Факторы конкурентоспособности экономики Японии

Номер 3 - ЦА. Нефтегазовые доллары Центральной Азии

С развитием глобализации важным фактором оценки значимости национальных экономик в мире становится их конкурентоспособность. Япония – это зеркало технологического развития

Зауре Чуланова
Факторы конкурентоспособности экономики Японии

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №3-2007, стр. 138-143

Чуланова Зауре Казбековна – эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК.

С развитием глобализации важным фактором оценки значимости национальных экономик в мире становится их конкурентоспособность. Она определяется производительностью, являющейся одним из важнейших показателей того, насколько эффективно нация использует свои человеческие, капитальные и природные ресурсы (1). Среди самых развитых стран мира наибольший интерес представляет Япония. "Японское чудо" – восстановление разрушенной войной экономики, которая уже в 70-80-е годы прошлого столетия была признана наиболее конкурентоспособной, восхищает мир. В настоящее время страна с огромной внешнеэкономической зависимостью, практически лишенная природных ресурсов, несмотря на все глобальные вызовы последних двух десятилетий, продолжает укреплять свои экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене.

Экономическое чудо Японии следует рассматривать как результат экономической политики, проводившейся под лозунгом "До гнать Запад" и опиравшейся на заимствования научно-технического и хозяйственного опыта развитых стран. Западные исследователи, изучая опыт Японии, отмечают "исключительность и специфичность" экономики этого государства. Исключительность (а это высокие темпы роста промышленного потенциала, преимущества японского типа управления экономикой, способность быстро адаптироваться к кризисным ситуациям, приспособляемость) обусловлена прежде всего специфическими особенностями этой страны, о чем свидетельствуют, к примеру, такие факты. Отличаясь самой низкой среди промышленно развитых стран степенью самообеспеченности сырьем и топливом, государство почти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и сельскохозяйственного сырья. Именно скудость природных ресурсов стала фактором, стимулировавшим переход японской промышленности на более высокий уровень. При небольшом стартовом капитале после поражения во Второй мировой войне за 40 после военных лет Японии пришлось преодолеть множество вызовов как на национальном, так и на международном уровне, которые в свою очередь послужили своего рода дополнительным толчком к прогрессу и модернизации японской промышленности, вызывая очередную волну технических нововведений в японской экономике.

Сегодня, после длительного периода стагнации, в Японии наблюдается мощный процесс корпоративного восстановления, укрепления финансовой системы, роста частного потребления – все это при наличии политической воли к реформам. Успешно развиваясь, Япония усиливает свою конкурентоспособность: в 2006 г. она заняла 7-е место в рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ) (в 2001 г. – только 21-е, в 2005 г. – 10-е). Согласно индексу глобальной конкурентоспособности Давосского форума за 2006-2007 гг., Япония входит в первую десятку среди 125 стран мира.

Сегодня Япония продолжает улучшать и свои макроэкономические показатели. На ее долю приходится около 12% мирового промышленного производства. Страна занимает 1-е место по производству судов, автомобилей, тракторов, металлообрабатывающего оборудования, бытовой электронной техники. Она остается крупнейшим в мире производителем роботов, полупроводников, легковых автомобилей, телевизоров. Сохраняя ведущие позиции в производстве традиционных товаров, Япония уступает только США по выпуску наукоемких товаров (в производстве информационной техники и отраслях, связанных с жизнеобеспечением человека). По доле добавленной стоимости промышленного производства в ВВП, составившей в 2005 г. более 30%, Япония в числе лидеров среди индустриально развитых стран мира. При этом 23% приходится на долю обрабатывающей промышленности. В целях оптимизации своей производственной базы японские компании широко используют перемещение производства трудоемких товаров в офшоры с низкой стоимостью рабочей силы. В результате складывается тенденция производства и экспорта более капиталоемких товаров, таких как автомобили и химические продукты, и импорта трудоемких, например текстильных.

В ХХI в. Япония вступила как одна из стран, занимающих ведущее место по конкурентоспособности товаров на мировых рынках. На долю японских компаний приходится значительная часть мировых экспортных по ставок, в том числе полупроводников – 50%, легковых автомобилей – 22, офисного и телекоммуникационного оборудования – 22, стали – 17,4% (1).

Одним из важнейших факторов конкурентоспособности Японии на глобальном уровне представляется наличие острой внутренней конкуренции. Как правило, насыщение внутреннего рынка теми или иными товарами вызывает рост их экспорта. При этом быстрое насыщение рынка стимулирует конкурирующие между собой компании внедрять новые виды продукции, повышая производительность, чтобы сократить до минимума сроки поставки новых модификаций моделей и образцов. Естественно, все это, способствуя обновлению отраслей экономики, обеспечивает их конкурентоспособность.

Таким образом, наличие хорошо развитой внутренней конкуренции в стране явилось одним из факторов ее конкурентоспособности на мировом рынке. При этом очень важно отметить, что движущим фактором японской внутренней конкуренции стали благоприятные условия высокого внутреннего спроса, среди основных мотивов которого гомогенность культуры населения, в том числе образованность покупателей и их требовательность к хорошему качеству товаров.

Главным принципом для японских производителей является удовлетворение потребностей потребителя, то есть ориентация на выпуск продукции, имеющей наибольший спрос на внутреннем и мировом рынках. В частности, с ростом и расширением японской экономики высокий внутренний спрос на промышленную продукцию обусловил выпуск роботов, копировальной техники, керамических изделий и полупроводников. Повышенный спрос на чипы памяти и интегральные схемы объясняется сильными позициями Японии в производстве бытовой электроники, часов, кино- и фототехники, офисного технического оборудования (2).

Среди основных индикаторов конкурентоспособности, определяемых Всемирным экономическим форумом, Япония занимает первые места по инновационным факторам, в частности, по таким показателям, как модернизация бизнеса и инновации. Трудно переоценить значимость этих факторов, если учесть, во-первых, ведущую роль бизнеса в создании национальной конкурентоспособности и, во-вторых, что все наиболее развитые страны мира добились успехов в развитии за счет инноваций. Именно эти факторы характеризуют третью, высшую ступень, определенную экспертами ВЭФ как стадия инновационного развития. Ее основными показателями являются существенный рост заработной платы и высокий уровень жизни людей.

На этой стадии экономического развития конкуренция происходит на уровне инноваций, когда отдельные компании и бизнес этих стран в целом способны конкурировать на глобальных рынках благодаря абсолютной новизне своей продукции, ее уникальности и эксклюзивности, высочайшему качеству и повышающейся сложности. Во многом это определяется научно-техническим потенциалом страны, для которого характерно высокое значение такого параметра, как наукоемкость ВВП (в 2005 г. – 3,35%).
Важным фактором роста научнотехнического потенциала Японии является использование достижений зарубежной науки и техники в форме приобретения лицензий на использование зарубежных патентов, ноу-хау, создания смешанных компаний, участия в многонациональных исследовательских проектах и т. д. Заимствуя зарубежные передовые технологии, оперативно усваивая и совершенствуя их, Япония обеспечивает быструю перестройку производственного аппарата промышленности для их коммерциализации. Таким образом, она не только достигла мирового технического уровня в большинстве отраслей экономики, но и сумела создать мощные заделы на международном рынке технологий будущего. Следует также подчеркнуть, что в процессе "погони за Западом" Япония, следуя имитационной стратегии экономического развития, имела возможность учитывать опыт других стран и своевременно и довольно эффективно брать под контроль нежелательные явления.

Япония занимает особое место в мировом движении технологий. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран и почти половину экспортирует в промышленно развитые и развивающиеся страны. Так, 40% общего объема экспорта технологий приходится на страны Азии.

Успехи японских компаний на мировых рынках определяются конкурентоспособностью продукции, формируемой за счет высокого качества, использования новейших технологий, кадровой политики, авторитета фирмы. Японские фирмы известны эффективной и хорошо развитой системой всестороннего и последовательного контроля и управления качеством продукции, связанной прежде всего с характером организации производства. Один из методов конкурентной борьбы японских фирм – быстрая смена моделей. Показательно, что период разработки новой продукции у них короче, чем в США. Ритмичность и гибкость производственного процесса, его способность к переналаживанию и выпуску новой продукции, по ставки комплектующих изделий и сырья точно в срок существенно повышают качество продукции и эффективность работы предприятий. Рост уровня автоматизации и роботизации, использование систем контроля качества оборудования, высокий уровень нормирования технологических пределов также позволяют значительно улучшать качество выпускаемых товаров. Принцип автоматизации производства предполагает выпуск конечного изделия, тщательный контроль его качества и гарантированное отсутствие дефектов.

Конкурентные преимущества японской экономики проявляются в развитии родственных и поддерживающих отраслей. Родственная отрасль, как правило, возникает и развивается в условиях, когда базовая отрасль достигает зрелости, а конкуренты сталкиваются с давлением излишних мощностей. Поскольку в Японии каждая отрасль имеет много конкурентов, обычно в них существует несколько производств. Кроме того, в этой стране сильна тенденция к подражанию друг другу. В целях сохранения уровня занятости и продолжения роста конкуренты из базовой отрасли внедряются в родственные производства, привносят свой опыт, тем самым еще более стимулируя нововведения; они пытаются максимально использовать то, что у них есть, и приобретают то, чего не было (2).

При осуществлении диверсификации практически все японские фирмы ориентировались на родственные предприятия. Строгий порядок в отношении приобретения ценных бумаг других предприятий, закрепление значительной доли за долгосрочными инвестициями со стороны различных институтов и некоторые другие меры резко ограничивают слияние. Диверсификация в основном проходит за счет внутреннего развития. При этом движущая сила внутренней диверсификации часто направлена на перемещение людских и производственных ресурсов. Главным результатом при этом является перемещение рабочей силы из отрасли в отрасль, что способствует повышению уровня производства [2].
Характерно, что наиболее успешными оказались кластерные отрасли японской экономики, включающие взаимосвязанных специализированных поставщиков, сервисные компании, фирмы из близких отраслей и ассоциированные институты определенной направленности, сконцентрированные в одной местности, благодаря чему обеспечивается быстрый и эффективный доступ к специализированным комплектующим, персоналу и услугам. Примечательно, что компании сами способствовали развитию кластеров, поскольку доступность специфических ноу-хау и специалистов высокой квалификации позволяет им увеличивать производительность и использовать оптимальные стратегии. Совершенно очевидно, что "кластеризация" особенно важна для конкуренции на самом высоком уровне, так как дает местным компаниям, специалистам, поставщикам и партнерам доступ к наиболее современной и качественной информации, чего лишены конкуренты вдалеке от кластера. Компаниям, входящим в кластер, не обязательно самим создавать все эти факторы, так как они могут все это получить извне и относительно недорого.

Мощным фактором успеха конкурентоспособных японских отраслей являлось и остается наличие сильных поставщиков внутри страны. Япония особенно конкурентоспособна в тех отраслях, где пересекающиеся кластеры дают фирмам возможность использовать свой опыт в новых сферах бизнеса.

Ключевым фактором достижения Японией больших успехов в сфере повышения конкурентоспособности является строительство технопарков. Необходимо отметить, что в последние годы технопарки Японии играют ведущую роль в развитии исследований в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По функциональному принципу их можно разделить на научно-исследовательские парки (41% от общего числа), создаваемые для внедрения в производство разработок национальных исследовательских институтов, научные парки (33%), способствующие созданию новых высокотехнологичных предприятий, инновационные центры (26%).

Кроме того, важен и тот факт, что около 70% японских технопарков создавалось для поддержки малых и средних предприятий в регионах, при этом 58% от общего числа ориентировано на производство высокотехнологичной продукции [3].

Важным фактором обеспечения конкурентоспособности Японии является особый подход к менеджменту, впервые примененный японскими компаниями. Он включает такие известные концепции, как всеобщее качество, постоянное совершенствование, система "Точно вовремя" (1). Тенденции последних лет свидетельствуют о том, что для повышения конкурентоспособности важно не только пополнять знания и развивать технологии, но и в кратчайшие сроки использовать их при производстве товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Темпы выхода на рынок (и его насыщение) в Японии очень высоки. И здесь уместно еще раз отметить, что среди производителей промышленной продукции ожесточенная внутренняя борьба и постоянное стремление к копированию создают ситуацию быстрого реагирования на покупку конкурентами нового вида продукции или услуг. Это в свою очередь побуждает компании в целях сохранения доли на рынке осуществлять крупные инвестиции в максимально экономически эффективных размерах.

В Японии, как и в любой конкурентоспособной стране с высокими темпами экономического роста, широкое развитие получило частное предпринимательство, в частности малый и средний бизнес (МСБ).

Доля МСБ в стране на современном этапе составляет 99,6% от общего числа компаний, 55% ВВП и 80% от численности занятых в промышленности. В стране создана сеть специализированных органов, успешно реализующих государственную политику в отношении малых предприятий.

В частности, к основным мерам поддержки МСБ в Японии следует отнести:

  • облегчение доступа к источникам финансирования через систему гарантирования и страхования кредитов и льготных кредитов для модернизации МСБ (со ставкой 1,05% сроком на 20 лет);
  • организацию системы поддержки бизнеса путем создания бизнес-инкубаторов, оценки инвестиционных проектов, предоставления специалистов на краткосрочной основе по вопросам налогообложения, менеджмента, управления персоналом и информации о ситуации на рынке, а также предоставление обучающих программ;
  • стимулирование создания нового и венчурного бизнеса путем предоставления технической помощи, финансовой и законодательной поддержки и др.

Важными преимуществами, обеспечивающими высокую способность адаптации экономики Японии к новым условиям развития, являются прежде всего преимущества в области развития человеческого капитала – высокий уровень образования в сочетании с необычайным трудолюбием японцев и сильными традициями взаимопомощи. Высокая обеспеченность квалифицированными инженерами-электриками, например, предопределила преимущество Японии в целой группе отраслей, таких как производство факсимильных аппаратов, робототехники и бытовой электроники. Иногда хорошая подготовка специалистов одной отрасли может пригодиться в другой, на первый взгляд, казалось бы, никак не связанной с ней, и это также дает возможность получить конкурентное преимущество.

Тренды показывают, что Япония догнала (или даже обогнала) США по некоторым научным и технологическим показателям, оставив позади другие страны мира. По доле ВВП, инвестируемой на необоронные исследования и развитие, равно как по государственным инвестициям в гражданские исследования и развитие, она также опережает США. У Японии, в частности, высокие торгово-технологические показатели – больший процент инженеров среди работников по сравнению с США. Однако она все еще отстает от Соединенных Штатов по затратам на исследования и развитие, инвестициям в высшее образование, по финансированию конкурентных исследований в университетах, а также по количеству научных статей. Несмотря на то что в прикладных исследованиях и разработках, а также в управлении инновационной деятельностью Япония обеспечила себе определенные преимущества перед Западом, она все еще отстает по уровню развития фундаментальной науки. Хотя до сих пор японцы занимаются научными заимствованиями, на протяжении последних 25 лет корпорации Японии активно проводят собственные исследования. В 2005 г. государственные расходы на НИОКР в стране составили 3,35% ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. За последние 20 лет совокупные расходы на развитие науки и технологий в Японии выросли в 8 раз, что является показателем самого высокого в мире роста затрат в инновационной сфере. При этом государственная политика сконцентрирована на превращении страны из импортера лицензий в их экспортера.

В Японии подается больше всего в мире заявок на получение патентов. В 2000 г. в США из 300 тыс. обращений за патентами 50 тыс. составили заявки японских компаний и корпораций. Корпорациям разрешено самостоятельно устанавливать систему поощрения НИОКР. Многие корпорации для поощрения перспективных исследований и их внедрения устанавливают специальные бонусы. В такой транснациональной корпорации, как Sony, размер бонусов практически не ограничен и рассчитывается от суммы дохода, полученного корпорацией в результате внедрения той или иной технологии. Закон разрешил университетам создавать собственные лицензионные фирмы, что способствует еще большему стимулированию НИОКР.

Расширение спонсируемых правительством исследований в Японии создает возможности для развития международного исследовательского сообщества. В частности, Япония обеспечивает дополнительное финансирование для интенсификации международной исследовательской кооперации по таким проблемам, как продовольствие, энергия, окружающая среда и инфекционные заболевания, а также поддерживает фундаментальные исследования по человеческим возможностям и генотипу. В Научном центре в Цукубе созданы международные центры по исследованиям и развитию, увеличиваются постдокторальные гранты для иностранных исследователей, а также финансируется приобретение оборудования для иностранных ученых в национальных лабораториях (4).
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что высокая конкурентоспособность экономики Японии обеспечивается всем набором факторов, включающим условия промышленного производства, внутренний спрос, местное соперничество японских компаний, наличие вспомогательных и поддерживающих отраслей, уникальную способность японской промышленности через внутреннюю диверсификацию внедряться в родственные отрасли, что и открывает в целом блестящие перспективы для создания конкурентных преимуществ. Примечательно, что сам по себе рост благосостояния Японии подстегивает развитие экономики, вызывая необходимость создания и расширения спроса на новые товары и услуги. К примеру, капитальные вложения в такие области, как транспорт, телекоммуникации, здравоохранение, учреждения в сфере культуры и другие, повышая уровень жизни населения, одновременно способствуют модернизации отраслей, поставляющих соответствующее оборудование.
Как отмечает Майкл Портер, конкурентоспособность необходима для поддержания экономического, социального и технологического здоровья в передовых экономиках, каковой и является Япония (1). Этот тезис подтверждается следующим высказыванием французского исследователя Марка Дюпюи: "Япония – это зеркало технологического развития" (5).

Примечания
1. Porter М., Takeuchi Н., Sakakibara М. Can Japan Compete? – "Perseus Publishing", Cambridge, Massachusetts, 2000.
2. www.e-report.com
3. Structural Reform Issues and Economic and Industrial Policy, 2005.
4. Spotlight on Japan’s Competitiveness. // Journal of Japanese Trade and Indusrty, November/ December 2003
5. Marc Dupuis. Geopolitique, n 3792.

Следить за новостями ИНЭС: