Бизнес-класс образования

Номер 4. Inside out

Круглый стол с участием Алексея Архипова, Владимира Эйтингона, Олега Кузнецова, Азата Ганеева, Альбины Гуковой, Сергея Литовченко и Марины Вишняковой

Круглый стол
Бизнес-класс образования

"Экономические стратегии", №4-2009, стр. 152-156

 

В условиях кризиса, когда о стабильности приходится забыть, а прогнозировать развитие ситуации крайне затруднительно, актуальным остается качественное образование, призванное обеспечить достойную работу. Не стоит забывать, что вечных кризисов не бывает. Экономика развивается циклично, и за спадом всегда следует подъем, поэтому текущий период было бы разумным использовать для получения образования или повышения квалификации. В фокусе внимания представителей бизнес-школ, принявших участие в заочном круглом столе "Бизнес-класс образования", – требования и вызовы, стоящие перед программами МВА в период мирового экономического кризиса, проблемы аккредитации бизнес-школ и оценки качества образования, а также соответствия современных программ бизнес-обучения требованиям корпоративного управления.

Архипов Алексей Юрьевич – директор Института экономики и внешнеэкономических связей Южного федерального университета, д.э.н., профессор

Международное сотрудничество является неотъемлемой частью деятельности Института экономики и внешнеэкономических связей Южного федерального университета и важным инструментом в обеспечении качества образования и его соответствия международным стандартам.

Интеграция в мировое образовательное и научное сообщество института осуществляется в рамках программ сотрудничества с зарубежными вузами, реализации программ и проектов, проведения международных конференций, обмена преподавателями. ИЭ и ВЭС поддерживает тесные связи со многими университетами Китая и стран Европы, а также с международными организациями.

Одним из ключевых направлений межуниверситетского сотрудничества по программе "Мастер делового администрирования" является разработка и реализация совместных программ, нацеленных на предоставление студентам возможности стажироваться в зарубежных вузах и получить два диплома. Так, институт реализует совместную программу МВА с участием Международного университета креативного лидерства и предпринимательства ViaVinci (Нидерланды).

Обучение по совместной программе происходит на базе Южного федерального университета, слушатели зачисляются одновременно в ЮФУ и университет ViaVinci, обеспечиваются учебными материалами двух университетов. По завершении курса слушатели выполняют контрольные работы, контрольные задания и сдают экзамены, в том числе преподавателям из ViaVinci. В конце обучения организуется стажировка на голландских предприятиях.

Слушатели программ второго высшего образования проходили практику на предприятиях и в банках Польши, Франции, Кипра. В настоящее время ведутся переговоры о совместных программах с бизнес-школой Ньюкасл университета Нортумбрия (Великобритания) и о программе МРА (Master of Public Administration) с Гринвичским университетом (Лондон, Великобритания), а также об участии института в программе Global MBA совместно с бизнес-школами США, Германии, Польши, Китая.

Свидетельством качества образования и важным конкурентным преимуществом является аккредитация бизнес-программ, в том числе МВА, международными организациями. В настоящее время в завершающую стадию входит процесс аккредитации программы МВА института в Европейском совете бизнес-образования: осенью предстоит аккредитационный визит представителей этой организации.

Кузнецов Олег Васильевич – проректор по бизнес-образованию Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, к.э.н., доцент

В условиях современной российской инновационной экономики значительную роль приобретает способность человека осваивать новые информационные пространства, позволяющие сформировать активную жизненную позицию, свидетельствующую о его успешности и компетентности.

По словам Президента РФ Д.А. Медведева, "российская экономика нуждается в эффективных управленцах". Развитие промышленности, инновации, экономический рост, структурные изменения в обществе – эти и другие проблемы нельзя решить без понимания "правил игры" глобального рынка, особенностей рыночных отношений, законов управления бизнес-процессами. Чем больше будет грамотных и успешных управленцев, тем с большей эффективностью будут работать предприятия. А это залог конкурентоспособности нашей страны.

Сегодня нельзя не учитывать проблему взаимоотношений государства с бизнесом, которые могут быть подвержены монополистическим рискам. Необходимо выработать принципы, на которых будут строиться отношения двух субъектов, и создать четкую правовую основу, позволяющую защитить бизнес. Процесс согласования стратегических планов государства и бизнеса разбивается на несколько этапов, пройдя которые можно найти баланс интересов, необходимый для реализации общественно значимых проектов и программ.

