Четыре сценария будущего
Рецензия на книгу «Стратегическая матрица Казахстана: ретроспектива, современность и сценарии будущего развития».
Маулен АШИМБАЕВ
Четыре сценария будущего
"Экономические стратегии", №02-2007, стр. 206-207
|
Стратегическая матрица Казахстана: ретроспектива, современность и сценарии будущего развития / Агеев А.И., Байшуаков А.Б., |
В современных условиях обеспечение ускоренного роста и развития страны во многом связано с выработкой соответствующей стратегии государственного управления. Поэтому отнюдь не случайно появление новых разработок в данной области. Одной из таких разработок является исследование закономерностей социального развития через призму так называемой модели стратегической матрицы. Книга "Стратегическая матрица Казахстана: ретроспектива, современность и сценарии будущего развития" дает представление о применении этого метода на конкретном материале.
Это второе, обновленное и расширенное издание книги. Работа подготовлена российско-казахстанским Институтом экономических стратегий – Центральная Азия. Она продолжает цикл исследований ИНЭС, посвященных оценке перспектив развития 25 государств, оказывающих наиболее сильное воздействие на формирование обстановки в мире.
Итак, исследование выполнено на базе так называемой многофакторной модели стратегической матрицы, обеспечивающей, на взгляд авторов, как выявление исторических ретроспектив, так и формулирование прогнозов на будущее на единой методологической основе. Это достаточно новая для казахстанской аудитории, а тем более для широкого круга читателей методология исследования. Что она собой представляет? В общих чертах данная модель строится на исследовании девяти ключевых факторов, формирующих потенциал развития государства. Это территория, природные ресурсы, население, культура и религия, а также факторы, обеспечивающие реализацию имеющегося потенциала – управление, экономика, наука, армия и внешняя политика. При этом управление рассматривается в качестве ключевого элемента, обеспечивающего взаимодействие всех основных факторов и гармонизацию различных составляющих мощи страны.
В свою очередь, каждый из факторов оценивается по ряду параметров. Так, например, экономика оценивается по следующим показателям: объем ВВП, доля государства в мировой экономике, объем ВВП на душу населения, степень экологичности экономики, степень благоприятности для развития экономики, структура торгового сальдо, структура экспорта и импорта, отношение ВВП к уровню экспортно-импортных операций. Отметим, что в книге есть специальное приложение, где подробно излагается суть модели стратегической матрицы.
Конечно, столь широкий подход в оценке различных показателей имеет свои ограничения, на что, кстати, указывают и сами авторы исследования. Прежде всего в таких случаях закономерно возникает дилемма между обобщением и детализацией. Вопрос применимости подобного подхода особенно актуален при анализе ранних этапов исторического развития государства. Так, используемые в работе критерии оценки науки, такие как уровень развития критических технологий, комплексность НТР, степень развития информационных технологий, процент грамотности населения, уровень развития среднего образования, соотношение обучающихся в вузах на 1000 человек – весьма условны применительно к отдаленным историческим периодам развития нашей страны. Отчасти данное замечание касается параметров оценки и некоторых других факторов.
Поэтому настоящему подходу предстоит доказать свои преимущества и раскрыть свой потенциал. Ведь в мире сейчас общепризнанны и другие методики, особенно используемые в рамках теории измерения страновой конкурентоспособности. Как известно, ежегодные рейтинговые оценки конкурентоспособности стран мира весьма популярны и авторитетны. В то же время применяемый подход оригинален и обладает значительной научной и прикладной новизной, не говоря о широких возможностях для дальнейшего развития и совершенствования. Следовательно, он способен стать структурной основой для дальнейших научных изысканий. Наконец, моделирование на базе методологической платформы стратегической матрицы – новый способ структурирования представлений о закономерностях прошлого и будущего. Поэтому смеем предположить, что полное раскрытие потенциала данной модели исследования еще впереди.
Теперь вкратце о содержании книги. В первых двух главах рассматривается весьма длительный этап становления государственности на территории Казахстана – с древнейших времен до XX в., а также современный период независимого развития страны. Здесь исторический анализ сопровождается оценкой каждого периода через призму девяти вышеуказанных факторов. Надо сказать, что эти части энциклопедически богаты и содержательны. В одном издании собран огромный фактологический материал, чем иногда пренебрегают отечественные авторы. Особенный интерес вызывает третья, прогнозно-сценарная часть работы, где анализируются возможные пути развития страны. Она строится на определении прогнозных перспектив по основным факторам стратегической матрицы Казахстана к рубежу 2030 г. Отдельные прогнозные оценки охватывают ближнесрочную перспективу – 2010-2015 гг., по части других прогнозный горизонт простирается до 2050 г.
Здесь основные варианты объединены в четыре сценария: "Евроазиатская интеграция", т.е. тесное взаимодействие со странами постсоветского пространства через институты ЕЭП, ОДКБ и их производные; "Гибкий баланс", или построение системы контактов со всеми основными центрами силы (Китаем, Россией, США, ЕС); "Вхождение в сферу влияния Китая" и "Евроатлантический выбор". Эти стратегии рассматриваются как часть реализации глобальных сценариев "Жесткая глобализация", "Умеренная глобализация", "Регионализация" и "Хаос". В целом анализ будущего развития страны путем сравнения различных альтернатив и сценариев – достаточно новая и перспективная область исследования для отечественной науки и практики.
Актуальны для нас некоторые выводы и рекомендации в этой части книги. Так, подчеркивая, что по уровню обеспеченности водными ресурсами Казахстан занимает последнее место среди стран СНГ, авторы предупреждают, что при достаточно высоком качестве остальных природных ресурсов именно низкая обеспеченность водными ресурсами будет существенно ограничивать потенциал развития страны, прежде всего в сельском хозяйстве. Интересны и рекомендации по выработке стратегии экономического развития, развития науки и новых технологий и др. В целом выводы и рекомендации завершающей части исследования могут иметь определенное значение для практического применения. Нетрудно предположить, что данная работа вызовет весьма различные оценки. Как и всякий новый подход, возможно, встретит и критическую реакцию со стороны некоторых специалистов. Читатели обратят внимание и на непривычные названия сословий традиционного казахского общества (с. 78), и на неточности в названиях некоторых единиц административно-территориального деления (с. 52), хотя эти огрехи можно объяснить тем, что московские авторы незнакомы с местной спецификой. Впрочем, будучи скрупулезными исследователями, они и сами готовы к неоднозначным оценкам.
По признанию самих авторов, приведенному в заключении, "в некотором смысле работа представляет собой научный эксперимент, суть которого – сформировать единое стратегически ориентированное понимание прошлого для наиболее целесообразного для страны позиционирования в будущем". Можно согласиться с утверждением, что подобное методологическое единство дает высокую информационную надежность для принятия стратегических решений. Словом, на суд читателей вынесена новая, оригинальная и содержательная книга. Вряд ли знакомство с ней оставит равнодушным любознательного и интересующегося данной тематикой читателя.
В целом книга одинаково заставляет задуматься как о прошлом и настоящем, так и о перспективах будущего нашей страны.