, продвигая их к новому состоянию, открывая несколько вариантов развития на годы и десятилетия, оказывая решающее влияние на судьбы регионов, континентов, всего мира. Именно таким событиям, способным воздействовать на вектор развития нашей страны, посвящен традиционный годовой рейтинг "Стратегическая матрица России". В соответствии с методикой стратегической матрицы, разработанной в Институте экономических стратегий, мы определяем важнейшие события в девяти основных сферах жизни страны: управление, территория, природные ресурсы, население, экономика, культура и религия, наука и образование, армия (вооруженные силы), внешняя политика (геополитическая среда).

2007 г. был богат на стратегические события во всех указанных сферах. Минувший год изменил нашу страну, в известном смысле стал решающим для многих сюжетов, которые в 2006 г. выглядели слишком "сырыми", чтобы их оценивать как стратегические. В целом 2007 г. можно назвать годом стратегических обретений – Россия более обрела, чем потеряла в этом году, а главной тенденцией стала политическая и экономическая стабилизация страны. Более того: мы начинаем обретать Россию, обретать новое, лишенное иллюзий представление о стране, в которой живем, о ее перспективах и месте в истории, задумываться об ее будущем вне терминов катастрофы и разрухи. Это тоже неплохо.

В рамках стратегической матрицы эффективность управленческих действий власти оценивается исходя из степени адекватности государственного управления тем задачам, которые по объективным причинам стоят перед страной в конкретный период.

Россия нуждалась в политической стабилизации, и политическая стабильность была достигнута, что, несомненно, относится к позитивным результатам управленческих усилий государственной власти в 2007 г. Однако за стабилизацию власть расплатилась ощущением временности достигнутого результата, ростом в массах неуверенности в будущем, утратой политической активности, цементированием разрыва между властью и народом. Единственной ниточкой, связывавшей власть и народ, в 2007 г. оставался Президент В.В. Путин, который сделал попытку утвердиться в статусе национального лидера. Выборы в Государственную думу 2 декабря 2007 г., подаваемые как референдум в поддержку Путина, показали, что большинство избирателей с заявленным лидерством Президента согласно и, соответственно, одобрит практически любой сценарий, им освященный, – "национальное лидерство", "план Путина", "двухпартийность", "преемник" и многое другое. Этот ресурс народной поддержки будет учтен властью и в дальнейших действиях – по крайней мере в ближайшие полгода-год – в период перехода президентских полномочий в новые руки.

Одним из важнейших стратегических событий стало определение этих новых рук – преемника Путина. Определение преемника необходимо рассматривать только в комплексе с решением В.В. Путина принять предложение Д.А. Медведева занять должность Премьера в Правительстве после президентских выборов – 2008.

Первый вице-премьер Правительства Д.А. Медведев был шаг за шагом проведен к статусу преемника, хоть и не без драматизма: через презентацию в Давосе, труды в Правительстве РФ, испытание национальными проектами, а также искушение "предложением, от которого нельзя отказаться", – призывом "четырех" стать их кандидатом на грядущих выборах-2008. В пути он привел в соответствие с новым статусом свой имидж, лишний раз подтверждая, что в наше время имидж в деле преемственности если не все, то точно половина успеха.

Вряд ли Путина всерьез тяготил известный общественный стресс, связанный с "проблемой-2008". Очевидно, он понимал, что его окончательное решение по поводу преемника (с учетом рейтинга доверия Президенту) этот стресс снимет. Когда все в твоих руках, жить в известном смысле легче. Проблема была скорее в другом. Президент немало времени и сил потратил на строительство жесткой вертикали власти, рассчитанной, собственно, на него. Решение твердо следовать букве Конституции предполагает передачу вертикали "чужому дяде", что было бы по-человечески обидно любому из смертных. Вертикаль власти, работающая на тебя, – это одно. А работающая на другого, даже из твоей команды? Каково попасть (пусть даже это просто гипотетическая возможность) под каток, который сам же и смастерил?

Кажущаяся хаотичность управленческих решений в 2007 г. была воспринята как попытки достроить и сцементировать вертикаль власти. Утверждение "двухпартийности", затем отказ от нее, молниеносная замена Премьера, осенние изменения в Правительстве, блеск и падение "Справедливой России" с последующим пропуском в Госдуму, временное забвение, затем триумфальное возвышение "Единой России" с последующим обеспечением ее победы на декабрьских выборах, суровость в отношениях с мэрами городов и губернаторами вплоть до решения отменить выборы мэров (так и не отменили), дрессировка оппозиции, филигранная режиссура интриги с преемниками – все эти действия на деле были направлены на то, чтобы "выровнять" участников вертикали власти, как в свое время "выравнивали" и "равноудаляли" олигархов, никому из них не оставить шансов на лидерство, когда рука хозяина вертикали будет (временно?) снята с рычагов официального регулирования.

По результатам года Путин остается едва ли не единственным в стране профи по поддержанию политической стабильности и регулированию внутриэлитных конфликтов. Плата за достигнутое – чувство стабильности при ощущении зыбкости происходящего. Общественный стресс по поводу "проблемы-2008" в стране временно снят, но определенный ответ на вопрос, в чьих руках Россия окажется после мая 2008 г., так и не получен. Страна с точки зрения политической стабильности продолжает жить в режиме стратегической паузы.

Необходимо упомянуть также стратегическое событие 2007 г., связанное с расцветом в России госкорпораций – своеобразной формы управления государственными средствами и имуществом. В 2007 г. друг за другом появились "Олимпстрой", "Роснанотех", Фонд содействия ЖКХ, "Ростехнологии" (на базе "Рособоронэкспорта"), "Росатом". В 2007 г. из бюджета на госкорпорации потрачено 806 млрд руб. Предупреждая упреки в строительстве госкапитализма, власть рассматривает созданные госкорпорации как "новые центры развития", располагающие тем, чего так не хватает частному бизнесу – инновационной составляющей. Многие эксперты уверены, что госкорпорации станут эффективными, если будут ориентироваться на внешний рынок. Работа исключительно на внутренний рынок превратит их в обычные монополии.

В.В. Путин и Д.А. Медведев делают заявления о временном характере госкорпораций. Но, как известно, в России нет ничего более постоянного, чем временное. Ведь срок работы госкорпораций в законе не прописан.

Стратегическая цитата:

Владимир Владимирович может вернуться в 2012 г. Я думаю, к этому времени мы все-таки увеличим срок полномочий главы государства до пяти или до семи лет. Если до семи и Владимир Путин будет избран на два срока подряд, то получается, что он будет руководить страной четырнадцать лет – с 2012 по 2026 г. А в 2026 г., может, Дмитрий Анатольевич снова вернется на президентский пост.
Сергей Миронов, лидер партии "Справедливая Россия", о политических прогнозах на будущее

Территория: "синдром Косова"

По фактору "Территория" Россия сохранила приближенность к образу "великой державы". Причем в 2007 г. произошло стратегически важное событие, которое в перспективе может обернуться для России увеличением территории или распространением ее влияния в результате, так сказать, географической близости некоторых спорных регионов, но может одновременно привести к образованию мощных очагов конфликтов на границах.

Проблема Косова в 2007 г. по нарастающей нагнетала уныние в ООН, скандализировала мировое сообщество мрачноватыми прогнозами. В 2007 г. на Балканах окончательно провалился план Ахтисаари, который позволял на некоторое время отсрочить кризис в международных отношениях. К концу года сформировалось осознание тупика.
Если не будет найден компромисс (его поисками безуспешно занимались переговорщики ООН весь 2007 г.), в первой половине 2008 г. лидеры албанского этнического большинства провозгласят независимость Косова. Запад склонен признать независимость нового государства, что может актуализировать вопрос о провозглашении независимости таких конфликтных ныне территорий, как Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье, с соответствующими плюсами и минусами для России. В парламенте Грузии не исключают возможности военного конфликта с Россией в случае признания ею независимости Абхазии и Южной Осетии.

Есть и другая сторона вопроса. Россия не может признать отделение Косова, если его не признают сербы. Россия и Китай могут использовать право вето в ООН для предотвращения официального международного признания Косова. Ситуация чревата серьезным конфликтом между Вашингтоном и Москвой, которые до сих пор в рамках ООН, пусть скрепя сердце, но все-таки находили консенсус по весьма конфликтным вопросам (Иран, Чечня и т.д.). Но Балканы такой уж заповедный край, что местная ситуация может радикально нарушить сложившуюся систему международных отношений и вновь рассорить Восток с Западом.

Весьма показательно событие, связанное с расширением представлений России о своей территории и границах: российские ученые – участники Высокоширотной арктической экспедиции, организованной Артуром Чилингаровым, первыми в мире опустились на дно океана в районе Северного полюса и установили на глубине 4261 м флаг России из титанового сплава. Результаты экспедиции внесли вклад в разрешение вопроса о том, кому же принадлежит дно Северного Ледовитого океана. Так, опираясь на положения Конвенции ООН по морскому праву, Россия обозначила свои территориальные претензии в Арктике. Наша страна стремится закрепить права на обладание арктическим шельфом в секторе, очерченном на отечественных картах пунктиром от крайних точек наших западной и восточной границ к Северному полюсу. Начальные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья на этом шельфе оцениваются некоторыми экспертами в 136 млрд т условного топлива, т.е. 25% от общемировых ресурсов углеводородов.

Стратегические цитаты:

Историко-правовая сторона нашей независимости основательнее, чем у Косова.
Президент Абхазии Сергей Багапш

Русские опустили свой флаг под воду не просто для того, чтобы покрасоваться. Это было сделано для демонстрации того, что Россия претендует на данную часть Арктики… Свободный мир должен получить свою долю энергетических ресурсов, если они имеются в Арктике.
Daily Telegraph, Великобритания

Природные ресурсы: нефть на доверии

Рост мировых цен на нефть, несмотря на ворчание скептиков, все еще продолжает оставаться хорошей новостью для России. Несколько дрогнув в 2006 г., цены на нефть на мировом рынке снова рванулись вверх, да так резво, что в начале 2008 г. фьючерсные контракты уже заключались на уровне 200 долл. за баррель.

Плохая новость – не исключено и падение цен, как предрекают некоторые эксперты, "внезапное и резкое". Вряд ли, но житейская мудрость рекомендует рассчитывать на лучшее, подразумевая худшее. Причину осеннего нефтяного бума и руководители известных нефтяных компаний, и специалисты видят в активности краткосрочных игроков: все от инвестиционных банков до программных трейдеров и простых инвесторов охотно вкладывают деньги в нефтяные фьючерсы и газовые опционы. Часть этих игроков таким образом пытаются застраховаться от падения доллара, остальные подчиняются стадному инстинкту. Эксперты не слишком склонны живописать, что произойдет в том случае, если инстинкт большинству инвесторов откажет. Но пока со стадностью на рынке все в порядке. Стоит напомнить, что некоторое проседание цен на "черное золото" России не страшно. Лишь бы не ниже 50-60 долл. за баррель. Падения цен на нефть ниже этого уровня, по мнению экспертов, не допустит ОПЕК.

Привлекает внимание также тенденция четкого определения государством правил ведения бизнеса в сырьевой отрасли. 2006 г. стал кончиной проекта "Сахалин-2" в прежнем формате.

В 2007 г. "Газпром" получил от ТНК-ВР контроль над Ковыктинским месторождением. Способствуя передаче Ковыкты "Газпрому", государство фактически закрыло один из самых неприятных ему проектов, который, как и "Сахалин-2", базировался на соглашении о разделе продукции. В "Газпроме" предполагают приступить к разработке месторождения не ранее 2015 г. Сегодня на такие объемы газа просто нет потребителя.

Стратегическая цитата:

Если будет выбито на камне, что сырье – это стратегическая отрасль для России, в которой все должно осуществляться под контролем госкомпаний, то зарубежным инвесторам будет легко просчитать привлекательность того или иного проекта.
Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности

Население: миграционная неизбежность

В первое десятилетие века отечественные элиты признали решение демографических проблем страны приоритетной задачей не по доброй воле, а скорее из-за крайности обстоятельств: население вымирает, и целые отрасли рискуют остаться без рабочих рук. Элиты осознали народ как экономическую и геополитическую категорию и приняли срочные меры в преддверии нового политического цикла. Запуск соответствующего национального проекта с вручением родовых сертификатов и значительных поощрительных премий за рождение детей – меры, принятые еще в 2006 г. – население приняло благосклонно. Однако в 2007 г. преобладающим стало понимание отложенного демографического эффекта подобного подхода.

А проблема пополнения рабочей силы требует немедленного решения.

Тенденцией 2007 г. в развитии фактора "Народонаселение" стало признание управленческой элитой того факта, что демографические проблемы в стране невозможно решить без значительных миграционных вливаний. Больше не существует вопроса, пускать или не пускать мигрантов в страну. Вопрос лишь в том, как упорядочить уже существующие потоки и установить над ними контроль, как привлечь высококвалифицированную рабочую силу, избежать заполнения мигрантоизбыточных регионов (Москва и Санкт-Петербург) низкоквалифицированными работниками, которые часто болтаются без дела, подчас превращаясь в рекрутов криминала.

Отныне законом устанавливаются квоты для привлечения мигрантов, порядок формирования таких квот (утверждает Минздравсоцразвития), также упрощается порядок учета мигрантов. Вместо разрешительного порядка миграционного учета начал действовать уведомительный порядок. Уведомление о прибытии теперь можно отправить в ФМС просто по почте. Разрабатываются механизмы натурализации мигрантов. Некоторый эффект в деле борьбы с нелегальной миграцией, благодаря принятым мерам, достигнут. Так, в 2006 г. в наиболее притягательном для мигрантов московском регионе на одного легального мигранта приходилось 9-10 нелегалов, а в 2007 г. – уже 2-3 нелегала.
У миграционных новшеств 2007 г. немало критиков. Очевидно, что миграционные правила будут еще не раз перекраиваться и дополняться. Ясно одно: власть рассматривает мигрантов в качестве одного из основных источников пополнения населения России. По оптимистичному прогнозу МЭРТ (также подвергнутому критике в 2007 г.), к 2020 г. нас станет 145 млн.

Стратегическая цитата:

Мигранты – это одновременно и шанс, и риск. Они могут смягчить кадровый дефицит и помочь нам удержать наши территории. Но если мы не научимся интегрировать их и "перерабатывать" в российских граждан, то не избежать социального взрыва.
Анатолий Вишневский, директор Института демографии Высшей школы экономики


Экономика: возвращение инвестиций

Российская экономика 2007 г. была невероятно насыщена стратегическими событиями, из которых кристаллизовалась главная тенденция – достижение экономической стабильности и роста инвестиций.

За год иностранные инвестиции в российскую экономику увеличились в 2,5 раза. Ни одна другая экономика в 2007 г. не демонстрировала таких показателей. Долгосрочные инвестиции в прямые российские проекты увеличились более чем на 50%. Происходило накопление иностранных инвестиций в реальном секторе экономики. Правда, согласно экспертным оценкам, большинство этих иностранных инвестиций (прибывших, как правило, с Кипра) имеют в анамнезе русских родственников. Другими словами, на родину (поверив в нее?) возвращается бывший беглый российский капитал, что, впрочем, неплохо.

Отечественная экономика действительно демонстрировала явные признаки улучшения здоровья: успешно развивалось производство цемента, синтетических материалов, удобрений, цветных металлов, стали и проката. Были утверждены проекты социально-экономического развития ряда регионов, транспорта, связи, энергетики. Средства Стабилизационного фонда наконец пошли "в расход", т.е. на финансирование национальных проектов. Была одобрена подготовленная Минсельхозом Программа развития сельского хозяйства страны на 2008-2012 гг., согласно которой к 2011 г. население России будет потреблять преимущественно отечественные продукты питания. Российские мега-компании исправно били бизнес-рекорды и входили в списки крупнейших компаний мира. Один из громких рекордов (правда, он относится к итогам 2006 г.) – "Рособоронэкспорт" продал русского оружия на 5,3 млрд долл. В Гватемале Сочи был выбран столицей Олимпиады 2012 г., что можно расценить и как экономическую, и как внешнеполитическую победу России. И, главное, на фоне кризиса в США, неуверенности в Европе и Азии экономика России выглядела не только стабильной, но и динамичной, перспективной.

Однако надо отметить ряд стратегически важных негативных тенденций, которые будут в дальнейшем воздействовать на процессы в отечественной экономике.
В 2007 г. разразился ипотечный кризис в США (общая сумма по просроченным ипотечным кредитам, подлежащим списанию, на начало 2008 г. достигла 500 млрд долл.), который, так или иначе, ударит по всем ведущим игрокам мировой экономики. В России первым отреагировал рынок недвижимости и банки. Некоторые российские банки приостановили ипотечные программы, другие ужесточили условия их предоставления и подняли ставки. Эксперты полагают, что требовательность банков в сфере ипотечного кредитования будет только расти.

Американский доллар значительно потерял в весе по отношению к основным мировым валютам. В России доллар перестал быть "народной валютой", вырос авторитет рубля: граждане предпочитают рублевые депозиты. Центробанк уменьшил долю долларов в валютных резервах. Однако не стоит обольщаться: колебания доллара будут существенно влиять на российскую экономику и впредь, о чем свидетельствует осенний инфляционный всплеск. По итогам года инфляция вышла за пределы отведенных ей МЭРТ 10,5%.
Одна из основных причин этого кризиса – стремительный рост мировых цен на сельскохозяйственное сырье, а также удорожание энергии и горючего. Инфляцию в России поддерживает та же роковая цепь причин – "дешевые деньги – высокая инфляция – дорогая нефть – дорогое сырье", которая действует сегодня в ведущих экономиках мира. Отечественный рынок продуктов к тому же весьма зависим от импорта. Рост доли расходов на продукты питания в общем доходе семей аналитики считают общемировой тенденцией ХХI в.: на Земле слишком много платежеспособных "ртов". Правительство РФ договорилось с крупными розничными сетями и производителями продуктов о замораживании цен на шесть базовых продовольственных товаров. Однако это временная мера, которая не решит проблему радикально, а лишь позволит на несколько месяцев отсрочить скачок цен. Скажем, до весны-лета, когда останутся позади президентские выборы.

Стратегическая цитата:

Нам надо слезать с "нефтяной и газовой иглы" и создавать более устойчивые условия и факторы роста, т.е. жить за свой счет. Нужно, чтобы темпы развития страны зависели от нас с Вами, а не от "дяди". Тогда мы будем меньше подвержены влиянию мировых кризисов, в том числе финансовых.
Абел Аганбегян, академик РАН


Культура и религия: от традиции к компетенциям

В религиозной сфере произошло воистину знаковое событие – в 2007 г. состоялся первый с 1054 г. визит русского православного Патриарха Алексия II в католическую страну Францию. Патриарх показал возможный максимум открытости и доброжелательности в отношении Римско-Католической Церкви. Эксперты склонны расценивать это событие как прекращение вражды между православной и католической церквами, а также важный шаг по предотвращению раскола между Московской Патриархией и Русской Зарубежной Церковью. Торжества по случаю воссоединения с Русской Зарубежной Церковью как раз были завершены молебном Патриарха в Трехсвятительском соборе Парижа и панихидой на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. РПЦЗ к союзу с РПЦ в свое время призвал В.В. Путин. На уровне приходов общение РПЦ и РПЦЗ началось уже давно, но воссоединение состоялось в 2007 г. Патриарх отныне будет утверждать избрание митрополитов РПЦЗ, священники из РПЦЗ смогут апеллировать к нему, если их не устроят решения архиерейского синода. РПЦ будет принимать окончательное решение об открытии приходов. При этом представители патриархии на переговорах о воссоединении указывали на символический характер превосходящих полномочий патриарха. Действительно, главное в этом воссоединении – стремление к духовному общению прихожан РПЦ и РПЦЗ. Наблюдатели усмотрели в визите Алексия II во Францию еще один важный аспект: миру продемонстрировали, что РПЦ не стоит в стороне от целей внешней политики российского государства.

В России начался переход на западную систему образования. 2007 учебный год стал революционным для российского образования: школьники перешли на обязательную 11-летку (в перспективе – 12-летка), а первокурсники 2008 г. все как один станут бакалаврами и магистрами.

Необходимость в унификации стандартов образования появилась еще в 70-х гг. прошлого века, когда студенты стали активно перемещаться из страны в страну, в том числе стремясь разнообразить свое образование.

В это же время начались объединительные процессы в Европе. По мнению экспертов, унификация дипломов будет способствовать созданию в Европе единого рынка труда. Летом 2008 г. Госдума приняла решение о переходе России в 2008 г. на разделение университетского курса – трех-четырехлетний бакалавриат и одно-двухлетнюю магистратуру. Однако эксперты реальной вехой перехода считают 2010 г. Эта система открывает свободу выбора вуза и курса, а также, по замыслу ее апологетов, ориентирована на подготовку работников, владеющих конкретными умениями и навыками, достаточными для включения в работу уже после получения степени бакалавра. Таким образом, на смену принятому в России понятию "специализация" приходит своего рода набор компетенций (навыков и умений), что, думается, определит на годы вперед проблемное поле дискуссий вокруг плюсов и минусов новой образовательной системы для страны. Во всяком случае, тема подготовки действительно квалифицированных и современных кадров для отечественной экономики более сложна, чем кажется апологетам американского подхода к образованию.

В культурной жизни России ярким событием – не только с точки зрения "Золотого Орла", но и со стратегической точки зрения – стала премьера фильма Никиты Михалкова "Двенадцать". Фактически в этом фильме Михалков впервые предложил открыто признать: общечеловеческие ценности в реальной жизни всегда отступают на второй план, а истинными мотивами человеческих поступков являются национальная принадлежность и своеобразная ментальность. В фильме ответ на вопрос, почему русский человек не может жить по закону, сформулирован так: "Почему? Да потому что скучно ему жить по закону. В законе ничего личного нет, а русский человек без личных отношений – пустоцвет, ни украсть, ни покараулить". Что делать, когда невозможно жить по закону в ситуации решения человеческой судьбы? Поступать как должно, а не как "чувствуешь закон". В фильме "Двенадцать" до боли откровенный разговор о человеческой природе и морали, о поисках правды на Руси, где правда часто оказывается очень субъективной вещью, выросшей из сугубо личного опыта столкновения с тысячью неправд, поднят до высот притчи. Фильм получил специального "Золотого льва" в Венеции и номинирован на "Оскар".

Стратегическая цитата:

Если я вообще запрещу стрелять на свадьбах, то это будет неправильно. Я не против наших традиций, но ограничить стрельбу необходимо. 2-3 раза достаточно, и не из крупнокалиберных пулеметов.
Рамзан Кадыров, президент Чечни о запрете стрелять на свадьбах

Армия (вооруженные силы): прощание с ДОВСЕ

Рост фактора "Армия" в 2007 г. определялся обострением проблем безопасности России в первую очередь в связи с агрессивным поведением администрации США. Действия США по развертыванию системы ПРО в Восточной Европе (в Чехии и Польше) фактически подталкивали РФ к выходу из советско-американского договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. В связи с этим почти весь 2007 г. в России эксплуатировали жанр испытаний и показательных запусков в целях просвещения потенциальных агрессоров.

В мае в Плесецке запустили новую межконтинентальную ракету РС-24 с разделяющейся головной частью. В то же время на полигоне "Капустин Яр" осуществили пуски модернизированного оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер-М" (ОТРК). В июне военно-морской флот провел испытания новой межконтинентальной стратегической ракеты РС-30 "Булава", известной на Западе как SS-NX-30. В сентябре специалисты российского ВПК объявили об испытании сверхмощной вакуумной бомбы, не имеющей аналогов в мире. Проведенные в июле в ряде регионов страны, а именно вблизи российских границ, крупнейшие военные маневры (по масштабам действительно самые крупные в постсоветской истории России) подкрепили созданное впечатление.

В июле Россия приостановила свое участие в ДОВСЕ – Договоре об обычных вооруженных силах в Европе. Дальнейшее участие в нем оказалось в данный момент бессмысленным, так как никто в Европе, кроме России, не ратифицировал Договор, зато вблизи российских границ появились новые системы военных баз.

Стратегическая цитата:

Поляки и чехи должны серьезно подумать, что будет падать им на голову в случае чего!
Юрий Балуевский, начальник Генштаба Вооруженных сил России о размещении ПРО в Восточной Европе

Внешняя политика: "ДНК русских"

В 2007 г. значительно укрепилось геополитическое положение РФ: Россия возвращается в круг авторитетных игроков на поле большой мировой политики, акцентируя экономическую, энергетическую аргументацию.

Позиция России в деле активного, если не сказать – агрессивного отстаивания собственных интересов в международных отношениях была заявлена Путиным в известной речи в Мюнхене на ежегодной конференции по безопасности в начале 2007 г. Эта речь произвела впечатление на участников конференции и на военных специалистов, а также явно прибавила уверенности самому Путину, который не отступал от заявленной линии поведения и тона весь год. Путин обвинил Запад в перемещении "стены противостояния", олицетворением которой ранее была Берлинская стена, к границе России, в возрождении понятия "холодная война". Путин заявил, что Западу не удастся втянуть Россию в очередной виток гонки вооружений, тем более что России есть чем защитить себя, в частности с помощью современного высокотехнологичного ракетного оружия.
Расплатившись с внешними долгами, являясь крупнейшим экспортером сырья, в первую очередь углеводородов, Россия намерена избавиться от имиджа ученика в "школе" западной демократии, сформировать основы своей идентичности, сформулировать свои интересы и цели, а также предъявить себя в качестве равноправного игрока. С переменным успехом Россия занималась этой презентацией в 2007 г. Иной раз казалось, что внешняя политика – приоритет Путина.

Результаты? Год – слишком маленький срок, чтобы говорить о результатах. Пока налицо только процесс: Россия не вступила в ВТО (что ожидалось), перессорилась с Великобританией на почве резонансного "дела Литвиненко", обменялась серией опасных колкостей с США (иранская ядерная программа, размещение ПРО), выдержала давление Евросоюза, связанное с обеспечением "энергетической безопасности" в Европе, пережила ряд шпионских скандалов, попыталась перевести в формат деловых связей, в первую очередь в ценовой политике по поставкам газа, отношения с бывшими республиками СССР – Украиной, Беларусью и т.д.

На этом пути Россия понесла ряд тактических потерь, однако продемонстрировала способность искать новые решения в геополитической сфере. Например, не найдя понимания среди потребителей газа в Европе, Россия готова переориентироваться на Азию и Восток, где сегодня появились потребители, более интересные для нее в стратегическом плане, в первую очередь Китай.

Пока реализация внешнеполитической линии, заявленной Путиным в 2007 г., принесла в основном имиджевые результаты. Парадоксальным образом их сформулировал президент США Джордж Буш в октябре 2007 г. во время пресс-конференции в Белом доме, посвященной ядерной программе Ирана. Наряду с заявлением о возможности третьей мировой войны, Буш заметил, что демократия – не то качество, которое заложено в крови русских; основой ДНК русских является централизованная власть, что не поддается перепрограммированию. Политическая биография Буша полна курьезных пассажей, и этот из той же серии. Но прислушаться стоит: от менторских поучений и желания непременно поставить "нерадивых" русских в угол на горох Запад приходит к усталой констатации невозможности перешибить позицию этих русских в их стремлении следовать своим путем, отстаивать свои интересы.

Приятней в этой ситуации говорить о неисправимой "ДНК русских", чем признавать, что Россия стала реально сильнее.

Стратегическая цитата:

Все хотят хороших отношений с Россией, но, обнимаясь с медведем, важно помнить, что тебя могут задавить…
Олли Рен, комиссар ЕС по вопросам расширения

ПЭС 8023/08.02.2008

Следить за новостями ИНЭС: