Энергоэффективность и повышение стоимости компаний в современных условиях: проблемы и пути решения
Повышение капитализации ОАО “Газпром” авторы связывают с ростом цен на газ на внутреннем рынке, а также с либерализацией рынка акций, что позволит увеличить иностранное участие в уставном капитале компании. Уже сегодня, учитывая большой разрыв между данными независимого аудита о запасах, будущем чистом дисконтированном доходе и текущей рыночной стоимостью ОАО “Газпром”, а также позитивный опыт российских компаний в целенаправленном повышении капитализации, можно утверждать, что компания обладает значительным резервом ее роста.
Ольга ПАВЛОВА, Леонид МАСЛОВ
Энергоэффективность и повышение стоимости компаний в современных условиях: проблемы и пути решения
"Экономические стратегии", №1-2004, стр. 44-49.
В последние годы в России наблюдался постоянный недостаток внешних инвестиций в основной капитал, поэтому главным их источником продолжают оставаться собственные средства предприятий. Среди причин этого явления – низкая капитализация всего российского фондового рынка, неразвитость инфраструктуры финансового рынка, невысокая эффективность управления и энергоэффективность производства.
К настоящему времени менеджмент большинства российских компаний осознал тот факт, что успешность привлечения сторонних инвестиций обусловлена не только уровнем управления компании, но и ее энергоэффективностью и стоимостью компаний-заемщиков. Высокая капитализация компании – один из показателей ее инвестиционной привлекательности. Безусловно, повышение капитализации позволяет компании использовать акции, находящиеся на ее балансе, на гораздо более выгодных условиях в качестве залогового обеспечения при кредитовании. Кроме того, продавая свои акции, компании имеют возможность привлечь значительные средства на беспроцентной основе.
Как свидетельствует практика мирового бизнеса, падение капитализации может осложнить компании доступ к внешнему финансированию. В то же время рост капитализации открывает возможность поглощения конкурентов (путем скупки акций) и является наиболее эффективным способом защиты от поглощения другими компаниями. В целом рыночная капитализация компании отражает эффективность управления ее активами, энергоэффективность производства, поэтому длительное отсутствие повышения котировок, особенно на фоне роста других компаний в той же сфере бизнеса, свидетельствует о ее далеко не лучшем текущем состоянии (см. схему 1).
Схема 1. Основные принципы капитализации компаний
Инвесторы позитивно реагируют не на декларации менеджмента о планах по увеличению капитализации компаний, а на постоянную, кропотливую работу по совершенствованию эффективности и, особенно, энергоэффективности производства, качества корпоративного управления и уровня финансовой прозрачности, на разумную дивидендную политику и т. д.
Повышение привлекательности инновационных процессов требует от компаний выработки принципов управления подобными процессами, разработки и внедрения нового поколения средств автоматизации, а также формулирования концепции, которая должна зафиксировать эти направления развития и определить организационные основы их реализации.
Инвестиционная привлекательность определяется несколькими факторами:
- необходимостью повышения эффективности развития компании;
- интенсивным развитием информационных технологий и обеспечивающих их средств;
- необходимостью создания нового поколения высокоэффективных специализированных систем управления процессами производства, имеющего целью:
– экономию энергетических ресурсов,
– экономию трудовых и финансовых ресурсов,
– повышение производительности и эффективности производства.
Решение подобных задач требует выработки принципиально новых подходов к достижению высокой стоимости компаний, основанных на системных воззрениях, которые опираются на современные финансовые и бизнес-технологии. Среди них можно в первую очередь назвать теорию процессов инновационного развития, принципы управления рисками и качеством, методы и системы управления проектами.
Для анализа стоимости нефтегазодобывающих компаний представляется целесообразным рассмотреть такие показатели, как физические объемы запасов по категории "доказанные" и будущий чистый дисконтированный доход (ЧДД) от реализации углеводородов за рентабельный период освоения месторождений, определенные в соответствии с международными стандартами и подтвержденные независимыми аудиторскими компаниями, затраты на энергоносители, а также рыночную капитализацию.
Объемы запасов газа и жидких углеводородов (нефть, конденсат) приведены к единому эквиваленту – тонне условного топлива (с учетом теплотворной способности). Следует отметить, что интегрированный показатель будущего ЧДД от реализации углеводородов учитывает все стоимостные и затратные показатели компаний при добыче, транспортировке и реализации углеводородов, цены реализации продукции, а также налоги на момент оценки. Из зарубежных нефтегазодобывающих компаний рассмотрены ExxonMobil, BP Amoko, ChevronTexaco, Shell, TotalFinaEif, Repsol YPF и Statoil. Из российских – "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Газпром" и "Сургутнефтегаз".
По состоянию на начало 2002 года удельный ЧДД (по отношению к запасам) по зарубежным компаниям, с учетом оценок независимых аудиторов, находился в диапазоне 10,7(Statoil) – 15,6 (BP Amoko) долл./тут. Из российских компаний только "Сургутнефтегаз" по этому показателю приблизился к зарубежным – 10,6 долл./тут. У "ЮКОСа" он составил 6,4 долл./тут, у "ЛУКОЙЛА" – 5,2 долл./тут, у "Газпрома" – 2,4 долл./тут. Относительно низкий показатель удельного ЧДД у "Газпрома" объясняется соотношением средних цен реализации нефти и газа на внутреннем и внешнем рынках. С учетом того, что российские компании потребляют в три-четыре раза больше энергоресурсов на единицу произведенной продукции, представленные выше данные показывают их потенциал и возможность прорыва на мировом финансовом рынке.
Еще больший интерес с этих позиций представляет анализ показателей рыночной капитализации компаний. Так, по всем рассматриваемым зарубежным нефтегазодобывающим компаниям (по состоянию на конец 2002 года) рыночная капитализация кратно превышает будущий ЧДД от реализации углеводородов (за 35-50 лет разработки запасов). По ExxonMobil – в 4,4 раза, BP Amoko – 3,2 раза, ChevronTexaco – 2,4 раза, Shell – 2,9 раза.
Противоположная ситуация у российских компаний. Соотношение "рыночная капитализация/будущий ЧДД" у "ЛУКОЙЛА" составило 0,8 , у "Газпрома" и "Сургутнефтегаза" – 0,4. Приведенные выше соотношения в очередной раз подтверждают мнение финансовых аналитиков о недооцененности большинства акций российских обществ (компаний) и большом резерве их роста, особенно с учетом возможного повышения энергоэффективности.
Как следует из изложенного выше, максимизация рыночной стоимости компании превращается в одну из первостепенных задач, стоящих перед менеджментом. Особенно если учесть его высокую потребность в краткосрочных и долгосрочных заимствованиях. В отличие от ряда объективных показателей (объем запасов углеводородного сырья, уровень добычи, текущие затраты в добыче, объем прибыли и др.), капитализация представляет собой интегрированную субъективную оценку конкретной компании фондовым рынком и инвесторами, не всегда отражающую реальное соотношение базовых показателей эффективности ее работы по отношению к другим профильным компаниям (см. схему 2).
Схема 2. Основы формирования рыночной капитализации компаний
Стоимость российских нефтегазодобывающих компаний на фондовых рынках оказывает объективное влияние на имидж страны. Надо полагать, что страновые риски, в том числе риски нарушения прав акционеров и инвесторов, цены на углеводороды, энергоэффективность и др., контроль и повышение стоимости акций – управляемый процесс.
Об этом, в частности, свидетельствуют результаты работы "ЮКОСа", за последние несколько лет совершившего гигантский прорыв и ставшего лидером среди российских нефтегазодобывающих компаний по капитализации. К середине 1998 года стоимость акций "Юганскнефтегаза" (основного нефтедобывающего подразделения "ЮКОСа") упала практически до нуля. Но затем цена акций компании выросла более чем в десять раз – они вошли в разряд "голубых фишек" российского рынка.
"ЮКОС" лидирует среди российских нефтяных компаний по объемам переработки нефти. Однако по показателям добычи, суммарной выручке и прибыли компания проигрывает "Лукойлу", а по рентабельности – "Сургутнефтегазу". Показатели капитализации "ЮКОСа" высоки не только по сравнению с другими российскими компаниями. Впереди лишь китайские PetroChina (36,3 млрд долл.) и Sinopec (32,1млрд долл.) и бразильский Petrobras (27,7 млрд долл.).
Максимизацию акционерной стоимости (повышение капитализации) компании часто отождествляют с получением прибыли, но речь идет о принципиально различных понятиях. Повышение стоимости компании связано со снижением производственных издержек, с избавлением от непрофильного и нерентабельного в использовании имущества и т. п. и зависит, прежде всего, от уровня энергоэффективности производства. Концепция повышения акционерной стоимости компании должна быть нацелена на ее долгосрочную прибыльную деятельность.
Основные принципы указанной концепции, вызывающие положительную реакцию фондового рынка и инвесторов, известны. Это открытость, прозрачность, качественное корпоративное управление и управление активами, повышение эффективности производства, высокая энергоэффективность и грамотная информационная политика (см. схему 3).
Схема 3. Базовые направления повышения капитализации компании
Качественное корпоративное управление предусматривает динамичный рост производственных и финансовых показателей. Улучшение производственных результатов в большинстве случаев требует обеспечения запланированных уровней добычи за счет как своевременного введения основных фондов (эксплуатационное бурение, сооружение объектов обустройства и др.), так и повышения эффективности использования действующих (интенсификация притоков для низкодебитных скважин, своевременный ремонт скважин и др.). Важна грамотная лицензионная политика, которая позволяет обеспечить прирост запасов углеводородов компании не только благодаря поисково-разведочным работам, но и за счет получения лицензий, участия в конкурсах и аукционах, скупки активов компаний, уже имеющих лицензии на добычу и др. Существенными факторами являются оптимизация структуры капитала компании, сокращение краткосрочной и долгосрочной задолженности, грамотная ценовая политика, оптимальные цены покупки и продажи активов, работа, нацеленная на снижение операционных издержек и др.
Следует отдельно указать на то обстоятельство, что важное влияние на результаты деятельности компании оказывает уровень энергозатрат на единицу произведенной (добытой) продукции. Большое значение имеет также эффективная дивидендная политика. Указанный фактор аналитики считают одним из определяющих (наряду с производственными успехами и уровнем энергоэффективности). Очень важен, безусловно, способствующий повышению капитализации грамотный PR. Принято считать, что, по крайней мере, одна пятая успеха любой компании обеспечивается удачной информационной политикой.
Повышению капитализации ОАО "Газпром" будет, безусловно, способствовать рост цен на газ на внутреннем рынке, а также либерализация рынка акций. Это позволит увеличить иностранное участие в уставном капитале компании.
Уже сегодня, учитывая большой разрыв между данными независимого аудита о запасах, будущем чистом дисконтированном доходе и текущей рыночной стоимостью ОАО "Газпром", а также позитивный опыт российских компаний в целенаправленном повышении капитализации ("Норильский никель" и др.), можно утверждать, что компания обладает значительным (кратным) резервом ее роста.
Как показывает зарубежный и российский опыт, сам процесс управления стоимостью (капитализацией) компании должен быть организационно оформлен и контролируем изнутри, что предполагает закрепление за определенной структурной единицей компании следующих функций:
- разработку и постоянное совершенствование моделей и стратегий оценки стоимости;
- текущий мониторинг стоимости компании и ее дочерних предприятий, приобретаемых активов и др.;
- контроль за операционными затратами и эффективностью инвестиций компании и ее дочерних организаций с позиции их влияния на текущую стоимость акций;
- подготовку (на постоянной основе совместно с заинтересованными управлениями и департаментами) конкретных рекомендаций по снижению текущих затрат (на энергоносители) и оптимизацию объемов инвестиций;
- разработку системы показателей, определяющих влияние отдельных структурных подразделений и дочерних компаний на совокупный рост стоимости компании, подготовка предложений по совершенствованию организационной структуры компании, продаже непрофильных и нерентабельных активов.