Главное в бизнесе — это движение вперед

Номер 8. Культурный слой

ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод» имеет более чем вековую историю. Предприятие, когда-то образованное на базе бывших паровозноремонтных мастерских, уже около полувека является одним из ведущих в области производства путевой техники. Однако в интервью нашему журналу генеральный директор предприятия Александр Иванович Фендриков поднимает вопросы, касающиеся не столько проблем собственной отрасли, сколько развития российского бизнеса в целом. Это проблема престижа России на международной арене, нехватка заказов на внутреннем рынке, связанная с дефицитом инвестиционных и оборотных средств, а также вопрос использования чужого производственного опыта в российских условиях.

Александр Фендриков
Главное в бизнесе – это движение вперед

"Экономические стратегии", №08-2006, стр. 118-121

ОАО "Тихорецкий машиностроительный завод" имеет более чем вековую историю. Предприятие, когда-то образованное на базе бывших паровозноремонтных мастерских, уже около полувека является одним из ведущих в области производства путевой техники.
Однако в интервью нашему журналу генеральный директор предприятия Александр Иванович Фендриков поднимает вопросы, касающиеся не столько проблем собственной отрасли, сколько развития российского бизнеса в целом. Это проблема престижа России на международной арене, нехватка заказов на внутреннем рынке, связанная с дефицитом инвестиционных и оборотных средств, а также вопрос использования чужого производственного опыта в российских условиях.

Нет сомнения, что сегодня необходимо улучшать имидж России – и для того, чтобы привлечь иностранных инвесторов, и для того, чтобы способствовать продвижению российских товаров на мировых рынках. Какие конкретные шаги, на Ваш взгляд, необходимо сделать в этом направлении?

Вопрос улучшения имиджа России весьма актуален. В СССР, например, на эти цели ежегодно тратилось порядка 200 млн долл., а США расходуют на пропаганду американского образа жизни 1,5 млрд долл. в год.

В.В. Путин сегодня поставил этот вопрос под особый контроль. Улучшением имиджа страны целенаправленно занимается сразу несколько министерств, со своими инициативами выступают регионы. В этом отношении одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации является Краснодарский край под руководством губернатора А.Н. Ткачева – ежегодно в Сочи проводится международный экономический форум, число зарубежных участников которого с каждым годом растет. В Германии вот уже несколько лет подряд проходят "Дни Краснодарского края", где представляется не только продукция предприятий Кубани, но и культура казачества. Россия в течение десятилетий оставалась закрытой страной, своеобразным "белым пятном" на карте мира. Сейчас, когда двери снова открыты, европейские бизнесмены относятся к нам с опаской. Нам нужно стать понятнее для Запада, завоевать уважение. Конечно же, придется решить и другие вопросы: сделать систему налогообложения понятной для иностранцев, стабилизировать экономику, снизить темпы инфляции, вступить в ВТО, развивать наукоемкое производство, научиться уважать самих себя и быть самими собой.

Сегодня много говорят о переориентации экономики на наукоемкое производство. Но как этого достичь, если инвестиции в высокотехнологичное производство не поступают?

Говоря о переориентации экономики на наукоемкое производство, можно отметить несколько проблем, мешающих движению России в этом направлении.

Во-первых, такие разработки очень дорого стоят, а возврата инвестиций приходится ждать довольно долго. Намного легче открыть ресторан, казино или магазин и окупить затраты за 2-3 месяца, чем найти команду перспективных ребят, вложить деньги в разработку инновационного проекта, а затем месяцами терпеливо искать покупателя.

Вторая проблема – недостаток опыта в продвижении товара. В нашей стране, к сожалению, еще очень немного толковых специалистов в этой области, а те, что имеются, уже давно работают в крупных компаниях. Маркетологи знают, что есть такое понятие – создание события. Это умение убедить аудиторию в том, что без данного конкретного продукта прожить невозможно. К продукции наукоемкого производства покупателя тоже нужно "приучить", доказать, что ее использование ведет к улучшению жизни, снижению затрат или увеличению прибыли. Кроме того, наукоемкая продукция очень дорога. Вот здесь-то и понадобится помощь государства: можно не облагать наукоемкие предприятия налогом в течение какого-то времени, можно за счет и под контролем государства устраивать всероссийские и международные выставки научных разработок, чтобы проекты оставались в России, а не "утекали" за рубеж. Если государство не хочет, чтобы Россия оказалась сырьевым придатком Европы, оно должно оказывать наукоемкому производству всестороннюю поддержку.

Уверен, затраты с лихвой окупятся. Примером может служить наиболее динамично развивающаяся экономика – экономика Китая.

Как Вы полагаете, у какой страны России лучше перенимать производственный опыт, а у какой – "культурный кодекс" ведения бизнеса?

Россия – страна с богатейшей культурой, традициями и производственным опытом. Сейчас почему-то замалчивается, что многие годы между Западом и СССР имел место обмен опытом, а не одностороннее заимствование и нужно сохранять эту тенденцию. Да, по многим показателям российские предприятия отстают от своих зарубежных коллег, но не забывайте, что мы пережили 1991 и 1998 гг., когда многие предприятия были практически "поставлены на колени". Дайте время – и мы разработаем такие производственные технологии и бизнес-культуру, которые будут заимствовать иностранцы.

США, Великобритания, Германия, Япония, Норвегия – успешные и богатые страны, и каждая из них по-своему уникальна. В этом и кроется причина их успеха. И производственный опыт у каждой из этих стран уникален. Полагаю, если бы вдруг Великобритания начала копировать Японию, а США – Норвегию, это ни к чему хорошему не привело бы. Я против слепого копирования. Будьте самими собой – и Вас будут уважать, к Вам потянутся, Вы будете успешны.

Вы говорите о производственном опыте, а между тем в России многие стандарты и нормы в производстве до сих пор намного жестче, чем за рубежом. Простой пример: мы переняли западный "опыт" написания адреса на конвертах. Теперь пишем сначала номер квартиры, потом номер дома, улицу и город. А стало ли от этого лучше миллионам россиян?

Давайте пойдем своим путем. Тогда мы попутно решим и проблему улучшения имиджа России.

Одна из основных проблем российских предприятий – нехватка заказов на внутреннем рынке. Это в свою очередь порождает дефицит инвестиционных и оборотных средств, проблемы с оплатой научно-исследовательских работ и запуском в серийное производство новых образцов продукции. Как преодолеваются эти трудности?

Нехватка заказов на внутреннем рынке – проблема, не понаслышке знакомая многим предприятиям. Вызвано это различными причинами, но главной из них является переход к рыночной экономике. При централизованной системе любое предприятие, независимо от его местоположения, удаленности от сырьевых ресурсов и основных покупателей, качества выпускаемой продукции и других факторов, могло уверенно рассчитывать на сбыт своего товара. Сегодня же все вышеуказанные факторы играют определенную роль, поэтому многие предприятия становятся нерентабельными и закрываются.

Однако мы не привыкли пасовать перед проблемами. Уверен, если грамотно подойти к делу, то заказчик найдется всегда. К сожалению, руководители предприятий никак не привыкнут к тому, что заказчика нужно искать, он не придет сам. Более того, сегодня, когда нет больше дефицита, нужно хорошо знать потребности покупателя и своевременно их удовлетворять. В противном случае предприятие рискует потерять рынок.

ОАО "Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В. Воровского" сегодня занимает лидирующую позицию на рынке путевых машин для нужд ОАО "РЖД" и предприятий, использующих железнодорожные пути. Мы выпускаем специфичный дорогостоящий товар. Чтобы его продать, нужно чтобы о нем знали и помнили. Мы делаем ставку на качество и инновационность, и об этом знают все наши потребители. В итоге мы остаемся на рынке, благодаря тому что умеем предупредить любое желание наших клиентов. Не стоит пенять на отсутствие новых заказов, если Вы их не ищете.

Однако уповать только на внутренний рынок было бы роковой ошибкой. Мы создали дочернее предприятие – "Торговый дом "Транспутьмаш"" с офисом в Москве и активно ведем переговоры о поставке нашей продукции за рубеж. И наши усилия уже принесли плоды: 14 тихорецких автомотрис сегодня работает в Испании и есть договоренность о следующем заказе для этой страны. Недавно состоялись переговоры с норвежской компанией. Не хотелось бы загадывать, но результат достигнутого соглашения кажется многообещающим. И это далеко не предел, ведь мы только недавно вышли на европейский рынок, и интерес к нам проявлен огромный.
Не надо класть все яйца в одну корзину. Работайте на нескольких рынках сразу – и Вам обеспечена финансовая безопасность даже в случае кризиса на одном из них. Не стойте на месте, развивайтесь. Главное в бизнесе – это движение вперед. Не бойтесь работать – и добьетесь успеха!

 

Следить за новостями ИНЭС: