$ будет «плавать», а может, и «нырять»
Аналитический обзор информационного агентства РБК.
Аналитический обзор информационного агентства РБК
$ будет "плавать", а может, и "нырять"!
"Экономические стратегии", 2003, №2, стр. 06-09.
Одним из наиболее важных событий для российской экономики в середине последнего месяца зимы стало весьма заметное и в общем неожиданное для всех укрепление курса рубля по отношению к доллару. Еще 11 февраля доллар находился на уровне 31,83 руб./долл., однако на следующий день ЦБ внезапно для всех не сдержал падения курса американской валюты на уровне 31,8 руб./долл., после чего рубль начал стремительно укрепляться. За какую-то неделю доллар подешевел сразу на 30 коп. – беспримерное для последних лет событие. Российский валютный рынок оказался в состоянии шока. При этом заявления представителей Минфина и ЦБ содержали абсолютно не завуалированный намек на то, что рубль будет укрепляться и дальше, все силы монетарных властей будут брошены на борьбу с инфляцией, и курс доллара начнет по-настоящему (в зависимости от конъюнктуры рынка) "плавать", а может, и "нырять". В итоге к 20 февраля на торгах началась настоящая паника, за 2 дня банки продали в ЦБ по курсу 31,55 руб./долл. более 1,5 млрд долл., однако, на этот раз ЦБ "встал стеной" и не позволил курсу падать дальше. Пока вполне вероятно, что уровень 31,55-31,6 руб./долл. станет для рынка стабилизационным, однако, приток экспортной валютной выручки в ближайшее время может лишь увеличиться, и что в этом случае будет делать ЦБ, сказать сложно. Нельзя исключать, что он перестанет в огромных количествах скупать валюту, наращивая свои ЗВР, и позволит рублю еще немного укрепиться, несмотря на явную непопулярность этой меры среди российских производителей.
Если говорить о золотовалютном резерве РФ, то его рост в последние недели зимы, естественно, продолжился, и к 7 февраля 2003 года ЗВР составил 50,2 млрд долл. Первый заместитель председателя ЦБ РФ Олег Вьюгин отметил, что увеличение резервов обусловлено, в первую очередь, западными инвестициями, привлеченными в российскую экономику, а не нормативными требованиями Банка России. Например, за январь 2003 года российские компании привлекли займов на 1,1 млрд долл. Основными заемщиками были МТС, ТНК, ГМК "Норильский никель". Сокращение может быть связано с выплатой Минфином РФ по внешнему долгу более 2 млрд долл. По мнению О.Вьюгина, в 2003 году ожидается увеличение уровня иностранных инвестиций в Россию, соответственно, поступления от внешних торговых операций пополнят золотовалютный резерв. К концу 2003 года его объем прогнозируется в размере 55 млрд долл. Видимо, ЦБ не станет усердствовать в поддержании рубля, тем более что высокая прибыль от продаж нефти будет "преследовать" ЦБ еще как минимум 4-5 месяцев.
При этом в середине февраля Олег Вьюгин заявил о том, что Центральный Банк РФ к концу 2003 года ожидает укрепления реального курса рубля до 6%. В декабре 2002 -январе 2003 года курс рубля почти не изменялся, отметил он. По мнению О.Вьюгина, Центральный Банк намерен и в дальнейшем придерживаться политики "управляемого плавания" и обязуется не допускать резких колебаний курса рубля в 2003 году. На сегодняшний день валютный рынок, по его словам, находится в сбалансированном состоянии. "Мы можем делать предположения о 6-процентном уровне укрепления курса рубля. Во многом этот прогноз делается на основе ожидаемого увеличения инвестиций в Россию", – отметил он.
В середине февраля Государственная Дума, наконец, решилась приступить к рассмотрению во втором чтении многострадальных законов об электроэнергетике. Поступило 626 поправок к этим документам. Изменения внесены практически в каждую статью, они, в частности, обеспечивают гарантии прав потребителей. Кроме того, в законопроект были введены новые понятия, такие как "веерное отключение", а также добавлен ряд статей, касающихся гражданской правовой ответственности субъектов оперативно-диспетчерского управления, особенностей правового статуса и полномочий администратора торговой системы оптового рынка. Правительственный пакет законопроектов по реформе электроэнергетики состоит из шести документов: "Об электроэнергетике", "О введении в действие федерального закона "Об электроэнергетике", "О внесении изменений и дополнений в закон "О государственном регулировании тарифов на электро- и теплоэнергию в РФ", "О внесении изменений и дополнений в закон "О естественных монополиях", "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса РФ", "О внесении изменений в закон "Об энергосбережении". Все эти законопроекты были приняты Государственной Думой в первом чтении 9 октября 2002 года. Согласно концепции пакета документов, в рамках реформы РАО "ЕЭС России" предусматривается разделение конкурентных (генерация и сбыт электроэнергии) и монопольных (передача электроэнергии и диспетчеризация) видов бизнеса. При этом за государством остается право регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию в энергозамкнутых регионах, а также право регулирования предельного уровня тарифов на услуги системного оператора и администратора торговой системы и платы за технологическое присоединение к сетям. За регионами остается право регулировать сбытовую надбавку для гарантирующих поставщиков, тарифы на передачу электроэнергии по распределительным сетям, на теплоэнергию и на водные ресурсы. При реформировании электроэнергетики во вновь создаваемых компаниях предусматривается пропорциональное разделение акций между собственниками. Согласно поправкам, из законопроектов исключается дата начала функционирования свободного рынка электроэнергии (первоначально предполагалось, что это произойдет 1 июля 2005 года). Либерализация свободного рынка в России начинается после подписания соответствующего постановления Правительства РФ. Кроме того, в соответствии с поправками Правительству РФ надлежит определять, какие оптово-генерирующие компании и в каком объеме будут отпускать электроэнергию "гарантирующим" поставщикам в рамках долгосрочных контрактов по фиксированным ценам. Предполагается, что "гарантирующие" поставщики будут обслуживать население и жилищно-коммунальные организации. В итоге законы были приняты и во втором, и в третьем чтении, как говорится, без сучка, без задоринки, но, в общем, это не слишком сильно отразилось на динамике цен акций РАО на рынке. Судя по всему, инвесторы уже "измождены" ожиданием, и все возможные и невозможные варианты голосования были заложены в цены, тем более, что реформа пока находится в самом начале.
Еще одним важным для экономики событием стало решение комитета Государственной Думы по бюджету и налогам одобрить правительственный законопроект "О валютном регулировании и валютном контроле" и рекомендовать депутатам принять его в первом чтении. В заключении комитета на данный законопроект говорится, что он направлен на обеспечение реализации единой государственной валютной политики. В нем уточнены понятия "иностранная валюта", "валюта России", "резиденты", "нерезиденты", "уполномоченные банки". Вводятся понятия "внешние и внутренние ценные бумаги", "режим счета", "резервирование и валютные биржи". Согласно законопроекту, из состава валютных ценностей исключаются драгоценные металлы и камни, в состав золотовалютных ценностей включаются иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Правительство и ЦБ имеют право вводить ограничения на осуществление операций, связанных с движением капитала. К таким ограничениям относятся установление режима счета, требования о резервировании части суммы проводимой валютной операции, требования об открытии счета в уполномоченном банке. Срок применения Правительством РФ и ЦБ указанных ограничений, в том числе для предотвращения сокращения золотовалютных резервов и резких колебаний курса российской валюты, истекает 1 января 2007 года. В целях последовательной либерализации внутреннего валютного рынка и создания условий для увеличения валютных активов в законопроекте по сравнению с действующим законом предлагается предоставление ЦБ права установления норматива обязательной продажи резидентами валютной выручки, но не свыше 30% от суммы валютной выручки (в действующем законе предусматривается норматив обязательной продажи 50%).
В соответствии с законопроектом резиденты могут без ограничения открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). При этом резиденты уведомляют органы валютного контроля об открытии/закрытии счетов и представляют отчеты о движении средств по счетам в порядке, установленном Правительством РФ. Принятие данного законопроекта создаст благоприятные условия для инвестирования капитала в российскую экономику, развития международных связей и снятия напряженности в отношениях с иностранными партнерами, говорится в заключении комитета. Тем не менее, в комитете отмечают ряд недостатков, имеющихся в законопроекте, и признают необходимость ко второму чтению дополнить документ рядом норм.
28 февраля Президент РФ Владимир Путин подписал еще один закон "про доллар", вносящий изменения и дополнения в статьи 6 и 8 закона "О валютном регулировании и валютном контроле". В соответствии с нынешним вариантом закона физические лица-резиденты могут единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. При этом не требуется предоставления таможенным органам РФ документов, подтверждающих, что вывозимая валюта была ранее переведена в Российскую Федерацию или приобретена в РФ. Единовременный вывоз из РФ физическими лицами-резидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей 10 тыс. долл., не допускается. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами иностранной валюты в сумме, не превышающей 3 тыс. долл., вывозимая валюта не подлежит декларированию таможенному органу РФ, а в сумме, превышающей 3 тыс. долл., она подлежит декларированию путем подачи письменной таможенной декларации.
Важной корпоративной новостью стало сообщение о том, что ОАО "Газпром" 21 февраля успешно осуществило размещение нового 10-летнего облигационного займа по правилу 144А на сумму 1 млрд 750 млн долл. Облигации были размещены по номиналу с купоном 9,625%, с выплатой два раза в год. Таким образом, доходность выпуска составила 9,625% годовых. Как отмечает пресс-служба "Газпрома", это самая большая корпоративная сделка по привлечению необеспеченного финансирования в истории компаний развивающихся рынков. Совместными лид-менеджерами выпуска и совместными менеджерами книги заявок выступили "Дрезднер Кляйнворт Вассерстин" и "Морган Стэнли". Спрос на евробонды "Газпрома" существенно превысил предложение, объем выпуска возрос на 75%. Поскольку средства, полученные от выпуска облигаций, вероятно, помогут "Газпрому" улучшить структуру долгов (снижение доли краткосрочных долгов и увеличение общего срока заимствований), аналитики "Альфа-Банка" не исключают повышения его рейтинга в 2003 году до уровня, близкого к суверенному (в настоящий момент BB-). В аналитическом обзоре "Альфа-Банка" приводятся рекомендации по акциям "Газпрома": на внутреннем рынке – покупать (1,20 долл.), ADS – аккумулировать (18,00 долл.).
Агентством S&P выпуску присвоен рейтинг B+. Неудовлетворенный спрос на облигации уже привел к росту цен на межбанковском рынке. Принимая во внимание доходность двух других выпусков (9,125% для "Газпрома-07", торгующегося с годовой доходностью на уровне 7,5%, и 10,50% для "Газпрома-09" с годовой доходностью в 8,0%), новый выпуск "Газпром-13", вероятнее всего, продолжит лидировать на российском рынке долговых обязательств после начала торгов.
Общая программа заимствований "Газпрома" на 2003 год установлена на уровне 4 млрд долл. Компания планирует привлечь до 1 млрд долл. заимствований, гарантированных выручкой от экспортных контрактов для замещения аналогичных заимствований, у которых истекает срок. Таким образом, увеличив размер выпуска, "Газпром" облегчил себе задачу выполнения финансовой программы на 2003 год.