Чем привлечь туриста?
Президент ВАО «Интурист» Александр Борисович Арутюнов, отвечая на вопросы нашего издания, анализирует ситуацию на рынке туристических услуг.
Александр Арутюнов
Чем привлечь туриста?
"Экономические стратегии", №05-06-2008, стр. 170-171
Президент ВАО "Интурист" Александр Борисович Арутюнов, отвечая на вопросы нашего издания, анализирует ситуацию на рынке туристических услуг. |
"Интурист" исторически является лидером въездного туризма. Какова, на Ваш взгляд, динамика развития этого сегмента рынка?
Как известно, въездной туризм делится на два основных блока. Первый – бизнес-туризм, когда к нам приезжают бизнесмены, государственные чиновники или представители партнерских организаций других стран. Второй блок – познавательный туризм, когда люди приезжают в Россию с экскурсионными целями. Если говорить о динамике в целом, то количество людей, приезжающих в Россию, увеличивается. Но направление, связанное с познавательным туризмом, сегодня испытывает большие трудности, можно даже сказать, что оно стагнирует. К сожалению, последние два-три года мы наблюдаем снижение числа иностранных туристов, приезжающих в Россию, чтобы посмотреть достопримечательности. Есть несколько объективных причин спада въездного турпотока. Главная – взрывной рост стоимости услуг в крупнейших туристических центрах России. Вторая причина – отсутствие новых туристических продуктов или новых маршрутов, интересных туристам. Третья – существенную часть туристического потока у России отбирают страны Юго-Восточной Азии, Китай, Индия.
В прошлом году для туриста из Европы стоимость семидневного пребывания в Китае с учетом перелета и размещения в хорошей гостинице была ниже стоимости аналогичного продукта в РФ, несмотря на гораздо более продолжительный перелет.
Есть мнение, что за границей отдыхать дешевле, чем в России. Вы с этим согласны?
В России можно найти достаточно привлекательные предложения. Если смотреть на проблему глобально, ответ можно найти в рамках рыночных законов – спрос рождает предложение. Сегодня предложение на курортах Египта, Туниса и Турции гораздо более обширное, чем в России, объем номерного фонда, предлагаемого потребителю, несоизмеримо выше, чем на российских популярных курортах.
В Египте или Турции цены тоже растут, но контролируемо. Спрос на отдых наших соотечественников именно на российских курортах устойчив, и с каждым годом он растет, однако объем инвестиций, направляемых на развитие гостиничной инфраструктуры, небольшой. В первую очередь это связано с неразвитостью коммуникаций (дороги, электричество, газ и т.д.), например на Черноморском побережье, что делает невозможным массовое строительство гостиничных комплексов частными инвесторами.
Как Вы считаете, каковы перспективы развития экотуризма в России? И на кого его стоит ориентировать в первую очередь – на россиян или на иностранцев?
При условии развития минимально необходимого количества гостиничных комплексов в таких регионах России, как Горный Алтай, Карелия, Байкал, экотуризм будет развиваться очень интенсивно. При этом соотношение россиян и иностранных клиентов постепенно приблизится к паритету. Сейчас процентов девяносто – это российские туристы, десять – иностранцы. О благоприятных перспективах экотуризма свидетельствует и развитие нашего собственного гостиничного комплекса, расположенного в одном из красивейших мест Горного Алтая, в окружении горных хребтов, кедровых и лиственничных лесов. В конце декабря прошлого года состоялось открытие первой очереди – туристского комплекса "Алтай Village" 4* на 22 места. Сейчас идет строительство второй очереди – курортно-гостиничного комплекса "Алтай Resort" на 240 номеров, включая основной корпус на 200 номеров и 15 коттеджей на 40 номеров, искусственное озеро и горнолыжные подъемники с инфраструктурой. Мы планируем закончить строительство в четвертом квартале 2009 г. Имея уникальные природно-климатические условия, Республика Алтай обладает огромным потенциалом для развития экологического туризма.
Каковы планы "Интуриста" по развитию туризма в Республике Карелии? Планируется ли реализация крупных инвестиционных проектов в этом регионе и насколько вообще интересна Карелия для компании?
В Республике Карелии мы управляем популярной гостиницей "Северная" в центре Петрозаводска. Наша дочерняя компания "Интурист-Петрозаводск" является лидером туристического рынка Республики Карелии. Развитие качественной инфраструктуры в Карелии приведет к значительному перераспределению туристических потоков из Финляндии. Такие уникальные живописные места, как Чуйская губа, водопад Кивач и Марциальные воды, с нашей точки зрения, являются очень перспективными инвестиционными проектами.
Как Вы думаете, какие направления будут особенно популярны у туристов в зимнем сезоне?
Как обычно, наибольшим спросом будут пользоваться пляжные направления – Египет, Таиланд, Гоа, Индонезия, Карибский регион: Доминиканская республика, Куба. Плюс к этому, конечно же, горнолыжные курорты. Думаю, здесь лидерами останутся Австрия, Италия, Франция, Швейцария, Андорра, Словакия, Болгария.
Вы собираетесь открывать новые выездные туроператорские направления?
В предстоящем зимнем сезоне мы предложим нашим клиентам туры в Индонезию, Малайзию, Вьетнам, Сингапур, на Гоа. Экзотические туры в страны Юго-Восточной и Южной Азии с вылетом из Москвы мы запускаем впервые. Авиаперелеты предусмотрены на самолетах авиакомпаний "Трансаэро" и "Сингапурские авиалинии". Кроме пляжного отдыха и экскурсионных программ, предусмотрены индивидуальные бизнес-туры.
Крупные западные гостиничные операторы стараются избавляться от недвижимости и заниматься только управлением отелями. Планирует ли "Интурист" в будущем сосредоточиться на управленческом бизнесе и избавиться от каких-либо гостиниц?
Действительно, такая тенденция существует. В структуре группы компаний "Интурист" есть гостиничный оператор "Интурист Отель Групп", который занимается управлением отелями, находящимися в нашей собственности либо в собственности сторонних собственников. Управление гостиницами является для нас приоритетом в структуре гостиничного дивизиона. Сегодня планов продажи принадлежащих нам гостиниц ("Космос" и "Пекин" в Москве, "Алтай Resort" в Республике Алтай, Savoy Westend Hotel в Чехии, Principe в Италии) у нас нет.
Какие недооцененные направления, малые города России могут быть интересны для развития гостиничного бизнеса?
Существуют две программы развития гостиничных комплексов в малых городах России. Первая – это программа правительства Москвы – на пять гостиниц. Две построены и запущены в Ростове Великом и Угличе, остальные гостиницы строятся в Переславле-Залесском, Ярославле и Рыбинске.
В этой программе "Интурист" выступает управляющей компанией. Программа развивается за счет московского бюджета. Вторая – программа развития гостиниц в городах Центрального федерального округа, которая патронируется руководством ЦФО и осуществляется "Интуристом" при поддержке губернаторов областей.
Например, в начале июля "Интурист" подписал соглашение с администрацией Тверской области о развитии гостиниц в таких городах, как Тверь, Торжок, Торопец. Среди перспективных городов можно отметить Плес в Ивановской области, Муром во Владимирской области, Елец в Липецкой области и другие. В России очень много интересных малых городов, но их время с точки зрения массового туризма еще не пришло, хотя именно с ними связаны перспективные планы развития новых туристических маршрутов – как для российских, так и для иностранных туристов.
ПЭС 8222/19.09.2008