Идут или ушли?
Статья посвящена состоянию и перспективам российско-болгарских отношений накануне вступления Болгарии в Европейский Союз. Автор задается вопросом, продолжает ли Москва оказывать влияние на события на Балканах или, точнее, что осталось от прежнего ее влияния.
Андрей Апостолов
Идут или ушли?
"Экономические стратегии", №4-2004, стр. 24-27
Веками Россия стремилась установить контроль над проливами, Константинополем, распространить свое влияние на Балканы и ради этого вела многочисленные кровопролитные войны. В результате – принесла свободу болгарам и завоевала их признательность.
"Если бы Российская империя продержалась еще год после 1917 года, то она, согласно обещанию Франции, получила бы оставшуюся часть Польши, большую часть Германии, взяла бы под свой контроль Балканы и, наконец, Константинополь. Учитывая демографический, экономический и культурный динамизм, который был присущ тогдашней России, она могла бы господствовать в Европе. Но, к счастью (или к несчастью), пришел Ленин". Это заявление некоторое время назад сделал известный французский ученый и знаток российской истории Ален Безансон. Действительно, если бы империя продержалась еще год, нечто подобное могло бы случиться, но в истории, как известно, нет сослагательного наклонения, и всегда, к счастью (или к несчастью), кто-то появляется на исторической сцене.
Возникает вопрос, продолжает ли Москва и сегодня оказывать влияние на события на Балканах или, точнее, что осталось от прежнего ее влияния? После распада социалистической системы у советского руководства еще было более или менее ясное представление о том, что именно ему нужно на Балканах, оказавшихся на периферии его интересов. И мы, вслед за профессором Безансоном, могли бы сказать, что эта страна имела шанс играть на Балканском полуострове более важную роль. Однако после распада Советского Союза олицетворением Москвы в этом регионе стала коренастая фигура Рэма Вяхирева, а защита российских интересов строилась по принципу: "Как бы они ни вертелись, все равно им придется покупать у нас газ и нефть!"
Затем на глазах всего мира была разрушена Югославия, и албанский национализм с помощью международного сообщества создал свое государство в Косово. Впечатляющий марш-бросок российских десантников до аэропорта в Приштине был, скорее, реакцией раздраженных генералов на действия не особенно расторопных государственных деятелей, чем результатом продуманной стратегии "дирижеров" из Кремля.
Какая роль отведена Москве на Балканах в ситуации, когда у дверей НАТО выстроились в очередь все ее бывшие союзники? Здесь никогда не боялись того, что "русские идут!". Вопрос в том, заметят ли их уход? Политический вес России в этих географических широтах давно превратился в условное понятие, и ситуация не изменится до тех пор, пока в Кремле не разработают концепцию балканской политики и не будут ее последовательно придерживаться, чтобы самолетам МЧС не приходилось летать в данный регион. А на вопрос "у кого искать защиты?" жители Балкан давно нашли ответ: не у Москвы, продолжающей делать ставку на устаревшие схемы и приевшихся всем эмиссаров.
Политическое влияние России на Балканах сегодня незначительно. Болгария, 14 лет назад самый верный союзник, чуть ли не готовый стать шестнадцатой советской республикой (по крайней мере, покойный Тодор Живков неоднократно заверял Брежнева в наличии подобного "желания" у болгар), а сегодня член НАТО – одна из немногих стран, не горящих желанием утереть нос бывшему Большому Брату. В регионе все еще сильно экономическое влияние России, но и оно несет на себе отпечаток прошлого. После распада соцсистемы главным козырем России в регионе оставалась энергетика – почти все страны находятся в сильной зависимости от импорта российских энергоносителей, – но попытки России оказывать давление при помощи "крана" заставили его жителей осознать необходимость поиска альтернативных путей. Болгария занимает уникальное положение: через ее территорию проходят почти все крупные трубопроводы, по которым осуществляются поставки нефти и газа в Европу. Но и ее достаточно долго пугали (или она сама себя пугала) тем, что Москва может закрыть кран.
Сегодня торгово-экономические отношения между Болгарией и Россией развиваются стабильно. По крайней мере, такой вывод можно сделать, исходя из формальных показателей: в Болгарии зарегистрировано почти 600 компаний со 100-процентной российской или совместной собственностью, а также 300 представительств российских компаний.
Таблица 1. Торговля между Россией и Болгарией в 2003 году
Рост количественных показателей, однако, не приводит к качественным изменениям. Торговля между двумя странами могла бы быть более результативной. Пока же в общем объеме товарообмена Болгарии с другими странами на долю России приходится всего 10%. Это своеобразная моноторговля, в которой подавляющую часть – 89,6 % от общего импорта из России – составляют энергоносители. Показатели по остальным статьям товарообмена не превышают десятых долей процента, что вряд ли радует Москву.
В 2003 году болгарский экспорт в Россию равнялся 103,8 млн долл. (в 1997 году – 400 млн долл.). Это почти в два раза меньше того, что оставляют на курортах болгарского Черноморского побережья туристы из России. В этот же период импорт составил 1,348 млрд долл., то есть сальдо в пользу РФ было равно 1,244 млрд долл.
Возможно, это огромное положительное сальдо и радует кого-то в Москве, но очевидно, что в перспективе плюсы могут превратиться в минусы. Зависимость экономики от импорта российских энергоносителей давно уже вызывает озабоченность в балканских странах, где в последние годы лихорадочно ищут альтернативные решения. А самой Москве, если она не хочет фигурировать лишь в качестве "необходимого зла", то есть поставщика сырья, следовало бы подумать, как сделать свои товары конкурентоспособными на рынках региона. Но пока у российских компаний в Болгарии нет не только стратегии, но даже рекламы – их участие в Пловдивской ярмарке "окутано тайной". Между тем, налицо дефицит информации о России. В двусторонних отношениях есть несколько традиционных точек соприкосновения, но в последние годы российская тема в болгарских СМИ сводится, главным образом, к криминальной хронике, "Челси" и олигархам. Такая проблема, как военно-техническое сотрудничество, вообще не фигурирует, да и само сотрудничество с вступлением Болгарии в НАТО становится все более символическим.
РСК "МиГ" упустил возможность заработать десятки миллионов долларов на ремонте и модернизации собственного истребителя. Остановив свой выбор на "МиГе", а не на ЕАДС, болгарская сторона пошла на компромисс, но оказалось, что российская компания даже не может произвести ремонт всех самолетов, а их модернизация по натовским стандартам – нечто совершенно нереальное. Провал "МиГа" в Болгарии обусловил крах российского присутствия на Балканах. Однако он имеет и гораздо более далеко идущие стратегические последствия. Это фиаско всего российского ВПК, фиаско Кремля, который должен был поддержать проект, поскольку его неуспех предопределил отрицательное отношение к российскому оружию в регионе. Для "МиГа" это может означать конец легенды, так как независимо от того, как будут развиваться события, случай с болгарскими МиГами вряд ли забудут.
Сейчас Болгария изучает возможность приобретения западных самолетов и вертолетов, а также размещения в западных фирмах заказов на ремонт имеющейся техники. Так что русских никто не гнал, они сами ушли. Без боя…
Общий размер прямых российских инвестиций в болгарскую экономику в 1992-2003 годах составил 208,9 млн долл., что позволило России занять XII место среди основных инвесторов. Большая часть инвестиций была реализована в 1999 году (на общую сумму 103 млн долл.), когда "ЛУКОЙЛ" за 101 млн долл. приобрел крупнейший нефтеперегонный завод "Нефтохим". Другие вложения были сделаны в финансовую систему, торговлю, туризм и виноделие.
Казалось бы, в области энергетики Россия в настоящее время, бесспорно, находится в выгодном положении и не имеет конкурентов, но это только на первый взгляд. Хотя "Газпром" все еще остается основным поставщиком газа в регион, уже есть несколько проектов, нацеленных на уменьшение зависимости от его поставок. То же самое относится и к планам строительства нефтепроводов в Западную Европу. В области электроэнергетики российское присутствие связано с АЭС "Козлодуй" и планами Болгарии построить вторую АЭС. Тем не менее, РАО "ЕЭС России" не было допущено к участию в приватизации болгарских электрораспределительных компаний как не имеющее опыта работы в условиях либерализации рынка. Да и сотрудничество в области атомной энергетики не выглядит безоблачным: Болгарию "обхаживают" французы и британцы, готовые решить проблему отработанного ядерного топлива, сегодня вывозимого в Россию. Вполне возможно, что София без слез расстанется со своими прежними партнерами, соблазнившись предложениями их западных конкурентов. По крайней мере, с огромной долей уверенности можно утверждать, что российским компаниям не удастся победить в конкурсе на строительство второй АЭС. Запад давно проводит политику так называемой энергетической независимости, то есть относительной самостоятельности энергосистем, что позволяет избежать привязки к внешним факторам. Прозападное лобби вряд ли допустит наличие двух АЭС с российскими реакторами и топливом, и это вполне естественно, так как всего несколько лет назад Болгария "обожглась" на угрозе "закрытия газового крана".
Туризм в Болгарии – курица, несущая золотые яйца местной экономике. Одновременно это болгарский продукт, лучше всего продающийся в России. В докризисном 1997 году в Болгарии отдохнули почти 300 тысяч россиян, в 1999 году их число резко сократилось – на целых 66%. Год спустя рост доходов населения в России привел к скачку числа туристов – на 102%. Положительная тенденция сохранялась еще год, до тех пор, пока Болгария не ввела въездные визы для граждан России, что спровоцировало обвал рынка. В то время как соседние страны прилагали огромные усилия, чтобы привлечь российских туристов, Болгария повернулась лицом к Западу. Видимо, успех болгарского туристического продукта в Германии ослепил руководство отрасли, и оно сделало ставку на рост числа западных туристов, рассудив, что оставшиеся свободные путевки можно будет сбывать на российском рынке. Этим было обусловлено и отсутствие ясной рекламной стратегии, направленной на российского потребителя. Последний незамедлительно отреагировал, переориентировавшись на Турцию, Арабские Эмираты, Тунис, Дубай, Египет.
Эксперты из Европейского Союза едины во мнении: туристическая отрасль Болгарии является исключительно перспективной сферой. В ее развитии могли бы участвовать и российские инвесторы. Десятки туристических объектов ждут инвесторов, которые, однако, должны видеть перспективу, рассчитанную более чем на два-три года. Наиболее динамично до 2010 года будут развиваться следующие направления, связанные с туристической отраслью: строительство пятизвездочных гостиниц и гостиниц "5-супер", авиакомпании, аэропорты, курорты и оздоровительные центры, глобальные электронные системы оформления брони на гостиничные номера, компьютерное и программное обеспечение, тематические и развлекательные парки, спортивные сооружения. В Болгарии существует несколько курортов, которые не являются совместной собственностью десятков владельцев, а потому исключительно привлекательны для инвесторов. Прежде всего, это хорошо известные туристам из России "Албена", горные курорты, "Русалка".
Общеизвестно, что российские туристы охотно тратят деньги на отдыхе (может быть, более охотно это делают только болгарские). Даже самые простые расчеты показывают, что 100 тысяч россиян в прошлом году оставили на курортах значительно больше денег, чем, например, в три-четыре раза превышающие их по численности немецкие туристы. Крупные курорты ориентируются на "монотуризм" – немецкие туристические компании заранее оплачивают номера в гостиницах. Но небольшие туристические центры строят свои планы с расчетом на российский контингент. Не стоит говорить о том, что путевки, приобретаемые россиянами, значительно дороже, чем аналогичные путевки для социально слабых немцев из восточных районов Германии, – таковы правила рыночной экономики.
В ближайшие три года новые страны-члены ЕС будут ощущать последствия ценового шока в результате выравнивания цен до уровня пятнадцати старых членов. Тщательно разработанная стратегия и некоторое увеличение расходов на рекламу позволили бы туристической отрасли Болгарии добиться значительных успехов за счет увеличения числа российских туристов. Улучшенный сервис, невысокие цены и традиционная привлекательность болгарских пляжей для россиян – вот те положительные факторы, использование которых могло бы приносить реальный доход, по крайней мере, до 2007 года, когда Болгарии предстоит вступить в Евросоюз. Тогда, естественно, одной любви будет мало, но тут, как говорится, что посеешь, то и пожнешь!