Где главное звено административной реформы?
Автор полагает, что введение в государственный обиход понятия «государственная услуга» создает основу для отслеживания и методичного исследования реальных потребностей различных слоев населения. «Под государственные услуги можно выстраивать процессы в самих органах власти, разрабатывать цепочки административных регламентов. Появилась новая точка опоры для совершенствования деятельности исполнительной власти».
Александр РАЙКОВ
Где главное звено административной реформы?
"Экономические стратегии", №3-2004, стр. 38-39
Административная реформа в России идет уже лет семь. Ее концепция была разработана в 1997 году по распоряжению президента Ельцина. Однако общество воплощения этой концепции так и не увидело. Шаги Владимира Путина, нацеленные на создание федеральных округов, формирование нового правительства пока только изменили крутизну и высоту бюрократической пирамиды.
Вопрос, как строить административный мост между исполнительной властью и обществом, разрешился просто: надо поставить его вертикально! Бюрократический жанр обязывает возвышать власть, да и лишние камушки с отвесной горки быстрее катятся вниз. Но вот беда, чем выше пирамида, тем хуже слышно, что творится у ее подножья. Чем больше слоев в вертикали власти, тем больше дистанция между властью и обществом, если, помимо коридорных километров, мерить ее еще и числом подписей. Закономерность этой пирамидализации: обиженных больше, чем "удержавшихся".
В упомянутой выше концепции отмечалась чехарда с функциями органов исполнительной власти: политическими, управленческими, контрольными, надзорными, лицензионными и пр. Функций тогда насчитывалось более 1300. Отсутствовал классификатор, который бы позволил регистрировать, определять и сопоставлять смысл функций. За прошедшее время численность органов исполнительной власти увеличилась незначительно, а вот функций стало раза в два больше. Чехарда с функциями сейчас, конечно, может уменьшиться, поскольку их более четко распределили между министерствами, службами и агентствами. Но поможет ли это более эффективной реализации стратегических целей: удвоению ВВП (при условии сохранения цен на нефть), повышению безопасности, обеспечению пенсионеров, уменьшению в два раза числа бедных (пока не решено, к 2007 или 2008 году)?
Перефразируя "классика" – специалиста по реорганизации государственного аппарата, стоит спросить, где то основное звено, за которое можно вытащить всю цепь повышения эффективности госаппарата? Какое новшество, провозглашенное в указе Путина, могло бы стать этим звеном?
"Сначала было слово!" Года четыре назад, благодаря усилиям нового президента, хорошо отработанное в бизнесе и военных делах понятие "стратегия" стало популярным и в органах власти, однако при этом несколько изменился его смысл. Да и вообще как-то не просматривается увязка новой структуры органов исполнительной власти со стратегией. Например, под стратегическую цель "удвоить ВВП" не появился соответствующий орган власти. Либо цель не та, либо орган забыли создать! Еще пример. Разработана программа "Электронная Россия", а слово "информатика" вообще исчезло из названий органов власти! Видимо, идеологи реформы рассчитывают на то, что возьмем не стратегией, а числом: четырнадцать министерств больше, чем "семь нянек".
На страницах президентского указа появилось сравнительно новое для российского истеблишмента слово – "государственная услуга". И ответственный орган определили – агентство. В корпоративном мире с уточнения списка услуг обычно стартуют изменения в менеджменте. Корпорации, борясь за выживание, вынуждены позволять естественное создание цепочек наращивания ценностей в соответствии с требованиями покупателей к продукции и услугам. Это приводит к изменению стратегии, тактики, организации и мотивации работ. Крупнейшие транснациональные компании соизмеряют реализацию любого действия в цепочке создания услуг с их ценностью для конечного потребителя. Если действие, работа, мероприятие ценности не приносят, их обычно аннулируют. В корпоративной жизни управление строится все больше от потребителя, от его потребностей. Упор делается на бережливости управленческих структур.
А в государственных органах как поступить? Может, и здесь услуга – это главное звено, и за него надо вытягивать всю цепь обеспечения радости в жизни общества? Но что хорошо в деловом менеджменте, для государственного аппарата – смерть. Ведь цепочка создания услуги – межведомственная, она может продырявить борта "министерских титаников".
И все-таки слово сказано. Еще один небольшой мостик между властью и обществом построен. Введение в государственный обиход понятия "государственная услуга" создает основу для отслеживания и методичного исследования реальных потребностей различных слоев населения. Под государственные услуги можно выстраивать процессы в самих органах власти, разрабатывать цепочки административных регламентов. Появилась новая точка опоры для совершенствования деятельности исполнительной власти. Есть возможность сравнивать деятельность различных министерств, и, быть может, даже создать условия для развития между ними соревнования.
Горизонтальная цепочка создания государственной услуги пронизывает административные барьеры. Кто в этой цепочке хозяин? Если за каждое звено в ответе несколько агентств и министерств, то никакой реформы не случилось. Если за цепочку полностью отвечает агентство, то мы стоим на пороге административной революции. Осталось только подчинить министерства агентствам, возложив на министерства функции финансовой, нормативно-правовой, кадровой поддержки формирования государственных услуг!