Гостайн невидимая сила

Номер 4. Ход конем

Статья посвящена проблеме засекречивания в рамках государственной и коммерческой тайны, а также правовой защите интеллектуальной собственности. В ней также рассматриваются функции российских спецслужб (ФСБ, СВР, ГРУ), Гостехкомиссии, Минобороны, МВД и ряда других министерств и ведомств и специфика их работы в современных условиях.

Юрий Бобылов
Гостайн невидимая сила

"Экономические стратегии", №4-2004, стр. 62-68

Курс руководства России на удвоение валового внутреннего продукта должен, очевидно, отразиться на процессах засекречивания в рамках государственной и коммерческой тайны, а также правовой защиты интеллектуальной собственности. Для российских спецслужб (ФСБ, СВР, ГРУ), а также Гостехкомиссии, Минобороны, МВД и ряда других министерств и ведомств первостепенное значение имеет засекречивание в соответствии с федеральным законом "О государственной тайне" (от 1993 года, с изменениями и дополнениями от 1997 и 2003 годов). В этой связи было бы уместно задать вопрос: насколько в условиях удвоения ВВП вырастет количество государственных тайн? Хотя этот вопрос отчасти имеет отношение к Минэкономразвития и торговли России, решать его необходимо под организационно-методическим руководством Гостехкомиссии при Президенте РФ и ее Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. На мой взгляд, количество российских секретов по меньшей мере утроится, поскольку в ближайшие годы усилится ряд важных защитных функций государства в сфере геополитики, обороны, экономики, а также российской фундаментальной и прикладной науки. Попробуем отследить главные тенденции в сфере секретности.

Внутриполитический фон

Засекречивание стратегически важной информации для обеспечения национальной безопасности России имеет свои особенности и противоречивые последствия для страны. С точки зрения управленческой теории резкое сужение круга экспертов, посвященных в государственную тайну, а также отсутствие хоть какой-то системы общественного контроля над этой сферой деятельности (прежде всего парламентского и со стороны независимых СМИ), как правило, отрицательно сказывается на качестве постановки и решения крупных проблем национальной безопасности. Российская Федерация, основной правопреемник СССР, унаследовала многие его характерные особенности. Это идейное и кадровое наследие продолжает определять не только развитие нормативно-правовой базы в сфере защиты государственной тайны РФ, но психологию и поведение руководящих работников и специалистов Гостехкомиссии, ФСБ, Минобороны, наукоемкого оборонного комплекса, традиционно связанного с "открытыми" научными организациями РАН, Минобразования и науки и других министерств и ведомств.

С переизбранием в марте 2004 года на пост президента России Владимира Путина усиливается курс на общее повышение эффективности экономики страны, а также модернизацию в сфере обороны и безопасности. В этой связи, как и в "памятные" 1930-е годы, на мой взгляд, можно ожидать обострения внутриполитической борьбы. В ближайшие два-три года вероятны попытки государственного переворота по "латиноамериканскому сценарию".

Необходимо учитывать многие внешние и внутренние угрозы РФ, часть из которых отражена в секретных документах и аналитических материалах. Соответственно, можно ожидать значительного усиления российских спецслужб. Стремясь к быстрому, но незаконному обогащению, политик не должен создавать или обострять крупные социальные противоречия, затрагивающие интересы обороны страны. Либо правящей деловой элите придется несколько изменить свои экономические стратегии, либо следует поставить вопрос об оперативной смене элиты.

Нормативно-правовая основа

Принятый в 1993 году закон "О государственной тайне" (с дополнениями от 1997 года) вывел нашу "засекреченную" страну на принципиально новый правовой уровень. В целом он имеет системный характер и позволяет решать необходимые управленческие задачи.

В то же время отличительной чертой закона является явная недооценка секретности в сфере российской экономики. Я имею в виду приватизацию государственного имущества, проведение дорогостоящих залоговых аукционов и конкурсных тендеров с привлечением иностранных инвесторов, защиту и введение в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, особенно созданной в структуре ВПК и т. п. По историческим и отчасти субъективным причинам реализация этого важного закона носила противоречивый характер. В результате в 1990-е годы в России был ослаблен контроль ФСБ и ряда других правоохранительных органов над процессами реформирования экономики и финансов, что привело к крайне опасным социально-экономическим и военно-политическим последствиям.

Говоря о неизбежности усиления секретности в России и таких новых угрозах, как внутриполитическая нестабильность, рост терроризма, ухудшение международного положения страны, имеет смысл напомнить Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне". Всего в "Перечне" содержится 87 контрольных позиций (см. таблицу 1). В основном они имеют отношение к таким ведомствам, как Минобороны, Минэкономразвития и торговли с его оборонно-промышленным комплексом и Федеральное агентство по атомной энергии (ранее Минатом). Примечательно, что в МВД тайн больше, чем в ФСБ. Следует отметить особую роль государственной тайны в защите научно-технической информации, в том числе вне ВПК. Если обратиться к сфере науки и техники, то в отмеченном "Перечне" можно четко выделить 23 позиции (по состоянию на начало 1998 года): Минобороны – 19, Минэкономики (включая ВПК) – 18, Миннауки – 3, Минобразования – 11, Минатом – 12, Российское космическое агентство – 9.

Таблица 1. Сведения, составляющие государственную тайну России
(согласно Указу Президента РФ от 24 января 1998 г.)

Условные обозначения информационных направлений (наименование разделов Указа Президента РФ):
1 — сведения в военной области;
2 — сведения о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности;
3 — сведения в области экономики, науки и техники;
4 — сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и организации защиты государственной тайны.

Государственная тайна довольно надежно защищает российскую интеллектуальную собственность, особенно в закрытых неприватизированных структурах оборонной промышленности. В частности, живут своей регламентированной жизнью ЗАТО Федерального агентства по атомной энергии и Минобороны РФ, где созданы хорошие условия для разработки, производства и хранения нетрадиционных видов военной и специальной техники. Как ни удивительно, с 1992 года в России количество таких секретных образований увеличилось на 5 единиц, достигнув 42. На начало 2004 года в Минобороны числилось 27 ЗАТО, в Федеральном агентстве по атомной энергетике – 10, в Минпромэнергетики, "Росавиакосмосе" и "Россудостроении" – 5.

Лишь на территории ЗАТО Федерального агентства по атомной энергии проживает около 770 тысяч человек. При этом, по данным Счетной палаты РФ, удельный вес работ по государственному оборонному заказу в общем объеме работ соответствующих предприятий атомного ведомства России составляет только 20% (1). Бремя их содержания для российского бюджета, конечно, существенно, но перед военно-политическим руководством РФ стоит вопрос не столько об экономии финансовых средств, сколько о назревшей перестройке сложившихся и отчасти устаревших научно-технических приоритетов. Здесь "цель оправдывает средства", но требуется большая гибкость управляющих компаний ВПК в ее достижении.

По мнению экспертов, экономически целесообразно было бы несколько сократить количество ЗАТО. С другой стороны, есть ряд факторов, свидетельствующих в пользу сохранения статуса ЗАТО, например, теми организациями, которые имеют отношение к Федеральному агентству по атомной энергии.

Как известно, сегодня успешно ведут секретные генетические исследования многие ядерные центры США (в Окридже, Брукхевене, Ливерморе и др.), а также биологические центры в Паин-Блаффе, Эджвуде и Форте Детрике. Эта работа финансируется и координируется Министерством энергетики (МЭ) США, которое в свое время успешно реализовало "Манхэттенский проект", а позже тщательно изучало генные последствия атомных бомбардировок в Японии. Важно отметить значительный вклад МЭ США в успешное завершение знаменитого "международного" проекта "Геном человека" (финансирование до 90%). Сегодня при его активном содействии начата работа над еще более масштабным проектом "Геном ради жизни". Особая приоритетность деятельности МЭ США позволяет ему иметь собственную внешнюю разведку. Ее персонал составляет около 300 человек, бюджет – 40 млн долл. (2). В целом в ближайшие годы российскую науку, призванную поработать для нужд обороны, ожидает значительное усиление секретности и, соответственно, появление новых вполне закономерных "шпионских процессов" в этой сфере. Российская наука и техника неизменно представляют немалый интерес для иностранных шпионов (3).

Еще раз обратимся к статье 2 закона "О государственной тайне", содержащей следующее определение: "Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации".

К основным понятиям, помимо вышеприведенного определения, также относятся: "носители сведений, составляющих государственную тайну" (сегодня это и дискеты), "система защиты государственной тайны" (секретное делопроизводство и охрана со стороны национальных спецслужб), "допуск к государственной тайне" (кто и на какой основе допускает к секретам как отдельных граждан, так и целые организации или предприятия), "доступ к сведениям, составляющим государственную тайну" (процедура ознакомления), "гриф секретности" (степень секретности на самом документе или в сопроводительной документации), "средства защиты информации" (технические, криптографические, программные и т. д.).

Новые аспекты

Представления о государственной тайне должны формироваться, исходя из интересов национальной безопасности Российской Федерации, включая ее экономическую самодостаточность. В современном мире нет места слабым странам. В 1990-е годы в сфере защиты стратегически важной информации в РФ произошли кардинальные сдвиги: имела место своего рода подмена понятия "государственная тайна" понятием "коммерческая тайна". Однако это не означает, что понятие "государственная тайна" сегодня не актуально. Более того, требуется также более четкое нормативно-правовое обоснование таких понятий, как "ноу-хау" и "коммерческая тайна". Очевидно, что первое из них значительно уже, чем второе. Коммерческую тайну, кроме различных секретов производства и научно-технических достижений, не всегда подлежащих патентованию (например, в области организации управления производством и др.), могут составлять списки деловых партнеров, первичные бухгалтерские документы, текущая переписка и другие сведения.

В свою очередь, к сфере государственной тайны может относиться информация, не имеющая рыночной стоимости, или та информация, которая никогда прямо не выйдет на коммерческие рынки. В крайне редких случаях (экспорт российских вооружений и военной техники) секретные научно-технические, производственные и технико-экономические показатели на основе специальных договоров передаются другим государствам, которые обязуются обеспечить их защиту.

С другой стороны, коммерческая и государственная тайна – понятия взаимопересекающиеся. На рисунке 1 этот факт отображен графически: степень наложения окружностей друг на друга, по моему мнению, зависит не только от конкретного исторического периода развития РФ, но и от сферы общественной деятельности (оборона, экономика, наука и техника и др.).

Рисунок 1. Соотношение понятий «ноу-хау» (защищаемые), «коммерческая
тайна» и «государственная тайна» в СССР и в России

Условные обозначения:
1 — ноу-хау (секреты производства)
2 — коммерческая тайна
3 — государственная тайна

В науке и технике подчас возникает сложная дилемма: засекречивать или патентовать открытие? Патентование и защиту авторских прав нельзя распространить на всю гамму ценной (коммерческой) информации, которая нуждается в защите. К тому же, в принципе, не патентуются наукоемкие достижения в производстве, управлении, образовании, военном деле и т. д. Засекречивание, широко распространенное в ВПК РФ, дешевле патентования и может дать владельцу информации преимущества на длительный срок и даже "навсегда". Оно, в частности, затрудняет промышленный шпионаж и "открытый" плагиат.

По сравнению с патентованием, засекречивание имеет определенные недостатки. Коммерческий успех часто невозможен без рекламы. Патенты и лицензии можно открыто рекламировать. Доход от продажи патентной лицензии выше, чем от беспатентной секретной лицензии. После появления на внешнем рынке ранее засекреченные конструктивные и другие особенности теряют эту степень защиты. Кроме того, в случае увольнения из секретной организации работник продолжает оставаться носителем государственной тайны. В 1990-е годы в результате приватизации и демонополизации государственной собственности на внутреннем рынке пространство российской государственной тайны несколько сузилось. Одновременно усилилось влияние частных инвесторов и открытых коммерческих структур на секретные инновационные и инвестиционные процессы в экономике РФ. Все это требует совершенствования методологии засекречивания, более адекватной трактовки понятия "государственная тайна" и ее более адекватного применения в условиях присоединения к ВТО (феномен защиты и засекречивания торгово-промышленных секретов).

Таким образом, можно сделать вывод, что итоговая "конфигурация" взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга понятий "ноу-хау", "коммерческая тайна" и "государственная тайна" на каждом историческом этапе довольна сложна. Она постоянно меняется под влиянием политики, экономики, национальной безопасности, идеологии и культуры, экологии и т. п.

Представляется уместным привести здесь авторское определение государственной тайны. Оно носит обобщенный характер и имеет концептуальные отличия, по сравнению с приведенной выше официальной трактовкой. "Государственная тайна России – это взвешенная геополитическая, военная, экономическая и иная оценка положения страны, включающая 1) перечень вероятных угроз от потенциальных стран-противников и внутрироссийских деструктивных сил (криминальных элементов, националистов, террористов, политических экстремистов и др.), стремящихся к разрушению или существенной антиконституционной перестройке структуры власти и обретению значительных экономических благ, а также 2) система защитных мероприятий по самосохранению и благополучному развитию России, в том числе на основе целенаправленного научно-технического прогресса и более рационального использования имеющихся природных ресурсов".

К сожалению, далеко не все российские политики и экономисты "новой реформистской волны" отдают себе отчет в истинном значении и эффективности секретной деятельности в сфере ВПК России. Между тем, без нее невозможны поддержание репутации России как сильной военной державы, тайное осуществление прогрессивных структурных сдвигов в развитии военной техники, проведение российскими спецслужбами секретных операций за границей, промышленный шпионаж.

Военные угрозы и защитная функция

Новые требования к секретности в военной сфере и к деятельности спецслужб обусловлены изменившейся геополитикой России. В ближайшие десятилетия активно развивающиеся страны, такие как США, Китай, Япония, страны Евросоюза, должны столкнуться с исчерпанием природных ресурсов. Природные катаклизмы (изменение климата, таяние льдов Антарктиды и подъем уровня вод Мирового океана, непрекращающийся рост численности населения планеты, загрязнение природной среды и др.) станут масштабными и гибельно необратимыми, видимо, где-то к 2050 году. В силу этого в Африке, Азии, Латинской Америке предстоят многочисленные тайные и открытые военные акции по переделу имеющихся на Земле природных ресурсов. Для России особенно опасна растущая военная угроза со стороны Китая.

В скором времени должно увеличиться количество секретов в системе Минобороны РФ и, соответственно, в оборонной промышленности. Особо следует выделить разнообразные секретные управленческие технологии Минобороны и ряда крупных товаропроизводителей – прямых участников системы военно-технического сотрудничества (ВТС), – применяемые при экспорте военной техники. Анализ соответствующего российского опыта, а также опыта США (детально отработанного и регламентированного в рамках Федеральной контрактной системы) позволяет сделать вывод, что в Секретариате ВТО можно поставить вопрос о разработке Соглашения по международной торговле военной и специальной техникой. При этом необходимо предварительно обобщить и унифицировать специфические особенности внешней торговли такой техникой, имея в виду повышение качества контроля со стороны ВТО и минимизацию угрозы попадания этой техники в преступные и террористические группировки.

Важно отметить качественно новый характер геополитических угроз в мире. По мнению автора, на повестку дня выходят "геноцидные войны", когда целью военных действий, а также специальных операций спецслужб становится не разрушение военно-технического потенциала, а тотальное истребление населения страны-противника с применением новейшего оружия массового уничтожения (ОМУ). Для политиков и военных все более значимым становится обеспечение условий развития данной расы или народа, а не отдельного индивида или малой группы. Проблема "прав человека" теряет свою актуальность. Об этом, в частности, свидетельствует практика США в области борьбы с терроризмом. Одновременно появляются принципиально новые виды военной и специальной техники, что не может не сказаться на геополитической ситуации – на первый план выходит фактор времени и объективная необходимость серии превентивных крупномасштабных операций с применением ОМУ.

Истинные масштабы угроз национальной безопасности любой страны мира становятся ясны лишь благодаря усилиям внешней разведки или спонтанным и неконтролируемым службой национальной безопасности "утечкам" информации из секретных структур потенциального противника. В ряде случаев помогает грамотное научно-техническое прогнозирование. Затем начинается своеобразный мобилизационный период в политике и экономике, когда лучшие ресурсы и значительные денежные средства под прикрытием государственной тайны активно направляются в наукоемкий ВПК, на военную реформу и реформу спецслужб.

Политики США, Англии, Германии, Франции и других развитых стран официально заявляют о том, что именно наука и новая техника являются главной движущей силой, обеспечивающей рост ВВП, повышение производительности труда и уровня благосостояния населения. Степень засекреченности большой оборонной науки такова, что судить о направлениях перспективного научно-технического поиска можно лишь на основании косвенных данных, а также неконтролируемой утечки информации.

В бывшем СССР расходы на науку в 1990 году составляли около 3,9% федерального бюджета, или 2,1% от ВВП. В настоящее время практически все развитые страны выделяют на эти цели более 2% от ВВП. В последние годы в России бюджетные расходы на науку не превышают 0,3% от ВВП. В абсолютном выражении они меньше, чем в Чехии, Финляндии или Дании. С учетом затрат приватизированных предприятий, особенно в ТЭК, общие расходы на науку в России несколько больше – 1% ВВП. Это положение требует вмешательства высшего военно-политического руководства РФ.

В современном мире оборонный потенциал страны определяется, прежде всего, уровнем военного и специального (то есть в системе спецслужб) использования новейших достижений научно-технического прогресса, а также общим состоянием экономики и умением военных специалистов проводить различные операции (и спецоперации).

Возможно, особого внимания российской науки, внешней разведки и контрразведки сегодня заслуживает проблема "генетической бомбы". Представляется перспективным создание на базе факультета молекулярной и биологической физики МФТИ научно-аналитического Центра исследований генетической бомбы, где могла бы концентрироваться и обрабатываться не только открытая, но и малодоступная (из СВР и ГРУ) информация по данной проблеме. Нельзя забывать, что завершающаяся расшифровка генома человека открывает практическую возможность создания опасного биологического оружия избирательного действия, которое придет на смену грязной в экологическом отношении атомной бомбе. На очереди следующий этап – расшифровка структуры и функций 80 тысяч генов человека. Это обещает революцию как в медицине и биологии, так и в военном деле, поскольку на основе полученных данных можно будет творить "чудеса". В настоящее время в Интернете доступна информация по программе "Геном человека" (HGP). Несколько иная версия вскоре будет публиковаться компанией "Gelera Genomics" на сайте GenBank. Возникает вопрос, целесообразна ли такая открытость стратегически важных сведений? Возможно, их необходимо засекретить и сделать доступными лишь для научных организаций, допущенных к государственной тайне. Такова идеологическая основа для уточнения как новых приоритетов научно-технической политики РФ, так и самой концепции государственной тайны.

Продолжение следует.

Примечания
1. Финансовый контроль. 2003. Июнь. С. 98.
2. Пыхалов И.В. Спецслужбы США. СПб.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. С. 431.
3. Государственная тайна в Российской Федерации. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.А. Вуса. СПб.: Изд-во СПГУ, 2000. 409 с.

Следить за новостями ИНЭС: