Бизнес-образование в России: структура рынка 25 ведущих школ

Номер 4. Свобода выбора

Авторы рассматривают реальную ситуацию на российском рынке бизнес-образования, выявляют основные проблемы и дают конкретные рекомендации для их разрешения.

Александр Котелкин, Марат Мусин
Бизнес-образование в России: структура рынка 25 ведущих школ

"Экономические стратегии", 2003, №4, стр. 54-58

В прошлых публикациях данного цикла был проанализирован ряд ключевых рынков услуг России – аудита и консалтинга (доля отечественного рынка, приходящаяся на компании анализируемой группы, составила более 70%), строительных работ (72% столичного рынка и 16% российского), выставочно-ярмарочных услуг (более 50% российского), страхования (48% российского рынка), маркетинго-информационных услуг (до 70% российского рынка) – № 5,6/2002 и № 1,2,3/2003 г. Тема бизнес-образования продолжает данный цикл и непосредственно связана со всеми предыдущими.

Редкий управленец в России сегодня не задумывается о получении образования в бизнес-школе, если он, конечно, еще его не получил. Этот относительно новый для страны вид повышения квалификации управленцев становится с каждым годом все более популярным: число бизнес-школ уже в этом году превысило сто (из них аккредитованы 33 бизнес-школы, проинспектированы Российской ассоциацией бизнес-образования – 15), стремительно растет число их выпускников (до 25 тыс. в год). Даже на Западе, переживающем не лучшие времена, количество желающих поступить в бизнес-школы заметно увеличивается (таблица 1).


В известном смысле массовое желание менеджеров быстро освоить принципиально новые методы управления вызвано объективными причинами. Динамика современной жизни, резкое ускорение темпа изменений, усложнение и разветвление социальной структуры общества порождают сегодня глубокий методологический кризис как в экономической науке и менеджменте, так и в смежных дисциплинах. Традиционные методы не позволяют эффективно отвечать на вызовы XXI века, все более очевидной становится их явная неадекватность сегодняшним проблемам и реальной экономической практике. В свою очередь это порождает необходимость кардинального пересмотра требований к базовому образованию управленцев, содержания соответствующих учебных курсов и реформирования системы подготовки кадров в целом.

Многие профессора менеджмента сегодня откровенно признаются, что сами не верят в то, что читают своим слушателям. В поисках выхода преобладающее большинство законодателей учебного процесса бросились заимстовать опыт прошлого на Западе, перенося практически без изменений на отечественную почву кальку американской или европейской системы управленческого образования. Хотя, на наш взгляд, проблема намного серьезнее, и для ее решения требуются принципиально иные подходы.
В целях удовлетворения возрастающей потребности крупных российских компаний в квалифицированных специалистах по стратегическому и инновационному менеджменту, бизнес-анализу и промышленному маркетингу необходимо в кратчайшие сроки обеспечить выпуск специалистов принципиально нового типа: имеющих фундаментальное базовое академическое образование, экономико-правовые знания, практический опыт. И такой сложный проект мы уже начали реализовывать в области стратегического менеджмента совместно с экономическим потоком механико-математического факультета МГУ.

Бурное развитие бизнес-образования в варианте заимстовования проявляется в усилении рекламной и PR-активности, разработке многочисленных специализаций и спецкурсов, активизации работы в регионах. Так, в дополнение к классической квалификации MBA (Master of Business Administration) появились специализации "стратегический менеджмент", "маркетинг", "менеджмент в торговле и сфере услуг", "управление социальным капиталом" (ВШМБ при АНХ), "управление нефтегазовым бизнесом", "менеджмент в строительстве", "менеджмент гостеприимства", "управление медицинским бизнесом" (МИРБИС), "финансовый менеджмент" (ГУ-ВШЭ), "международный бизнес" (ВАВТ), Master of Science Programme "Human Resources Development" (МЭСИ) и т.д. В более чем 30 бизнес-школах не так давно открылись отделения Executive MBA – программы для менеджеров высшего звена (как правило, совместные российско-западные программы). Следующим новшеством стала программа DBA (Doctor of Business Administration), рассчитанная в первую очередь на подготовку преподавателей-практиков и выступающая альтернативой академической докторской PhD на Западе (соответствующей в России степени кандидата экономических наук). Важное место в предложениях бизнес-школ в последние годы стали занимать программы корпоративного обучения, успешно конкурирующие с программами корпоративных университетов (например, компаний "Вымпелком", "Северсталь", "Норильский никель").

При столь стремительном увеличении предложений на рынке бизнес-образования продолжает расти и спрос. По различным оценкам, стране необходимо около 1,5 млн профессиональных менеджеров (а это, при цене 4,5 тыс. долл. за одного выпускника МВА, – объем рынка до 6,75 млрд долл. за 5-10 лет). Что же мешает либо может помешать нормальному становлению стратегически важного рынка? В поисках ответа на этот вопрос мы проанализировали корпоративный сектор потребителей услуг 25 российских школ бизнеса и попытались сопоставить требования слушателей программ МВА с реальными возможностями школ.

Структура рынка 25 российских бизнес-школ по результатам работы в 2002 году (1)

В основе технологий, примененных в ходе исследования, лежат авторская теория матриц влияния /1, 2, 3/ и методика парных сравнений, широко освещенная в специальной литературе. Систематизировав информацию из открытых и коммерческих источников, мы получили возможность оценить реальную структуру корпоративных клиентов выбранной группы организаций. По экспертным оценкам, суммарный объем выручки 25 бизнес-школ составил около 1 млрд рублей, а общее число корпоративных клиентов достигает 4000 организаций. Из чуть более полуторы тысяч существенных клиентов, у которых объем потребления услуг составил более 1 тыс. долл., на долю 10 крупнейших клиентов пришлось всего 7,55% выручки группы, на долю 50 крупнейших клиентов – 15,34% а на долю 100 – 20,86% (см. таблицу 2). Нужно заметить, что по сравнению с другими рынками данный сектор услуг отличается наименьшей концентрированностью и, соответственно, устойчивостью.


Как выяснилось, основными корпоративными потребителями услуг бизнес-школ являются крупные компании нефтегазового сектора, государственные организации, телекоммуникационные компании представители "проблемных" отраслей – автомобильной промышленности и энергетики (см. таблицу 3). Контингент бизнес-школ является достаточно пестрым, что можно считать недостатком и вместе с тем определенным преимуществом, ведь приобретаемая слушателями палитра деловых знакомств получается более разнообразной. То же самое можно сказать и о качестве бизнес-образования: чем больше представителей различных секторов рынка и разных по масштабу компаний проходят совместное обучение, тем более активно происходит процесс генерации новых идей, большее число старых идей и методов получит новую интерпретацию, более широким деловым кругозором будут обладать выпускники. Однако качество базового образования слушателей, как правило, оставляет желать лучшего, и именно это сегодня становится серьезной проблемой.

Структуру продаж анализируемой группы бизнес-школ хорошо характеризует таблица распределения потребителей по группам, в зависимости от объема дохода, принесенного в 2002 году (см. таблицу 4). Как показало наше исследование, до 23% совокупного объема дохода группы обеспечивают около 120 организаций (8% от общего числа существенных клиентов). Полученное соотношение подтверждает вывод об отсутствии зависимости основных бизнес-школ от небольшого числа крупных потребителей их услуг.

Проблемы

По результатам нашего исследования основные проблемы российского бизнес-образования можно условно разделить на пять блоков:

1. Отсутствие современной управленческой методологии, адекватной вызовам времени, недостаточно высокое качество программ и, соответственно, выпускников. Налицо отсутствие:

  • системной концепции бизнес-образования в России, подкрепленной научными исследованиями и практическими экспериментами, сертифицированной ведущими бизнес-школами;
  • специфического "правового поля" бизнес-образования, регламентирующего важнейшие процессы (преподавание, практические занятия, оценка успеваемости) и создающего для этого необходимые условия (систему учета, регистрации тех или иных фактов, урегулирование споров, стимулирование определенного поведения);
  • многих важнейших курсов в учебных программах, например, по развитию коммуникативных навыков студентов (способы коммуникации, написание резюме, ораторское искусство), технологии получения и применения знаний и навыков, основы политики и власти, логика, национальная идеология, духовная культура, экономическая история, системный анализ и оценка бизнеса.

2. Отсутствие единой независимой информационной системы, отражающей важнейшие параметры функционирования бизнес-школ, в том числе:

  • концепции и методологии интегрированного информационного сопровождения деятельности бизнес-школ;
  • системы мониторинга развития спроса (какие программы и в каком формате востребованы менеджерами) и предложения (какими школами, какие программы, в каких форматах и на каких условиях предлагаются);
  • объективной открытой системы учета интегрированных критериев качества программ (на этой основе составляются рейтинги программ МВА и школ, их предлагающих). Например, нет данных, отражающих академические показатели того или иного учебного заведения (на основании опросов представительной выборки работников школ): оценки учебного заведения рекрутинговыми компаниями, средний уровень успеваемости слушателей, вступительные конкурсы, процент устраивающихся на работу сразу после окончания учебы и через три месяца, ежегодный прием и т.д.;
  • единого хранилища контрольных и научно-практических работ слушателей.

3. Недостаток предложения услуг квалифицированных преподавателей, в том числе:

  • несоответствие квалификации многих преподавателей современным требованиям – отсутствие надлежащей базовой подготовки и практики работы в успешных компаниях, высоких коммуникационных навыков;
  • отсутствие эффективной системы подготовки преподавателей (отбора перспективных кандидатов, организации их обучения и стажировки, материальной поддержки в первые годы работы), преобладание крайностей – либо излишний академизм при отрыве от реальной почвы, либо наоборот, примитивизация и набор штампов из практики;
  • нарастание угрозы вытеснения необходимых, но не пользующихся популярностью у слушателей преподавателей и дисциплин (2) из-за конъюнктурных соображений (как следствие – зачастую завышение преподавателями оценок из-за угрозы потери студентов и, соответственно, дохода).

4. Отсутствие механизма централизованной поставки бизнес-школам необходимой информации и учебных материалов, в том числе:

  • механизма глобального сбора и обработки профильной информации, ее трансформации в учебные материалы – лекции, case study, компьютерные игры, семинары;
  • системы централизованной закупки иностранных профильных журналов и газет, структурирования материалов (в соответствии с предметной структурой образовательного стандарта), выборочного перевода и распространения по школам;
  • нормального рынка образовательных материалов, особенно сектора производства и обращения case study;
  • механизма выявления и систематизации успешного опыта работы действующих организаций (коммерческих, некоммерческих, государственных);
  • централизованного участия в международных проектах (играх, семинарах, выставках, конкурсах, рейтингах и т.д.).

5. Отсутствие механизмов создания добавленной стоимости слушателей после окончания обучения, в том числе:

  • полноценной сетевой организации выпускников всех бизнес-школ, целью которой являлось бы создание их сплоченного сообщества, разработка и реализация программ развития;
  • механизмов индивидуального усиления выпускников редкими ресурсами, например, доступом к закрытым базам данных (бизнес-школ, аналитических агентств, государственных организаций), льготным посещением краткосрочных учебных программ школ бизнеса ( в том числе "чужих"), доступом к инвестиционным и кредитным ресурсам;
  • механизма полноценной обратной связи с рынком: нет независимых гарантий качества услуг в виде сертификатов качества профессиональных ассоциаций пользователей (работодателей потенциальных и существующих слушателей, выпускников);
  • интеграции с зарубежными бизнес-школами и бизнес-сообществом в рамках поддержки реализации международных амбиций выпускников.

Вследствие отсутствия перечисленных элементов системы российского бизнес-образования каждая бизнес-школа в рамках своего скудного бюджета часто вынуждена "изобретать велосипед" (например, интерактивную информационную систему), нести непосильное бремя накладных расходов по информационно-аналитическому обеспечению, подготовке преподавателей, маркетинго-рекламной поддержке бизнеса и т.д. На наш взгляд, соответствующие расходы могут и должны быть оптимизированы в рамках единого центра поддержки бизнес-образования, в финансировании которого реально заинтересована, помимо государства, каждая крупная бизнес-группа. Создание подобного центра хорошо вписывается в программу действий вице-премьера российского правительства по промышленной политике Бориса Алешина, ряда комитетов Государственной Думы, полномочных представительств президента России в федеральных округах, Торгово-промышленной палаты.


Примечания

1. Перечень бизнес-школ, вошедших в анализируемую группу: Высшая школа бизнеса МГУ им. Ломоносова, Высшая школа "Институт менеджмента и маркетинга" АНХ при Правительстве РФ, Высшая школа финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ, Высшая школа корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ, Высшая школа международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ, Высшая школа бизнеса и менеджмента "Международный университет", Высшая коммерческая школа Минэкономразвития России, Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ, Институт бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ, Институт мировой экономики и бизнеса (МШБ) РУДН, Институт международного бизнеса "Классическая Бизнес-школа", Центр бизнеса и управления АНХ при Правительстве РФ, Московский университет "ТУРО", Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС", Московская школа социальных и экономических наук АНХ при Правительстве РФ, Международная академия бизнеса, МИПК при МГТУ им.Н.Э.Баумана, Международный институт менеджмента "Линк", Российская экономическая школа ГОУ ВПО ГУУ, факультет "Компьютерные технологии в бизнесе" АНХ при Правительстве РФ, Фонд "Совет попечителей РЭА им. Г. В. Плеханова", франко-российская программа "Магистр международного менеджмента" (МВА при экономическом факультете МГУ), "Школа IT-менеджмента" АНХ при Правительстве РФ, Центр "Бизнес и маркетинг" АНХ при Правительстве РФ, Центр международного бизнеса и регионального развития АНХ при Правительстве РФ, Центр коммерционализации технологий АНХ при Правительстве РФ.
2. Например, в одной из бизнес-школ таким образом были вытеснены по результатам оценок слушателей преподаватели таких необходимых, но в чем-то "скучных" курсов как "теория маркетинга", "количественные методы в экономике" и др.

Библиография
1. Котелкин А.И., Мусин М.М. Матрицы влияния: основные понятия. М.: ИПТМ РАН. – 2002.
2. Котелкин А.И., Мусин М.М. Матрицы влияния: теория и практика. М: "Лето", 2003.
3. Мусин М.М. Ресурс влияния: основы теории матриц влияния. М.: Знание. 2002.

Следить за новостями ИНЭС: