Бизнес – процесс творческий
Председатель совета одной из крупнейших в Эстонии операторских фирм AS Pakterminal, видный общественный деятель Эстонии Ааду Луукас утверждает, что российские и эстонские предприниматели стремятся к сотрудничеству. Они деятельно участвуют в укреплении экономических, политических и культурных отношений между нашими странами.
Ааду Луукас
Бизнес – процесс творческий
"Экономические стратегии", 2003, №4, стр. 66-69.
В последнее время в отношениях России со странами Прибалтики намечается тенденция к возрождению прежних традиций добрососедства. И, как во многом, лидируют в этом процессе люди деловые. Один из них – Ааду Луукас, представитель крупного бизнеса и видный общественный деятель Эстонии. Он родился, получил образование и сделал успешную карьеру в советской Эстонии. Несмотря на события, круто изменившие судьбы стран, народов, сломавшие не одну человеческую судьбу, сумел органично перенести в новую эпоху свои жизненные принципы и профессионализм. Пройдя путь от руководящих должностей в сфере Таллиннского городского хозяйства до заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Эстонии, ныне он успешно занимается бизнесменом. Считая неизбежным развал СССР, всячески содействует укреплению эстонско-российских отношений. Будучи атеистом, прилагает немало усилий для упрочения православных традиций в Эстонии, урегулирования межцерковных и государственно-церковных отношений. В 2002 году Ааду Луукас был удостоен премии Международного общественного Фонда единства православных народов “За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов”. О том, что побуждает его действовать именно так, а не иначе, об экономике Эстонии и потенциале российско-эстонского сотрудничества председатель совета одной из крупнейших в Эстонии операторских фирм AS Pakterminal, один из учредителей Ассоциации крупных предпринимателей Эстонии Ааду Луукас рассказывает главному редактору журнала “Экономические стратегии” Александру Агееву. |
Известно, что протестантизм сыграл большую роль в создании предпринимательской мотивации в Европе и Америке. Как Вы оцениваете точку зрения, что православное вероисповедание и успехи в бизнесе несовместимы?
Нет, наоборот. Мы все знаем, что для многих бизнес является инструментом наживы. В ход идут любые средства – обман, цивилизованное воровство. Таких людей бизнес-среда рано или поздно отторгает. Православная этика дает предпринимательству нравственную основу, делает его социально ориентированным. Православие помогает бизнесу, и никаких противоречий здесь нет.
Каково, на Ваш взгляд, место Православия в современном мире, где царит не только многоконфессиональность, но и атеизм, политизация религии?
Православие играет очень большую роль не только в жизни России, но и в жизни русских общин за ее пределами. Православная духовность и культура в нашей республике – неотделимая часть истории ее народа. Именно Православию мы обязаны замечательными архитектурными памятниками и приобщением части коренного населения к истине Христовой еще в XII веке, когда на острове Готланд сложилась крепкая православная община. Впоследствии тесные связи с Россией и русским народом, а также другими православными странами и народами не только укрепили позиции Православия, но и взаимообогатили наши культуры.
В Эстонии фактически действуют две православные церкви, одна из которых добивалась восстановления канонической подчиненности Kонстантинополю, а другая с 1940-х годов находится в ведении Московской патриархии. Первая церковь была официально зарегистрирована властями страны как Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ), вторая же не признавала этой регистрации. Конфликт вокруг православной церкви, тлевший с 1993 года, разгорелся в полную силу после того, как Константинопольская патриархия 20 февраля 1996 года решила вернуть под свою юрисдикцию просившую об этом ЭАПЦ. Однако в конце концов Москва и Константинополь договорились о разрешении конфликта путем создания в Эстонии двух православных церквей.
Ассоциация крупных предпринимателей Эстонии (АКПЭ), которую я возглавляю, по мере возможностей содействовала урегулированию этого конфликта. Мы не принимали непосредственного участия в переговорах, а выступили в роли посредников. Предприняв этот шаг, мы не преследовали каких-то чисто коммерческих целей. Мы полагаем, что преодоление недоразумений в межцерковных отношениях будет способствовать дальнейшему развитию эстонско-российских экономических и политических связей. Сегодня эстонские предприниматели серьезно обдумывают вопрос о помощи церквям в деле сохранения их культурных ценностей.
Мои скромные усилия, направленные на упрочение православной традиции в Эстонии, получили высокую оценку. По решению Его Святейшества Патриарха Алексия II и Международного Фонда единства православных народов я был удостоен премии Фонда “За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов” за 2002 год. Денежное содержание премии я передал самой известной православной обители не только Эстонии, но всего европейского Северо-Востока – Пюхтицкому ставропигиальному женскому монастырю.
Совсем недавно мы отмечали 1000-летие крещения Руси. С тех пор прошло всего 15 лет, и сегодня мы наблюдаем расцвет Православия. Как почти 80 лет удавалось сохранять православную традицию в условиях идеологического террора?
Вера теплилась в сердцах людей, а тот экономический шок, который им пришлось пережить после распада Советского Союза, способствовал их объединению вокруг Православной Церкви. Именно она подчас помогала бывшему советскому гражданину, фактически брошенному на произвол судьбы, обрести себя. Религия вышла из подполья, из тени, из глубины народной души.
Вы представляете Эстонию, страну, которая международным правом не признавалась частью СССР. Какова Ваша позиция по проблеме распада Советского Союза? Был ли он неизбежен?
СССР был обречен, так как в этом государстве единственная партия диктовала свою волю всему обществу, лишенному гражданских прав и свобод, не знавшему демократии. У Михаила Горбачева был шанс преобразовать систему, уйти от идеологической монополии, но шаги, предпринятые им, на мой взгляд, носили половинчатый характер. Тут был необходим радикальный подход. Возможно, в этом случае удалось бы избежать распада Советского Союза.
Что Вы, как руководитель одной из ведущих экономических структур – фирмы AS Pakterminal, думаете о перспективах сотрудничества Эстонии и России?
К сожалению, после исчезновения СССР с карты мира политические отношения между нашими странами ухудшались. Имеются проблемы и в других сферах. Например, Эстония остается единственной страной-участницей Международного конгресса промышленников и предпринимателей, у которой не урегулированы экономические взаимоотношения с Россией. Недавно в составе делегации крупных предпринимателей Эстонии я участвовал в VII Ассамблее этой организации в Москве. Нашей главной задачей было обсудить возможность отмены двойных таможенных тарифов в торговле между Эстонией и Россией. Пока, к сожалению, в этой области не удалось достичь прогресса.
Медленное, но неуклонное сокращение объемов транзита российской нефти и нефтепродуктов через порты стран Балтии побуждает нас искать новые направления работы. Pakterminal планирует осуществить крупные инвестиции в один из российских портов. Уже сегодня наша компания переживает определенные трудности, причиной которых являются высокие железнодорожные тарифы для эстонских портов – они в 1,3-1,5 раза выше, чем для российских.
В то же время Pakterminal уже восемь лет сотрудничает с компанией “Сургутнефтегаз”. Ежегодно она экспортирует через Таллиннский порт 10-11 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. Должен сказать, что это очень достойный и надежный партнер.
Российских и эстонских предпринимателей объединяет желание развивать сотрудничество между нашими странами. Два года назад Ассоциация организовала эстонско-российский “круглый стол”, в работе которого приняли участие депутаты Государственной Думы РФ и Парламента Эстонии. Это мероприятие вызвало большой интерес.
Я уверен, что эстонско-российские отношения на высшем уровне улучшатся. Уже сегодня они строятся на принципах равенства и уважения интересов сторон.
Что же является камнем преткновения?
Это знают только политики. Мне кажется, политики живут как бы вне общества. Надеюсь, что эта проблема будет решена.
Что такое бизнес-культура в эстонском варианте?
Мы считаем, что эффективный бизнес невозможен без развитого общества, залогом которого, в свою очередь, является развитая экономика. То есть существует замкнутый круг: бизнес – общество – экономика. Чем быстрее развивается экономика, тем более развитым будет общество. Жизненный уровень населения Эстонии составляет 42% жизненного уровня стран Евросоюза. Для того чтобы этот показатель составил 100% – при нынешних темпах роста экономики Эстонии и учитывая, что рост экономики стран Евросоюза составляет 2% в год, – нам потребуется более 10 лет. Мы не может позволить себе ждать так долго. Я, к сожалению, не знаю соответствующей статистики в отношении российского общества, но думаю, что и России необходим гораздо более быстрый экономический рост.
Каким образом вы рассчитываете обеспечить более высокие темпы роста экономики?
Во-первых, мы работаем над тем, чтобы достичь общественного согласия, мобилизовать все ресурсы экономики и общества. Подобных примеров в мире много: так в конце 1980-х годов вышла из тупика Ирландия. Во-вторых, наша экономика сегодня находится на сравнительно низком уровне. В этом случае гораздо проще наращивать темпы, чем в странах с развитой экономикой.
А какие сектора наиболее важны: сельское хозяйство, туризм, транспорт, финансовый бизнес, страхование?
Все отрасли должны развиваться в зависимости от имеющихся возможностей. Обратимся к мировой практике. Сравним, например, экономику Тайваня и Южной Кореи. В Южной Корее много крупных корпораций, а в Тайване – мелких и средних, но достаточно мощных предприятий, поэтому изменения мировой экономики не так сильно сказались на Тайване, как на Южной Корее. Опасно отдавать предпочтение какой-либо одной отрасли. Каждая из них должна развиваться по своей траектории.
Где сейчас получают образование бизнесмены из Эстонии – в Европе или в США?
Мне кажется, что нужна радикальная реформа эстонской системы образования. Конечно, сейчас все пути открыты: если есть деньги, можно учиться в любой стране. Но в том-то и дело, что деньги есть не у всех. По этой причине мы делаем все, чтобы талантливая молодежь могла получить образование за границей, и в том числе в лучших вузах Москвы.
Назовите три основных принципа управления, которые, на Ваш взгляд, актуальны для руководителя любого уровня.
Самый главный принцип – думай глобально, а действуй локально. То есть необходимо иметь четкое представление о том, как в мировом масштабе функционирует сектор, в котором вы работаете, даже если у вас всего лишь крохотное предприятие. Это позволяет выбрать правильное направление развития и заранее предвидеть возможные проблемы и риски. Второй принцип – досконально знать свой бизнес, начиная с элементарного уровня. Третий принцип – очень много работать, не просто чувствовать себя хозяином, но и нести ответственность за людей, которых вы наняли. Социально-корпоративная ответственность – это то, что игнорируют многие молодые бизнесмены.
Вообще же существует принцип “положительной суммы”, который сформулировал первый и пока единственный российский лауреат Нобелевской премии по экономике. Я имею в виду Василия Васильевича Леонтьева. Бизнес должен быть выгоден не только тебе, но и партнеру. Можно добавить еще один принцип – это внутрикорпоративная демократия. Диктаторы никому не нужны.
Вы и Ваши ровесники жили в двух эпохах. Сейчас в бизнес входят те, кто не помнит советского времени. Чем эти люди отличаются от руководителей вашего поколения, я имею в виду отношение к делу, к людям, принципы управления?
Я не вижу особой разницы. Бизнес есть бизнес. В экономике действуют такие же законы, как в физике. Ни в одной стране мира нельзя отменить закон гравитации. То же и в экономике: можно тормозить развитие, но законы дадут о себе знать. Они действуют одинаково и в России, и в Африке, и в США. Поэтому разница во взглядах между представителями разных поколений здесь ни при чем. Вы упомянули принцип “думай глобально, а действуй локально”. Что Вас более всего настораживает в современном глобальном мире? Есть несколько тревожных тенденций, например, корпоративные проблемы в Соединенных Штатах, международные конфликты…
У Вас есть любимая притча, поговорка?
Бизнесом надо заниматься в хорошем настроении, потому что это творческий процесс.