Экономические школы, как и люди, должны искать точки соприкосновения
Главные управленческие уроки Статс-секретаря – Первого заместителя Министра имущественных отношений: четкая постановка задач, неукоснительный контроль и стимулирование достижения результата.
Александр БРАВЕРМАН
Экономические школы, как и люди, должны искать точки соприкосновения
"Экономические стратегии", 2002, №2, стр. 24-27.
В Советском Союзе государство было практически единственным собственником. Но с вступлением нашей страны в рынок появилась необходимость в создании структуры, регулирующей новые имущественные отношения, – Министерства имущественных отношений. Обеспечение поступлений в бюджет от использования федерального имущества (аренда федерального имущества, дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности), от продажи имущества и пакетов акций акционерных обществ, осуществляемых Российским фондом федерального имущества и фондами имущества в субъектах РФ, – одна из главных задач этого ведомства. Всего за 2001 год получено 39 236,1 млн рублей. |
Можно ли считать ваше Министерство своего рода координатором структурной политики, поскольку процесс приватизации непосредственно воздействует на эволюцию промышленной структуры и налоговой базы? Если это так, то каковы приоритеты?
Есть два основных приоритета, исходя из которых можно рассматривать приватизацию в качестве одного из ключевых элементов структурных реформ в РФ. Это изменения в структуре государственного и негосударственного секторов экономики. Они подразделяются в свою очередь на изменения отраслевые, региональные и др.
На сегодня доля негосударственного сектора, представленного 66% российских предприятий, в ВВП составляет примерно 70%. Из названных 66% предприятий не все возникли в результате приватизации. Сюда же включаются и различные организационно-правовые образования, структурированные вне процесса приватизации, например, общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества. Второе важнейшее направление приватизации – фискальная политика.
Остановимся на структурных реформах. Они тоже включают несколько направлений: сегодня государство владеет пакетами акций в 4354 акционерных обществах, в более 2126 из них – это пакеты менее 25% + 1 акция. В данном случае государство как акционер чувствует себя крайне неуютно. Рассмотрим в качестве примера ситуацию, когда у двух акционеров консолидировано по 40% акций, а у государства – 20%. При принятии решения о дополнительной эмиссии его мнением акционера можно пренебречь. Так же государство не может заблокировать ни одно решение, противоречащее его интересам. Поэтому мы считаем, что в таких АО необходимо завершить приватизацию. На недавнем заседании Правительства было принято решение о продаже значительного числа пакетов акций ниже блокирующих.
Второе направление структурной перестройки – это государственные унитарные предприятия, которых сегодня насчитывается 9763. Часть из них не только не выполняет своих функций, но, более того, использует государственное имущество не по назначению, не отчитываясь при этом перед государством. В то же время государство сегодня не имеет реальной возможности изъять имущество государственных унитарных предприятий (ГУП) или получить достаточную долю прибыли от их деятельности. Мы не предполагаем в отношении ГУПов никакой форсированной приватизации и считаем, что тем из них, которые заняты уникальным производством, особенно связанным с обороноспособностью, безопасностью государства, следует сохранить свой статус. Одновременно государство обязательно должно преобразовать их в казенные предприятия со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно – смета на все виды деятельности, на воду, газ, расходование бумаги, заработную плату и утверждение до составления сметы расходов по всем видам деятельности. Если это более автономный хозяйствующий субъект в смысле ценообразования или уникальности функций, то он может быть преобразован в стопроцентное акционерное общество, подотчетное совету директоров. При этом не обязательна дальнейшая продажа акций, принадлежащих государству. В 2002 году мы планируем таким образом акционировать не менее 1500 ГУПов и дополнительно продать около 500 пакетов акций. Это относится, прежде всего, к предприятиям машиностроения, пищевой промышленности, ряда других отраслей.
Что касается фискальной составляющей, то планы Правительства на 2002 год предполагают сравнительно небольшое число проектов, основные из которых – продажа производных ценных бумаг ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" за рубежом и акций ОАО "НГК "Славнефть". Тут мы не видим никаких сложностей, потому что принят новый закон о приватизации. Думаю, что процесс вывода производных ценных бумаг на зарубежные рынки тоже пройдет успешно. При хорошей конъюнктуре рынка мы планируем поступления в бюджет не менее 35 млрд рублей.
Есть ли какая-либо статистика, отражающая рентабельность и эффективность работы приватизированных и государственных предприятий?
Конечно, есть. Насколько мне известно, в 1995-1998 годах проводился мониторинг, и сейчас мы возвращаемся к этой практике. Предприятия с разной степенью государственного участия (100%, 75%+1 и 50%+1), а также частные компании анализировались по разным параметрам: рост (снижение) объема производства, производительности труда, численности работающих и т.д. При этом частные компании выглядели значительно лучше. Предполагаю, что этот разрыв либо сохранился, либо увеличился.
График 1. Динамика изменения пропорций между государственной и частной собственностью
За годы реформ падение объема производства составило порядка 50% с вариациями по различным отраслям. Есть много причин этого, но каков, на Ваш взгляд, вклад процесса приватизации, акционирования? Он все-таки был позитивным?
Частично я уже ответил на Ваш вопрос. Вне всякого сомнения, приватизация – явление положительное. Акционирование компаний – форма более гибкая, прогрессивная, лучше адаптированная к условиям рынка. Пока приватизированные предприятия работают гораздо лучше государственных.
Скажите, образование холдингов – позитивное или все же негативное явление?
Практика показывает, что эти компании конкурентоспособны. Есть закон о холдингах, но он создавался не нашим министерством. Выстраивать холдинги нужно очень аккуратно. Должен быть четко регламентирован процесс внесения того или иного имущества и акций. Это один из способов приватизации, и при обсуждении в Государственной Думе у многих депутатов возникали вопросы о неконкурсности такого метода.
Есть ли у Министерства имущественных отношений некая глобальная программа действий, касающаяся случаев, аналогичных ситуации с "ЛУКОЙЛом", "Татнефтью"?
Недооцененность активов существенным образом связана с внешними факторами развития рынка: инвестиционной привлекательностью страны, политическими условиями. Но существуют и технологические факторы, такие как количество эмитентов, акции которых обращаются на фондовом рынке. Дополнительная приватизация и расширение фондового рынка будут способствовать прогрессу и повышению привлекательности компаний. Следовательно, цена акций существенно увеличится.
График 2. Отраслевая структура федеральных унитарных предприятий, планируемых к приватизации
Какой вы видите российскую экономику в 2012 году?
Думаю, что процесс функционирования и государственного, и частного секторов российской экономики будет в значительной степени оптимизирован. Произойдет переход от экспорта низкотехнологичной продукции к экспорту высокотехнологичной продукции. Мы сможем открыть и в то же время защитить неадминистративными методами собственный рынок. Я имею в виду, прежде всего, активное внедрение высоких технологий и одновременную капитализацию российского рынка. Сейчас перед нами стоит проблема вступления в ВТО – рано или поздно это произойдет, но чтобы ускорить процесс, необходимо многое сделать. В России, например, катастрофически недооценена интеллектуальная собственность. В одной американской книге по маркетингу я встретил довольно интересные цифры: материальная составляющая в активах 50 крупнейших корпораций США – от 5 до 12%. Остальное – это нематериальные активы. Министерство имущественных отнощений сейчас очень серьезно занимается этой проблематикой. Так вот, капитализация наших нематериальных активов должна дать возможность адекватно встретить вступление в ВТО.
Есть такое представление, что у нас сложились две экономические школы: одна из них связана с именем Гайдара, другая – академическая. Какая теоретическая экономическая парадигма Вам более всего импонирует?
Я и мой соученик Сергей Глазьев часто отстаиваем разные точки зрения, но есть вопросы, по которым мы придерживаемся абсолютно одинаковых мнений. Школы, как и люди, должны искать точки соприкосновения и на этой основе вместе работать на благо развития экономики России, а не пытаться победить друг друга. Хочу отметить, что есть у нас школа, представителям которой не хватает современного опыта. Речь идет о тех традиционных экономистах, чьи знания были получены еще при социализме. В то же время многие процессы, скопированные с западных схем, очевидно, нуждаются в корректировке. Теперь это понятно, но, к сожалению, цена такого опыта очень высока.
Мне часто приходится работать с Госдумой, и есть много вопросов, по которым мы солидарны с левыми фракциями. Например, закон о государственных унитарных предприятиях – его инициировали депутаты всех фракций, осознавшие, что бесконтрольное распоряжение государственным имуществом недопустимо. Если говорить о моих личных экономических воззрениях, то я – экономист-прагматик.
Защищен ли сейчас фондовый рынок от обвалов типа августа 1998 года?
Конечно. Сегодня в экономике происходят совершенно другие процессы, она по-другому работает, реальный сектор поднимается. Система заимствований, которая стала одним из ключевых "спусковых крючков дефолта", функционирует совсем иначе. На данном этапе не вижу никаких оснований говорить об угрозе дефолта, даже в случае резкого падения цен на нефть.
Вы не только государственный деятель, но и управленец. Назовите три урока управления Александра Бравермана.
Четкая постановка задачи, стимулирование достижения результата и неукоснительный поэтапный контроль.