И дольше нефти длится день
Доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН Владимир Полеванов считает, что приблизительно в 2010 году в России начнется «нефтяной голод». Из великой нефтедобывающей державы наша страна превратилась в рядовую нефтяную провинцию, располагающую лишь трудно извлекаемыми и малорентабельными запасами.
Владимир Полеванов
И дольше нефти длится век
"Экономические стратегии", №4-2004, стр. 58-60
У двадцатого века много красивых определений: век атома, век информатики, век революций. И все это правильно. Ему можно дать еще сотни наименований, но в первую очередь он был веком нефти. Именно нефть являлась главной энергосоставляющей столетия и во многом определила его политику, экономику и культуру.
Нефти было много, ее открывали повсеместно: на суше, на море, в Арктике и в пустыне. Казалось, что так будет всегда, что нефти хватит и нам, и детям, и внукам. Научно-популярные книги и статьи, посвященные нефти, излучают оптимизм и полны самых радужных предсказаний. Например, в вышедшей в 2004 году в русском переводе книге американских экспертов Майкла Экономидеса и Рональда Олини "Цвет нефти" безапелляционно заявляется: "Мы предсказываем, что по меньшей мере в ближайшие три столетия мир не останется без нефти". Так ли это?
О кризисной ситуации с остаточными извлекаемыми запасами нефти (ОИЗ) лучше всего говорит то обстоятельство, что сведения о запасах нефти засекречены. Последний раз открыто об этом говорили в 1960-х годах на международных нефтяных конгрессах. С тех пор уже 40 (!) лет геологические данные об извлекаемых запасах нефти не публикуются. Анализ имеющейся информации позволяет с высокой долей вероятности утверждать, что на 1 января 2001 года на земном шаре имелось не более 141 млрд т остаточных извлекаемых запасов нефти. На сегодняшний день добыто порядка 121 млрд т, в том числе за последние три года – около 10 млрд т. Следовательно, на Земле осталось 131 млрд т нефти. Уже через два-три года человечество добудет ровно половину всей нефти – midpoint, как называют эту точку на графиках западные ученые, – и начнется закономерное и неизбежное падение нефтедобычи (см. диаграммы 1, 2).
Диаграмма 1. Остаточные извлекаемые запасы нефти в основных нефтедобывающих странах на 1 января 2001 года
Диаграмма 2. Cоотношение ОИЗ в основных нефтедобывающих странах
Россия по запасам нефти занимает скромное седьмое место: 6,66 млрд т, или 4,72% от мировых запасов, уступая Саудовской Аравии, Ираку, ОАЭ, Кувейту, Ирану и даже Венесуэле. При темпах добычи на уровне 2000 года – 320,6 млн т/год – этих запасов хватит на 18 лет. В 2022-2025 годах Россия останется без нефти!
Рассмотрим имеющиеся запасы с точки зрения их качества. По средней продуктивности скважин, которая измеряется в тоннах в сутки (т/сут.), наша страна занимает 13 место в мире. Каждая российская скважина в среднем дает 8,35 т/сут., в то время как каждая нефтяная скважина Норвегии – 727 т/сут. То есть, чтобы получить столько нефти, сколько производит одна норвежская скважина, нам необходимо обустроить 87 (!!!) скважин (см. диаграмму 3). В настоящее время большинство основных месторождений нефти в России (Западная Сибирь, Урал и Поволжье, Северный Кавказ, остров Сахалин) находится на поздней стадии освоения. Возможно открытие новых крупных нефтяных провинций на шельфе Баренцева моря, но предельно суровые климатические условия данного региона делают и геологоразведку, и последующую добычу сверхзатратными. Катастрофически ухудшается состояние сырьевой базы нефтедобывающего комплекса России. Так, доля трудно извлекаемых запасов достигла 55-60% и продолжает расти. Для выработки остаточных запасов нефти на разрабатываемых и вводимых в эксплуатацию месторождениях необходимы технологии, требующие значительно больших затрат финансовых и материально-технических ресурсов, чем при использовании традиционных систем разработки. Более 70% запасов нефтяных компаний находятся в диапазоне низких дебитов скважин на грани рентабельности. Свыше трети разрабатываемых запасов имеет обводненность более 70%.
Диаграмма 3. Средняя продуктивность скважин в основных нефтедобывающих странах
Ухудшилось использование скважин, сократилось их общее количество. Значительно выросло число бездействующих скважин, превысив четверть эксплуатационного фонда. Такой высокий процент неработающих скважин не предусмотрен ни одним проектным документом. Разбалансирование систем разработки месторождений, выборочная отработка запасов нефти привели к безвозвратным потерям части запасов. За 1998-2003 годы в России было добыто 2 065 млн т нефти, в то время как прирост запасов составил лишь 1 816 млн т. То есть ситуация еще более ухудшилась.
Увеличение запасов нефти сегодня может быть достигнуто либо благодаря продлению "молодости" провинций – обнаружению новых структурных этажей нефтегазоносности, либо за счет открытия новой богатой провинции. Однако достаточно высокая степень геологической изученности свидетельствует о том, что потенциальные этажи нефтеносности по продуктивности не идут ни в какое сравнение с основным, юрско-меловым. Освоение перспективных нефтяных провинций не сможет повлиять на уровень запасов нефти столь значительно, как это произошло в свое время при вводе в разработку месторождений Урало-Поволжья и, особенно, Западной Сибири. Тамано-Печорская, Восточно-Сибирская и Прикаспийская (подсолевая часть) провинции ни по объему предполагаемых запасов, ни по условиям освоения не смогут приостановить старения сырьевой базы нефтяного комплекса России в силу фундаментальных геологических и природно-климатических причин. Самое большее, что можно ожидать от этих провинций в случае их успешного освоения, – это замедление темпов исчерпания запасов. Повторим малоутешительный вывод: в ближайшие 20 лет Россия останется без нефти.
В мировом масштабе ситуация достаточно устойчива лишь на Ближнем Востоке. Но известная методика завышения запасов (см. таблицу 1) вынуждает сомневаться в достоверности даже ближневосточных данных. Резкие изменения запасов, как правило, свидетельствуют об их явном завышении.
Таблица 1. Запасы нефти, объявляемые рядом стран ОПЕК с 1980 по 2000 год, млрд т
В таблице 1 они выделены жирным шрифтом. Странно и когда запасы остаются неизменными в течение нескольких лет, несмотря на интенсивную добычу. Это означает, что вновь разведанные запасы точно соответствуют объему производства. Суммировав объявленные на 2000 год резервы, указанные в таблице 1, мы получим 100,5 млрд т. Эта цифра завышена как минимум на 43,4 млрд т (43,2%). Причины завышения становятся понятными, если учесть, что при определении квот добычи ОПЕК принимает во внимание размеры запасов: чем больше объявленное страной количество нефти, тем больше ей разрешают продать. К тому же нефтяные запасы можно использовать как имущественный залог под кредиты. Именно так в 1994 году поступило мексиканское правительство, чтобы получить стабилизационный кредит.
Пик нефтеразведки в мире пройден в далеком 1965 году. Сейчас ежегодно разведывается не более 1 млрд т, в то время как производство достигло 3,6 млрд т. Из великой нефтедобывающей державы Россия превратилась в рядовую нефтяную провинцию, располагающую лишь трудно извлекаемыми и малорентабельными запасами. Вероятность открытия новых крупных месторождений нефти и в нашей стране, и в мире близка к нулю. В России "нефтяной голод" начнется приблизительно в 2010 году. Из экспортера нефти она, подобно США, Японии и сотням других стран, начнет превращаться в ее импортера. Об этом следует знать, к этому надо готовиться. "Предупрежден – значит, вооружен".