Бюджетные субсидии + «частная концессионная инициатива» = стопор развития социальной инфраструктуры
DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.30-39
Подавляющее число объектов социальной инфраструктуры продолжает оставаться в государственной собственности, требуя особых форматов привлечения частных инвестиций без возможности отчуждения и потери их назначения. Механизм государственно-частного партнерства становится безальтернативным для подобных проектов, «частная концессионная инициатива» — его особый формат, получающий все большее распространение, наилучшим образом подходит для проектов, ориентированных на коммерческую деятельность, и ограниченно применим для социальных объектов. Бесконкурсная основа этого формата опирается на рыночное предложение инвестора, рациональность деятельности которого не подразумевает социальное поведение и очевидно не рассчитана на бюджетное участие. В последнее время участились случаи принятия органами власти обязательств по бюджетному софинансированию соглашений, заключенных по итогам подобных инициатив, что зачастую чревато системными нарушениями бюджетного законодательства. Попустительство контрольно-надзорных и судебных органов приводит к формированию перекошенной правоприменительной практики, в 36,2% проектов инвесторы получают за счет бюджета дополнительный рентный доход, объективно ничем не обусловленный. Это не только приводит к бюджетным переплатам, но и девальвирует конкурентные форматы, ранее вполне успешные — сейчас лишь 1/5 социальных проектов заключается по итогам конкурса.
Источники:
1. Киреева А.В. Современные проблемы институционального регулирования экономических отношений в сфере государственно-частного партнерства [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки. 2020. № 4. URL: https://esj.today/PDF/56ECVN420.pdf.
2. Куделич М.И. Прямое соглашение в проектах с государственным участием: сравнительно-правовой анализ [Электронный ресурс] // Финансовый журнал. 2019. № 6. С. 57–69. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-6-57-69.
3. Пономарев Р.В. Особенности регулирования концессионных соглашений в зарубежных странах // Инновации и инвестиции. 2015. № 8. С. 66–70.
4. Истомина Н.А. Конкуренция за бюджетные средства в концепции бюджетирования, ориентированного на результат // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 29. С. 41–47.
5. Гаврилова Ю.А. Мониторинг практики применения законодательства о контрактной системе и перспективы его совершенствования [Электронный ресурс] // Мониторинг правоприменения. 2019. № 3. С. 36–42. DOI: 10.21681/2226-0692-
2019-3-36-42.
6. Белозор Ф.И. Закупки для государственных нужд: гармонизация добросовестной конкуренции и экономической эффективности [Электронный ресурс] // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 1. DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-1-93-101.
7. Бородатова Л.Ю. Развитие социальной инфраструктуры в экономическом пространстве: теоретический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 359.
8. Максимов В.В. Дилемма социального выбора при заключении концессионных соглашений [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2021. № 5. С. 16–27. DOI: 10.33917/es-5.179.2021.16-27.
9. Максимов В.В. Парадоксы социальной политики в развитии социальной инфраструктуры [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2021. № 2. С. 38–44. DOI: 10.33917/es-2.176.2021.38-44.
10. Информационно-аналитический обзор «О развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Минэкономразвития России. 2020. Февраль. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/6b5f12f3140cf044f1f715d18dfdef0a/gchp%2021.02.2020.pdf.
11. Максимов В.В. Доступная социальная инфраструктура vs государственно-частное партнерство [Электронный ресурс] // Уровень жизни населения регионов России. 2021. № 2. С. 271–285. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.2.11.
12. Отчет Счетной палаты Российской Федерации о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2020 год» (утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 22 июня 2021 г.) [Электронный ресурс] // Счетная палата Российской Федерации. 2021. 8 июля. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/123/442w02xo0vq4unq199jwxnr9mpow972c.pdf.
13. Мариничева А.Ю. О прокурорском надзоре за соблюдением прав предпринимателей в сфере реализации государственных и муниципальных контрактов [Электронный ресурс] // Уголовная юстиция. 2019. № 14. С. 123–129. DOI: 10.17223/23088451/14/25.
14. Лапо В.Ф. Оценка межрегиональной конкуренции за инвестиции с привлечением законодательных методов стимулирования [Электронный ресурс] // Экономика региона. 2020. Вып. 2. С. 649–665. DOI: 10.17059/2020-2-24.
Доступ к этой части архива журнала платный.
Вам нужно оформить и оплатить подписку на журнал и зарегистрироваться на сайте.
После получения нами сообщения об оплате Ваш аккаунт будет активирован, и Вы получите доступ ко всему архиву.
Спасибо за интерес к нашим публикациям.
[ Вход для подписчиков ] [ Регистрация для подписчиков ]