Болгария принимает вызов
Президент Республики Болгария Георгий Парванов накануне своего официального визита в Россию дал интервью журналу «Экономические стратегии», где рассказал о состоянии и перспективах российско-болгарских отношений и о позиции Болгарии, недавно ставшей членом НАТО, в Европе.
Георгий Парванов
Болгария принимает вызов
"Экономические стратегии", №4-2004, стр. 18-21
15 лет назад самый верный наш союзник, едва ли не «шестнадцатая советская республика», сегодня — член НАТО и потенциальный член Евросоюза… Какая она, нынешняя Болгария? Что нас с ней связывает, чего можно ждать от завтрашнего дня?
В 2004 году исполняется 125 лет установления российско-болгарских дипломатических отношений. Этот исторический период был богат грандиозными историческими событиями. В Европе и в мире произошли (и не однажды!) большие перемены. Разумеется, исторические катаклизмы накладывали свой отпечаток и на отношения между Россией и Болгарией. И все же нас многое связывало. Десятилетиями мы шли по общему пути, имели общую историю. Наступило время осмыслить наше совместное историческое прошлое и возможные перспективы через призму сегодняшнего дня.
Мы сегодня стоим перед общими вызовами и должны искать общие решения. А это означает, что у нас есть и общее будущее. Сегодня между двумя странами успешно развиваются торгово-экономические связи, в политической области формируются равноправные и взаимовыгодные отношения, основанные на прагматическом подходе и свободные от идеологии.
Президент Болгарии Георгий Парванов накануне своего официального визита в Россию дал интервью журналу «Экономические стратегии», где рассказал о состоянии и перспективах российско-болгарских отношений и о позиции Болгарии, недавно ставшей членом НАТО, в Европе.
15 лет назад самый верный наш союзник, едва ли не "шестнадцатая советская республика", сегодня – член НАТО и потенциальный член Евросоюза… Какая она, нынешняя Болгария? Что нас с ней связывает, чего можно ждать от завтрашнего дня?
В 2004 году исполняется 125 лет установления российско-болгарских дипломатических отношений. Этот исторический период был богат грандиозными историческими событиями. В Европе и в мире произошли (и не однажды!) большие перемены. Разумеется, исторические катаклизмы накладывали свой отпечаток и на отношения между Россией и Болгарией. И все же нас многое связывало. Десятилетиями мы шли по общему пути, имели общую историю. Наступило время осмыслить наше совместное историческое прошлое и возможные перспективы через призму сегодняшнего дня.
Мы сегодня стоим перед общими вызовами и должны искать общие решения. А это означает, что у нас есть и общее будущее. Сегодня между двумя странами успешно развиваются торгово-экономические связи, в политической области формируются равноправные и взаимовыгодные отношения, основанные на прагматическом подходе и свободные от идеологии.
Президент Болгарии Георгий Парванов накануне своего официального визита в Россию дал интервью журналу "Экономические стратегии", где рассказал о состоянии и перспективах российско-болгарских отношений и о позиции Болгарии, недавно ставшей членом НАТО, в Европе.
Республика Болгария
|
|
Площадь: 111,0 тыс. кв. км
Население: 8 210,0 тыс. чел. (1999 г.) Столица: София (1 122,3 тыс. чел., 1999 г.) Крупнейшие города: Пловдив (342,6 тыс. чел., 1998 г.), Варна (299,8 тыс. чел., 1998 г.) Официальный язык: болгарский Денежная единица: лев |
Болгария стала членом НАТО, ожидается, что в 2007 году она вступит и в Европейский Союз. Другими словами, ваша страна входит в команду сильных и богатых. Сколько времени потребуется Болгарии, чтобы стать действительно сильной и богатой, и сможет ли она сохранить собственный почерк во внешней политике в рамках союза?
Прежде всего, я хотел бы поблагодарить журнал "Экономические стратегии" за предоставленную возможность высказаться по некоторым особо важным международным вопросам. Хочу напомнить, что некоторое время назад на страницах вашего журнала (№4/2002 – прим. ред.) я уже рассказывал о внешней политике Республики Болгария и еще тогда подтвердил, что участие в НАТО и ЕС является для нас внешнеполитическим приоритетом. Выбору этой ориентации предшествовал глубокий и всесторонний анализ проблемы, ее обсуждение в Народном Собрании и активный диалог с обществом. И только когда стало очевидно наличие политического консенсуса и общенациональной поддержки избранному курсу, было принято окончательное решение.
Но вернемся к Вашему вопросу. Сегодня членство Болгарии в НАТО – уже факт. Наша страна имеет реальные шансы в 2007 году присоединиться и к Европейскому Союзу. Мне, однако, кажется неточным определение НАТО и ЕС как "команды сильных и богатых". Скорее, эти организации – "команда" государств, ответственных за мир и безопасность на планете. Ее члены привержены одним и тем же ценностям: демократии, гражданским свободам, гарантиям соблюдения прав человека и верховенства закона, рыночному хозяйству.
На данном этапе вклад Болгарии в деятельность упомянутой "команды" невелик. Это обусловлено действием многих факторов. Но главное, что Республика Болгария готова принять на себя обязательства и ответственность, связанные с причастностью к данной "команде". Думаю, важно также стремление болгарского народа утверждать принципы свободы и демократии. Надеюсь, со временем это позволит Болгарии, как Вы выразились, стать действительно сильной и богатой.
Что касается сохранения собственного почерка во внешней политике, я убежден, что зарубежные партнеры понимают и ценят это наше стремление. Не претендуя на исчерпывающий анализ, отмечу, что доказательством успешности болгарской внешней политики является стабилизирующая роль страны на Балканах, в Черноморском бассейне, плодотворные отношения с государствами Кавказского региона.
С какими вызовами сталкивается внешняя политика Болгарии?
Я бы разделил их на две основные группы: вызовы международному сообществу и болгарскому народу. В первую группу следует включить борьбу со всеми видами терроризма. К этому я добавлю еще пресечение или хотя бы ограничение нелегального оборота наркотиков и оружия, связанного по большей части с международным терроризмом. По всему видно, что эта проблема будет иметь первоочередное значение на протяжении долгих лет, а возможно, и десятилетий. Хочу выразить свою удовлетворенность тем фактом, что Россия стала важным участником мировой антитеррористической коалиции.
На второе, но не по значению, место я бы поставил необходимость укреплять демократию, гарантировать верховенство закона и соблюдение прав человека. На третье – объединение усилий, направленных на развитие торговли и взаимовыгодного экономического сотрудничества. История доказывает, что там, где складываются прочные торгово-экономические связи, война и напряженность невыгодны.
Множество проблем существует и в национальном плане. Часть из них связана с вызовами, стоящими перед мировым сообществом. В качестве примера могу указать на обязательность строгого контроля на внешних границах НАТО и ЕС. Так, границы Болгарии должны быть прозрачны для бизнесменов, туристов и простых граждан и в то же время непреодолимы для террористов, экстремистов, контрабандистов и т. п. Среди важнейших внутренних вызовов – необходимость достижения роста ВВП, большего чем средний по ЕС, при сохранении финансовой стабильности в стране. Не менее серьезным вызовом для Болгарии является борьба с бедностью и безработицей, против преступности и коррупции. Нам еще многое предстоит сделать, чтобы повысить качество здравоохранения и образования, обеспечить хорошие перспективы молодежи. Болгарские политики и государственные деятели ответственны за повышение уровня жизни населения, защиту болгарской национальной идентичности и культуры, сохранение экологического баланса в стране и регионе. Я убежден, что с этими и другими вызовами мы успешнее справимся, будучи членами НАТО и ЕС, тесно сотрудничая с нашими партнерами во всем мире.
Многие в Москве продолжают считать, что расширение НАТО – угроза для России, так как это часть далеко идущей антирусской стратегии США. Какие преимущества получает Болгария от присоединения к Североатлантическому Пакту? А может быть, это, прежде всего, выгодно НАТО?
Давайте рассмотрим данный вопрос под другим углом. Членство Болгарии в НАТО – уже свершившийся факт. Сегодня Болгария должна оправдать оказанное ей доверие и воплотить в жизнь аргументы, которые приводились в поддержку вступления нашей страны в Североатлантический Пакт. Я имею в виду борьбу с терроризмом и другими глобальными угрозами. Здесь нужны скоординированные усилия, сотрудничество в ряде приоритетных областей и не только в рамках НАТО. Сейчас на повестке дня стоит проведение такой политики, которая предполагала бы наличие соответствующих обязательств со стороны как международного сообщества в целом, так и отдельных государств и мотивировала бы их на достижение общих целей. Республика Болгария, например, может и должна активно сотрудничать с государствами Балканского полуострова, Кавказа и Черноморского бассейна. И не только реагировать на происходящие события, но и быть инициатором политики, выгодной всем странам региона. Естественно, подобные обязательства невозможно выполнить без содействия со стороны наших партнеров, в первую очередь, России.
На интернет-сайте президента Болгарии рядом с национальным флагом изображен флаг Европейского Союза. Не означает ли это, что Европейский Союз для Болгарии – желанная, хотя и достаточно отдаленная, цель?
Не являясь формально связанными, процессы расширения НАТО и ЕС имеют для нас одинаково важное политическое значение, так как речь идет не только о гарантиях безопасности, но и о вхождении в сообщество государств, объединенных вокруг определенной системой ценностей. С этой точки зрения принятие Болгарии в НАТО можно рассматривать как этап на пути к Европейскому Союзу, который является весьма сложным. Членство в ЕС представляет собой "сертификат", свидетельствующий о состоянии государства, качестве проводимых реформ во всех сферах. Республика Болгария идет этим путем уже 15 лет, и я твердо убежден, что наши усилия в ближайшем будущем увенчаются успехом.
Вы говорили, что болгаро-российские отношения последние несколько лет развиваются очень динамично. Многие могли бы возразить: Болгария вступила в НАТО; этот шаг был воспринят в Москве как недружественный. Что изменилось в отношениях между двумя странами с тех пор, как Вы стали президентом Болгарии?
Поддержание активных и взаимовыгодных отношений с Российской Федерацией занимает важное место во внешней политике Республики Болгария. Этого хотят и официальные власти, и болгарское общество. Действительно, одно время был период колебаний и даже понижения уровня отношений, который я связываю с процессом переоценки внешнеполитических приоритетов в обеих странах. На мой взгляд, этот период длился слишком долго, было упущено много возможностей, особенно в сфере экономики. Тем не менее, нам всегда удавалось сохранять взаимное уважение и доброжелательное отношение к мнению другой стороны, даже когда наши позиции не совпадали, как, например, по вопросу о расширении НАТО. Постепенно обе страны пришли к пониманию того, что европейская и евроатлантическая интеграция Болгарии не препятствует активному развитию болгаро-российских отношений. В последнее время упрочилось взаимодействие между Россией и НАТО, представляющее собой важный фактор укрепления безопасности в Европе и мире. Сегодня Болгария активно участвует в этом процессе.
Возвращаясь к отношениям между нашими странами, хочу отметить: нынешнее состояние политических контактов на всех уровнях можно оценить как лучшее из того, чего нам удалось достичь за последние 15 лет. Их отличает высокая степень взаимного доверия, равноправность позиций и прагматизм. Оживление наступило и в сфере экономического сотрудничества, несмотря на то, что его уровень нельзя назвать удовлетворительным. Договорно-правовая база российско-болгарских отношений была в значительной степени обновлена. Идет процесс интенсивного культурного обмена в духе лучших традиций общения между двумя близкими народами. В этом году мы отмечаем 125-летие установления дипломатических отношений между нашими странами. Мой официальный визит в Российскую Федерацию по приглашению президента Путина позволит не только проанализировать достигнутое, но и выявить те проблемы, которые в той или иной степени препятствуют дальнейшему развитию двусторонних связей, наметить новые ориентиры нашего сотрудничества.
Международное сообщество потерпело крах в Косово, но предпочитает не признавать своей ошибки. Какова политика Болгарии на Балканах? Может ли она повлиять на происходящее в регионе, будет ли, наконец, востребован ее огромный опыт?
Война в Косово осталась в прошлом. По-моему, все мы сделали из нее соответствующие выводы. Но ваш вопрос шире – о балканской политике Республики Болгария.
После 29 марта 2004 года для нас наступил качественно новый этап. Болгария как член НАТО не только может призывать своих союзников к более активным действиям в Юго-Восточной Европе. Располагая важным историческим опытом, мы намерены активно участвовать в формировании политики Североатлантического Пакта на Балканах и в сопредельных регионах. Иными словами, мы готовы принять на себя свою часть ответственности за происходящее в нашем и прилегающих регионах.
Среди кандидатов на вступление в ЕС в регионе Республика Болгария развивается наиболее успешно. Это накладывает на нас дополнительную ответственность за распространение интеграционных процессов в Юго-Восточной Европе. В прошлом году Европейский Союз предложил свой план развития Западных Балкан. Декларация ЕС, принятая в Салониках, была одобрена всеми государствами региона, в том числе и Болгарией. Наверное, пришло время разработать единый политический проект по Балканам, который получил бы поддержку ЕС, НАТО, России и, несомненно, государств региона. Это лежит в основе моей инициативы, смысл которой сводится к формулированию стратегии для Юго-Восточной Европы в общеевропейском контексте. Думаю, что для этого существует объективная основа: все государства региона возглавляют демократические правительства, декларирующие приверженность единым принципам и одинаковые стратегические цели, стремление к взаимовыгодному сотрудничеству. Сегодня уровень доверия в этой части мира весьма высок.
Что касается влияния Болгарии на ход событий, хочу подчеркнуть следующее: в отношениях с соседями мы не стремимся навязывать решения или позиции. Это не в наших силах и во многих случаях может дать обратный эффект. Как член НАТО и потенциальный член ЕС, Болгария будет проводить политику, выгодную всем государствам региона и в то же время являющуюся продолжением общеевропейской линии. Наша страна имеет возможность принять на себя роль лидера, увлекая своим примером государства Западных Балкан и сопредельных регионов. В этой связи я хотел бы подчеркнуть, что сегодня в отношениях с соседними государствами Болгария переживает лучший период за последний век. Мы активно участвуем во всех формах регионального диалога, в рамках которого нами выдвинуты и конкретные инициативы по углублению сотрудничества. Несмотря на трудности переходного периода, в нашей стране стабильная политическая и экономическая ситуация. Примером для подражания могла бы служить болгарская этнополитическая модель, толерантное отношение к различным этническим и религиозным группам.
Глобализация терроризма развивается темпами, которые опережают темпы глобализации экономики. В борьбе с терроризмом было допущено много ошибок и, может быть, главная из них – применение двойных стандартов, когда вашего врага хорошо принимают в доме ваших соседей. Вам как историку прекрасно известно, что отсутствие единства перед лицом общей угрозы в свое время позволило османам дойти до Вены, а Гитлеру – до Москвы. Какой путь следует избрать человечеству в начале этого сложного века?
Связь между терроризмом и глобализацией некоторое время назад отметил и лауреат Нобелевской премии, мой экономический советник, профессор Стиглиц. Тогда он назвал терроризм "темной стороной" глобализации. Для меня, однако, эта связь – предмет особого разговора.
Я согласен, что применение двойных стандартов в отношении террористов неприемлемо. Политики и дипломаты в долгу перед своими народами, поскольку десятилетиями не могут сформулировать единого определения понятия "терроризм". Но есть и позитивные моменты, например, формирование после трагедии 11 сентября 2001 года международной антитеррористической коалиции. В то же время война в Ираке выявила различия в методах искоренения этого зла, применяемых членами коалиции. Я убежден, что необходимо преодолеть существующие различия во взглядах, и чем скорее, тем лучше.
Не может существовать только американская, российская или европейская политика борьбы с терроризмом. Чтобы эффективно противостоять ему, мы все должны объединить усилия, разработать общую стратегию, реализация которой позволила бы ликвидировать проблему как таковую, устранив ее источники. Среди подобных источников – кризисы и так называемые "замороженные" конфликты в разных уголках планеты, острые экономические и социальные проблемы. Объединение международного сообщества – это шанс цивилизации побороть террор.