Экономический эффект трудовой миграции в Центральной Азии
По данным Всемирного банка, Казахстан является 9-й в мире страной по приему мигрантов. Мигранты более ранней волны открывают дверь более поздним
Мария Дисенова
Экономический эффект трудовой миграции в Центральной Азии
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №01-2007, стр. 66-71
Дисенова Мария Хамитовна – аналитик Института экономических стратегий – Центральная Азия. |
В последние годы Казахстан из страны, экспортирующей миграцию, превратился в страну, принимающую ее. В 1991-2002 гг. из республики выехало около 3 млн человек, в основном в Россию, Германию и на Украину. В начале XXI в. эмиграционные потоки замедлились, и в настоящее время усиливаются обратные процессы, то есть иммиграция. Согласно данным Всемирного банка, Казахстан является 9-й в мире страной по приему мигрантов.
Среди мигрантов преобладают оралманы, этнические казахи, проживавшие за пределами страны, и трудовые мигранты, которые приезжают в основном из более бедных стран региона – Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Число трудовых мигрантов, приезжающих в Казахстан, варьирует в пределах от 300 до 500 тыс. человек (1). Важными центрами трудовой миграции являются Алматы, Астана, Западный и Южный Казахстан.
Страны Центральной Азии объединяет общая инфраструктура, общность разговорного языка (русский), схожие образовательные программы. Поэтому естественно, что в Казахстан, переживающий период бурного экономического подъема (в прошлом году рост ВВП составил 10,6%) и имеющий большие возможности для трудоустройства, устремляются мигранты из более бедных стран. Среди них есть специалисты с неплохим образованием и профессиональными навыками и те, кто ищет временную работу, не владея таковыми. Проблема последних является наиболее острой, так как зачастую они работают без регистрации и соответствующего разрешения, вследствие чего их называют нелегальными мигрантами, они часто подвергаются несправедливому отношению, получая при этом минимальную оплату за свой труд. По утверждению Международного бюро по труду, использование термина "нелегальный мигрант" подразумевает криминальный подтекст, поэтому оно рекомендует использовать термин "мигрант с неурегулированным статусом". Действительно, чаще всего такие мигранты не являются преступниками, а сами становятся заложниками своего положения, попадая в зависимость от работодателя.
Решать проблемы определения статуса таких мигрантов, обеспечения их правовой защиты, а также гармонизации законодательства в этой области страны Центральной Азии должны совместно. Однако до сих пор не выработана единая политика по этому вопросу, поэтому многие мигранты остаются "нелегалами". Нежелание сотрудничать в данной области свидетельствует о недоверии между странами региона и непонимании важности этого вопроса. В то же время интенсификация миграционных процессов в государствах Центральной Азии свидетельствует о том, что как бы они ни закрывались друг от друга, человеческий фактор преодолевает эти барьеры, становясь исходной точкой в диалоге между государствами.
Отношение властей Казахстана к миграции также противоречиво. В плане работы на 2007-2009 гг. говорится о намерении разработать "долгосрочную миграционную политику, направленную на удовлетворение дополнительных потребностей страны в трудовых ресурсах". Правительство Карима Массимова планирует расширять полномочия миграционной полиции, принимая во внимание "особенности центральноазиатской миграции". Ясно, что власти Казахстана неоднозначно относятся к процессу миграции, одновременно нуждаясь в ней и боясь ее.
Действительно, трудовая миграция имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны; изучив их, правительство Казахстана сможет регулировать миграцию, обращая ее на пользу экономической ситуации в стране.
Однако не стоит рассматривать вопрос миграции только с точки зрения выгод для Казахстана. В рамках разработки единой стратегии Казахстана для стран Центральной Азии, а также принимая во внимание стремление Казахстана позиционировать себя как лидера в регионе, необходимо выяснить, какую пользу миграция приносит другим странам и как предотвратить ее негативные последствия для них.
Преимущества, которые трудовая миграция может принести Казахстану, таковы:
- приток необходимой рабочей силы;
- поддержание надлежащего демографического уровня;
- создание более благоприятных условий для инвестиций казахстанских компаний в странах Центральной Азии.
Трудовая миграция помогает более бедным странам Центральной Азии решить такие проблемы, как:
- трудоустройство населения и снижение социальной напряженности;
- приток дополнительных денежных средств в эти страны;
- повышение покупательной способности населения;
- повышение профессиональных навыков мигрантов.
К негативным для Казахстана последствиям миграции можно отнести возможную межэтническую напряженность, вызываемую неадекватным восприятием мигрантов; создание конкуренции для местного трудоспособного населения. Наличие мигрантов с неурегулированным статусом способствует сокрытию налогов, скрытому вывозу денежных средств из страны. Для Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана отрицательные последствия миграции – это отток образованных специалистов, а также невозможность в долгосрочной перспективе решать свои экономические проблемы за счет миграции.
