Больше — не всегда лучше
Традиционно считается, что чем крупнее компания, тем она успешнее. Однако одно из наиболее престижных учреждений бизнес-образования — Stanford Graduate School of Business — опровергает этот постулат. Принимая ежегодно всего лишь 370 человек, школа осуществляет обучение в области General Management на основе междисциплинарного подхода, что возможно лишь при наличии немногочисленного преподавательского состава и ограниченного количества студентов. Каким образом воплощается эта идея на практике, какие принципы лежат в ее основе, а главное — как все это соотносится с жесткими требованиями рынка, Вы узнаете из интервью заместителя директора приемной комиссии Stanford Graduate School of Business Лизы Джиананжели заместителю главного редактора «ЭС» Ольге Бардовой и менеджеру по работе с партнерами компании MBA Consult Ксении Забелиной.
Лиза Джиананжели
Больше – не всегда лучше
"Экономические стратегии", №7-2005, стр. 140-143
Традиционно считается, что чем крупнее компания, тем она успешнее. Однако одно из наиболее престижных учреждений бизнес-образования – Stanford Graduate School of Business – опровергает этот постулат. Принимая ежегодно всего лишь 370 человек, школа осуществляет обучение в области General Management на основе междисциплинарного подхода, что возможно лишь при наличии немногочисленного преподавательского состава и ограниченного количества студентов. Каким образом воплощается эта идея на практике, какие принципы лежат в ее основе, а главное – как все это соотносится с жесткими требованиями рынка, Вы узнаете из беседы заместителя директора приемной комиссии Stanford Graduate School of Business Лизы Джиананжели с заместитем главного редактора "ЭС" Ольгой Бардовой и менеджером по работе с партнерами компании MBA Consult Ксенией Забелиной. |
Какова, на Ваш взгляд, емкость системы делового образования в мире, в Америке? Каков спрос сегодня на бизнес-образование вообще, увеличивается он или нет?
В принципе, на бизнес-образование всегда был высокий спрос. Самый пик пришелся на 1990-2000 гг. В последние два года спрос несколько снизился, но к Стэнфордской бизнес-школе это не относится – она неизменно популярна у желающих получить бизнес-образование.
Любое предприятие стремится соответствовать требованиям рынка. Если Стэнфорд так популярен, почему не увеличивается количество его слушателей? Что ограничивает рост школы?
Это сознательная политика. Небольшая численность слушателей свидетельствует об особой методике образования, которая культивируется в Стэнфорде. Она позволяет найти индивидуальный подход к каждому студенту. Когда в классе 10-15 человек, между студентами и преподавателями складываются более близкие отношения. Руководство школы стремится сохранить эту систему.
Одним из положительных моментов бизнес-образования является то, что в процессе обучения слушатель получает возможность обзавестись полезными знакомствами, которые потом помогают ему в бизнесе. Естественно, чем больше школа, тем больше знакомств, и наоборот. Как этот принцип работает в Стэнфорде?
Я не согласна с таким подходом. Тут дело не в количестве знакомств, а в их качестве. Кроме того, в больших школах, где классы по 90-100 человек, студент не в состоянии познакомиться со всеми, а в такой маленькой школе, как Стэнфорд, это реально. Те, кто окончил Стэнфорд, объединены в своего рода братство. Если один выпускник нашей школы обращается за помощью к другому выпускнику, он ее обязательно получит. При этом людям совсем не обязательно знать друг друга.
Поддерживает ли Стэнфорд отношения со своими выпускниками, и если да, то в какой форме?
На данный момент Стэнфордская школа бизнеса имеет 25 тыс. выпускников, а если брать с университетом, то их 175 тыс. Наши питомцы по всему миру объединяются в клубы и группы, проводят вечеринки и праздники. Профессора школы часто совершают зарубежные поездки, проводят семинары, презентации, и выпускники помогают им в этом – принимают участие в подобных встречах. Помимо этого, раз в 5 лет Стэнфорд проводит глобальную встречу выпускников. Те, кто закончил Стэнфорд, поддерживают связь через Интернет, они участвуют в форумах, помогают студентам, которые учатся, поддерживают их.
Каков профессиональный состав учащихся Стэнфорда? Какой процент составляют, предположим, банковские служащие или врачи?
Я вам покажу профайл-класс, здесь охарактеризованы все 370 студентов – указано количество мужчин, женщин, их профессиональная принадлежность и тому подобное. Хочу особо подчеркнуть: если раньше в Стэнфорде на программах MBA было мало женщин, то за последние пять лет их количество выросло и сейчас составляет 35-41%. Мы стараемся поддерживать такой рост.
А есть ли среди учащихся россияне? Как бы Вы оценили уровень их подготовки?
Сегодня у нас обучается 371 человек из 45 стран, в том числе и из России. Каждый год к нам поступает от 3 до 8 студентов из Вашей страны. Они, как правило, очень хорошо подготовлены. Вчера на встрече, например, особо отмечалось, что наши российские студенты весьма активно показали себя на программе "Глобальный менеджмент".
Основная задача бизнес-школы – научить студента применять знания на практике. Не вполне ясно, как это сможет сделать российский слушатель Стэнфорда, если он на два года отрывается от российских реалий.
Нельзя сказать, что во время учебы в Стэнфорде человек полностью изолирован от практики. Это одновременно учеба и практические занятия, за которые студент получает оценку. У нас очень много проектов, как в США, так и на международном уровне, в которых слушатели непосредственно участвуют во время учебы в школе. После первого года обучения они должны пройти летнюю практику: 2-3 месяца поработать в какой-нибудь фирме. Многие студенты предпочитают уезжать на это время в родную страну и работать там, чтобы не было такого большого перерыва – в два года. Иногда так поступают и россияне.
По качеству образования Стэнфорд занимает одно из первых мест среди бизнес-школ. Тем не менее, если верить World Street Journal, в рейтинге рекрутинговых агентств его выпускники не пользуются такой уж большой популярностью. В чем причина?
В Стэнфорде не придают значения рейтингам, потому что они не отражают реального положения вещей. Не секрет, что основная цель многих журналистов – продать свой продукт, придумать какую-нибудь интересную историю. Мы считаем, что критерии, по которым оцениваются бизнес-школы, не всегда верно выбираются. Гарвард и Уортон, например, вообще отказались от участия в рейтингах. Хотя Стэнфорд пока не последовал их примеру, здесь критически относятся к подобным оценкам. Недавно один из американских журналов написал, что, по мнению рекрутеров, наша школа занимает одно из последних мест. Мы были удивлены, ведь выпускники Стэнфорда всегда пользуются большой популярностью на рынке труда. Оказалось, что рекрутеры столь низко оценили школу потому, что им не предложили бесплатный ланч и не предоставили удобные места для парковки. Часто рекрутеры бывают недовольны тем, что наши выпускники не отвечают на их вакансии – у студентов Стэнфорда очень большой выбор, и они выбирают.
В Стэнфорде около 100 преподавателей, среди них есть даже лауреаты Нобелевской премии. В российских бизнес-школах, например, средний возраст преподавателей составляет более 50 лет, и этих людей некем заменить, потому что молодежь не прельщает педагогическая деятельность. Актуальна ли для Вас проблема старения преподавательского состава, и если да, то как она решается?
У нас нет такой проблемы, иногда бывает, что студенты старше педагогов. Для нас важнее компетентность профессоров, нежели их возраст.
Чтобы выжить, российские бизнес-школы цепляются за каждого студента, ведь студент – это деньги. Поэтому некоторые студенты считают, что раз они заплатили, то могут не учиться. Отчисляют ли из Стэнфорда за неуспеваемость?
Мы тщательно отбираем студентов с таким расчетом, чтобы у них потом не было проблем с учебой. Если слушатель все же не справляется с нагрузкой, его попросят уйти. Поскольку первый год очень сложный, студентам помогают и сокурсники, и профессора, есть возможность побороться за хорошую успеваемость. Очень редко из Стэнфорда отчисляют по причине неуспеваемости. Уходит максимум один человек в год, и то, скорее всего, по семейным обстоятельствам. Не бывает такого, чтобы кто-то поступил в нашу школу и два года бездельничал.
Я знаю, что кроме экономики в Стэнфорде изучают психологию. Какие базовые дисциплины Вы предлагаете вашим слушателям и чем в этом смысле Стэнфорд отличается от других бизнес-школ?
Мне сложно говорить о других школах, потому что я не знаю точно, какие там программы. Что касается Стэнфорда, то на первом году обучения мы предлагаем такие обязательные предметы, как статистика, финансы, экономика. На втором году студенты сами выбирают курсы. И если спросить любого выпускника, какой курс ему понравился больше всего, он наверняка ответит: Touch&Feeling. Это курс, посвященный коммуникациям, искусству общения.
Верно ли, что для поступления в Стэнфорд кроме английского языка нужно хорошо знать математику? Учатся ли у Вас гуманитарии или им путь в бизнес-школы закрыт?
Чтобы учиться в бизнес-школе, не обязательно иметь способности к математике. Человека всему научат. Главное, чтобы человек умел мыслить аналитически. На сегодняшний день в Стэнфорде обучается 52% гуманитариев. Я сама поступила в Стэнфорд, не имея ни математической, ни технической подготовки, и успешно окончила его. К нам приходят пожарники, преподаватели, врачи, священники, юристы, политики, военные, и всех этих людей учат общему менеджменту. Если к нам приходят люди, имеющие специальную подготовку, они получают возможность освоить выборочные курсы. У нас также имеется курс, который называется Month Camp. За две недели до начала учебы в Стэнфорде человек может приехать и пройти такой небольшой курс.
Говорят, что в Стэнфорде есть свой кодекс чести и свой гимн?
Девиз школы: менять жизнь, менять организации, менять мир. Чем бы Вы потом ни занимались, Вы стремитесь изменить к лучшему свою жизнь и жизнь других людей.
Какие стратегические планы у Стэнфордской школы? Какой она будет через 10-20 лет?
Самый большой проект, который мы планируем осуществить, – это постройка нового учебного корпуса. Здание будет многофункциональным и очень удобным. Что касается программ обучения, они вряд ли принципиально изменятся. Может быть, появятся какие-то дополнительные курсы, отражающие новейшие тенденции в бизнесе.
Что следует предпринять человеку, который хочет поступить в Стэнфордскую школу бизнеса, куда обратиться?
Прежде всего он должен попытаться сдать экзамен GMAT, чтобы получить четкое представление о своем уровне знаний. Для этого нужно обратиться в организацию GMAT (у нее есть сайт), где можно попробовать пройти бесплатный тест по GMAT. У нас нет минимального балла по GMAT, мы рассматриваем среднее значение, и это очень важно. Если знаний недостаточно, следует дополнительно готовиться. Помочь в подготовке могут материалы, размещенные на нашем сайте. Там же можно получить рекомендации по оформлению документов.
Что является основным критерием при выборе студентов – оценки или личные качества человека?
Мы в равной степени учитываем и то и другое, а кроме того, внимательно изучаем пакет документов. Рассматриваем в этом случае всех: и тех, кто недостаточно хорошо сдал экзамены, и тех, кто сдал очень хорошо, но при этом имеет слабый пакет рекомендаций и эссе.
Как Вы думаете, будет ли расти спрос на бизнес-образование или останется на сегодняшнем уровне?
Скорее всего, спрос будет расти. Об этом свидетельствует, в частности, то, что в последние два года бизнес-школы Европы и США находятся в отчаянной конкуренции друг с другом. Студенты выбирают между годичными и двухгодичными программами. Кроме того, есть бизнес-школы в Азии, точнее в Китае, где также предлагают MBA-программы. И все бизнес-школы стараются повысить спрос на свое образование.