Дополнительные частные уроки (репетиторство). Казахстанский контекст

Номер 2 - ЦА. Эра экономики знаний

Отсутствие доступа к дополнительным образовательным услугам, включая репетиторство, становится почвой для социального неравенства, углубления социальной стратификации общества по признаку «бедный – богатый»

Сауле Каликова, Жанар Рахимжанова
Дополнительные частные уроки (репетиторство). Казахстанский контекст

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №2-2007, стр. 70-79

Каликова Сауле Аманжоловна – директор Центра анализа образовательной политики (ЦАОП) Образовательного центра «Бiлiм – Центральная Азия». Рахимжанова Жанар Болатбековна – координатор программ ЦАОП.

Настоящая статья является фрагментом аналитического отчета, подготовленного на основе результатов мониторингового исследования частного репетиторства в Республике Казахстан. Исследование было выполнено в рамках международного проекта, инициированного Программой поддержки образования Института открытого общества (Будапешт). Проект имел две фазы, первая из которых стартовала в 2004 г. в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ, а также в Монголии. На основе единой методологии в девяти странах – Азербайджане, Боснии и Герцеговине, Грузии, Литве, Монголии, Польше, Словакии, Украине и Хорватии – были проведены исследования с целью выявления масштабов, причин и последствий частного репетиторства. Международный сравнительный отчет по результатам этих исследований был опубликован в 2006 г. (1). В 2006 г. аналогичное исследование в партнерстве с Центральноазиатской сетью сотрудничества в образовании было проведено в странах Центральной Азии: Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. Результаты центральноазиатского сопоставительного исследования будут опубликованы в конце 2007 г. Полная версия казахстанского отчета будет опубликована в ближайшее время.

Дополнительные частные уроки (репетиторство) – явление не новое для нашей действительности, оно существовало и во времена совет­ской школы. Однако в последние годы это явление, значительно усложнившись, приобретает все большее распространение, о реальных масштабах которого трудно судить, поскольку статистика не предлагает каких-либо данных.

Вместе с тем частное репетиторство, будучи в определенном смысле теневым феноменом, влияет на многие аспекты образования, включая такие, как неравный доступ к образованию, коррупция, вопросы этики в образовании и др. Нельзя игнорировать и то обстоятельство, что репетиторство является тем каналом, по которому деньги из семейных бюджетов "перекачиваются" в сектор теневой экономики.

Феномен частного репетиторства носит международный характер и, как свидетельствуют некоторые исследования в этой области, во многих странах мира имеет ясно выраженную тенденцию к расширению (2). Аналогичная ситуация характерна и для постсоциалистических стран. Однако, несмотря на общее признание того факта, что масштабы репетиторства значительно возросли в Центральной и Юго-Восточной Европе, постсовет­ских странах и Монголии, существует незначительное число исследований, характеризующих динамику репетиторства, факторы, определяющие спрос на него, последствия, влияющие на качество и равный доступ к образованию в этих странах.

Для Казахстана потребность в такого рода мониторинге весьма актуальна. Это связано и с отсутствием достоверной информации об услугах репетиторов, и с несовершенством законодательной базы в этой области, и с теми изменениями в экономике, политике и образовании, на которые чутко реагирует рынок репетиторских услуг. Явление частного репетиторства крайне неоднозначно: с одной стороны, что плохого в том, что дети заинтересованы в повышении качества своих знаний, а учителя имеют возможность получить дополнительный источник дохода? С другой стороны, репетиторство – это почва для возникновения неравенства в образовании, поскольку услуги репетиторов доступны не всем; для нарушения в отдельных случаях законодательно закрепленного принципа бесплатности среднего образования, создания условий для коррупции и пренебрежения вопросами педагогической этики.

На позитивные и негативные моменты частного репетиторства обращается внимание и в международном отчете в рамках первой фазы исследования. Так, в качестве позитивной составляющей было отмечено то, что рынок репетиторских услуг в отличие от жесткой системы школьного обучения эффективно, гибко и быстро реагирует на возникающие потребности учащихся. В то же время в отчете были названы такие негативные явления, как усиление социального неравенства, искажение учебного плана, разрастание коррупции и снижение государственных доходов, получаемых от налогообложения (3) .

Общая характеристика частных уроков и подготовительных курсов

Масштаб

Из 1004 студентов первых курсов, опрошенных в ходе исследования, 89,6%, то есть подавляющее большинство, брали частные уроки или посещали подготовительные курсы. При этом половина всех опрошенных (49,8%) пользовались услугами репетиторов, а 39,8% посещали подготовительные курсы. При этом большинство студентов, посещавших подготовительные курсы (62%), занимались еще и с репетитором. Респондентам также были заданы вопросы об их одноклассниках. По оценкам 99,4% респондентов, в среднем 37% их одноклассников пользовались помощью какого-либо репетитора.

Предметы

В Казахстане чаще всего респонденты обращались к репетиторам по математике (67%), на втором месте – история и физика (по 36%), на третьем месте – родной язык и литература (18%). Аналогичные данные по Кыргызстану и Таджикистану выявили несколько иную картину: в обеих странах наиболее популярный предмет, по которому обращаются к услугам репетиторов, – это иностранный язык, на втором месте математика, далее идут история и русский язык в Кыргызстане, в Таджикистане – русский и таджикский языки (рис. 1)

Рисунок 1. Предметы, по которым опрошенные в ходе исследования занимались с репетиторами (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), в %

Эти различия напрямую связаны с разными системами выпускных и вступительных экзаменов в упомянутых странах. В Таджикистане сохранилась традиционная система выпускных экзаменов, которые учащиеся сдают непосредственно в своей школе и которая не связана со вступительными экзаменами в вузы. В Кыргызстане также сохранены выпускные экзамены в школах, а для желающих получить государственные гранты на обучение в вузах введены унифицированные тесты. В Казахстане же с 2004 г. действует ЕНТ (единый национальный тест), который является унифицированным тестом, и его результаты признаются школами в качестве результатов итоговой государственной аттестации, а колледжами и вузами – в качестве результатов приемных экзаменов. Наибольшим спросом в Казахстане пользуются репетиторы по математике, истории и родному языку, поскольку эти предметы включены в качестве обязательных в ЕНТ. Что касается физики, то ее популярность можно объяснить тем, что государство осуществляет политику поддержки и повышения престижа технических специальностей (треть государственных грантов выделена на технические специальности), а физика является тем четвертым предметом по выбору, который дает право поступать на многие технические специальности.
Таким образом, в Казахстане выбор предметов, по которым нанимают репетиторов, определяется в первую очередь требованиями ЕНТ. Это понятно, если принять во внимание, что результаты ЕНТ прямо связаны с возможностью получения государственного образовательного гранта и определяют шансы абитуриентов на поступление в вуз. В Кыргызстане и Таджикистане на выбор предметов для дополнительной подготовки при помощи репетитора больше влияет конъюнктура рынка труда: наиболее популярная дисциплина – иностранный язык, затем идет математика. В Таджикистане наряду с математикой значительным спросом пользуются репетиторы по русскому языку. Это обстоятельство связано с тем, что за годы независимости Таджикистан практически стал мононациональным государством и большинство населения, особенно в сельских регионах, уже не владеет или слабо владеет русским языком. В то же время в связи с масштабной трудовой миграцией и выездом граждан этой страны на учебу в Россию и страны СНГ потребность в знании русского языка остается высокой.

Стоимость

В ходе исследования респондентам было задано несколько вопросов о финансовой стороне их отношений с репетиторами. Сравнивая финансовые затраты респондентов на частных репетиторов и подготовительные курсы, можно сказать, что подготовительные курсы стоили значительно дешевле, чем частные уроки. Так, 53,5% респондентов, посещавших курсы, ответили, что в среднем обучение по одному предмету за год стоит 135 долл., тогда как частные уроки в среднем обходятся примерно в 220 долл. Что касается стоимости обучения по всем предметам, то 57,7% респондентов ответили, что в среднем за год потратили на подготовительные курсы по всем предметам 315 долл., тогда как на оплату занятий с частными репетиторами в среднем требуется 390 долл.

Исследования в странах Центральной и Восточной Европы, странах – членах СНГ и в Монголии (4) показали, что стоимость частных уроков и подготовительных курсов варьирует в довольно широком диапазоне. Стоимость частных уроков за год во всех странах оказалась выше, чем стоимость подготовительных курсов. Меньше всего (от 36 до 136долл.) на обучение тратят в Монголии, Словакии и в балканских странах; больше всего (от 180 до 320 долл.) – в Азербайджане, Грузии, Казахстане и Польше (рис. 2)

Рисунок 2. Стоимость подготовки по одному предмету за год, в долл.

Казахстанские преподаватели, принимавшие участие в опросе, ответили, что в среднем стоимость одного часа занятий с репетитором стоит 5 долл. А те из них, кто сам занимается репетиторством, считают, что для того, чтобы гарантированно подготовить абитуриента к поступлению в вуз по его (преподавателя) предмету, необходимо потратить около 400 долл. Таким образом, ответы студентов и преподавателей относительно затрат на частные уроки совпадают.

Образовательные, этические и социальные аспекты репетиторства

Качество образования

Подавляющее большинство учащихся связывает частные уроки с поступлением в вуз. Так, 56,9% опрошенных студентов в Казахстане, 73,1% в Кыргызстане и 69,1% в Таджикистане основным мотивом получения частных уроков считают увеличение шансов на поступление в вуз. 50,2% в Казахстане, 65,6% в Кыргызстане и 60,4% в Таджикистане полагают, что школьная программа не охватывает всего, что требуется для вступительных экзаменов. Почти половина студентов во всех трех странах убеждена в том, что част­ное репетиторство – единственный путь, обеспечивающий успешную сдачу вступительных экзаменов.

Из этих ответов можно сделать вывод о том, что существует разрыв между требованиями при поступлении в вуз и знаниями выпускника. Иначе говоря, школа не дает тех знаний и навыков, которые необходимы для поступления в вуз. И студентам, и их преподавателям был задан вопрос: "Достаточны ли знания и навыки, приобретенные в средней школе, для успешной сдачи вступительных экзаменов в вуз?" Отвечая на него, и те и другие проявили редкое единодушие: 46% считают, что школьных знаний достаточно для поступления в вуз, 37% студентов и 38% преподавателей уверены, что их недостаточно, 17% студентов и 16% преподавателей затруднились ответить на данный вопрос.

Вопросы этики и коррупции

Признавая тот факт, что низкое качество преподавания в школе является главной причиной, обусловливающей принятие решения о найме частного репетитора (так считает более половины опрошенных), студенты тем не менее сохраняют лояльность по отношению к школьным учителям, занимающимся частным репетиторством (рис. 3).

Рисунок 3. Отношение студентов к репетиторам – школьным учителям (Казахстан, в %)

Как студенты относятся к тому, что репетиторами часто становятся школьные учителя? Более половины опрошенных студентов (56,9%) считает одной из главных причин возникновения частного репетиторства и участия в этом школьных учителей их желание получить дополнительный заработок. Более того, 81,9% казахстанских студентов согласились с предположением, что учителя намеренно не объясняют суть своего предмета, чтобы иметь возможность давать частные уроки (для сравнения: в Кыргызстане и Таджикистане с таким утверждением согласились 42% опрошенных). Далеко не все респонденты согласны с тем, что школьный учитель является лучшим репетитором (46,2% студентов не согласны и 6,2% совершенно не согласны с этим утверждением).

Как правило, школьный учитель становится репетитором своего ученика по обоюдному согласию. Причем в большинстве случаев – это инициатива ученика: 78,5% респондентов отметили, что ученики обычно сами просят школьного учителя давать ему/ей частные уроки. В то же время две трети студентов считают, что учителя поощряют своих учеников, имеющих проблемы по предмету, к получению частных уроков. Тем не менее, по мнению респондентов, их отношения как частного репетитора и частного ученика в большинстве случаев не отражаются на их взаимоотношениях как школьного учителя и ученика. Отсюда, 83,2% казахстанских студентов не согласны (18,4% не согласны и 64,8% совершенно не согласны) с тем утверждением, что необходимо запретить школьным учителям давать частные уроки своим ученикам; только 16,7% респондентов считают, что учителям не следует позволять давать частные уроки своим ученикам. В Кыргызстане же, например, треть студентов высказались за то, чтобы запретить учителям давать частные уроки своим ученикам, а в Таджикистане с таким подходом согласны 28% опрошенных. Несмотря на всю лояльность по отношению к учителям, 85,2% студентов Казахстана, 76% студентов Кыргызстана и 73,4% студентов Таджикистана считают, что образовательная система должна быть такой, чтобы никто не нуждался в частном репетиторстве.

Что касается преподавателей вузов, то среди 37 опрошенных преподавателей не было никого, кто отрицательно относился бы к частному репетиторству. 34 респондента, или 92%, относятся к этому феномену положительно и 3 человека – нейтрально. Примерно такая же ситуация и с подготовительными курсами: большинство респондентов относятся к ним положительно; только по два человека отметили, что относятся к подготовительным курсам отрицательно и нейтрально.

Таким образом, ответы респондентов свидетельствуют о том, что частное репетиторство широко распространено и в обществе относятся к нему как к некой данности, обыденному явлению. Никого не шокирует тот факт, что учителя часто поощряют своих учеников брать у них дополнительные уроки; многие согласны с тем, что основная причина репетиторства – это дополнительный заработок для учителя. Более того, большинство студентов считают эту практику нормальной; они высказались против того, чтобы учителям запрещали давать частные уроки своим ученикам.

Проблема равного доступа к частным урокам

На рис. 4 приведены данные об оценке студентами некоторых высказываний, касающихся проблемы равного доступа к частным урокам для школьников из семей с разным уровнем достатка. Студенты в основном согласны с тем, что частные уроки стоят дорого: с этим согласились 47,6% казахстанских, 71,3% кыргызских и 61,5% таджикских респондентов. С мнением о том, что дети состоятельных родителей могут нанять лучших репетиторов, согласилась лишь треть казахстанских студентов и две трети кыргызских и таджикских. В то же время больше половины респондентов во всех трех странах не согласны с тем утверждением, что услуги репетиторов доступны только детям из обеспеченных семей.

Рисунок 4. Проблема равного доступа к частным урокам (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), в %

84,6% казахстанских респондентов согласились с утверждением о том, что ученики, занимающиеся у репетитора, с большей вероятностью поступят в вуз, чем ученики с теми же способностями, не занимающиеся у репетитора. В Кыргызстане с этим мнением согласилось около половины опрошенных (49,7%), в Таджикистане – 40,4% . Около 36% респондентов во всех странах согласилось с утверждением о том, что трудно быть успевающим учеником без использования частного репетиторства.
Финансовое положение в своих семьях студенты, посещавшие частные уроки и подготовительные курсы, субъективно оценивают как довольно благополучное: 50,7% респондентов считают благосостояние своей семьи средним, 36,7% – хорошим, а 10,8% – очень хорошим. Лишь 1,4% опрошенных студентов называют благосостояние своей семьи плохим и 0,4% – очень плохим (рис. 5)

Рисунок 5. Благосостояние семей, дети из которых посещали частные уроки и подготовительные курсы (Казахстан)


Исследование выявило, что больше половины опрошенных алматинских студентов (55%) пользуется услугами репетиторов; в Шымкенте же доля таких студентов составляет только 30%. Из 14 студентов, которые оценили благосостояние своей семьи как плохое, только двое занимались с репетиторами, остальные, вероятно, не могли себе этого позволить.

