Границы открыты
Критериями интеллектуальности результатов труда, наряду с традиционными экономическими характеристиками, становятся красота, гениальность, доброжелательность. Но в когнитивном пространстве, в отличие от пространств, входящих в царство вещей и информации, трудно определить границу между своим интеллектуальным продуктом и чужим. Неопределенность интеллектуальных границ может порождать конфликты, снижать уровень безопасности жизни.
Александр Райков
Границы открыты
"Экономические стратегии", №7-2004, стр. 52-53
РАЙКОВ Александр Николаевич – профессор, доктор технических наук.
Гуманизация науки, развитие информационного общества, глобализация экономики, обострение терроризма – все это обусловливает рост актуальности решения вопросов интеллектуальной безопасности.
Идет экономизация интеллектуальных отношений. В рыночной сфере растет стоимость прикладных интеллектуальных услуг, оценка качества корпоративной деятельности все больше смещается в сторону определения степени удовлетворенности потребителей услуг, не всегда поддающейся количественному и даже словесному выражению.
Суть интеллектуальных отношений обусловливается тем, что их непосредственная цель заключается не в традиционном использовании результата человеческой деятельности, а в ознакомлении с ним, его углубленном познании, осмыслении, понимании, а также – удовлетворении (см. таблицу 1). Интеллектуальные отношения ассоциируются с передачей знаний, опыта, результатов творческой деятельности. Критериями интеллектуальности результатов труда, наряду с традиционными экономическими характеристиками, становятся качественные оценки, такие как красота, гениальность, доброжелательность. Здесь на картину привычного оперирования с материальной формой фиксации и обработки результата интеллектуальной деятельности человека накладываются неформальные, эмоциональные, романтические штрихи. Недооценка этих штрихов может привести к снижению уровня безопасности социума, группы людей, человека.
В когнитивном пространстве, в отличие от пространств, входящих в царство вещей и информации, еще труднее определить границу между своим интеллектуальным продуктом и чужим. Многое уже было кем-то придумано до нас, какие-то наши мысли непонятны другим, да и нам самим. Неопределенность интеллектуальных границ может порождать конфликты, снижать уровень безопасности жизни.
Пока еще плохо понятны такие интеллектуальные механизмы, как формирование замысла, идеи, гипотезы, интенции, влечения, инсайта и даже шутки. Вместе с тем, эти аспекты интеллектуальной деятельности могут быть рассмотрены в контексте интеллектуальной безопасности, они могут сыграть немаловажную роль в становлении безопасных интеллектуальных и экономических отношений, улучшении функционирования корпоративных структур, формировании рынка интеллектуальной собственности.
Складывание интеллектуальных границ затрагивает индивидуальность человека, подчеркивает уникальность групп людей, идентифицирует организации. Организация как субъект интеллектуальной деятельности – это взаимодействующие коллективы людей. В организации субъект – это коллективный субъект. Примерами таковых являются бригада, подразделение, организация в целом, орган власти. В коллективе накапливается информация, формируется корпоративная культура. Коллективный субъект обладает коллективным интеллектом.
Процесс и результат познания трудно непосредственно овеществить. Познание происходит в интеллектуальном пространстве, которое оперирует словами, мыслями, чувствами, медитативными состояниями ума. При этом формируются и репрезентируются сведения, данные и информация. Результат познания может быть описан словами. Однако оценить слова по-настоящему можно только действием. Для осуществления действия нужно знание и понимание ситуации. Знание – на поверхности, понимание – в глубине. Знание – в словах, понимание – в молчании, эмоциях, чувствах. И знание, и понимание – это различные аспекты решения вопросов интеллектуальной безопасности.
Любой субъект может быть интеллектуально и информационно открыт или замкнут. Субъекта отделяет от внешнего мира информационная граница, которая создает видимость его индивидуальности, делает его узнаваемым и отличным от других. Есть субъект – есть информационная граница, видимый образ человека, организации. Информационные границы отличаются прозрачностью. Человек при помощи глаз, мимики, походки, жестов, а организация при помощи действий, рекламы, услуг
информационно и интеллектуально раскрывают себя. Прочитать, услышать или увидеть – это различные способы открытия информационной границы индивидуума. Своей стратегией, имиджем, отношением к потребителям организация формирует собственную информационную границу.
Интеллектуальные отношения могут формироваться в информационно открытой и замкнутой среде, что зависит от прозрачности границ, отделяющих субъектов друг от друга и внешней среды. Информационную границу, а также потоки информации между субъектом и его окружением можно описать словами, образами, оценить или прочувствовать. Через информационную границу проникает информация, которая может быть непосредственно познана субъектом.
Информация может выступать в виде явном, логическом, а также неявном, неформализованном. Потоки информации различного вида могут быть описаны структурными, физическими и математическими методами различного уровня абстракции. Такие формализмы позволяют в самом широком диапазоне интерпретировать различные аспекты оценки устойчивости развития субъектов, разделенных информационными границами. Немаловажную роль в создании механизмов повышения интеллектуальной безопасности может сыграть оценка устойчивости развития субъектов интеллектуальных отношений в контексте изменения прозрачности информационных границ.
Решение вопросов безопасности невозможно обеспечить только с помощью традиционных механизмов экономической, информационной, экологической и других видов безопасности. Интеллектуальные процессы, лежащие в корне всех видов безопасности, уходят в недостижимую для вещных и формальных механизмов глубину. Механизмы регулирования вопросов интеллектуальной безопасности, в том числе и правовые, нуждаются в углубленной проработке и регламентации.