Эта взаимная заинтересованность друг в друге общества, бизнеса и государственных управленцев делает столь востребованной квалификацию "Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration" (МРА).

Ключевой особенностью образовательной программы является не только подготовка высококвалифицированных специалистов в области государственного и муниципального управления, развитие их личностных качеств, оттачивание управленческого мастерства и навыков принятия стратегических решений, но и то, что она учит видеть ресурс своего персонала, создавать его и управлять им с максимальной эффективностью, т.е. формирует комплексный и качественно новый образ государственного служащего в условиях инновационного перехода.

Отметим, что данная программа включена в план индивидуального профессионального развития лиц, вошедших в резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента РФ. Не вызывает сомнения и то, что кадры, включенные в кадровый резерв, очень остро нуждаются в полноценном профильном профессиональном образовании, которое не могла дать прежняя система и дефицит которого восполнила программа MPA.

Обучение по программе "Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration" в Высшей школе государственного управления Финакадемии – это стратегический запас знаний, качественно новый уровень владения информационным пространством и практические навыки применения механизмов решения профессиональных задач.

Эйтингон Владимир Наумович – заведующий кафедрой экономики труда и основ управления Воронежского государственного университета, директор Центра подготовки управленческих кадров, заслуженный экономист РФ, к.э.н., профессор

История развития сети программ МВА в России сама по себе есть свидетельство потребности бизнеса в компетентных работниках. В бизнес (особенно малый) мигрировало значительное число специалистов самых разных отраслей, "ощупью" набирающих опыт и экономико-управленческие знания.

Программа МВА в Воронежском госуниверситете появилась в 1995 г. с реализацией регионального проекта Tacis как результат работы университета в консорциуме европейских учебных заведений (Ирландия, Голландия и Дания) над созданием университетской бизнес-школы. За прошедшие годы обучение прошли 247 воронежских и липецких менеджеров.

Конкурентные преимущества воронежской МВА:

  • постоянное развитие предложения. В отличие от начального этапа сейчас, наряду с классической программой общего менеджмента, реализуются МВА-финансы и МВА-HR;
  • постоянное обновление структуры учебного плана, технологии обучения (с ощутимым проектным акцентом) и контроля (тесты, кейсы, эссе, тренинги и т.п.);
  • высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав (до 40% преподавателей составляют доктора наук, профессора, практически все преподаватели стажировались за рубежом и в той или иной форме сотрудничают с воронежскими компаниями – консалтинг и т.п.). К преподаванию привлекаются специалисты-практики и зарубежные партнеры;
  • умеренная (соответствующая региональной рыночной ситуации) стоимость обучения.

Наш опыт реализации программы МВА позволяет говорить о ее устойчивости. Программа не утратила популярности ни в 1998-1999 гг., ни сегодня: в кризисном 2008 г. количество слушателей не сократилось по сравнению с 2007 г., а в 2009 г. прием начался еще до официального объявления о его начале. Среди выпускников программы владельцы и топ-менеджеры воронежских компаний, руководители и специалисты региональных органов управления. Диплом МВА служит импульсом карьерного роста, мобильности выпускников. Надо бы, правда, выяснить, что является тому причиной: компетентность, способность выпускника к развитию или эксклюзивность диплома, а может быть, относительная его редкость, "привкус экзотики", который диплом МВА имеет в отличие от диплома вуза.

 

Ганеев Азат Мингазович – директор Центра переподготовки и повышения квалификации работников финансово-кредитной сферы, государственных служащих и руководящих работников, директор программы "Мастер делового администрирования (МВА)" Казанского государственного финансово-экономического института

Построение инновационной экономики, занятие ведущих позиций в мировой экономике, повышение качества жизни – все это невозможно без высокопрофессиональных, талантливых людей с активной жизненной позицией. Нынешние реалии бизнеса весьма суровы, уровень конкуренции только растет, что ставит перед менеджерами компаний новые и более трудные задачи. Для того чтобы оставаться востребованным специалистом в своей сфере, необходима постоянная работа над собой. Причем теория и базовые знания, приобретаемые в процессе получения высшего образования, здесь уже малоэффективны. Требуется максимально приближенная к практическим условиям бизнеса программа обучения. Таковой является программа Master of Business Administration (МВА). Программа МВА позиционируется в мире как высшая ступень бизнес-образования, открывающая новые возможности для развития управленческой карьеры.

Мировая практика показывает, что ведущие предприятия во время кризиса отправляют своих сотрудников на обучение, ведь знания – это самые надежные инвестиции в будущее. Я думаю, организации должны воспользоваться периодом кризиса, чтобы подготовить специалистов. Сегодня кадровая проблема актуальна как никогда. В процессе управления руководитель должен учитывать экономическую цикличность: периоды подъема и спада. Во время экономического спада необходимо направлять финансовые ресурсы на обучение и повышение квалификации высших управленческих кадров.

Очень важно сейчас определиться со стратегией поведения работодателей в изменяющемся мире. Когда кризис закончится, действовать придется совсем не так, как в период спада, но и не теми методами, что до рецессии. Решающую роль в успехе компании будут играть талантливые сотрудники, повысится роль команды. Казанский государственный финансово-экономический институт – один из пионеров бизнес-образования в Республике Татарстан. Здесь программа МВА работает с 2000 г. На сегодняшний день осуществлено 8 выпусков, подготовлено 374 мастера делового администрирования. Наша программа как по международным, так и по отечественным стандартам "дженералистская", т.е. универсальная и не имеет узкой отраслевой специализации.

 

Гукова Альбина Валерьевна – директор Центра непрерывного образования Волгоградского государственного университета, д.э.н., профессор

Мировой финансовый кризис внес коррективы в деятельность и развитие компаний разного уровня – от небольших фирм до крупных градообразующих предприятий. На региональном рынке структуры, предоставляющие услуги дополнительного образования, расширили спектр реализуемых программ. Конкурентное преимущество центров дополнительного профессионального образования (ДПО) по сравнению с учебными центрами, функционирующими при конкретных организациях, сегодня очевидно. Содержать и развивать учебный центр в условиях кризиса может позволить себе далеко не каждая компания. Поэтому любой корпоративный клиент может сократить расходы на обучение с помощью аутсорсинга образовательных услуг.

Делегирование на длительный срок центру ДПО учебного процесса позволяет компании реализовать концепцию обучающего консультирования на основе долгосрочного стратегического партнерства с образовательным учреждением. В конечном счете выигрывают все стороны.

Коммерческой организации аутсорсинг образовательных услуг позволяет осуществлять комплексное обучение сотрудников по взаимосвязанным, тематически выверенным учебным планам, получать консультационную поддержку по широкому спектру вопросов, а также сократить расходы на содержание корпоративных учебных центров, что является актуальным не только в условиях кризиса, но и в посткризисный период. Центр ДПО, развиваясь как аутсорсинговая школа, получает преимущества в виде приобретения солидной репутации и опыта, формирования устойчивого портфеля реализуемых программ на основе постоянного их совершенствования, а преподаватели имеют возможность приобрести практический опыт в сфере своих научных исследований. Большую роль играет и то, что центры дополнительного образования предлагают широкий в тематическом плане спектр образовательных программ, по окончании которых выдаются документы государственного образца, что не может себе позволить ни один из корпоративных учебных центров.

В полной мере все эти преимущества реализуются только при условии долгосрочного сотрудничества между центром ДПО и компанией. Образовательное учреждение должно нести ответственность за результат и постоянно проводить мониторинг результатов корпоративного обучения персонала по основным оценочным показателям успешности бизнеса.

Бизнес, несомненно, заинтересован в корпоративном обучении, однако в настоящее время многие региональные компании вынуждены сокращать корпоративные программы обучения и переобучения своих сотрудников, не меняя концепцию работы.
А осознание необходимости изменений – это первый шаг к решению проблем.

 

Литовченко Сергей Евгеньевич – исполнительный директор Ассоциации менеджеров

Как государство участвует в регулировании бизнес-образования и каковы перспективы бизнес-образования в России?

Ключевая проблема бизнес-образования на сегодняшний день – это проблема качества. Сейчас потребитель программ не знает, сможет ли он получить качественное образование, будет ли оно соответствовать текущим запросам бизнес-среды и добавит ли это образование ему ценности как специалисту. Очевидно, что оценить качество бизнес-образования простыми методами сложно, т.к. это продукт, который дает результаты только по истечении длительного периода времени. У слушателей уходит год-два на то, чтобы получить МВА, и пройдет еще какое-то время, прежде чем они поймут, получили ли они именно то качество, за которое заплатили.
К сожалению, этот вопрос в нашей стране решается недостаточно эффективно, поскольку бизнес-образование регулируется государством, которое в силу специфики работы своего аппарата не может оперативно реагировать на многие вопросы. Государство лицензирует и аккредитует множество образовательных учреждений и программ, но учебные программы для бизнеса слишком специфичны, чтобы мерить их общими мерками.
Оценивая качество бизнес-образования и бизнес-программ, государство вряд ли способно дать деловому сообществу и потребителю гарантию, что все эти программы соответствуют духу времени и сегодняшним потребностям. Как же в таком случае добиться качественной оценки программ в бизнес-образовании? Международный опыт подсказывает, что нужна более тесная связь образования с бизнесом. Такую связь можно реализовать через посредство профессиональных объединений, нацеленных на запросы делового сообщества – они станут использовать другие механизмы аккредитации. Таким образом будет ликвидировано промежуточное звено в виде государственных инстанций, которые априори всегда будут заниматься в большей степени второстепенными вопросами и в меньшей степени вопросами качества бизнес-программ.

Я считаю, что у бизнес-образования в России прекрасные перспективы. Как бы ни развивались общественно-политические процессы, понятно, что в среднесрочной перспективе во всех сферах экономики будет ставиться задача эффективности, а это именно та задача, которую решает бизнес-образование. Поэтому в стране вырастет потребность в качественном образовании вообще и эффективном бизнес-образовании в частности. Эффективность будет интерпретироваться как тесная связь с той сферой, для которой готовятся кадры.

 

Вишнякова Марина Васильевна – управляющий партнер PM Team, автор книги "Охота на менеджера"

Готов ли современный работодатель оплачивать обучение сотрудников по программам МВА?

Если мы попробуем ответить на вопрос: "Зачем менеджерам МВА?" – то ответов может быть несколько, и все правильные. Чаще всего менеджеры хотят расширить свои деловые связи. На втором месте по востребованности – сам диплом как подтверждение стоимости его обладателя на рынке труда и ценности как специалиста. На третьем – возможность пообщаться на профессиональном языке с коллегами из разных компаний и стран. И только на четвертом и далее – потребность получить новые знания.
С моей точки зрения, программы МВА – это обучение взрослых, самостоятельных людей, у которых уже есть план карьерного роста. Они выбирают программу МВА с целью реализации этого плана. Осознанное развитие карьеры – личное решение.

По сведениям Chicago Booth (бывшая Chicago GSB), из выпускников МВА программы University of Chicago 40% меняют компанию, 30% меняют отрасль и еще 30% возвращаются в компанию, пославшую их на обучение, но претендуют на более высокую должность. Это означает, что более двух третей трат работодателя на оплату обучения по программам МВА можно сразу заносить даже не в убытки, а в инвестиции в бизнес конкурентов. Правда, эффективность этих инвестиций сомнительна. Различные ученические договоры не имеют законной силы и не могут обязать "ученика" вернуться после обучения на место прежней службы к спонсору обучения.

Поэтому на вопрос: "Зачем работодателю оплачивать МВА сотрудников?" нет универсального ответа. По моему мнению, за обучение на программах МВА должен платить сам обучающийся, что и происходит в ведущих бизнес-школах. Как известно, то, что досталось даром, мало ценится. Мне приходилось бывать на общих обучающих мероприятиях вместе с менеджерами крупных добывающих компаний, получивших деньги на оплату от своих компаний. Обычно только немногие из них действительно приходили на учебу и ответственно к ней относились, остальные в это время занимались своими делами.

В то же время можно рассматривать оплату обучения по программе МВА как часть дохода сотрудника. В этом плане работодатель не инвестирует в сотрудника средства, а выплачивает ему уже заработанный им бонус – только не деньгами, а в виде целевой оплаты обучения. Это может быть выгодно работнику (по сравнению с самостоятельной оплатой обучения), т.к. работодатель берет на себя часть организационных дел и получает корпоративную скидку, если обучающихся несколько (т.е. на круг обучение стоит дешевле). Работодателю это выгодно тем, что затраты на обучение мягче отбиваются по налогам, чем просто увеличение ФОТа, – при умелой подаче, естественно.

ПЭС 9233/17.09.2009

Следить за новостями ИНЭС: