Делать мы научились, но не научились торговать

Номер 4. … дело тонкое

Флун Гумеров, президент российской компании «Алмаз-Холдинг», считает, что эффективное развитие ювелирной промышленности, а также российской экономики в целом возможно «только в том случае, когда основной инвестор, а им является население, имеет высокую покупательную способность и желание покупать российские товары. Если россияне не будут вкладывать средства в отечественного производителя, ни один западный инвестор не поднимет нашу экономику».

Флун ГУМЕРОВ
Делать мы научились, но не научились торговать

"Экономические стратегии", 2002, №4, стр. 84-87.

Глядя на название рубрики, на ум приходит фраза главной героини фильма "Москва слезам не верит", звучащая примерно так: "Мужчины могут заняться своими делами, наша продукция предназначена больше для женщин…". Действительно, сильная половина человечества в большинстве своем не носит украшения, плохо разбирается в них и походам по ювелирным лавкам предпочитает выложить даме сердца требуемую для приобретения очередной "безделушки" сумму.
И все же производство ювелирных изделий – бизнес со своими лидерами и аутсайдерами, с конкурентной борьбой, а значит, и в этой сфере предпринимаются стратегические шаги и ведется непрерывный "бой за выживание", где побеждает сильнейший. А это уже область и мужских интересов тоже.
Флун Гумеров создал компанию "Алмаз-Холдинг", состоявшую первоначально из 5 человек, в 1992 году. Сейчас это мощная производственно-коммерческая структура, крупнейший акционер Красносельского, Костромского и Орловского ювелирных заводов, имеющий также разветвленную торговую сеть в России и странах Ближнего зарубежья.
О нелегком десятилетнем пути, пройденным компанией, в интервью журналу "Экономические стратегии" рассказывает Президент "Алмаз-Холдинга", член Высшего совета гильдии ювелиров России Флун Гумеров.

Расскажите, с какими проблемами сталкивается сегодня ювелирная отрасль и каковы, на Ваш взгляд, эффективные пути их решения?
Пожалуй, одна из основных, а может быть, и более важная – теневой рынок. По самым скромным подсчетам, от 50 до 80% изделий из золота, продающихся в России, – это так называемая "левая" продукция и незаконный импорт.

Как с этим можно бороться, что делать?
Полностью теневого оборота драгоценных металлов и камней избежать не удастся, но он не должен превышать 10-15%, как во всем мире. В первую очередь необходимо создать отраслевую общественную организацию, которая взяла бы на себя часть государственных функций. Мы можем сколько угодно говорить о либерализации рыночной экономики, но если не будет такой организации, ничего не получится. Пока, к сожалению, у нас толерантно относятся к существованию теневого рынка ювелирных изделий.

Но потребителю все равно, "левое" золото или "правое", лишь бы оно устраивало по цене и дизайну.
Все равно тем, кто мало в этом понимает. Приведу пример: предположим, за бриллиант чистотой 1/1 или 1/2 и весом один карат вы заплатите около 10 000 долларов. А такой же бриллиант, но весом 0,99 карат будет стоить только 6 000 долларов. Несведущий покупатель разницы не заметит и переплатит 40%. Различия между камнями с характеристиками 1/1 и 1/2 неотличимы невооруженным глазом, да и сама эта классификация достаточно субъективна. Из пяти гемологов три скажут, что камень имеет чистоту 1/1, а два – 1/2. Очень важно, чтобы у покупателя была возможность вкладывать деньги в качественный товар, чтобы он мог прийти в независимую лабораторию и оценить вещь. Необходимо работать с населением, через средства массовой информации объясняя ему, как сделать правильный выбор.

Почему российские ювелирные украшения не конкурентоспособны ни по цене, ни по дизайну? Зачастую вещи итальянского или таиландского производства, даже попавшие на наши прилавки вполне легально, стоят дешевле российских аналогов и выглядят привлекательней.
Без ложной скромности хочу сказать, что это не так. Что значит, не конкурентоспособны? Ведь мы совсем недавно получили выход на западный рынок. Указ был подписан 22 июня 2001 года, но реально работа началась только в декабре 2001 года. За это время наша компания успела продать на Западе изделий на сумму порядка 700 тысяч долларов на внешнем рынке, в том числе и в Западной Европе.

В 2001 году представителей Российской ювелирной промышленности не допустили к участию в Базельской выставке. Как Вы прокомментируете эту ситуацию?
Неправда, наша продукция была представлена в Базеле. Более того, мы привезли оттуда контракты, и это очень важно. Россия сейчас находится на пути в ВТО – вступить в эту организацию необходимо. Пока отечественные производители не конкурентоспособны на международном рынке, но не оттого, что они не умеют работать. Просто наша ювелирная промышленность поставлена в очень сложные условия: от добычи драгоценного сырья до производства изделий взимается столько налогов, что товар на выходе становится очень дорогим. Производя продукцию для западных рынков, мы покупаем золото с НДС. Позже этот налог возвращается, но получается, что 20% средств заморожено, а это отражается на себестоимости. Ювелирная отрасль – одна из наиболее дорогостоящих, ведь ее составляющие – это бриллианты и драгоценные металлы. Поэтому почти все компании работают с кредитами, а кредитные ставки в России очень высоки. Приходится брать заемные средства под
20-23%, в то время как наши западные коллеги получают их под 3-5%. Сегодня, я считаю, не дожидаясь, пока страна вступит в ВТО, Правительство должно создать отечественному производителю условия, максимально приближенные к западным. Мы уже сейчас могли бы начать работать за границей, пока иностранные компании не пришли сюда и "не задавили" нас на нашей территории. Главное – выйти на мировой рынок и работать на равных, а там жизнь покажет, чья продукция лучше. Три года назад мы выставлялись в Турции, и Красносельский ювелирный завод получил заказ на 15 тонн серебряных изделий. Если учесть, что его производственные мощности позволяют выпускать от 500 до 800 килограммов серебра в месяц, то два года мы могли бы работать только на Турцию. Но тогда нельзя было вывезти ни грамма серебра.

Есть ли у Вашего предприятия своя торговая марка, так называемый бренд? Каким образом вы его популяризируете?
Конечно, есть. Это торговая марка "Алмаз-Холдинг", которую знают и в России, и за рубежом. Мы работаем со всеми крупными производителями, особенно со смоленским "Кристаллом", совместно продвигаем камни российской огранки. Главная наша задача – занять высокое место на внутреннем рынке. Поэтому я и ратую за создание независимой общественной организации, которая могла бы консультировать и направлять покупателя. Ведь, в конечном счете, всем нам должно быть понятно, что экономика эффективна только в том случае, когда основной инвестор, а им является население, имеет высокую покупательную способность и желание покупать российские товары. Если россияне не будут вкладывать средства в отечественного производителя, ни один западный инвестор не поднимет нашу экономику – они приходят к нам с "короткими" деньгами и вывозят их. Основная надежда на подъем российской промышленности – это накопления, которые лежат в "чулках" у населения. Их можно изъять законным путем. Между тем отраслевые проблемы остаются вне поля зрения руководства страны, хотя надо отдать должное нынешнему Правительству – оно начинает работать. Я встречался с Г. Грефом и А. Починком, мне нравятся эти люди.
Нашей компании нужна хорошая реклама, поэтому мы спонсируем мероприятия, в том числе и далекие от ювелирной промышленности. Например, работаем с балетом "Кострома", помогаем в организации региональных выставок. Третий год подряд "Алмаз-Холдинг" совместно с журналом "Ювелирное обозрение" организует фестиваль "Золотое кольцо" в Костроме, куда приезжают директора всех крупных ювелирных заводов. В рамках фестиваля предусмотрены футбольный, волейбольный и теннисный турниры, проводятся "круглые столы", где обсуждаются наболевшие проблемы. В гостевой программе – заплыв через Волгу. Мы работаем на внутреннем рынке, не стоим на месте. Вообще я придерживаюсь мнения, что когда что-то делается не так, никто в этом не виноват, кроме нас самих. Если чиновники чего-то не понимают, значит, им плохо объяснили.

Вы упомянули о спонсорской деятельности, а есть ли у компании программы по поддержанию российских музеев? Ведь музей – это отличная выставочная площадка, на которой можно поместить рекламу компании.
Абсолютно с Вами согласен. Как раз об этом я и хотел рассказать. Мы спонсируем музей Левитана, уже три года подряд проводим выставки молодых художников России "Зеленый шум" в городе Плес Ивановской области. Помощь носит сугубо адресный характер – мы видим, на что тратятся деньги.

Говорят, что в России нет своей художественной ювелирной школы…
Неправда, у нас есть прекрасная школа в Красном Селе. Красносельскому училищу художественной обработки металла исполнилось 102 года. Это среднее специальное учебное заведение с пятилетним сроком обучения, где выпускаются специалисты, действительно востребованные рынком. Сейчас ведутся переговоры с Министерством образования о создании вуза на базе училища.
Зайдите в любой западный ювелирный магазин. Там, в основном, – серийная продукция, сделанная без души. С российской не сравнить. "Алмаз-Холдинг" поставляет свои изделия в Канаду и Германию, а ведь в одной только Германии сегодня живет около 3 млн бывших советских граждан.
Когда мы выставлялись в Лейпциге, нам совершенно бескорыстно помогала одна русская семья, движимая ностальгией. Вот вам и готовый рынок – 3 млн человек, которые с удовольствием купят ювелирные изделия, произведенные в России. Думаю, к этой проблеме нужно подойти по-деловому, принять правительственную программу, направленную на поддержание связи этих людей с родиной.
К сожалению, из-за постоянной нехватки оборотных средств компания пока не может позволить себе широкомасштабную рекламную кампанию по "раскрутке" бренда. Делать мы научились, но не научились торговать, и в этом отстаем от Запада. А все разговоры о том, что у нас плохой дизайн, плохое качество, плохие бриллианты, – клевета, дезинформация зарубежных покупателей конкурентами, теми же турецкими производителями. Пока нам не давали работать за границей, Турция стала чуть ли не самым крупным производителем ювелирных изделий после Италии.

Несмотря на все проблемы, у России есть огромный потенциал, ведь она является и золото-, и алмазодобывающей страной. Как Вы думаете, есть ли у отечественной ювелирной промышленности шанс стать игроком мирового уровня?
Судите сами: в 1999 году было произведено 15 тонн ювелирных изделий, в 2000 – 25, в 2001 – 30 тонн. Этот рост есть ни что иное, как результат заботы Правительства о развитии отрасли. Вот, например, снизили акциз, с 30 до 15%, а потом до 5% и тут же получили отдачу. Сейчас полностью отменили акциз и абсолютная величина поступлений еще более увеличилась. В ювелирной промышленности не хватает оборотных средств. Это касается и производителей, и торговли. В конечном счете, налог платит покупатель. Любой налог забивается в цену. Оптимально было бы, чтобы основные налоги платились в розничной торговле, потому что в рознице собирается и "левая" продукция, и "серый", и даже "черный" импорт. Здесь все проходит через кассовый аппарат, что облегчает контроль.
Думаю, у российской ювелирной промышленности прекрасное будущее – существует потенциальный спрос на изделия на внутреннем рынке и за рубежом. У нас огромные запасы сырья, прекрасные специалисты, а чего стоит наша знаменитая огранка!

Следить за новостями ИНЭС: