«Болашак»: без веры в будущее нет настоящего
Опубликованная в предыдущем номере статья «Болашак – значит будущее, а что в настоящем?» получила отклик в лице вице-президента АО «Центр международных программ Министерства образования и науки Казахстана
Болат Берсебаев
"Большак": без веры в будущее нет настоящего
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №3-2006, стр. 140-143
Берсебаев Болат Талапович – вице-президент Центра международных программ Министерства образования и науки Республики Казахстан, стипендиат "Болашак". |
В последнее время в средствах массовой информации стали все чаще появляться материалы, посвященные международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак". Оказывается, общественность с интересом следит за процессом подготовки "птенцов гнезда президента" и старается понять, имеет ли смысл тратить немалые бюджетные деньги на обучение молодых казахстанцев за рубежом. Что ж, похоже, наступает время собирать камни.
Особый интерес вызвала статья ""Болашак" – значит будущее. А что в настоящем?", опубликованная в ноябре 2006 г. А. Аязбековым, научным сотрудником Института экономических стратегий – Центральная Азия, в ежеквартальном журнале упомянутого института. В статье даются не самые радужные оценки программы "Болашак".
Хочу сразу отметить: читаешь статью – и возникают противоречивые чувства. С одной стороны, огромное участие, с которым автор говорит о программе, подводя итоги ее 13-летней истории, не может не радовать, тем более, что А. Аязбеков предлагает методы совершенствования "Болашак".
С другой – приходится с сожалением констатировать, что автор делает самые простые, но отнюдь не самые верные выводы, и на их основе выносит суровый и неутешительный вердикт: "…реальная практическая польза, которую приносят Казахстану вернувшиеся стипендиаты, не оправдывает финансовые и организационные усилия, прилагаемые государством для их обучения".
Но начнем с ложки меда. Автор статьи высоко оценивает инициативу главы государства по учреждению программы "Болашак", обнародованную в ноябре 1993 г. Действительно, в тот момент Казахстану, делавшему первые шаги на пути укрепления своей государственности и интеграции в мировую систему, были как воздух нужны специалисты нового типа, овладевшие иностранными языками и передовыми знаниями, знакомые с менталитетом ведущих западных обществ. Без них процесс включения республики в международную политическую и экономическую систему был просто немыслим.
Именно поэтому наша страна, несмотря на социально-экономические трудности, стала отправлять студентов учиться в США, Великобританию, Германию, Францию и Японию. Примечательно, что здесь Казахстан попал в мейнстрим – соседние Узбекистан и Кыргызстан также создали правительственные программы для обучения своих студентов за рубежом. Однако если узбекский "Умид" и кыргызские "Кадры XXI века" благополучно почили в бозе, то наш "Болашак" не только продолжает существовать, но и с каждым годом набирает обороты.
Это объясняется не только общим улучшением экономического положения республики, но и изменившимися глобальными условиями, поставившими перед Казахстаном новые задачи в сфере подготовки кадров. Президент страны, тонко уловив особенности устойчивого развития в эпоху глобализации, заявил в своем прошлогоднем послании: "Нам нужны со временно мыслящие люди, которые поведут Казахстан вперед. Нам нужны выпускники ведущих университетов мира, которые знают их язык и вместе будут общаться. Приоритетным направлением в молодежной политике государства должно стать создание условий получения молодежью лучшего профессионального зарубежного образования".
Чтобы удовлетворить потребности казахстанской экономики и общества в высококвалифицированных специалистах, государство ежегодно дает возможность 3 тыс. наших сограждан учиться в ведущих зарубежных вузах.
Что же касается "претензий" г-на Аязбекова к реализации программы "Болашак", то их суть сводится к двум тезисам.
Во-первых, по мнению автора, правила отбора, а также выполнения обязательств по окончании обучения были необоснованно смягчены, в результате чего стипендия "Болашак" больше не рассматривается стипендиатами как особый кредит доверия государства и уникальный шанс получить бесплатное образование за рубежом. Кроме того, поскольку большинство "болашаковцев" не применяют свои знания на государственной службе, а работают на коммерческих и иностранных предприятиях, "республика не получает отдачи от знаний и умений стипендиатов" и их "роль в росте национальной экономики остается под вопросом".
Опровергает эту точку зрения следующий факт: только один из пяти претендентов, принявших участие в конкурсном отборе в 2005 г., стал обладателем стипендии "Болашак". При этом требования к успеваемости (средний балл аттестата или диплома – 4,5), а также другие критерии отбора оставались практически такими же, как и в предыдущие годы. Единственной новацией стало предоставление стипендиатам, которым предстояло осваивать технические и медицинские специальности, возможности предварительно окончить курсы иностранного языка.
Что касается новой нормы, согласно которой стипендиаты после возвращения в Казахстан могут работать в любой структуре вне зависимости от формы собственности, то можно с уверенностью сказать, что оправданность ее введения очевидна. На современном этапе экономическое развитие страны зависит не только от органов государственного управления, но и от предприятий реального сектора экономики, к коим относятся национальные компании, коммерческие структуры и иностранные фирмы. Чем лучше они будут развиваться, чем больше будут платить налогов, тем устойчивее будет рост Казахстана. Выпускник программы "Болашак", продемонстрировавший профессионализм и компетентность и в связи с этим принятый в подобные структуры, тем самым вносит свой вклад в экономическое процветание страны. К тому же, работая в иностранной компании, он сможет принести Казахстану гораздо больше пользы, нежели иностранный специалист на том же месте.
Кто сказал, что для реализации приведенной автором статьи в качестве примера Стратегии индустриально-инновационного развития необходимо обязательно работать в Министерстве индустрии и торговли? Большую пользу государству можно принести и работая в частном секторе, развивая, к примеру, высокотехнологичное производство, строя и налаживая работу казахстанских промышленных предприятий, привлекая передовой опыт и технологии ведущих иностранных компаний мира.
И не стоит сетовать на то, что "болашаковцы" слабо представлены в государственных органах. Сегодня среди выпускников программы "Болашак" можно встретить и вице-министров, и заместителей председателей агентств и комитетов, и шефа протокола Президента, и советников премьер-министра и вице-премьера, и директоров департаментов министерств и акиматов. Если же их число не так велико, как хотелось бы кому-то, то это дело времени. Просто пока, наверное, не в каждом министерстве или ведомстве "болашаковцам" могут быть предложены должности, на которых они тут же начнут реализовывать свои знания и навыки, поверят в свои силы и увидят перспективы для дальнейшего карьерного роста.
Во-вторых, "до сих пор не выработаны механизмы оценки эффекта от вернувшихся стипендиатов". К сожалению, работу стипендиатов действительно невозможно измерить киловаттами, тоннами или иными единицами. Так же сложно определить, смогли ли они за время своей трудовой деятельности внести тектонические изменения в структуры государственной службы, банковской или правовой системы. Но отсутствие прямого КПД не должно стать причиной для ложных выводов. Ведь мы не можем заявлять о нецелесообразности затрат на содержание армии, если она не ведет боевых действий и не может показать своей эффективности в единицах измерения. Однако здесь можно отметить, что выработка таких механизмов (или механизмов оценки рисков инвестирования в человеческие ресурсы) является серьезной научной проблемой и ею должны заниматься НИИ.
В принципе можно пойти от противного. Давайте представим себе, что все "болашаковцы" вдруг выехали из Казахстана. Тогда у нас не будет вице-министра образования и науки, вицеминистра охраны окружающей среды, вице-министра труда, заместителя председателя Агентства по делам госслужбы. Мы лишимся многих работников министерств и ведомств, менеджеров национальных компаний и институтов развития, преподавателей вузов. Иначе говоря, не будет восьми сотен людей, которые своими знаниями, умениями и опытом могут способствовать интеграции Казахстана в мировую систему, его вхождению в клуб государств с устойчивым развитием. Конечно же, это просто игра воображения, но она доказывает, что выпускники программы "Болашак" занимают важное место в жизни Казахстана и по мере возможностей способствуют его развитию.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, как известно, основным оценщиком качества любых услуг является заказчик (потребитель). В нашем случае – это государство в лице Президента Казахстана и государственных органов. И если государство не закрывает программу "Болашак", а, наоборот, значительно увеличивает количество стипендий, уже более 10 лет оказывает доверие ее выпускникам, назначая их на ответственные должности, можно сделать совершенно очевидный вывод: потребитель доволен!