Цены на металл и цена металла
В своем интервью Серафим Колпаков делится с читателями журнала мыслями о современном состоянии отечественной металлургии: «Если при советской власти остро стояла проблема качества продукции, то теперь всем ясно: не будет качества – одолеют конкуренты, и придется сокращать производство со всеми вытекающими последствиями».
Серафим Колпаков
Цены на металл и цена металла
"Экономические стратегии", №5-6-2004, стр. 70-74
Биографическая справка Колпаков Серафим Васильевич родился в 1933 году. Окончил Московский институт стали и сплавов (1963), Академию народного хозяйства (1978). Доктор технических наук (1985), профессор. Вице-президент Инженерной академии РФ, Академии информационных процессов и технологий, а также Международной инженерной академии. Прошел путь от бригадира до директора металлургического комбината. В 1985–1989 годах — министр черной металлургии СССР, в 1989–1991 годах — министр металлургии СССР (объединенное Министерство черной и цветной металлургии), с 1991 года — президент Союза новых материалов, с 1992-го — президент Международного союза металлургов. Автор теории внедренной на практике технологии современной выплавки стали в конвертерах, теории расчета конструкции агрегатов машин выплавки и разливки стали. Участник строительства новых объектов и реконструкции Нижнетагильского, Челябинского, Магнитогорского металлургических заводов, трубных и других объектов. Главный редактор журналов «Сталь» и «Новые огнеупоры». Автор 600 печатных работ, имеет более 400 авторских свидетельств. Неоднократный лауреат Государственной премии и Премии Совета Министров СССР. Заслуженный металлург РСФСР (1983), Чехословакии (1977). Удостоен Премии им. Бардина РАН (2002), Премии им. А.Н. Косыгина (2003). Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1973), орденами Октябрьской Революции (1984), медалями, Почетным знаком «Акинфий Никитич Демидов». |
После развала "металлургической империи" в СССР началась своего рода "феодальная раздробленность", которая характеризовалась непростыми взаимоотношениями "металлургических олигархов". Государство утратило руководящие позиции в этой сфере, как и в большинстве других. "Но новые песни придумала жизнь…" Однако значит ли это, что не надо "о прошлом тужить"? Будем объективны: в прошлом остались не только недостатки. СССР – это мощный металлургический комплекс с развитой социальной инфраструктурой. Его развал отозвался разрушением хозяйственных связей, породил множество проблем. К счастью, параллельно с распадом "империи" обозначилась тенденция к объединению – возник Международный союз металлургов. Какие проблемы он призван решать?
На вопросы журнала "Экономические стратегии" отвечает президент Международного союза металлургов Серафим Васильевич Колпаков.
Расскажите, пожалуйста, о Международном союзе металлургов, который Вы возглавляете.
За годы советской власти в СССР была фактически создана металлургическая империя. В нашей отрасли существовало 23 подотрасли. В 1989 году мы выплавляли 165 млн т стали. Это ровно столько же, сколько в том же году выплавили Америка и Япония вместе взятые. С 1988 года, после объединения министерств черной и цветной металлургии, советские металлурги выпускали 83 элемента таблицы Менделеева. Спрос на металл был огромный. Он почти целиком потреблялся на внутреннем рынке. Немного металла вывозили на экспорт в страны СЭВ и большую его часть после переработки получали обратно. В частности, в ГДР отправляли 4 млн горячекатаных рулонов на дальнейший перекат, а оттуда их возвращали в виде холоднокатаного листа. Мы приобретали только трубы большого диаметра (до 1420 мм), но не потому, что сами не могли их сделать – такие трубы выпускали Харцызский трубный завод, Волжский трубный завод, Челябинский трубопрокатный завод, Выксунский металлургический завод, – а потому, что тогда строили трансконтинентальные трубопроводы и был временный дефицит в трубах большого диаметра. В 1989 году в СССР выпустили 21,5 млн т труб, или 40% от уровня мирового производства. Этими трубами можно было 83 раза обогнуть земной шар по экватору. При развале СССР все союзные республики стали суверенными государствами, появились границы, таможни, свои железные дороги, да еще переход от плановой системы к рыночным отношениям. Отрасль теряет множество предприятий и месторождений практически во всех республиках: одна только Украина давала 40% союзного производства. Разрушается мощная, хорошо налаженная кооперация. Когда все это создавалось, никто не думал, что когда-нибудь придется резать по живому единый организм – преимущественно металлургические предприятия строились рядом с месторождениями, там, где имелась территориальная необходимость.
Началась приватизация, влияние государства на руководство отраслью все более ослабевало. Мы поняли, что надо искать выход из положения, и в 1992 году собрали съезд, пригласив на него около 500 руководителей предприятий. На этом съезде единогласно было принято решение о создании Международного союза металлургов.
Иначе говоря, членами Союза являются предприятия и организации из бывших республик СССР?
Это не совсем так. Наш Союз называется "международный" не только потому, что бывшие союзные республики стали суверенными государствами, но и потому, что у нас имеется более 30 организаций в виде отдельных концернов, фирм, союзов в дальнем зарубежье. Его членами являются австрийские, американские, английские, итальянские, немецкие компании, в него входит Союз металлургов Балканских государств. Совсем недавно мы приняли семь новых членов, в том числе Латиноамериканский институт чугуна и стали, Ассоциацию венгерской сталевой индустрии, Союз литейщиков и металлургов Белоруссии и др.
Международный союз металлургов – общественная организация, которая создавалась прежде всего для оказания помощи предприятиям, расположенным на территории бывшего Советского Союза. У них сегодня немало проблем, и с течением времени их становится все больше, тем паче, что влияние государства на развитие металлургии сегодня практически сведено к нулю. В последнем Правительстве Российской Федерации было Министерство промышленности и технологии, а в нем – департамент инновации металлургии. В новом Министерстве промышленности и энергетики металлургия передана в ведение департамента промышленности, в состав небольшого отдела.
В состав союза входят отдельные предприятия, промышленные объединения и группы, например "ЕвразХолдинг" (Нижнетагильский металлургический комбинат, Западно-Сибирский металлургический комбинат, Кузнецкий металлургический комбинат), Трубная металлургическая компания (Таганрогский металлургический завод, Синарский трубный завод, Северский трубный завод и Волжский трубный завод), выпускающая сейчас 50% всех труб, что производятся в России. Кроме того, у нас более 600 индивидуальных членов. Это лучшие специалисты отрасли. Руководит союзом наблюдательный совет во главе с президиумом. Раз в пять лет проводятся организационные съезды, последний состоялся в 2002 году. В 2004 году Международному союзу металлургов исполнилось 12 лет.
В рамках союза имеется ряд организаций: энергетическая, связанная с экономией энергоресурсов, юридические, занимающиеся проблемами автоматизации, информационные группы. На заводах мы проводим научно-практические конференции, посвященные техническому перевооружению, реструктуризации, внедрению инновационных технологий. Сейчас, например, создали научно-технический совет и вместе с украинскими коллегами пытаемся решить проблему совершенствования огнеупорных производств, без которых металлургия существовать не может.
Среди других наших мероприятий – ежегодные конкурсы по энергосбережению. У нас на производственные нужды расходуется на 25% больше энергоресурсов, чем в развитых странах, а электроэнергия становится все дороже. Принципиальное значение для развития отрасли имеет железнодорожный транспорт, который, по сути, является неотъемлемой частью технологического процесса. Представьте себе металлургический комбинат, выпускающий, допустим, 25-30 тыс. т металла в сутки: нужно непрерывно подавать сырье и отправлять готовую продукцию, иначе производство остановится. Поэтому мы активно сотрудничаем с РАО РЖД, правда, это сотрудничество не всегда приятное – много ругаемся, но дело движется вперед.
Недавно вышел указ президента о переходе на новую, упрощенную, более надежную систему технического регулирования. Вопрос сложный, поэтому мы провели несколько научных семинаров совместно с Администрацией Президента РФ.
18 июля – День металлурга. Мы вместе с отраслевым профсоюзом проводим торжественные мероприятия, посвященные этому празднику. Кстати, несколько лет назад чиновники попытались было ликвидировать отраслевые праздники. Принятыми мерами совместно с руководством профсоюзов уговорили правительство сохранить профессиональный праздник.
Чего недостает российским металлургическим компаниям, чтобы занять достойное место на внешнем рынке?
Вы затронули очень важный вопрос, решению которого руководство cоюза уделяет много внимания. Если раньше поисками рынков сбыта за рубежом были озабочены Министерство внешней торговли и различные союзные объединения, например "Металлургимпорт", то теперь наши металлурги вынуждены делать это самостоятельно. Приходится бороться, чтобы продать свой товар. Еще при советской власти остро стояла проблема качества продукции, а теперь все понимают: не будет качества – одолеют конкуренты, и придется сокращать производство со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Такие крупные российские предприятия, как Новолипецкий металлургический комбинат, Магнитогорский металлургический комбинат, челябинский "Мечел", Нижнетагильский металлургический комбинат, Западно-Сибирский металлургический комбинат сегодня тратят на реконструкцию более 250 млн долл. в год – меняют оборудование, совершенствуют технологии. В общем, идет напряженнейшая борьба за качество. Она обусловлена не только растущей конкуренцией. Есть еще одна причина: в 1950 году в мире производилось 200 млн т стали, а в 2004 году – уже 1 млрд т. За 50 с небольшим лет прирост составил 800 млн т. Теперь металлургия есть не только в промышленно развитых странах, но и там, где никогда не было своего металла: в Малайзии, странах Юго-Восточной Азии и Африки. Китай ежегодно наращивает объемы производства стали по 30 млн т. Сегодня он вышел на уровень 250 млн т в год. Растет производство стали в Индии.
Если в этих условиях своевременно не принять соответствующие меры, можно оказаться в проигрыше.
Как Вы оцениваете недавний конфликт вокруг высоких цен на продукцию черной металлургии?
За первый квартал цены резко подскочили и, думаю, еще поднимутся, но, поверьте, не в результате сговора металлургов. К этому нас подталкивают развитие мировой экономики и прежде всего события в Китае. Несмотря на то что производство стали там весьма динамично растет и эта сталь идет на экспорт вплоть до Америки, внутренняя потребность в металле сегодня превышает 300 млн т. Кроме того, китайским металлургам не хватает руды, кокса и других составляющих, которые они начали скупать по всему миру, в том числе и в России. На Дальнем Востоке целые предприятия продают на металлолом в Китай, а российский завод "Амурметалл" остался без металлолома. Китайцы хорошо платят, за счет этого во всем мире подскочили цены.
В США за два месяца 2004 года стоимость оцинкованного металла выросла с 400 до 800 долл/т. Цены на металлолом составляют более 200 долл/т. Поскольку все мы находимся "в одном рассоле", подобные процессы затронули и российскую металлургию. Правда, китайское правительство сейчас очень озабочено происходящим – повышение цен на металл привело к "перегреву" национальной экономики. Судя по показателям последних месяцев, в китайской металлургии резко снизились капитальные вложения и инвестиции, уменьшился прирост производства.
В то же время в России непрерывно растут тарифы на энергоносители и железнодорожные перевозки, потому и нам приходится повышать цены. Получается заколдованный круг. Все дорожает: и продукты питания, и бензин – совсем недавно литр стоил 10 рублей, а сегодня уже 15. Это почему-то никого не возмущает, зато рост цен на металл вызвал бурную реакцию.
Какими, по Вашему мнению, будут цены на металл в 2025 году?
Я не ожидаю их значительного повышения, хотя и снижения скорее всего не будет. С 1 января 2004 года отменили 5%-ный налог с продаж и на 2% уменьшили налог на добавленную стоимость, а цены на товары общего пользования, к сожалению, остались прежними и даже выросли. И ведь никто из нас не возмутился, что нам не вернули назад эти 7%.
Сегодня Россия закупает украинские трубы, потому что они дешевле отечественных. Как это объяснить?
Правительство Украины ввело льготы для своих металлургов, что позволяет им продавать металл по сниженным ценам. Сейчас президент В. Путин поставил вопрос о создании единого экономического пространства. Я двумя руками голосую за его скорейшее решение, поскольку это позволит установить одинаковые налоги, тарифы на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки. Тогда можно будет требовать единую цену на металл, а потребитель сможет выбрать продукцию более высокого качества.
Как Вы считаете, если отмена экспортных пошлин на зарубежный металл станет реальностью, что выберет потребитель – отечественную продукцию или импортную?
Таково одно из условий вступления в ВТО, но этого нельзя допустить. Не следует забывать, что после развала Советского Союза мы ежегодно отстаем на два года от мирового уровня с точки зрения технического состояния отрасли, внедрения новых технологий. Наши коллеги за рубежом проводят широкую модернизацию, перевооружение производства, а мы практически не имеем возможности это делать – у нас очень небольшие капитальные вложения. Вот и считайте: за прошедшие 13 лет мы фактически отстали на 25 лет. Сначала надо выровнять позиции, а потом уж и ворота открывать.
Кстати, отечественная металлургия сегодня испытывает острую нужду в высококвалифицированных кадрах. Ситуация почти такая же, как после войны, только причина нехватки кадров совсем другая: растеряли людей, когда по полгода не платили зарплату.
В результате на производстве увеличилось число аварий. В целом по России уровень высококвалифицированных специалистов составляет 5%. Даже Турция нас обогнала по этой части. Поэтому сейчас наряду с техническим перевооружением и улучшением качества продукции необходимо повышать квалификацию обслуживающего персонала. Нужно срочно готовить смену, учить молодежь, а это стоит немалых денег. В СССР был широко распространен такой прекрасный метод, как обмен передовым опытом. Сейчас это, к сожалению, невозможно – конкуренция.
Какова, на Ваш взгляд, роль государства в развитии металлургической отрасли?
Хотя времена плановой системы и централизованного финансирования прошли безвозвратно, государство играет важную роль в развитии экономики. В первую очередь оно должно всеми доступными средствами защищать отечественного производителя – это и антидемпинговые меры, и повышение ввозных пошлин, и многое другое. Например, у нас творится безобразие с металлоломом: лучший вывозят за рубеж, а отечественным предприятиям остается что похуже. Надо с помощью лицензирования разрешить поставлять металлолом на экспорт только квалифицированным организациям, умеющим проводить эту работу с учетом государственных интересов, например компании "МАИР". Вмешательство государства помогло бы поправить ситуацию. Мы очень много работаем с правительством, чтобы решить эти проблемы.
Существует ли план реформирования металлургического сектора?
На всех наших предприятиях есть пятилетние программы технического перевооружения, которые успешно выполняются и даже перевыполняются. При этом мы опираемся на лучший мировой опыт. Выводятся из эксплуатации безнадежно устаревшие морально и физически агрегаты.
Нужно ли металлургическим предприятиям заключать альянсы, создавать холдинги?
Процесс диверсификации и интеграции различных отраслей идет полным ходом и дает положительные результаты. Посмотрите, сколько новых компаний появилось за последние несколько лет. Я уже упоминал "ЕвразХолдинг" – все предприятия, входящие в него, прекрасно работают, у холдинга есть интересная перспектива. Очень высока прибыльность предприятий группы "НЛМК". Трубная металлургическая компания и объединение "Мечел" непрерывно расширяются и улучшают показатели. Причем процесс интеграции идет не только по вертикали, но и по горизонтали: Новолипецкий металлургический комбинат приобрел московский завод "Хромотрон", металлургический завод в Дании, Стойленский ГОК, "Северсталь" – автомобильные и автобусные заводы, завод в Америке, Трубная металлургическая компания намеревается в городе Пышма производить локомотивы – электровозы и тепловозы.
Есть ли у Вас любимый анекдот или притча, отражающая Ваше отношение к жизни?
Анекдоты хорошо рассказывать в компании, имея свободное время, а у меня на первом месте всегда было дело. К сожалению, наше поколение не могло себе позволить развлекаться, такая трата времени была непозволительна, да и отрасль, в которой я тружусь уже более 50 лет, очень сложная – приходилось не только много работать, но и постоянно учиться, повышать квалификацию. Так мы были воспитаны.