Чтобы жить умеючи, надо жить… играючи!
Игра как средство обучения известно с незапамятных времен. Именно через игру человек начинает освоение мира… Профессионалы, для которых принятие решений – повседневная работа, охотно используют игры в учебной практике… Игра позволяет человеку узнать о себе больше, чем он знал до сих пор, раскрыть качества, о которых он и не подозревал.
Михаил Кутузов
Чтобы жить умеючи, надо жить… играючи!
"Экономические стратегии", №1-2005, стр. 80-83
|
Представим себе, что руководитель крупной корпорации, скажем сельскохозяйственной или строительной, озабочен тем, как его корпорации выжить после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Прежде всего, честь и хвала такому руководителю: ВТО – структура серьезная, бьет с носка и слезам не верит. Именно выживание, то есть сохранение возможности существования и развития, будет главной задачей на первом этапе нашей всемирно-торговой адаптации. Помимо того что нужен точный прогноз относительно возможных вызовов, необходимо осмыслить направление собственной управленческой деятельности, а проще говоря, понять, что делать и чего не делать. Кроме того, придется соблюдать политес: "да" и "нет" не говорить, "черного" и "белого" не называть, keep smiling и тому подобное. Руководитель корпорации, поразмыслив, приходит к выводу, что подобного опыта у него нет, а тот, у кого он есть, делиться им не будет даже под страхом пытки на дыбе, потому что это его стратегическое конкурентное преимущество.
Как быть? Можно изучить опыт тех, кто уже несколько лет толкается локтями среди конкурентов на мировом рынке. Но чужой опыт применим лишь частично, поскольку в нем доступно только то, что лежит на поверхности, а самая ценная его часть надежно спрятана в корпоративных недрах (см. предыдущий абзац). Можно позвать консультантов, экспертов, шаманов и прочих экстрасенсов. Однако специалист даст совет, но не возьмет на себя ответственность за управленческое решение. Наконец, можно понадеяться на русский "авось", но в такой ситуации риски зашкаливают все приемлемые пределы. Так как же быть?
Ситуацию нужно сыграть, и с этого места – подробнее. Игра как средство обучения известна с незапамятных времен. Именно через игру человек начинает освоение мира. Со временем игра как форма практического действия выносится за пределы деловой сферы и превращается в хобби (преферанс по пятницам, драмкружок и т.п.). Подчас игру воспринимают как занятие для малолеток и недотеп: "Здесь не играют, здесь серьезным делом занимаются!" – вещает какой-нибудь "народный избранник" районного масштаба, при этом напуская на себя важность а-ля "товарищ Суслов". Между тем профессионалы, для которых принятие решений – повседневная работа, охотно используют игры в учебной практике. Самый наглядный пример – военные. Штабные игры на картах, оперативно-штабные тренировки, "полет земной по-лётному" (1) – все это игры, причем занимаются ими очень серьезные люди отнюдь не районного масштаба: генералы, адмиралы и даже маршалы. Такие игры имеют самое непосредственное отношение к практической подготовке командного состава. Приведу три примера.
В начале осени 1939 г. в Ленинградском военном округе проводилась штабная игра, воспроизводившая возможную войну с Финляндией. Игру подготовили из рук вон плохо – вторжение в Финляндию уже было вопросом решенным, и военным предложили просто потренироваться, потому что так положено. С самого начала выяснилось, что мы ничего не знаем о возможностях финской обороны, поэтому было решено исходить из произвольной установки, что Красная Армия сможет прорвать ее на второй день наступления. Игра оказалась совершенно бесполезной – в реальности прорывать финскую оборону пришлось три месяца. Финская война для Советского Союза закончилась бесславно.
Другой пример. Зима 1940-1941 г., Москва. Большая военно-штабная игра на картах "Нападение Германии на СССР". За Германию играет Георгий Жуков. За СССР – командующий Белорусским Особым военным округом Павлов. Уже на второй день игры Жуков мощными фланговыми ударами раскроил оборону Павлова и на условный четвертый день занял Минск. Оборона, расчлененная на очаги сопротивления, беспощадно подавлялась. Жуков запретил своему оперативнику докладывать цифры условных пленных, настолько они были велики. Половина авиации СССР была уничтожена на аэродромах, узлы коммуникаций оседланы, в общем, бить врага на его территории никак не получалось. Сталин был вынужден прекратить игру до срока. Жуков после этого был назначен начальником Генерального штаба, а Павлов получил от Сталина выговор. Однако главных выводов Сталин так и не сделал. Опыт игры оказался востребованным на десять процентов. Самое страшное, что немцы наступали по тем же направлениям и теми же силами, что и Жуков в игровой ситуации. Минск, правда, в реальности взяли на два дня позже.
Третий пример. В августе 1941 г. в обстановке строжайшей секретности капитан второго ранга Генда доложил командованию Императорского военно-морского флота Японии замысел операции по нападению на Перл-Харбор, имевшей задачей уничтожение крупнейшей военно-морской группировки США на Тихом океане. Командующий флотом адмирал Ямамото отдал приказание проиграть нападение до минуты. Командир авиакрыла авианосца "Акаги" капитан-лейтенант Фушида гонял своих пилотов до седьмого пота, приказывая снова и снова отрабатывать выходы на цель сначала на макете, затем в воздухе над Курильскими островами. Командующий авианосной группировкой адмирал Нагумо снова и снова заставлял штурманов переделывать первоначальные прокладки таким образом, чтобы они могли пройти по океану семь тысяч миль и остаться незамеченными. К моменту нападения японцы знали о бухте и о каждом корабле все, что нужно. Последствия были ужасными для США. Чудом спаслись лишь авианосцы, за день до нападения вышедшие в море на учения.
Военный опыт в государственном управлении и бизнесе используется очень мало. Первым попытался соединить управленческие технологии войны и бизнеса Дж. Траут в своей книге "Маркетинговые войны", однако функции игры как обучающей практики в ней фактически не освещаются.
Совершенно очевидно, что сегодня руководители крупного бизнеса находятся в том же положении, в каком был командующий Белорусским Особым военным округом зимой 1941 г. Они понимают, что Россия неизбежно вступит в ВТО, однако не представляют, где разместить торговые представительства (разведагентуру и резидентуру), где сосредоточить финансы (танковые и моторизованные дивизии), куда нацелить рекламу (авиация дальнего действия). При этом одни полагаются на государство, другие – на деловых партнеров за рубежом и их раскрученные бренды, третьи – на ценность своего продукта или вес своих финансовых активов. Но все они не имеют представления о собственных действиях "буквально накануне" и "сразу после". Между тем обыгрывание этих ситуаций значительно снизило бы риски управленческой деятельности. В нашей стране имеется более чем двадцатилетний опыт подобных игр.
В 1979 г. Г.П. Щедровицкий под Свердловском впервые провел организационно-деятельностную игру (ОДИ). Она была организована на базе Института технической эстетики, перед которым поставили задачу разработать ассортимент товаров народного потребления для Уральского региона.
В качестве одного из методов решения этой проблемы была избрана игра. С тех ОДИ получили широкое распространение, и не только они, но и ролевые игры, разработанные и внедренные петербургскими игротехниками, а позже – штабные военные и стратегические, просто штабные и просто стратегические игры. Это список можно продолжить.
На данном этапе потребность в игропрактиках в бизнесе и управлении возрастает по экспоненте. В 1970-е гг., когда Г.П. Щедровицкий вступил на "долгую дорогу в дюнах" организационно-деятельностных игр, субъектов управления теми или иными ресурсами было неизмеримо меньше, чем сейчас. Принимать решения в СССР учили только в военных училищах и медицинских институтах – персонально, с четким усвоением личной ответственности за принятые решения и предпринимаемые действия. Сегодня такое умение необходимо гораздо большему числу людей, чем это представлялось несколько лет назад; вызовы, понуждающие к принятию решений, возникают постоянно. Как быть? Играть. Другого выхода нет. Одна из важнейших функций игры – проблемное действие. Игра способна, говоря словами Мольера, "женить турецкого султана на республике Венецианской". Разные по типологии игры решают разные задачи.
Деловая игра – это проигрывание ситуации, которая уже имела место и может повториться. Играют для того, чтобы снизить риск принятия неверного решения, отрабатывая возможные варианты и выбирая наиболее предпочтительный. Деловая игра мало чем отличается от тренинга: и там и тут на основании накопленного опыта, своего или чужого, отрабатывается навык управленческого действия. Ее можно провести в масштабах корпорации, а можно – в одном отделе.
Задача организационно-деятельностной игры – выяснение условий реализации тех или иных проблемных ситуаций. Это отработка высадки на Марс без скафандров, это дрессировка рыб, это обучение крокодила оперному пению. На первый взгляд проблемы кажутся неразрешимыми, но выход должен быть найден. Нужно собрать группу, которая будет решать задачу до тех пор, пока не найдет варианта, а лучше несколько вариантов решения. В конечном счете выяснится, что высадка на Марс без скафандров возможна, но для этого нужно создать новый биологический тип, способный к выживанию в марсианской атмосфере, сайра очень хорошо реагирует на свет, поэтому в большом аквариуме ее можно заставить двигаться в зависимости от изменения его освещенности, а крокодил умеет издавать гармоничные звуки, которые можно переложить на ноты. Стало быть, нужно сначала написать "крокодилью оперу", а потом уже заниматься с солистом. ОДИ позволяет развить ценнейшее качество – пространственное мышление, то есть умение выстраивать некое пространство, в котором лежат все наши знания и представления и которое можно расширить, чтобы понять, что звуки, издаваемые крокодилом, тоже могут быть пением… услаждающим слух крокодилов. Для участия в ОДИ очень важно суметь выйти за пределы собственной компетенции или, как говорил Г.П. Щедровицкий, "распредметиться". Кроме прочего, ОДИ учит дисциплине мышления, приучая к тому, что думать – это профессия.
Стратегические игры суть игры, рассчитанные на отрыв от ресурса. Стратегия по сути своей – управление, ориентированное на получение нового ресурса. Ниже уровнем оперативное искусство и тактика – управление либо всем наличным ресурсом, либо какой-то его частью. Главная задача, которую решает стратегическая игра, – целеполагание управленческой деятельности. При этом под целью подразумевается не конкретное достижение, а идеальное качество, к обретению которого стремится система, но которого она никогда не достигнет (2). На пути к этому идеалу управление позволит решить массу задач, получить множество продуктов, которые будут реализованы в обмен на новый ресурс развития, и так до бесконечности. Главный результат стратегической игры – найти ответ на вопросы: зачем делать, почему именно это и для чего это нужно лично мне. Умение заглянуть за горизонт – очень важное качество для перспективного управленца, для стратега.
Штабные игры – это игры для топ-менеджмента, и в первую очередь для его элиты, т.е. той части, которая умеет соотносить собственную стратегию со стратегией корпорации на десять, двадцать лет, а еще лучше – на неограниченный срок. Все дело в том, что осуществление стратегии возможно только в пространстве оперативного искусства и тактики, то есть в границах наличных материальных, интеллектуальных, временных ресурсов. Политика корпорации есть вектор, определяющий направление развития, движение к цели. Удержание такого вектора – задача элиты, потому что развитие корпорации – это дело ее жизни. Складывается такая элита десятилетиями, но "сыграть" можно и ее, естественно, если выработана стратегия.
Военные игры – это те самые игры, о которых речь шла выше, но с использованием опыта военного управления, вполне применимого в бизнес-деятельности. Следует особо отметить, что привлечение военного опыта приветствуется представителями бизнеса, поскольку его освоение позволяет овладеть не только весьма эффективными практиками управления, но и веками оттачивавшимися методиками обучения управлению. Настоящий бум военно-исторических публикаций, как мне кажется, наглядно демонстрирует возрастающий интерес к этой сфере знания. Сложность лишь в том, что руководители бизнеса пока не очень хорошо знакомы с военной историей.
Что дает человеку такая игра? Давайте разберемся. Полагаю, что количество играющих год от года будет расти. Речь идет не о новой моде, просто существующая система высшего образования – это передача студентам знаний преподавателей, которые не обязательно отражают реальное положение вещей. Если, например, преподаватель никогда не создавал собственного бизнеса в сельском хозяйстве, из его подопечных не получатся фермеры. Уже на втором-третьем курсе здравомыслящий студент начинает думать: куда мне деваться с таким дипломом? Игра может научить практическому применению знаний и позиционированию в реальных обстоятельствах.
Каждый из нас сталкивается с разного рода проблемами, и среди них есть такие, решение которых принципиально важно. Тому, как подойти к решению подобных проблем, т.е. чем следует жертвовать и во имя чего, и должна учить игра: если хочешь чего-то добиться, нужно обязательно от чего-то отказаться, делай выбор. Человек может очень многого достичь, нужно только правильно хотеть, как говаривал в свое время Г.П. Щедровицкий.
В игре все возможно, и кривая может вывезти совсем не туда, куда предполагалось. Это своего рода социальный эксперимент – в лучшем смысле слова, – поэтому вполне возможно, что полученный в ходе игры управленческий продукт будет совсем не таким, как ожидалось, а гораздо более эффективным. Его нужно уметь представить в реальности и принять, как если бы он с самого начала был задуман вами, т.е. отказаться от своих убеждений, если они стали заблуждениями. Это ох как непросто! Игра должна учить различать убеждения, заблуждения и реальность, иными словами учить не только тому, что следует делать, но и тому, чего ни в коем случае делать не следует, например настаивать на своем только потому, что оно – твое. Американцы или англичане учатся уважать чужое мнение еще в школе. Нам научиться этому негде, кроме как в пространстве игры.
Наконец, игра позволяет человеку узнать о себе больше, чем он знал до сих пор, раскрыть качества, о которых он и не подозревал. Она учит понимать другого, попробовав побывать в его шкуре. И это еще не все о Ходже Насреддине!
Я "играю в игры" много лет, поэтому мне легче, чем другим, понять высокий смысл большой игры как репетиции жизни. Думаю, был прав кот-авантюрист из известного мультфильма, мурлыкавший голосом Андрея Миронова: "Чтобы жить умеючи, надо жить играючи".
Примечания
1. Наземная отработка сложных эволюций в воздушном строю.
2. При такой постановке вопроса цели не могут быть во множественном числе. Цель одна: достаточный уровень безопасности управляемой системы.