Подтверждением зависимости между благосостоянием семьи и наймом репетиторов может служить факт прямой зависимости между среднедушевыми доходами в регионах и средним баллом ЕНТ (рис. 6).

Рисунок 6. Соотношение среднего балла ЕНТ и среднедушевых доходов по регионам Казахстана, 2005 г.

Левый нижний и верхний правый квадранты рисунка подтверждают факт прямой зависимости между уровнем доходов населения и результатами ЕНТ – чем выше уровень доходов населения в регионе, тем лучше результаты, и наоборот. Это можно объяснить тем, что в высокодоходных регионах люди могут себе позволить оплачивать услуги репетиторов, следствием чего являются более высокие баллы при сдаче ЕНТ. Исключение составляют Атырауская и Мангистауская области, где высокий показатель среднедушевых доходов населения формируется за счет сосредоточения в этих регионах предприятий нефтедобывающей промышленности. Вместе с тем в этих же регионах доля бедного населения остается наиболее высокой: в 2004 г. в Атырау бедных в общем составе населения области было 29%, в Мангистау – 21% (среднереспубликанское значение – 16%) (5).

Таким образом, исследование подтвердило тот факт, что услуги частных репетиторов достаточно дороги и доступны не всем – многие родители не могут позволить себе оплачивать частные уроки. Так, 19% студентов, которые не пользовались услугами репетиторов, отметили, что причина, по которой они так поступили, – дороговизна частных уроков. Такой ответ – третий по частоте упоминаний после таких причин, как хорошая успеваемость и уверенность в своих силах при поступлении в вуз. По той же причине 7% студентов не ходили на подготовительные курсы. Частные уроки более доступны для жителей крупных городов, так как уровень жизни там более высокий, чем в сельской местности, а население более платежеспособное. Две трети студентов, бравших частные уроки и посещавших подготовительные курсы, – жители крупных городов и областных центров, одна треть – жители сел. Это также подтверждают и данные других исследований. Так, исследование Всемирного банка выявило, что в наиболее богатой трети населения 17% семей имеют детей, обучающихся в вузах, в то время как в трети населения со средним доходом – всего 5%, а в беднейшей трети населения их всего 4% (6).

* * *

Репетиторство как часть рынка образовательных услуг, конечно же, имеет право на существование. Однако надо ясно понимать, что движет этим рынком, каков его масштаб, каковы образовательные, социально-экономические, этические по­следствия этого явления, кто является получателем благ и какая часть населения остается ущемленной в своих правах на доступ к качественным образовательным услугам. Результаты проведенного исследования дают нам основания сделать некоторые выводы.

1. Репетиторство в Казахстане – активно развивающийся сегмент рынка образовательных услуг. При этом средства, вкладываемые населением в этот вид услуг, не облагаются налогом и аккумулируются в теневом секторе экономики. Результаты исследования показали, что объем этих средств можно примерно оценить в 20 млн долл. (7). Мы можем интерпретировать этот факт как скрытую стоимость образования для значительной части населения страны.

2. Факторы, влияющие на рост рынка репетиторских услуг в Казахстане, прямо связаны с теми проблемами, которые существуют сегодня в системе образования страны. Это низкое качество массового образования, не отвечающее ни потребностям отдельных людей, ни требованиям современного рынка труда; устаревшие методы преподавания, не поддерживающие индивидуальный подход к обучению; неэффективная система обеспечения качества образования; социально-экономическое положение учителей, низкий уровень заработной платы которых заставляет их искать дополнительные источники дохода (как показало исследование, 70% репетиторов и 56% преподавателей подготовительных курсов являются школьными учителями). Наряду с образовательными факторами репетиторство как гибкую форму предоставления образовательных услуг "на дому" поддерживает растущий спрос со стороны семей с высокими и стабильно-средними доходами, заинтересованных во вкладе в развитие своих детей.

3. Масштаб распространения репетиторства и явно присутствующая тенденция расширения этого сегмента на рынке образовательных услуг не может не вызывать озабоченности, сигнализируя о кризисных явлениях в системе образования Республики Казах­стан. Как свидетельствует международная практика, существует определенный пороговый уровень распространения этого явления, который считается приемлемым и который, как правило, не превышает черты в 25% тех, кто пользуется услугами репетиторов.

Как показало наше исследование, каждый второй, поступающий в высшее учебное заведение, прибегал к услугам репетиторов, полагая, что полученные в рамках школьной программы знания недостаточны для успешной сдачи экзамена в вуз. При этом 68% лиц, пользовавшихся услугами репетиторов, занимались регулярно в течение последнего года обучения в школе; 70% посвящало этому от 2 до 4 часов в неделю, занимаясь по одному или двум предметам; 28% занимались по трем и более предметам; 62% абитуриентов, посещавших подготовительные курсы, параллельно занимались еще и с репетитором. Иначе говоря, масштаб и интенсивность занятий с репетиторами таковы, что практически мы можем говорить о том, что в последний год обучения в школе формируется параллельный (теневой) учебный класс.

4. Существующие правовые рамки для предоставления платных образовательных услуг в стенах школы, формально имеющаяся легитимная основа для проведения дополнительных занятий с отстающими учащимися не обеспечены прозрачными и эффективными механизмами реализации.

5. Репетиторство как многоаспектное явление имеет свои последствия. И если мы зададимся вопросом, кто является получателем благ и насколько критичны те негативные последствия, которые несет с собой это явление в условиях Казахстана, то должны будем констатировать следующее.

5.1. Услуги репетиторов доступны не всем семьям. Исследование подтвердило тот факт, что частные уроки довольно дороги и многие родители не могут позволить себе оплачивать их; услуги репетиторов более доступны жителям крупных городов и областных центров – две трети студентов, из тех, кто брал частные уроки и посещал подготовительные курсы, проживают в городах и только треть таких студентов – выходцы из сел. В условиях, когда конкуренция на рынке труда приобретает все более жесткий характер, а система государственного образования не предоставляет требуемого качества, отсутствие доступа к дополнительным образовательным услугам, включая репетиторство, становится почвой для социального неравенства, углубления социальной стратификации общества по признаку бедный – богатый. Неравный старт, причиной которого являются не индивидуальные способности ребенка или молодого человека, а экономическое положение семьи, есть форма посягательства на законное право граждан Казахстана: ведь принцип обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех обозначен как базовый во всех стратегически значимых документах, определяющих средне- и долгосрочную образовательную политику Республики Казахстан, включая ее Конституцию и Закон об образовании.

5.2. Те формы предоставления репетиторских услуг, которые широко распространены на практике (82% респондентов согласились с предположением, что учителя намеренно не объясняют суть своего предмета глубоко, чтобы иметь возможность делать это за дополнительную плату), прямо связаны с вопросами педагогической этики. Трудно объяснить это сложным экономическим положением учителя. Налицо падение этической планки, подрывающее авторитет школы и учителя в глазах учащихся, родителей и общества в целом.

Международные исследования показывают, что в мировой практике существует несколько подходов к разработке и осуществлению политики в отношении частного репетиторства. Условно их можно разделить на 4 типа: а) игнорирование; б) признание и регулирование; в) активное поощрение; г) запрещение (см. Приложение "Политика по отношению к частному репетиторству: международная практика").

В Казахстане, как и во многих других странах, частное репетиторство на уровне политики сегодня предпочитают игнорировать. Однако выводы настоящего исследования недвусмысленно свидетельствуют о том, что весь комплекс вопросов, связанных с репетиторством, требует специального внимания и разработки адекватной политики, учитывающей природу этого явления: репетиторство как часть развивающегося рынка образовательных услуг и репетиторство как феномен в системе образования.

Примечания
1. Education in a Hidden Marketplace: Monitoring of Private Tutoring. Budapest: Education Support Program (ESP) of the Open Society Institute, 2006.
2. Bray, M. The Shadow Education System: Private Tutoring and its Implications for Planners. Paris: UNESCO International Institute for Educational Planning, 1999.
3. Education in a Hidden Marketplace: Monitoring of Private Tutoring. Budapest: Education Support Program (ESP) of the Open Society Institute, 2006.
4. Education in a Hidden Marketplace: Monitoring of Private Tutoring. Budapest: Education Support Program (ESP) of the Open Society Institute, 2006.
5. Уровень жизни населения. Статистический сборник. – Алматы: Агентство по статистике, 2005.
6. Казахстан: системы управления и предоставления услуг. Отчет о диагностическом исследовании. – Алматы, Всемирный банк, 2002
7. Средняя стоимость занятий с репетитором в течение одного академического часа – 5 долл. В течение года в среднем на репетиторов по всем предметам респонденты тратят около 390 долл.; на подготовительные курсы – около 315 долл. Можно примерно оценить объем средств, вращающихся в секторе репетиторских услуг: в 2004/05 учебном году на дневное отделение вузов было принято более 107 тыс. студентов; если половина из них брала частные уроки (в среднем это стоило около 390 долл.), то в сфере частного репетиторства вращается более 20 млн долл., которые не легализованы и не облагаются налогами. Причем это только средства, вкладываемые в рынок репетиторских услуг учащимися выпускных классов. Если принять во внимание то обстоятельство, что потребителями услуг репетиторов являются также и ученики других классов, то полученную цифру можно значительно увеличить.


Приложение

Политика по отношению к частному репетиторству: международная практика

Краткое резюме существующих в международной практике подходов к разработке и реализации политики по отношению к частному репетиторству взято из международного сравнительного отчета Education in a Hidden Marketplace: Monitoring of Private Tutoring. Budapest: Education Support Program (ESP) of the Open Society Institute. 2006, р. 100.

Международные исследования показывают, что в мировой практике существует несколько подходов к разработке и осуществлению политики по отношению к частному репетиторству. Условно их можно разделить на 4 типа: а) игнорирование; б) признание и регулирование; в) активное поощрение; г) запрещение.

  • Игнорирование частного репетиторства имеет место в том случае, когда государство не способно или не желает предпринимать что-либо в отношении данного явления. Например, в Шри-Ланке и Нигерии у государства недостаточно средств на мониторинг и регулирование. А в развитых странах, к примеру в Канаде и Великобритании, где имеется достаточный потенциал для регулирования и мониторинга, государство рассматривает частное репетиторство как сферу, лежащую вне его ответственности. Подобный подход также применяется там, где сектор репетиторских услуг незначителен и регулируется рыночными законами.
  • Признание и регулирование частного репетиторства (Маврикий, Гонконг) происходит в случае, когда государство пытается снизить негативные последствия этого явления. Обычно изменения начинаются на законодательном уровне, где четко определяются рамки в отношении услуг по частному репетиторству; затем правительство выделяет необходимые ресурсы для мониторинга выполнения данного законодательства.
  • Активное поощрение частного репетиторства (Сингапур, Южная Африка) имеет место в случае, когда государство считает важным поддерживать данное явление, поскольку оно удовлетворяет нужды учащихся и способствует развитию человеческого капитала, от чего выигрывают не только отдельные личности, но и общество в целом.
  • Запрещение частного репетиторства (Камбоджа, Мьянма, Южная Корея) чаще всего осуществляется по причине того, что оно усиливает социальное неравенство. Для удовлетворения нужд отстающих учащихся (или других желающих) допускается репетиторство на основе волонтерства или за счет государственных средств.
Следить за новостями ИНЭС: