Формирование единого образовательного пространства как стабилизирующий фактор мирового сообщества
Переход развитых стран к массовому высшему образованию привел к возникновению индустрии образовательных услуг и поставил серьезные вопросы о его качестве и унификации. В результате глобализации мировой экономики, развития средств коммуникаций и усиления миграционных потоков формируется единое мировое образовательное пространство.
Владимир Арутюнов, Людмила Стрекова, Наталия Тарасова
Формирование единого образовательного пространства как стабилизирующий фактор мирового сообщества
"Экономические стратегии", 2003, №1, стр. 98-103.
На рубеже третьего тысячелетия образовательный уровень населения превратился в основной фактор, определяющий развитие производительных сил. Это заметно повысило ценность образования, сделав его желанной целью миллионов вступающих в жизнь молодых людей во всем мире. Правительства, промышленные круги, военные, широкая общественность стали уделять большое внимание развитию национальных систем образования.
В качестве одного из трех базовых параметров для индекса человеческого развития (ИЧР) стран мира, определяемого экспертами ООН, наряду с уровнем здравоохранения и материальным уровнем жизни, принят образовательный уровень. Он определяется как комбинация двух показателей – степени грамотности взрослого населения и степени его охвата начальным, средним и высшим образованием.
Стремительная глобализация мировой экономики, развитие средств коммуникации и усиление миграционных потоков превращают проблему качества и унификации образования в одну из важнейших мировых проблем. Современные тенденции в мировой образовательной системе окажут серьезное влияние на будущее развитие цивилизации, поэтому необходим их тщательный анализ.
Человеческий капитал в постиндустриальном обществе
Информационные технологии и человеческие знания играют чрезвычайно важную роль в производстве товаров и услуг. Ежегодный оборот на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции в несколько раз превышает оборот на рынке сырья, включая нефть, газ и нефтепродукты, а традиционный промышленный капитал уже уступил первенство человеческому капиталу, ставшему основной производительной силой в современном мире. По расчетам Всемирного банка, более 75% национального богатства стран Северной Америки и Западной Европы составляет человеческий капитал, то есть образованное население, умеющее использовать знания, чтобы наиболее эффективно решать возникающие проблемы. Поэтому правительства многих стран вкладывают громадные средства в развитие национальных систем образования, рассматривая их как инвестиции в будущее нации.
Очень показателен в этом отношении пример таких государств, как Индия, Ирландия, Израиль, Венгрия и Польша. Традиционно высокий уровень образования в этих странах позволил им занять доминирующие позиции на стремительно растущем мировом рынке программного обеспечения, объем которого, по оценкам, в 2002 году превысит 1 трлн долл. Выходцы из Индии составляют сейчас 36% сотрудников компании Microsoft, 32% сотрудников NASA и 12% сотрудников Intel. Объем экспортных продаж Индией продуктов и услуг в области информационных технологий, где занято 250 тысяч человек, достиг 4 млрд долл. и имеет перспективу к 2008 году вырасти до 50 млрд долл. [1].
Промышленные круги также охотно инвестируют средства в образование, рассматривая его как одну из наиболее прибыльных областей вложения капитала. Например, норма прибыли фирм, успешно действующих в области программного обеспечения и информационных технологий, составляет порядка 30-100%, в то время как в среднем в США норма прибыли в 5-10% уже считается аномально высокой. Объем мирового рынка высоких технологий превышает 2 трлн долл., причем, 39% этой суммы приходится на долю США, а 30% – на долю Японии [1], то есть стран, которые наиболее активно инвестируют средства не только в разработку новых технологий, но и в развитие национальных систем образования. Население тоже охотно платит за образование, поскольку повышение образовательного уровня обеспечивает быстрый рост благосостояния.
Переход к массовому высшему образованию и развитие системы образовательных услуг
В настоящее время в промышленно развитых странах высшее образование стало таким же массовым явлением, как начальное или среднее образование. Почти 60% населения, относящегося к возрастной группе от 18 до 23 лет, учатся в высших учебных заведениях различных типов, причем с 1980 года этот показатель вырос более чем в 1,5 раза, а в Японии достиг практически 100%. В то же время, в странах со средним уровнем доходов только около 20% людей из данной возрастной группы охвачено высшим образованием, а в странах с низким уровнем доходов – всего 6% [2].
Переход к массовому высшему образованию породил индустрию образовательных услуг, у которой несколько основных заказчиков. Первый – это государство, в большинстве стран по-прежнему несущее львиную долю расходов на высшую школу. Второй – население. Третий – работодатели.
Государственные расходы на образование не дают полного представления о величине национальных инвестиций в человеческий капитал. Значительную долю составляют частные расходы на образование. Соотношение между государственными и частными расходами в разных странах не связано непосредственно с уровнем среднего дохода и колеблется в широких пределах. Так, среди стран с низким уровнем доходов оно колеблется от 20% (Шри-Ланка) до 60% (Уганда, Вьетнам), а среди стран с высоким уровнем доходов – от 5% (Австрия) до 50% (Швейцария) [2]. В большинстве случаев государство обеспечивает бесплатное начальное и, нередко, среднее образование, что позволяет всем гражданам полноценно участвовать в общественной и экономической жизни. В то же время, в вузах, как государственных, так и частных, обычно взимается плата за обучение.
Востребованность высокообразованных специалистов способствует тому, что часть наиболее талантливой или обеспеченной молодежи уезжает учиться в престижные зарубежные вузы. Формируется мировой спрос на высококачественные образовательные услуги и единое мировое образовательное пространство. По данным ЮНЕСКО, в 1995 году в различных странах обучалось 1,5 млн, а в 2000 году – примерно 2 млн иностранных студентов. Ожидается, что в 2010 году их будет 2,8 млн, а к 2025 году – 4,9 млн, в том числе 2,9 млн из стран Азии. Более 60% иностранных студентов получают знания в университетах США, Великобритании, Канады, Германии, Франции, причем половина из них – в США. Мировой рынок образовательных услуг уже сейчас оценивается в 25-30 млрд долл., поэтому многие страны проявляют большую активность в этой области [3].
Дифференциация уровней и непрерывное (в течение всей жизни) образование
Статистика показывает, что всего 20% людей, получающих высшее образование, в дальнейшем работает по первоначально полученной специальности. Стремительное изменение важнейших технологических процессов заставляет человека иногда по несколько раз на протяжении жизни осваивать практически новую специальность. Это подчеркивает необходимость широкого базового образования, позволяющего легко осваивать новые области. На его основе может проводиться как узкая специализация для конкретных областей, так и подготовка научной элиты для создания новых знаний.
Учитывая демографические процессы в развитых странах и требования по освоению новых знаний, которые работодатели предъявляют своим служащим, специалисты пришли к выводу о том, что до 2020 года каждый человек в течение жизни минимум пять раз столкнется с необходимостью изменить вид деятельности или пополнить запас знаний. В этой связи особое значение приобретает понятие образовательного уровня (ступени), базирующееся на предположении, что учебные программы как на национальном, так и на наднациональном уровне могут быть сгруппированы и выражены посредством упорядоченной последовательности категорий, охватывающих все разделы знаний. Такие категории должны отражать достаточно крупные и завершенные ступени образовательного процесса от самых элементарных к высшим.
Для координации национальных и международных усилий в этой области ЮНЕСКО была разработана Международная образовательная классификация (International Standard Classification of Education – ISCED), согласно которой вводится семь образовательных уровней: подготовительный, трехуровневое базовое (школьное) образование, среднее специальное (послешкольное) образование, двухуровневое высшее образование. При этом все области знаний, по которым ведется преподавание, сгруппированы в 25 основных тематических разделов [4].
Качество образования. Системы поддержки качества образования и аккредитация учебных заведений. Образовательные стандарты
При переходе к массовому высшему образованию важнейшей проблемой является практическая организация процесса обучения и его качество в условиях все возрастающего количества студентов при практически неизменных объемах финансирования, основных фондах учебных заведений и преподавательском контингенте [5].
Наличие даже в пределах одной страны большого числа вузов, уровень подготовки в которых значительно отличается, диктует необходимость постоянного контроля качества образования. Перманентное обновление и диверсификация учебных программ требует их систематической аккредитации. В нашей стране ситуация особенно обострилась в связи с быстрым ростом числа негосударственных учебных заведений и количества обучающихся в них студентов.
Системы поддержки качества образования существуют во многих странах. Американский вариант включает шесть региональных ассоциаций, обеспечивающих аккредитацию на уровне вуза в целом (региональная аккредитация). При этом каждая из них обслуживает сотни университетов и колледжей. В общенациональном масштабе все процессуальные и содержательные аспекты аккредитации координирует Аккредитационный совет высшего образования (CHEA), а правовые вопросы решаются Департаментом образования правительства США. Во Франции при Министерстве национального образования работал специальный Департамент контроля, затем, для внешнего контроля за вузами был создан Национальный комитет по оценке.
В ФРГ функции надзора и контроля за качеством образования исполняли специализированные департаменты земельных правительств, а в Великобритании – Комитет по финансированию Министерства образования. Министерство образования РФ в 1997 году начало государственную аккредитацию вузов, которая в соответствии с Законом об образовании (принят в 1992 году) должна проводиться Государственной аттестационной службой. Пока такая служба не создана, ее функции выполняет Государственная инспекция по аттестации учебных заведений при Минобразования России.
Выделяют три основные составляющие понятия "качество образования", наиболее ясно и корректно характеризующие его [5]: качество имеющихся ресурсов (персонал, материально-техническая база, инфраструктура); качество образовательного процесса (учебные планы, методическая оснащенность, педагогические методы и т.д.); качество результатов (степень усвоения студентами знаний, спрос на выпускников данного вуза на рынке труда).
Развитие системы контроля качества высшего образования привело в конце 1990-х годов к принятию большинством европейских стран концепции периодической аккредитации вузов и образовательных программ. Ее можно рассматривать как процедуру установления или подтверждения соответствия высшего учебного заведения и его программы определенным требованиям и проводить, например, раз в 5 лет.
Наблюдается тенденция постепенного смещения акцента с контроля качества на стимулирование его повышения; с ресурсного обеспечения и привлечения дополнительных средств на совершенствование деятельности вузов. Особую важность приобретает самооценка вуза или программы, в которой участвуют преподаватели, студенты, ученые. Ее результаты дополняются компетентным внешним суждением.
Процедуры оценки качества устанавливают и координируют специализированные организации национального или регионального уровня. Несмотря на независимый статус этих организаций, их создание и финансирование, как правило, осуществляется государством. В большинстве случаев письменные доклады о результатах оценки публикуются, например, в печатных изданиях университетов.
Сотрудничество различных стран в этой области постепенно расширяется. Например, страны ЕС создали общеевропейскую Сеть агентств по обеспечению качества высшего образования (ENQA). В общих чертах были сформулированы требования, предъявляемые при аккредитации образовательных программ в государствах Европы. Фактически, аккредитация в понимании общества – подтверждение того, что вуз дает добротное образование. В разных странах при аккредитации используют от шести до шестнадцати параметров [6].
Унификация образовательных систем
Глобализация мировой системы образования поставила вопрос об унификации образовательных систем различных стран. Инструментом для сбора, анализа и сопоставления сравнимых показателей уровня образования как в национальном, так и в глобальном масштабе призвана служить упомянутая выше ISCED [4]. Анализ проводится по двум основным параметрам: образовательному уровню (ступени) и профилю (области). Обновленный вариант классификации (ISCED 1997) был одобрен 29-й сессией ЮНЕСКО в 1997 году.
Желание как можно быстрее перенять и использовать на практике все новейшие достижения в развитии образования приводит не только к постоянному обмену студентами и преподавателями между вузами из разных регионов мира, но и к реальной кооперации образовательных учреждений. Новые процессы в сфере образования и занятости характеризуются такими признаками, как быстрая диверсификация учебных курсов и программ, расширение возможностей для профессиональной карьеры и "пожизненное обучение" современного работника. На форуме в 1999 году (Болонья) представители 29 европейских стран (Россия в этой встрече не участвовала) приняли совместный документ (Болонская декларация), в котором в общих чертах определены пути реформирования высшего образования: создание системы общепринятых и сопоставимых документов о высшем образовании; переход к циклической (двухуровневой) системе высшего образования; снижение барьеров между университетским и неуниверситетским секторами высшего образования; принятие единой системы учебных кредитов; развитие европейского сотрудничества в сфере обеспечения качества высшего образования по единым (сопоставимым) критериям и методам.
Декларация провозгласила начало создания европейского пространства высшего образования, в котором будет возможен не только свободный академический обмен, но и общий рынок квалифицированной рабочей силы.
Дистанционное и транснациональное образование
Развитие современных средств коммуникации и, в первую очередь, сети Интернет, открыло принципиально новые возможности для дистанционного обучения. Если число студентов, обучающихся традиционными методами, увеличивается в мире ежегодно всего на 2%, то темпы роста студентов, использующих электронные формы обучения, уже превышают 10%. Мировой объем услуг по обучению с использованием интернет-технологий приближается к 12 млрд долл. и стал для ряда стран одной из самых прибыльных отраслей экономики. Открытые университеты не только обеспечивают доступ к высшему образованию для лиц, не имеющих возможности по тем или иным причинам посещать традиционные вузы, но и безгранично расширяют возможности получения дополнительного образования. Другая важнейшая сторона дистанционного обучения – возможность координации образовательных программ, в частности, доступ для студентов периферийных вузов и филиалов к лекционным и методическим материалам ведущих учебных заведений.
Рост студенческого контингента опережает рост численности населения планеты почти в два с половиной раза. За последнее десятилетие количество студентов на планете удвоилось. По оценкам, уже в ближайшие годы 30% выпускников средней школы во всем мире будут стремиться получить высшее образование. Только использование технологий дистанционного обучения дает реальный шанс без непомерных дополнительных затрат решить эту проблему. Возникает новая форма учебного заведения – виртуальный университет, главной заботой которого становится не проблема учебных корпусов, лекционных аудиторий и лабораторного оснащения, а коммуникационные каналы. Оставаясь жителем отдаленного поселка, современный студент может получить доступ к сокровищам прославленных университетов мира, чьи лаборатории и библиотеки в ином виде для него недоступны. При наличии соответствующего оснащения учебный процесс можно осуществлять в любой географической точке мира, в любое время суток и года. Это делает виртуальные университеты наименее затратным для потребителя видом образовательных услуг. Кроме того, интерактивная форма обучения позволяет учащимся осваивать учебный материал в темпе, соответствующем их индивидуальным способностям. Фактически, как и в других секторах сферы обслуживания, видимо, будет развиваться тенденция повышения доступности высшего образования и адресного предоставления образовательных услуг с учетом индивидуальных запросов каждого конкретного потребителя.
Наиболее масштабное явление в сфере дистанционного образования – проект "Африканский виртуальный университет". В перспективе он будет действовать практически во всех странах Африки. Предполагается, что студенты, находясь в своих странах, будут общаться с преподавателями из США, Франции, Канады и Бельгии. Коммуникационная связь обеспечивается через спутниковую систему INTELSAT [7].
Разумеется, интересам общества отвечает качественное и должным образом сертифицированное образование, включая признаваемый на рынке труда диплом и соответствующий ему набор знаний и навыков. Поэтому далеко не все профессии могут быть освоены путем дистанционного образования. Нельзя дистанционно обучать врача, инженера или научного сотрудника. Помимо невозможности передачи дистанционным способом многих профессиональных навыков, особенно приобретаемых путем личного опыта, изолированность учащихся друг от друга и от профессиональной среды препятствует возникновению корпоративных связей и усвоению ими профессионального нравственного кодекса. Однако в сфере обслуживания, бизнеса и гуманитарных наук, особенно при получении дополнительного образования, дистанционное обучение вполне допустимо. Видимо, со временем будут выработаны какие-то промежуточные формы, сочетающие дистанционное обучение с очной оценкой приобретенных знаний и навыков. С этой точки зрения, большую ценность представляет огромный опыт, накопленный отечественной системой заочного высшего образования.
Отсутствие постоянного внешнего контроля при дистанционном обучении предполагает наличие достаточно сильных внутренних стимулов для планомерной самостоятельной работы обучаемых. Для развития массового дистанционного обучения недостаточно только материальных стимулов в виде ожидаемого повышения уровня доходов. Оно невозможно без параллельного развития самосознания и самодисциплины, то есть массового роста интеллектуального уровня населения. Вероятно, в будущем именно способность к интеллектуальному самосовершенствованию станет тем главным фактором отбора, который определит направление эволюционного развития населения планеты.
В конце прошлого десятилетия специалистами было отмечено появление такого феномена, как "транснациональное образование". Суть его в том, что, находясь в одной стране, возможно получить образовательные услуги от высшего учебного заведения другого государства. Это прямой результат интернационализации высшего образования. Тесно связанное с использованием новых информационных технологий, оно отражает переход к этапу глобализации рынка высшего образования. Эффективное управление процессами создания, накопления и передачи знаний стало главным элементом экономического прогресса многих стран, сделав образование предметом международной торговли.
Транснациональное образование имеет различные формы: франчайзинг учебных программ, партнерские соглашения между вузами, создание филиалов вузов за рубежом, дистанционное образование через сеть Интернет, сочленение программ различных вузов (встроенные этапы обучения или курсы) и так далее. Распространение транснационального образования порождает ряд проблем правового характера, прежде всего, связанных с признанием документов о полученном образовании или присвоенной квалификации.
Единое образовательное пространство как один из важнейших стабилизирующих факторов в мировом сообществе
Задолго до того, как образовательные услуги стали заметным фактором мировой экономики, была осознана роль образования как важного фактора мировой политики. В свое время ведущие колониальные державы уделяли серьезное внимание образованию представителей элиты зависимых стран, чтобы путем соответствующего культурного влияния обеспечить впоследствии их лояльность метрополии. Подобная тенденция сохраняется и в настоящее время. В частности, международная политика США в области образования откровенно направлена на облегчение экономической и технологической экспансии, поддержание успешной конкуренции в глобальной экономике и сохранение за страной роли мирового лидера не только в экономике, но и в сфере культурного влияния. Примерно 500 тысяч иностранных граждан, обучающихся в Соединенных Штатах, не просто ежегодно приносят американской экономике 9 млрд долл. Симпатия, с которой они будут впоследствии относиться к стране обучения, и уважение к ее технологическим достижениям являются серьезными рычагами американской внешней политики и экономической экспансии. Поэтому американцы уделяют большое внимание привлечению для дальнейшего обучения наиболее подготовленных выпускников зарубежных школ, способных со временем стать национальной элитой своих стран и невольными проводниками не только полученных знаний, но и усвоенной в процессе обучения системы представлений и ценностей [8]. Общенациональные программы по привлечению зарубежных студентов сегодня разрабатывают и реализуют правительства многих стран, в том числе Японии, Франции, Великобритании, Голландии. В Российской Федерации пока нет соответствующей государственной программы. Число иностранных студентов остается на уровне времен Советского Союза (примерно шестьдесят тысяч человек). Приносимый ими доход составляет около 100 млн долл., что далеко не исчерпывает потенциала отечественной системы образования в области предоставления образовательных услуг.
Роль образования в современном мире многогранна. Постоянная связь с образовательным процессом становится одним из главных атрибутов образа жизни современного человека [9]. Глобальные социологические последствия этого феномена и их влияние на реализацию разрабатываемых концепций устойчивого развития общества до конца не осознаны и требуют тщательного анализа.
Глобальное значение международных усилий по развитию системы образования связано с тем, что только достаточно высокий уровень общего образования (культуры) делает индивида полноправным членом мирового сообщества, позволяя ему приобщиться к основным достижениям цивилизации. Единый образовательный фундамент может стать той основой, которая даст возможность представителям разных стран и цивилизаций выработать общую систему представлений и ценностей, необходимых не только для плодотворного общения, но и для устойчивого развития.
Литература
1. В.Е. Фортов. У России есть шанс//Сумма технологий. — 2000. — №4. — С.16-18.
2. Мир и Россия/Под. ред. В.С. Автономова и Т.П. Субботиной. — С.-П. — Экономическая школа. — 1999. — 146 с.
3. В.С. Арутюнов, Л.Н. Стрекова. Динамика научной и образовательной системы. — М. — РХТУ им. Д.И. Менделеева. — 2001. — 132 с.
4. L.N. Strekova, V.S. Arutyunov. Educational Systems: Case Studies and Educational Indices. EOLSS Encyclopedia of Life Support Systems. EOLSS Publishers Co. Ltd. Oxford. 2002 (http//:www.eolss.net).
5. Европейские реалии//Поиск. — 2001. — №21. — С.6.
6. Е.Н. Геворкян. Наше кредо//Поиск. — 2001. — №21. — С.7.
7. Образование без границ//Поиск. — 2001. — №21. — С.8-9.
8. L.N. Strekova, V.S. Arutyunov. Foundation of Education. EOLSS Encyclopedia of Life Support Systems. EOLSS Publishers Co. Ltd. Oxford. 2002 (http//:www.eolss.net).
9. N.Tarasova, B.McGettrick. Human Development and Education. An Insight into the Encyclopedia of Life Support Systems. EOLSS Publisher Co. Ltd. Oxford.—2002-3300pp. (http//:www.eolss.net).