Страны региона должны совместно решать проблемы, связанные с миграцией, культивируя более терпимое отношение к мигрантам и максимально увеличивая выгоду от миграции для всех участников.
Приток рабочей силы
Трудовые мигранты прежде всего помогают решать проблему нехватки трудовых ресурсов в нашей стране. Казахстан с его огромной территорией, быстро развивающимися секторами услуг и строительной индустрии, банковским сектором страдает от недостаточного предложения рабочей силы на рынке труда. Отрицательную роль в этом смысле сыграл и стремительный отток специалистов за рубеж в 1990-х годах. В секторе строительства нехватка рабочей силы оценивается в 25 тыс. человек, в сельском хозяйстве – до 100 тыс. человек (2).
Многие из трудовых мигрантов заняты в сфере торговли и на многочисленных стройках больших городов Казахстана (в Алматы, Астане), на табачных плантациях (в Южном Казахстане), в аграрном секторе. Чаще всего они получают минимальную оплату, на которую бы не согласились граждане Казахстана (разница между минимальной оплатой труда казахстанцев и трудовых мигрантов составляет около 150-200 долл.). Так как прожиточный минимум в Кыргызстане и Узбекистане ниже, чем в Казахстане, эта минимальная оплата для трудовых мигрантов имеет большую покупательную способность, принимая во внимание то, что большую часть денег они отсылают или вывозят на родину.
Наем трудовых мигрантов влияет на снижение потребительских цен, так как благодаря более низкой оплате труда снижаются производственные расходы.
Нанимая низкоквалифицированных мигрантов, согласных на минимальную оплату, компании тем самым образуют особый рынок труда, где почти не заняты граждане Казахстана, стремящиеся к более высокому заработку. Часто владельцами таких компаний являются соотечественники мигрантов, прибывшие в Казахстан раньше и успевшие адаптироваться.
Отрицательной стороной этого рынка является то, что многие подобные компании не регистрируют иностранных рабочих, пытаясь избежать уплаты налогов. Это негативно сказывается и на самих трудовых мигрантах, которым приходится работать в более тяжелых условиях и под угрозой депортации из страны.
С августа по декабрь 2006 г. в Казахстане проходила акция по легализации мигрантов с неурегулированным статусом. В целом по республике было зарегистрировано около 150 тыс. человек, из них в Алматы – более 25 тыс. мигрантов. Большинство из них заняты на строительных объектах (3). Подобные акции не должны быть одноразовыми; гораздо целесообразнее было бы облегчить правила въезда, регистрации и трудоустройства мигрантов, координировать деятельность Комитета по миграции Казахстана с работой соответствующих органов тех стран, откуда они приехали. Это позволило бы властям Казахстана контролировать перемещение мигрантов по территории страны, отслеживать их занятость, предупреждая их вовлечение в криминальный бизнес.
Часть трудовых мигрантов из государств СНГ – специалисты с хорошими профессиональными навыками. Они приезжают в Казахстан, не находя работы у себя в стране или в поисках более высокой зарплаты. Эти специалисты задействованы в промышленности (энергетике, горнодобывающей и нефтяной промышленности). Такая миграция помогает заполнять пробелы, которые образовались после оттока квалифицированных специалистов из Казахстана. Подобные мигранты передают свои навыки местному населению. В большинстве случаев такая миграция является не сезонной (2-3 месяца), а более продолжительной (год и более).
Улучшение демографической ситуации в стране
Многие мигранты приезжают в Казахстан в поисках сезонной работы, оставляя семью в своей стране. Однако есть и те, кто остается в Казахстане, получая гражданство. В основном они мигрируют и оседают в приграничных с их страной районах республики. Например, большинство мигрантов из Узбекистана находятся в Южном Казахстане. Приблизительное их число – около 200 тыс. человек; они составляют большую часть всех мигрантов в республике.
Узбеки являются второй по численности (после казахов) этнической группой в Южно-Казахстанской области. Многие из них владеют казахским языком, быстро ассимилируются. Узбеки часто вступают в браки с коренным населением, то есть происходит их интеграция в местное общество и снижается риск межэтнических конфликтов.
В целом мигранты из стран Центральной Азии положительно влияют на демографическую динамику в стране, быстро ассимилируясь и овладевая базовыми знаниями казахского языка и традиций.
Создание более благоприятных условий для инвестиций казахстанского бизнеса
Многие трудовые мигранты приезжают, используя уже созданную сеть родственников и знакомых, занимающихся бизнесом в Казахстане. Мигранты более ранней волны открывают дверь более поздним.
