Чисто & ввысь
Вступительное слово главного редактора.
Александр Агеев
Чисто & ввысь
"Экономические стратегии – СМК", №01-2007, стр. 05
Даже банальное протоколирование бизнес-процесса заметно повышает его качество. Традиции личной ответственности, подкрепленной подписью в соответствующем регламенте, мы обнаружим в любой технически сложной социально-экономической системе. Еще древние мастера на Руси гарантировали качество своей работы, позволяя заказчику нанести удар копьем или мечом в свою грудь, облаченную в свежеизготовленную кольчугу. Расплата за брак, очевидно, наступала мгновенно.
В свое время, на излете СССР, было проведено весьма нелестное для советской экономики исследование. Оно выявило, что доля продуктивного труда в сравнении с антитрудом, бездеятельностью и псевдодеятельностью оказалась чудовищна мала. А ведь за этими категориями – неисчислимое множество оплаченных "зряплатой" действий десятков миллионов людей, квалифицированных модной шуткой той эпохи: "Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем". Беда, пожалуй, была еще глубже – даже высококвалифицированная работа многих миллионов тоже была фундаментальной бессмыслицей, правда, кому-то, каким-то кланам или идеологемам приносившей свои плоды. После всех рыночных транзитов данная ситуация отнюдь не выглядит сугубо архивной. Хотя теперь все оправдывает ссылка на рынок, и даже крупные государственные мужи РФ со всей искренностью убеждены, что бизнес мотивируется только рентабельностью. Не без этого, наверное.
Бизнес, вне всякого сомнения, должен стремиться к конкурентному преимуществу, которое означает при данной цене достижение сравнительного превосходства либо в издержках, либо в качестве продукции, либо в уникальности рыночного позиционирования. Но при невиданном ранее изобилии предложения товаров и услуг самой уязвимой фигурой рыночной игры оказался не инвестор, не производитель, а потребитель во всех его ипостасях. От его вкусов, предпочтений и, конечно, возможностей зависит в итоге рентабельность. Культура и капризность потребительского поведения и домашних хозяйств, и корпораций, и государства растет с каждым днем, подстегивая изобретательность производителей. Между тем если руководствоваться только критерием прибыльности, то необходимости в добросовестном деловом поведении нет. Эта интрига – по сути ремейк смитовского постулата о "невидимой руке рынка", давно разоблаченного нобелевскими лауреатами по экономике последних десятилетий как социальная, экономическая и математическая нелепость. Но "мертвый хватает живого"…
Новая экономика появляется в разных лицах и масках. Бизнес на бессмыслице, хищничестве, заблуждениях, наивности, недобросовестности, эгоизме, сиюминутности, глупости постоянно мутирует. Он безразличен к базовым ценностям жизни и деструктивен в принципе, оставляя руины и трупы на полях экономических "игр". А атмосфера либерализма поощряет и необузданное потребление, и беспринципное производство, и хаос в их взаимоотношениях. И то, и другое, и третье – с каждым годом все опаснее. Развитие международной системы стандартов управления, финансовой отчетности, социальной ответственности и т.д. – глобальный ответ на глобальный вызов. Точнее говоря, всегда были бизнесы, поставляющие потребителю как минимум контрафакт, как максимум – смерть. Всегда возникали и противоядия от такого предпринимательства. Новое в том, что все это чуть ли не молниеносно глобализировалось. И ответ, защищающий все категории пользователей плодов современной экономики, а также инвесторов и производителей, должен быть тоже глобальным и… обязательно соответствующим высоким стандартам.
Стандарт не исключает своеобразия, как знание нотной грамоты, алфавита, матанализа или сопромата не блокирует творчество. Когда нет знания, базовой культуры, т.е. стандартов современного добросовестного бизнеса, то деловые цели вырождаются в реанимацию устаревших мотивов, в концентрирование доморощенных схем или банальную корысть. Идти вперед, ввысь, не потрудившись овладеть подлинными азами экономического успеха, а не его суррогатами, не очистив
собственное самосознание от нелепых конструкций и низких мотиваций – это очень оригинальное, очень "стандартное" устремление.