Фундаментальный труд по проблемам цивилизаций
Рецензия на двухтомный труд Бориса Кузыка и Юрия Яковца «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее».
Михаил Эскиндаров
Фундаментальный труд по проблемам цивилизаций
"Экономические стратегии", №07-2007, стр. 140-141
|
Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. – М.: ИНЭС, 2006. – Т. 1. – Теория и история цивилизаций. – 766 с. – Т. 2. – Будущее цивилизаций и геоцивилизационные измерения. – 643 с. Эскиндаров Михаил Абдурахманович — ректор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, д.э.н., профессор. |
В переломные эпохи развития общества происходят радикальные сдвиги как в его структуре, так и в системе общественных наук. Такие сдвиги наблюдаются и в начале XXI в., когда на смену индустриальному обществу приходит постиндустриальное, гуманистически-ноосферное, основанное на примате разума. Сегодня на передний план и в жизни, и в научном познании выходит проблема цивилизаций. Будущее человечества зависит от решения узловых проблем нового столетия – перехода от противостояния цивилизаций как фундаментальной основы нового миропорядка к единству глобальной цивилизации, формированию гражданского общества и его институтов.
Все эти проблемы требуют глубокого научного осмысления. Ответом на новые требования эпохи стало формирование новой отрасли общественных наук – цивилиографии, становление развивающих данную отрасль познания научных школ. Ответом на этот социальный заказ явилось развитие современной российской цивилизационной школы, признанными лидерами которой являются член-корреспондент РАН, директор Института экономических стратегий, профессор Б.Н. Кузык и академик РАЕН, президент Международного института Питирима Сорокина – Николая Кондратьева, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ Ю.В. Яковец.
Среди опубликованных ими трудов по этой тематике особого внимания заслуживает вышедший в свет в 2006 г. на русском и английском языках и размещенный в Интернете фундаментальный труд в двух томах: "Цивилизации: теория, история, диалог, будущее". По сути дела, этот энциклопедический труд отражает достигнутый уровень познания в сложнейшей сфере общественной жизни, рассмотренной в ее динамике в длительной исторической ретроспективе и перспективе, дает системное представление об историографии как сравнительно молодой отрасли общественных наук.
В чем основное достоинство рецензируемой работы?
Во-первых, на основе анализа взглядов мыслителей разных стран и эпох авторы системно формируют основные постулаты современной теории цивилизаций.
Б.Н. Кузык и Ю.В. Яковец исследуют категорию "цивилизация" в трех ракурсах: как совокупность локальных цивилизаций; как объединяющую их глобальную цивилизацию; как сменяющие друг друга эпохи в ее развитии – мировые цивилизации. Такое трехмерное видение проблемы позволяет глубже проникнуть в сущность этой сложнейшей категории, раскрыть циклично-генетические закономерности ее динамики, исследовать основные факторы, определяющие эту динамику – демографический, природно-экологический, технологический, социально-политический и социокультурный. Стоило бы пожелать авторам дать более четкое определение самого понятия "цивилизация", хотя это и нелегко в силу многомерности и динамичности объекта познания, родившегося на стыке множества общественных наук (философии, истории, социологии, экономики, демографии, экологии).
Во-вторых, авторы отказываются от формационного подхода к истории и будущему общества и заменяют его цивилизационным подходом. Ими последовательно, с привлечением богатейшего исторического и статистического материала проведено членение истории на локальные цивилизации, мировые цивилизации и исторические суперциклы в развитии глобальной цивилизации (первый суперцикл – эпоха древних цивилизаций, второй охватывает последние полтора тысячелетия – периоды средневековой, раннеиндустриальной и индустриальной мировых цивилизаций). Такой подход дает новое видение логики исторического процесса, просматривающейся сквозь бесчисленное множество исторических событий на всех континентах.
В-третьих, в противовес авторам, сводящим историю к бесконечной череде событий, Б.Н. Кузык и Ю.В. Яковец главное место в историческом процессе отводят диалогу цивилизаций, активному обмену товарами, технологиями, научными, образовательными и культурными достижениями. Впервые дано глубокое теоретическое обоснование столь популярному в наше время процессу диалога цивилизаций – его предпосылкам, содержанию, сферам, институтам.
В-четвертых, на системной основе построен прогноз будущего цивилизаций. Авторы трактуют первую половину XXI в. как период исторического разлома, когда на смену индустриально-технологической цивилизации приходит гуманистически-ноосферная постиндустриальная. Четвертое поколение локальных цивилизаций трансформируется в более дифференцированное пятое, начинается третий исторический суперцикл, преобладание чувственного социально-культурного строя сменяется становлением интегрального строя, развивающегося, по мнению авторов, на фоне глобализации, формирования некоего сверхобщества, в рамках которого достигается гармония и внутри него, и в его взаимоотношениях с природой. Такой взгляд позволяет более четко выявить всю глубину структурных трансформаций XXI в.
В-пятых, особое внимание авторы уделяют прошлому и будущему цивилизационного процесса на севере Евразии. Организованная ими научно-цивилизационная экспедиция по Северному Причерноморью позволила представить этот регион как пространство взаимодействия цивилизаций, выделить волны этого взаимодействия, начиная с VII в. до н.э. и до наших дней. Авторы рассматривают этапы развития восточнославянской цивилизации, которая с XVI в. стала трансформироваться в евразийскую, потерпевшую крушение в конце XX в. В работе рассмотрены сценарии будущей цивилизационной динамики на этой территории.
В рамках энциклопедического исследования проблем середины XX – начала XXI в. большое внимание уделяется цивилизационным процессам в СССР, а с 90-х гг. прошлого века – в России. На мой взгляд, в книге правильно определяются события, пережитые Россией в 1990-е гг., – как глубокая цивилизационная катастрофа, из которой страна начинает постепенно выходить. Но, как пишут авторы, "хотя в первые годы нового столетия появились признаки оживления, вызванные благоприятными внешнеэкономическими обстоятельствами, внутренние факторы инновационного обновления общества не были задействованы. От выработки и реализации долгосрочной стратегии выхода из кризиса зависит будущее России в XXI столетии" (т. II, с. 184).
В-шестых, авторы значительно обогатили арсенал методов исторического познания и прогностики. Наряду с обычными клиометрическими измерениями они использовали такие оригинальные методы, как воспроизводственно-цикличная и геоцивилизационная макромодели, многофакторная стратегическая и геоцивилизационная матрица, ситуационный анализ и прогноз. Эти модели и матрицы могут быть с успехом использованы и в других общественных науках. Наконец, отрадным является то, что двухтомник не только издан на русском и английском языках, но и размещен в Интернете. Это позволяет интегрировать достижения современной российской цивилизационной школы в глобальные потоки. Кроме того, формирование научно-образовательного двуязычного портала "Новая парадигма", где выделен сайт "Цивилизации" (www.civil.newparadigm.ru), сделает доступными идеи российской цивилизационной школы для миллионов пользователей Интернета, особенно для молодежи. Для научно-педагогического сообщества ценны такие рекомендации авторов, как необходимость ориентации на креативную педагогику (развитие творческих способностей обучающихся, самостоятельности в постановке и решении нетрадиционных задач), умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, сочетать конкретность подхода с широтой взглядов, формирование объемного взгляда на объекты и процессы. Именно в этом состоит стратегия развития современного образования.
В заключение хотелось бы пожелать авторам на основе фундаментального труда подготовить, опубликовать и разместить в Интернете учебник для высшей школы по проблемам цивилизаций. Этот учебник станет основой для формирования у студентов, особенно гуманитарных и экономических вузов, системы научно обоснованных взглядов на одну из самых острых и важных проблем современности.
ПЭС 165/21.08.2007