Однако возможен и обратный процесс. Трудовые мигранты из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана могут способствовать приходу казахстанского бизнеса на рынки своих стран.
В первую очередь это касается банковского сектора. Осуществляя переводы для мигрантов, казахстанские банки получают возможность расширять свое присутствие в странах, из которых эти мигранты прибыли. Например, в Кыргызстане казахстанские банки занимают около 80% всего сектора. В свою очередь банки становятся платформой для прихода казахстанских компаний в эти страны.
Фактор присутствия в Казахстане трудовых мигрантов из Центральной Азии помогает устанавливать более тесные экономические связи между странами региона, усиливает позиции Казахстана в двусторонних отношениях с каждой из них.
Преимущества для стран Центральной Азии, экспортирующих миграцию
Самым важным преимуществом миграции для стран Центральной Азии является трудоустройство населения. По неофициальным данным, в Узбекистане уровень безработицы колеблется от 20 до 50% в зависимости от региона. В основном мигранты из Узбекистана выезжают в Казахстан, Россию и Китай.
Численность кыргызских мигрантов в Казахстане ежегодно составляет от 40 до 100 тыс. человек. Чаще всего это сезонные мигранты, приезжающие на сельскохозяйственные работы, а также занимающиеся торговлей.
Не надо забывать и о том, что Казахстан является не только принимающей страной для мигрантов. Республика продолжает экспортировать миграцию в Россию и другие страны СНГ. В основном это профессиональные специалисты, занятые в промышленности в России.
Возможность трудоустройства в соседних странах снижает социальную напряженность там, где оно затруднено.
Сопутствующим трудовой миграции благоприятным фактором является приток денежных средств. Повышается покупательная способность населения, повышается предложение, растет производство. В целом это имеет положительный эффект для роста ВВП.
Согласно данным Всемирного банка, в 2004 г. денежные перечисления казахстанских трудовых мигрантов составили 2% от объема ВВП страны, в Кыргызстане этот показатель оценивался в 9% ВВП, в Таджикистане – в 14% (4). Эти данные не включают заработки сезонных мигрантов, которые не пользуются банковскими услугами для перевода денег. Реальный объем денежных средств, зарабатываемых мигрантами, в несколько раз больше.
Выезд на заработки позволяет мигрантам из Центральной Азии улучшить материальное положение своих семей, что облегчает правительствам этих стран решение такой задачи, как борьба с бедностью. Благодаря трудовой миграции семьям в беднейших странах региона удается обеспечивать хотя бы минимальный прожиточный уровень.
Однако надо помнить, что трудовая миграция не является панацеей от всех проблем и что в долгосрочной перспективе правительства стран должны думать о развитии внутреннего производства и создании рабочих мест.
К негативным сторонам трудовой миграции относится вытеснение приезжими местной рабочей силы. Трудовые мигранты соглашаются на более низкую заработную плату, при этом создавая конкуренцию коренному населению и сужая для него возможности отстаивать свои интересы перед работодателями. Многие из трудовых мигрантов являются так называемыми нелегалами, что способствует развитию теневого бизнеса.
Трудовая миграция может также являться источником межэтнических конфликтов. Последние, например, имели место осенью 2006 г. в Западном Казахстане между казахскими и турецкими рабочими.
Казахстан заинтересован в координации своих действий с действиями других стран региона для снижения уровня нерегулируемой миграции и ее превращения в открытую миграцию, которую можно отслеживать и регулировать.
Законодательство стран Центральной Азии в отношении миграции несовершенно, оно оставляет лазейки для местных властей, которые зачастую отрицательно относится к мигрантам. Закон о миграции, принятый Казахстаном в 1997 г., направлен на защиту внутреннего рынка труда (5). Поэтому страны Центральной Азии, причастные к миграционным потокам, должны привести свои законодательные системы в соответствие друг с другом. В них необходимо дать четкое определение мигрантов, прописать их права, режим въезда в страну и выезда из нее, возможности трудоустройства и т. д. Это позволит избежать ущемления прав мигрантов государственными органами и работодателями. Если миграция станет открытой, уклонение от налогов и развитие теневого бизнеса будет невозможным.
Кроме того, страны региона могли бы обмениваться информацией о миграции, что позволило бы оценить ее реальный экономический эффект и повысить ее положительное влияние на экономическое развитие.
Примечания
1. http://www.wipe.net, 15 декабря 2006 г.
2. Трудовая миграция в странах Центральной Азии, России, Афганистане и Пакистане. Данные Международной организации по миграции.
3. Экспресс-К, 24 января 2007 г.
4. World Bank report on migration and remittances in Central and Eastern Europe and CIS.
5. Трудовая миграция в странах Центральной Азии, России, Афганистане и Пакистане. Данные Международной организации по миграции.