Бизнес-образование высшей пробы
«Кузница номенклатурных кадров» в советский период, ныне Академия народного хозяйства при правительстве РФ является авторитетным центром генерирования новых идей в области экономики и управления.
Владимир Мау
Бизнес-образование высшей пробы
"Экономические стратегии", №2-2004, стр. 98-101
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ отметила свое 25-летие. В ее развитии, соответственно поворотным событиям в истории страны, можно выделить три важных этапа: советский период (1977-1987), период эволюционных изменений (1988-1991) и период быстрой адаптации к условиям рыночной экономики (1992-2002). |
"Кузница министров"
Академия народного хозяйства была основана в 1977 году постановлением Совета Министров СССР, а 1 октября 1978 года в ее стены пришли первые слушатели. Академия создавалась на базе существовавшего с 1971 года Института управления народным хозяйством, который входил в систему повышения квалификации руководящих работников и специалистов СССР как межведомственное образовательное учреждение для подготовки управленческих кадров высшего звена. Согласно Постановлению 1977 года, Академии была придана роль, аналогичная роли Всесоюзной академии внешней торговли, Дипломатической академии, Академии Генерального штаба. АНХ должна была стать "кузницей номенклатурных кадров" для руководящих хозяйственных органов – министерств и ведомств, правительства и других высших партийно-государственных учреждений. На долгосрочных программах обучались не более 200 человек, на среднесрочных – около 150 человек. Наряду с этим работали краткосрочные программы повышения квалификации, а также проводились конференции, семинары, симпозиумы.
В АНХ закладывались традиции не просто элитного, но закрытого учебного заведения, за место в котором шла жесткая конкуренция как среди слушателей, так и среди преподавателей. Слушателей набирали строго централизованно: списки формировались в Государственном комитете по науке и технике и утверждались в Секретариате ЦК КПСС. Окончание Академии народного хозяйства гарантировало хорошую карьерную перспективу. Недаром среди выпускников АНХ – известные государственные деятели России и других стран СНГ: Виктор Черномырдин, Леонид Кучма, Сергей Кириенко, Мирча Снегур, Юрий Яров. Преподавателей подбирали в соответствии с высокими профессиональными критериями. Финансирование АНХ осуществлялось исключительно через государственный бюджет, причем для развития материально-технической базы выделялись и строго фондируемые ресурсы.
АНХ имела широкие международные связи, для того времени это означало связи с социалистическими странами-членами СЭВ, руководители и специалисты из которых также обучались в Академии. Научные и педагогические контакты с представителями капиталистических стран полностью исключались.
Казалось бы, жесткая привязка к партийно-хозяйственной номенклатуре в сочетании с привилегированным материально-техническим обеспечением учебного процесса должны были привести к созданию исключительно консервативного и косного коллектива, не способного к обновлению и адекватной реакции на веяния времени. Однако реальный ход событий высветил иное: профессионализм и практический опыт позволили коллективу Академии одним из первых почувствовать вызовы новой эпохи и своевременно ответить на них. Разумеется, в значительной мере это произошло благодаря тому, что в 1989-2002 годах Академию возглавлял ведущий советский экономист и один из лидеров реформаторского крыла отечественной экономической науки академик Абел Гезевич Аганбегян.
Веяния перемен
В период перестройки в АНХ начались изменения и в содержании, и в организации работы, носившие, однако, эволюционный характер. Тогда же произошло ослабление контроля за содержанием программ и набором слушателей, были увеличены лимиты численности обучающихся и расширен, а также "размыт" контингент. Внешние руководящие функции в значительной степени перешли на уровень отдельных подразделений Государственного комитета по науке и технологиям и аппарата Совета Министров СССР. Академия стала открываться для связей с рыночными демократиями. Участие АНХ в межгосударственных программах научно-технического обмена и обучения являлось важным шагом на пути обновления.
По инициативе Абел Гезевича Аганбегяна за счет средств технической помощи и собственных ресурсов была проведена массовая стажировка молодых преподавателей за рубежом (в США, Франции, Великобритании, Японии, Испании и др.). Многие преподаватели, прошедшие обучение за границей, впоследствии заняли руководящие посты в обновленной Академии.
В 1988 году Постановлением Совета Министров СССР было создано новое структурное подразделение АНХ – Высшая коммерческая школа (с января 1991 года переименована в Высшую школу международного бизнеса), задачей которой являлась подготовка руководящих кадров для внешнеэкономической деятельности. Эта школа, наряду с Высшей коммерческой школой при Министерстве внешнеэкономических связей, стала одной из первых школ бизнеса в России. Появились первые платные программы дополнительного образования для руководителей и специалистов организаций народного хозяйства, включавшие стажировки за рубежом. Однако основной контингент учащихся все еще направлялся в АНХ министерствами и ведомствами.
Смена модели
Радикальные изменения в социально-экономической жизни страны не могли не оказать решающего влияния и на Академию народного хозяйства. Она перестала быть закрытым учебным заведением. Вместе с тем руководство Академии приложило максимум усилий, чтобы сохранить другую особенность советского периода – элитный характер АНХ как уникального учебного и исследовательского центра, существующего при правительстве новой России.
Это была трудная задача. По началу у АНХ остался только статус. Контроль за набором слушателей со стороны правительства был упразднен, а бюджетное финансирование – сокращено до минимума. В соответствии с новым законом об образовательной деятельности потребовались программы первого высшего образования (с 1994 года). По сути дела произошла смена модели АНХ: от "кузницы номенклатурных кадров" – к бизнес-образовательному учебному заведению, предлагающему все виды послешкольного образования в сфере экономики, предпринимательства и права. Главное же состояло в коренном пересмотре программ обучения. Теперь они были ориентированы на качественные зарубежные стандарты бизнес-образования, поскольку отечественных стандартов в этой области попросту не было.
АНХ начала активное внедрение российских программ "Магистр делового администрирования" (МВА). На факультет академических программ и в Высшую школу международного бизнеса АНХ было набрано свыше 100 соискателей диплома МВА. Широкое развитие получили разнообразные программы повышения квалификации (несколько десятков программ с суммарным контингентом около 2000 человек), сотни руководителей и специалистов направлялись по линии АНХ на зарубежные стажировки. Ученый совет АНХ утвердил порядок свободного набора слушателей и студентов в обычном конкурсном или заявительном порядке из организаций любой правовой формы (как государственных, так и частных), из всех регионов России, а также из стран СНГ и дальнего зарубежья.
Международная открытость АНХ привела к стремительному расширению связей с учебными заведениями в других странах, прежде всего, со школами бизнеса. В АНХ начали преподавать профессора из США, Великобритании, Германии, Франции, Голландии, Бельгии. Соглашения о долгосрочном сотрудничестве, заключенные с рядом зарубежных школ, включая проекты "двойной диплом", предполагали выдачу зарубежных дипломов наряду с дипломами АНХ.
В АНХ кардинально изменились система и стиль управления. Была создана уникальная организационная структура с выделением школ и факультетов как структурных подразделений, имеющих высокую академическую, административную, хозяйственную и финансовую автономию при сохранении корпоративного единства Академии на основе работы ученого совета, ректората, аккредитационной комиссии, административно-финансового комитета и т. п. В 1990-х годах в АНХ сформировалась новая корпоративная культура, не характерная для достаточно консервативной отечественной образовательной практики. Она сочетала в себе академический и предпринимательский подходы.
Хорошо продуманные новации позволили облегчить поиск своей ниши на рынке образовательных услуг, увеличить объем и разнообразие деятельности АНХ, повысить ее адаптивность к потребностям рынка. Эта работа проводится с учетом существующих государственных стандартов и требований, но по ряду аспектов АНХ выступает инициатором их совершенствования и развития.
"Фабрика мысли"
Опыт стран Центральной и Восточной Европы, которые начали реформы на несколько лет раньше нас, убедительно свидетельствует, что после снятия "сливок" в первые годы рыночных реформ задачи бизнес-образования существенно усложняются, а конкуренция на рынке образовательных услуг обостряется.
Завершение радикальных трансформаций в обществе, обретение политической и экономической стабилизации поставили вопрос о необходимости дальнейшей трансформации АНХ, ее организационной структуры и механизмов функционирования.
В свете поиска новой модели миссию Академии народного хозяйства можно сформулировать следующим образом: АНХ – это ведущее российское образовательное и исследовательское учреждение, способствующее формированию отечественного корпуса руководителей, способных самостоятельно вести эффективную работу по управлению организациями рыночной экономики, как в бизнесе, так и на государственном уровне; это авторитетный центр генерирования новых идей в области экономики и управления, доводимых до практических рекомендаций. Как аналитический центр, АНХ ставит своей целью консультационно-аналитическое обеспечение правительства РФ, отдельных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации и крупных бизнес-образований.
В 2002-2003 годах АНХ провела оригинальный учебный курс для ведущих сотрудников аппарата правительства РФ и для аудиторов и аппарата Счетной палаты РФ. Каждый год в Академии проходят переподготовку и повышение квалификации около 500 госслужащих. Разработаны специальные курсы для сотрудников Центрального банка России, курирующих деятельность коммерческих банков, сотрудников различных подразделений Российских железных дорог, РАО "ЕЭС России", "Иркутскэнерго", "Транснефти", некоторых других крупнейших компаний. Большое внимание в Академии уделяется подготовке руководящего состава крупнейших корпоративных структур, АНХ оказывает заметное влияние на формирование деловой элиты России, нового поколения управленческих кадров.
В конце 2002 года в структуре АНХ был создан Институт прикладных экономических исследований, в задачу которого входит проведение комплексных макроэкономических и микроэкономических исследований по заказам правительства Российской Федерации, регионов России и отдельных корпораций. К исследованиям Института подключились сотрудники Центра международного бизнеса и регионального развития АНХ. В плане развития Академии на ближайшие пять лет – совершенствование высококачественных программ МВА разных типов.
Наряду с этим сохранится элитное высшее образование по экономике, бизнесу и менеджменту, праву, соответствующее образовательному стандарту первого высшего образования, но отличающееся сочетанием отечественной и зарубежной компоненты, активными методами преподавания, ориентированными на успех в бизнесе. Высшее образование в АНХ станет экспериментальной площадкой для отработки новых моделей и эталонов в данной области. АНХ претворяет в жизнь концепцию непрерывного образования: подготовительные курсы – высшее образование – докторантура. Планируется усилить роль программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в отдельных сферах, прежде всего, по новаторским направлениям. Выступая на юбилейной конференции АНХ, председатель правительства Российской Федерации Михаил Касьянов отметил, что "за 1990-е годы фактически был создан новый многофункциональный учебный и исследовательский центр, реализующий идею непрерывного образования".
Высокое качество работы АНХ обеспечивается за счет присутствия в ее кадровом составе известных российских ученых, представителей государственной сферы и бизнеса. Укрепляются связи Академии с ее учредителем – правительством Российской Федерации. Ведущие члены кабинета, руководители российских ведомств и регионов регулярно выступают с лекциями перед профессорско-преподавательским составом и слушателями АНХ. Только за последние месяцы в Академии побывали Виктор Христенко, Герман Греф, Сергей Степашин, Игорь Шувалов, Геннадий Букаев, Александр Починок, Алексей Улюкаев, Александр Суриков, Михаил Прусак и другие.
В связи с повсеместной информатизацией образования, исследований, управления в АНХ создаются мощная общеакадемическая информационная сеть, электронная библиотека. Поставлена задача расширить практику применения материалов на электронных носителях, вплоть до полной электронизации отдельных курсов, компьютерного тестирования, введения программ дистанционного обучения.
Академия народного хозяйства видит свое предназначение в том, чтобы исполнять роль локомотива отечественного бизнес-образования, сохранять лидерство в области подготовки кадров высшей квалификации для народного хозяйства России на уровне лучших международных стандартов. АНХ должна стать "фабрикой мысли", работа которой будет оказывать реальное влияние на экономические, хозяйственные, образовательные процессы в нашей стране.