Эффект «обезьяньей лапки»
Рейтинг 100 наиболее стратегичных компаний и управленцев
Рейтинговый центр ИНЭС
Эффект "обезьяньей лапки"
"Экономические стратегии", 2003, №3, стр. 18-25.
Современный российский руководитель, сколь бы хорошо он ни знал, как делать, очень часто не представляет, что делать. Благосклонно относясь к решениям, к которым удалось прийти благодаря недосягаемой ловкости консультантов или экспертным компьютерным программам, он не слишком задумывается над тем, что стоит за ними. Поступая так, руководитель рано или поздно окажется в положении персонажа романа Уильяма Уаймарка Джекобса "Обезьянья лапка", желавшего получить 100 фунтов и в конце концов получившего их от агента компании, где служил его сын. Деньги предлагались в качестве компенсации за смерть сына.
Классическая формулировка российской версии этого сюжета: "хотели, как лучше, а получилось, как всегда".
В Послании Федеральному Собранию РФ Владимир Путин обозначил минимальную планку наших амбиций – удвоение ВВП до 2010 года. Если оценивать эту установку Президента в категориях корпоративного управления, то он скорее проявил себя как лидер, обозначающий долгосрочную цель – visionary leader. Теперь важнейшей задачей и для президента, и для правительства, да и для всей страны станет перевод общей цели в оперативный план действий. Если мы не хотим, чтобы снова получилось, "как всегда", сегодня за словом должно последовать дело.
Те же корпорации, что поднялись до вершин рейтингов программы "Действующие лица", показывают пример того, как можно достичь сравнительно высокой операционной эффективности.
Энниаграмма стратегического управления
Энниаграмма стратегического управления является базой
для анализа стратегичности управления.
Подробнее о процедуре составления рейтингов см. «ЭС», №1/2003.
Броня крепка и танки наши быстры
В США и Западной Европе при слиянии двух крупных компаний достаточно часто складывается ситуация, когда руководство не может создать единую структуру. Как правило, нечто подобное происходит в процессе объединения высокотехнологичных компаний, в которых основной актив – неявные знания, направленные на создание продукции нового поколения. Столкнется ли с такими проблемами "ЮКОС", объединившийся с "Сибнефтью"? Вряд ли, ведь слиянию подлежат достаточно независимые процессно-ориентированные подразделения. Таким образом, Михаил Ходорковский сможет достичь своей основной цели – объединения инвестиционных ресурсов и долгосрочного повышения общей капитализации. А схема, основанная на начальной покупке 20% акций "Сибнефти", позволит быстро преодолеть сопротивление (если таковое будет иметь место), из-за которого эта же сделка сорвалась несколько лет назад. Более того, правительство приняло решение о маршруте восточносибирских экспортных нефтепроводов, выбрав направление Ангарск – Дацин. Это позволит "ЮКОСу" максимально реализовать возросший производственный потенциал новой компании и преодолеть эффект невысокой прибыли 2002 года, когда резкое увеличение затрат "ЮКОСа" было отчасти обусловлено ростом добычи нефти при значительном повышении транспортных расходов.
"Сухой" остаток
В течение пяти лет Малайзия закупит 18 тяжелых истребителей Су-30МКМ на сумму около 900 млн долл. Самолет, предложенный малазийцам корпорацией "Иркут" и АВПК "Сухой", создан на основе модификации Су-30МКИ, выполненной по заказу ВВС Индии. Для "Сухого" данный контракт очень важен по нескольким причинам. Во-первых, это первый серьезный контракт на поставку истребителей "Су" за пределы традиционных рынков – Китая и Индии. Во-вторых, он позволит создать в Малайзии сервисный центр, что может стимулировать продажу этих истребителей ряду других стран региона. И в-третьих, Малайзия уже закупала российские истребители МиГ-29. Выбор в пользу самолета "Су" означает, что в России остался практически один производитель боевой авиации; контракт на истребители пятого поколения и другую перспективную технику достанется концерну "Сухой". Кроме того, "Сухой" выиграл в государственном тендере на право выпуска регионального российского самолета. Консорциум Russian Regional Jet, в который входят "Сухой", Boeing, АК им. Ильюшина и ОКБ Яковлева, опередил двух конкурентов – фирму "Туполев" и КБ им. Мясищева. На производство самолета для региональных линий победитель в течение 10 лет получит около 3,8 млрд руб.
Свет, газ и канализация
В ближайшее время несколько крупных компаний намерены создать управляющую компанию ("Российские коммунальные системы" – "РКС") для работы на рынке жилищно-коммунальных услуг. Акционерами "РКС" станут РАО "ЕЭС России", "Газпромбанк", "Интеррос", "Ренова", "Кузбассразрезуголь", "Евразхолдинг" и банк "Еврофинанс". Первые две структуры получат по 25% акций, остальные – по 10%. Впоследствии часть пакета "Газпромбанка" приобретет "Газпром". Новая компания будет оказывать весь спектр жилищно-коммунальных услуг – снабжать потребителей электричеством, теплом, газом, водой, обеспечивать работу канализации. Ежегодно на жилищно-коммунальный сектор по всей стране расходуется до 360 млрд руб. Инвестиции новой компании в эту сферу составят около 700 млн долл. Ее руководство планирует получать прибыль за счет сокращения расходов при существующих тарифах. Несомненно, о прибыльности столь необычного бизнеса пока говорить рано, слишком велика неопределенность: возможное изменение тарифов, степень износа основных фондов, организационные и кадровые возможности компании "Российские коммунальные системы", по сути, одного из последних оплотов социализма. Перспективность этого бизнеса можно будет оценить только после проведения пилотных проектов. С одной стороны, чиновников радует появление крупных инвесторов в ЖКХ, с другой – это приведет к усилению влияния олигархов на региональном уровне.
Pro & contra
Компания Millhouse Capital продала свой пакет "Аэрофлота" (26%) "НРБ-групп". Сумма сделки составила около 133 млн долл. Более того, президент "НРБ" Александр Лебедев заявил о намерении купить акции авиаперевозчиков из первой десятки с годовым оборотом более 150 млн долл. и без большой кредиторской задолженности, которые могут дополнить бизнес "Аэрофлота". Перед "Аэрофлотом" действительно стоит задача увеличить свою долю на внутрироссийском рынке авиаперевозок с нынешних 10% до 30%. Однако достичь этой цели можно дешевле и эффективнее, покупая акции не крупнейших конкурентов, а небольших недооцененных перевозчиков в тех регионах, где слабы позиции "Аэрофлота". Александр Лебедев также заявил о том, что банк готов избавиться от портфельных инвестиций в акции РАО "ЕЭС" (около 4%), "Сбербанка" (1%), "Газпрома" (0,7%) и сконцентрироваться на авиационной отрасли как стратегической.
Заплыв против течения
"Объединенные машиностроительные заводы" приобрели 19,9% "Атомэнергоэкспорта". Это позволит "ОМЗ" стать крупным подрядчиком в области инжиниринга, поставок, монтажа, введения в эксплуатацию АЭС и значительно расширить свои компетенции и рынки сбыта. Более того, "ОМЗ" совместно с компанией Schlumberger приблизились к приобретению у концерна "ЛУКОЙЛ" сервисного подразделения "ЛУКОЙЛ-бурение". Несмотря на то, что тенденция к объединению прослеживается не только в российском, но практически во всем мировом бизнесе, "АвтоВАЗ" решил стать менее зависимым от своих поставщиков и принял решение о создании "Автомобильного индустриального парка". Ему предстоит реализовать проект по производству в Тольятти автокомпонентов. С другой стороны, многие из поставщиков "АвтоВАЗа" поставляют комплектующие иностранным автомобильным концернам, в том числе открывающим свои сборочные линии в России. Подобные примеры уже есть: небольшой завод "Инструм-Рэнд" из города Павлово Нижегородской области смог стать официальным поставщиком Mercedes-Benz. Еще один пример: крупная германская компания Bosch приобрела в собственность три российских завода. Теперь они выпускают запчасти не только для внутреннего рынка, но и на экспорт.
Маленькое, но приятное
В мае 2003 года в Саранске заработал первый в нашей стране завод по производству оптоволокна "Лисма-Оптика". По сравнению с той же сделкой BP-ТНК данное событие не поражает финансового воображения, но для развития российских высоких технологий это знаковый шаг. Инвестиции в строительство и закупку оборудования швейцарской фирмы Nextrom составили около 1 млрд руб., проектная мощность завода – 1 млн км оптоволокна в год. Мощности "Лисма-Оптика" перекрывают сегодняшние потребности рынка, однако потребление оптоволокна в нашей стране в ближайшие годы будет расти огромными темпами. Россия в смысле потребления оптоволоконных кабелей находится в каменном веке. В мире сегодня потребляется около 102 млн км оптоволокна. Одна только Япония проложила в прошлом году 17 млн км кабелей, а крошечный Тайвань – 1,5 млн км.
Другим знаковым событием стало решение руководства "Тюменской нефтяной компании" серьезно заняться экологическими проектами. Сделка с англо-американской BP заставила владельцев ТНК изменить отношение к экологии. Компания намерена привлечь западные кредиты на сумму до 500 млн долл. для реабилитации знаменитого Самотлорского месторождения. А общий объем трат "ТНК" на охрану природы может достичь 900 млн долл. – неслыханная сумма для российских нефтяников. Можно считать, что высокие стандарты западных нефтяных гигантов мешают им конкурировать с российскими компаниями. В данном случае конкурентоспособность ТНК снизится, но все мы стремимся жить в устойчиво развивающемся мире и не хотим, чтобы экологические проблемы стали той самой "обезьяньей лапкой".
О ЗНАЧЕНИЯХ ЛИТЕРНЫХ ИНДЕКСОВ СТРАТЕГИЧНОСТИ
Рейтинг ИНЭС отражает качество стратегического управления исследуемых компаний и их стратегический потенциал. Он основывается на девятифакторной модели стратегичности (энниаграмме), представляющей собой детализированную оценку по трем основным блокам: цели (целеполагание, альтернативные варианты стратегии, выбор стратегии), возможности (финансы, ресурсы, сети) и результаты (бизнес-среда, реализация, адаптация) — см. схему 1. При построении интегрального рейтинга на каждом пространстве фактора вводится своя весовая мера (таблица 1). Далее общий рейтинг подсчитывается прямым алгебраическим суммированием весовых мер частных факторов и индикаторов. Общее балльное значение дает интегральную рейтинговую оценку стратегичности, максимальный уровень которой принят за 100 баллов.
Схема 1. Энниаграмма: факторы и индикаторы
Действующие лица: рейтинг «100 наиболее стратегичных управленцев»
Действующие лица: рейтинг «100 наиболее стратегичных компаний»