Через тернии к звездам!
Рейтинг наиболее стратегичных образовательных учреждений России
Центр сертификации и рейтингов ИНЭС
Через тернии к звездам!
"Экономические стратегии", №5-6-2005, стр. 150-155
Когда появились первые высшие учебные заведения, ученая степень в первую очередь рассматривалась как элемент престижа, а уж во вторую – как возможность самореализации. Подобный период имел место и в новейшей истории российской системы высшего образования, примерно с 1989 по 1996 г., когда ценность приобретения диплома нивелировалась настолько, что проходной балл упал с 9-8 до 7, а в некоторых вузах и до 6 баллов. В то время большинство выпускников средних школ не связывало собственные перспективы и свое финансовое и материальное благополучие с окончанием вуза, а самое главное – с приобретением определенного набора знаний. На то было достаточно много причин, на которых нет смысла останавливаться. Сейчас с уверенностью можно сказать только одно: те, кто в тот непростой период не поверил в необходимость получения определенных навыков, больше потеряли, нежели приобрели.
Сегодня перед нами предстает совершенно иная картина, более соответствующая современным экономическим требованиям. Как известно, спрос рождает предложение. Это в полной мере относится и к системе высшего образования, дающей своим выпускникам базовый набор конкурентных преимуществ, и к языковым школам, расширяющим этот набор, и к бизнес-школам, на сегодняшний день представляющим собой вершину экономического образования. Более того, все образовательные учреждения теперь являются всего лишь сегментом экономической деятельности и, откликаясь на требования бизнес-сообщества, вынуждены жестко конкурировать между собой за абитуриентов. В свою очередь, абитуриенты стали более основательно подходить к выбору учебного заведения, понимая, что во многом именно от этого зависит их дальнейшая карьера и перспективы профессионального роста.
В этой связи борьба за абитуриентов обычно разворачивается на нескольких направлениях: в первую очередь это, конечно же, образовательная программа, уровень подготовки преподавательского состава и учебно-образовательная база, во вторую – востребованность выпускников, и в третью – условия обучения (формы и стоимость обучения, стажировки и т.д.). Не последнюю роль в этой борьбе играет имя образовательного учреждения, которое можно справедливо рассматривать как элемент предоставления гарантий в получении именно того набора знаний и навыков, которые декларировались при поступлении (см. рис. 1). Таким образом, образовательная система приобретает все характерные признаки бизнес-корпорации: имя – "бренд" (гарантия стабильности); образовательная программа – стратегия развития (уверенность в завтрашнем дне); уровень подготовки преподавательского состава – высококлассный менеджмент (подтверждение достижимости цели); учебно-образовательная база – материально-техническая база (необходимое условие достижения цели). А раз так, в скором времени станут схожими и методы ведения бизнеса, по крайней мере, можно предположить, что такой элемент конкурентной борьбы, как head hunting, повсеместно распространенный в бизнес-сообществе, станет непременным атрибутом образовательной среды.
Рисунок 1.
Подобное сближение сущностей вышерассмотренных структур имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный эффект состоит в том, что, подстраиваясь под требования рынка, образовательные учреждения вынуждены изменяться (новые специальности, курсы, программы и т.д.), обеспечивая тем самым наполнение рынка квалифицированных трудовых ресурсов своими выпускниками, а их, в свою очередь, трудоустройством. Например, на сегодняшний день лишь немногим более 30% выпускников вузов работают по специальности. Это очень низкая цифра, показывающая глубину проблемы. Негативная составляющая этого процесса заключается в следующем: список действительно востребованных специальностей на рынке труда достаточно ограничен, к тому же со временем он может изменяться. В результате возрастает спрос со стороны абитуриентов, приводящий к росту ценности получаемого образования. В то же время образовательные учреждения, стремясь достичь или закрепить лидерство по подготовке специалистов из данного списка, вынуждены бросать свои основные ресурсы на эти направления и как следствие – ограничивать возможности в подготовке специалистов более массовых специальностей.
Другими словами, налицо тенденция коммерциализации образования. Это в первую очередь относится к высшим учебным заведениям, которые в подавляющем большинстве являются государственными учреждениями и поставщиками рекрутов для изначально коммерчески ориентированных структур, предоставляющих услуги повышения конкурентоспособности управленческих кадров. И если последние зарождались, формировались и развивались в условиях рынка и "заточены" на выживание в условиях быстроизменяющихся экономических потребностей, то вузы, доставшиеся в наследство от системы всеобщего среднего и массового высшего образования, не обладают такой гибкостью. Справедливости ради необходимо внести одно очень важное уточнение: теперь, как и прежде, перед вузами стоят более масштабные задачи – обеспечение потребностей государства в высококлассных специалистах по всему спектру экономической, производственной и других видов деятельности. Только этим можно объяснить ту осторожность, с которой государство приступает к реформированию системы высшего образования (предложение о подразделении вузов на три категории: федерального значения; первой значимости; второй значимости; соответственно категории будет определяться уровень обязательного государственного финансирования). Хотя уже очевидно, что современная структура государственного финансирования и управления образовательным комплексом не удовлетворяет современным экономическим реалиям. Причем в процесс вмешивается пресловутый фактор времени: чем дольше период перехода к новым формам функционирования, тем выше государственные потери (прямые финансовые, недополучение специалистов высоковостребованных специальностей, подготовка заведомо безработных дипломированных специалистов и т.д.).
Основной проблемой сегодняшнего дня является именно система вузовского образования. Без преувеличения можно сказать: от того, насколько эффективно удастся ее видоизменить, подстраивая и коррелируя в соответствии с требованиями рынка, будут зависеть перспективы экономического роста страны в целом. А следовательно, поставщики дополнительных образовательных услуг, являющихся достаточно дорогостоящими, такие как курсы иностранных языков и бизнес-школы, будут обеспечены стабильным притоком слушателей на более отдаленную перспективу.
Разработанная и используемая нами британо-российская методика (см. рис. 2) предназначена для оценки стратегического потенциала организаций и управленцев. Ее отличительной чертой является сфокусированность на оценке "компетенций завтрашнего дня", ответе на вопрос не "что есть?", а "что и как будет?". Существующие рейтинги, как правило, с большей или меньшей обоснованностью по неким критериям фиксируют относительный статус лиц, физических и юридических, на настоящий момент. Наш же рейтинг учитывает не только множество параметров текущего состояния, опираясь на многофакторную модель стратегического управления, но и сценарии эволюции в заданном интервале будущего.
Рисунок 2. Энниаграмма стратегического управления
Применительно к образовательным учреждениям рейтинг стратегичности представляется рискованным, но полезным проектом. Рискованность его в том, что производимое школами бизнеса, вузами и языковыми курсами качество и количество "продукта" вряд ли измеримо только по уровню зарплат выпускников, отзывам обычно нерепрезентативных опросов, интенсивности их рекламных кампаний или плате за обучение. Хотя зачастую при ранжировании берутся эти или аналогичные показатели, которые потом в разных пропорциях смешиваются для получения конечного значения. Полезность рейтинга стратегичности видится в том, что появится новый, своего рода фьючерсный ракурс оценки образовательных учреждений. Ведь тем, кто принимает решение, "куда пойти учиться", требуются не отблески былой славы учебного заведения, да еще приукрашенной PR-ухищрениями. Им нужно понимать, где и за какую цену можно получить знания, навыки, связи, опыт, которые гарантируют выпускнику конкурентоспособность на рынке и вообще удовлетворенность жизнью спустя 2-3 года.
20 наиболее стратегичных бизнес-школ России, реализующих программы MBA
№
|
Бизнес-школа
|
Цели
|
Возможности
|
Результаты
|
Общий уровень стратегичности
|
Рейтинговый статус
|
1
|
Высшая школа международного бизнеса АНХ * |
16
|
31
|
29
|
76,0
|
AAA
|
2
|
Высшая школа бизнеса МГУ |
12
|
31
|
30
|
73,3
|
AAA
|
3
|
Стокгольмская школа экономики |
13
|
29
|
28
|
70,0
|
ABA
|
4
|
Высшая школа маркетинга ГУУ |
12
|
29
|
29
|
69,7
|
AAA
|
5
|
Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис» |
12
|
28
|
29
|
69,5
|
AAA
|
6
|
Факультет финансов и банковского дела АНХ * |
13
|
26
|
29
|
67,7
|
ABA
|
7
|
Институт экономики и финансов «Синергия» |
12
|
28
|
26
|
67,0
|
AAB
|
8
|
Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ |
15
|
26
|
25
|
66,5
|
ABB
|
9
|
Московская школа социальных и экономических наук АНХ * |
12
|
28
|
25
|
65,7
|
BAB
|
10
|
Высшая школа финансового менеджмента АНХ * |
13
|
25
|
28
|
65,3
|
ABB
|
11
|
Высшая школа корпоративного управления АНХ * |
13
|
27
|
24
|
65,1
|
ABB
|
12
|
Российско-германский институт бизнеса и промышленной автоматики МЭИ-ФЕСТО |
14
|
25
|
26
|
64,2
|
ABB
|
13
|
Международный институт менеджмента ЛИНК |
13
|
25
|
25
|
64,0
|
ABB
|
14
|
Российско-немецкая высшая школа управления АНХ * |
11
|
26
|
28
|
63,9
|
BBB
|
15
|
Московский институт международного бизнеса при Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ |
12
|
25
|
27
|
63,5
|
BBB
|
16
|
Факультет «Школа экономики земельных рынков» АНХ * |
13
|
25
|
26
|
63,4
|
ABB
|
17
|
Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве |
12
|
26
|
25
|
63,2
|
BBB
|
18
|
Институт повышения квалификации работников государственной службы и отраслей народного хозяйства ГУУ |
10
|
28
|
24
|
63,0
|
BAB
|
19
|
Высшая школа MBA РЭА им. Г.В. Плеханова |
13
|
24
|
26
|
62,8
|
ABB
|
20
|
Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП) |
13
|
24
|
24
|
62,0
|
ABB
|
* Бизнес-школы, осуществляющие свою деятельность под контролем Правительства Российской Федерации
20 наиболее стратегичных вузов России
№
|
Вузы
|
Цели
|
Возможности
|
Результаты
|
Общий уровень стратегичности
|
Рейтинговый статус
|
1
|
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова* |
16
|
30
|
26
|
72,9
|
AAB
|
2
|
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ |
12
|
31
|
27
|
70,1
|
AAB
|
3
|
Московский государственный институт международных отношений* |
11
|
28
|
24
|
63,1
|
BAB
|
4
|
Государственный университет управления |
11
|
25
|
24
|
60
|
AAB
|
5
|
Московский инженерно-физический институт (государственный университет)* |
10
|
24
|
25
|
58,3
|
BBB
|
6
|
Санкт-Петербургский государственный университет* |
9
|
25
|
24
|
58
|
BAB
|
7
|
Всероссийская академия внешней торговли |
11
|
24
|
23
|
57,7
|
ABB
|
8
|
Финансовая академия при Правительстве РФ* |
9
|
25
|
24
|
57,5
|
BAA
|
9
|
Московский физико-технический институт (государственный университет)* |
11
|
22
|
25
|
57,3
|
ABA
|
10
|
Государственный университет – Высшая школа экономики* |
10
|
24
|
22
|
57
|
AAB
|
11
|
Российский государственный медицинский университет* |
11
|
21
|
25
|
56,9
|
ABA
|
12
|
Санкт-Петербургский государственный институт информационных технологий, механики и оптики* |
8
|
24
|
24
|
56,6
|
BAA
|
13
|
Московский государственный институт стали и сплавов |
10
|
22
|
23
|
56
|
ABB
|
14
|
Московский авиационный институт (государственный технический университет) |
10
|
25
|
21
|
55,7
|
AAB
|
15
|
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина |
12
|
20
|
24
|
55,5
|
ABB
|
16
|
Московский архитектурный институт (государственная академия) |
8
|
23
|
24
|
55,3
|
BBB
|
17
|
Российский университет дружбы народов |
11
|
20
|
24
|
55,2
|
ABA
|
18
|
Московский государственный горный университет |
9
|
22
|
23
|
55
|
BBB
|
19
|
Российская академия государственной службы при Президенте РФ |
10
|
22
|
22
|
54,7
|
ABB
|
20
|
Томский государственный университет |
9
|
22
|
23
|
54,3
|
BBB |
* Вузы, в которых после 2008 г. сохранится военная кафедра.
20 наиболее стратегичных языковый курсов России
№
|
Языковые курсы
|
Цели
|
Возможности
|
Результаты
|
Общий уровень стратегичности
|
Рейтинговый статус
|
1
|
Языковая школа English First |
11
|
25
|
25
|
60,8
|
AAA
|
2
|
Сеть школ иностранных языков BKC-International House |
10
|
23
|
27
|
60,3
|
ABA
|
3
|
Центральные специализированные курсы по подготовке и повышению квалификации кадров для дипломатических служб и представительств «Курсы МИД» |
13
|
24
|
23
|
60,2
|
AAB
|
4
|
Центр изучения английского языка Британского совета |
9
|
25
|
27
|
59,9
|
BAA
|
5
|
Международный языковой центр Language Link |
11
|
24
|
25
|
59,2
|
ABA
|
6
|
Центр иностранных языков Всероссийской академии внешней торговли при Минэкономразвития РФ |
12
|
24
|
23
|
58,8
|
AAB
|
7
|
НОУ Клуб «Мистер English» |
12
|
24
|
22
|
58,5
|
AAB
|
8
|
Сеть языковых школ Big Ben |
13
|
24
|
21
|
58,2
|
AAB
|
9
|
Курсы английского языка Tom’s House |
13
|
21
|
24
|
57,8
|
ABA
|
10
|
Лингвистический центр «Бизнес-Лингва» |
8
|
24
|
25
|
57,2
|
BAA
|
11
|
Авторская школа Шехтера |
11
|
23
|
23
|
56,9
|
ABB
|
12
|
Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской» |
11
|
22
|
24
|
56,8
|
ABA
|
13
|
Высшие курсы иностранного языка Московского института лингвистики |
11
|
23
|
23
|
56,7
|
ABB
|
14
|
Образовательный центр «Лингва.ру» |
8
|
24
|
24
|
56,6
|
BAA
|
15
|
Лингвистический центр при кафедре иностранных языков ИМПЭ им. А.С. Грибоедова |
8
|
24
|
24
|
56,2
|
BAB
|
16
|
Международная система школ иностранных языков Denis School |
9
|
25
|
23
|
56
|
BAB
|
17
|
Центр лингвистического образования Babylon |
10
|
20
|
25
|
55,8
|
ABA
|
18
|
Учебный центр иностранных языков «Комп Лэнг» |
10
|
24
|
21
|
55,6
|
AAB
|
19
|
Образовательный центр «Интенсив» |
8
|
24
|
23
|
55,5
|
BAB
|
20
|
Академия европейских языков |
8
|
23
|
24
|
55,4
|
BBB
|