Бизнес и капитал: стратегии развития
Средний российский бизнес, набравший высоту и, казалось бы, делавший вначале крутые виражи на каждом витке спирали, сегодня будто бы движется по кругу.
Ирина Есипова
Бизнес и капитал: стратегии развития
"Экономические стратегии", 2001, №5-6, стр.172-173.
Как обеспечить качественный скачок в бизнесе, сделать его успешным? Как выйти на новый уровень развития? Как выбрать верную стратегию? Каков алгоритм эффективного взаимодействия владельцев бизнеса и управляющих? Сегодня эти вопросы актуальны для большинства российских предпринимателей.
В последнее время, когда я общаюсь с партнерами по бизнесу, меня не покидает ощущение прерванного полета. Средний российский бизнес, набравший высоту и, казалось бы, делавший сначала крутые виражи на каждом витке спирали, сегодня будто бы движется по кругу. Изначально поставленные стратегические цели уже достигнуты, но новые пути и направления развития бизнеса сформированы не до конца. У многих российских предпринимателей нет четкого представления о том, как выйти на очередную ступень развития бизнеса. Цели ясны – наращивание капитала, освоение новых рынков сбыта, повышение статуса компании. Но методы, технологии, приемы и инструменты воздействия на рынок (которые сегодня предлагают маркетологи, бизнес-консультанты или специалисты по брендингу) очень часто непонятны руководителям компаний и воспринимаются далеко не однозначно. Смена стратегий в бизнесе – дело обычное. Когда-то именно производство было богом для каждого предпринимателя. Помните Форда: "Да, я готов выпускать автомобили любого цвета, при условии, что все они будут черными". Но все течет, все меняется. Сегодня предпочтения целевых аудиторий на рынке играют первую скрипку. Трансформируются внешние и внутренние условия развития бизнеса, на смену индустриальному приходит информационное общество. А это всегда новый взгляд на свой бизнес, на внутреннюю и внешнюю среду – клиентов, сотрудников, партнеров, конкурентов, общество в целом. Логика экономического развития предопределяет сегодня нестандартные пути решения проблем, формирования нового взгляда и новой философии бизнеса. Современные маркетинговые стратегии развиваются в условиях глобальной конкуренции, открытой информационной политики, роста значения нематериальных активов и сокращения расходов на взаимодействие между компаниями. Стоимость привлечения каждого нового потребителя обходится предприятию все дороже, конкуренция становится более жесткой, но не за счет ценовых войн, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества фирм на новых рынках.
Конкурентные преимущества компаний уже не ограничиваются снижением издержек и простым повышением качества. В нынешних условиях управление информационными потоками и коммуникативными каналами имеет порой решающее значение для развития любого бизнеса. А отсюда новый взгляд на стратегию и тактику развития. Такие факторы, как перспективные оценки, репутация, деловые связи, сегодня приобретают все больший вес.
В условиях информационного общества интеллектуальные технологии являются наиболее эффективным средством развития капитала. Но учиться новым приемам менеджмента, осваивать передовые технологии ведения бизнеса российским предпринимателям приходится порой только на собственных ошибках. При этом временной фактор становится определяющим в плане увеличения альтернативных издержек. Хотя, безусловно, есть пути более эффективного решения проблем. Это бизнес-консалтинг.
Наряду с традиционными методами консультирования (проектный, организационный, финансовый, управленческий, кризис-менеджмент, коучинг) появляются новые технологии и специалисты по PR активно их используют. Такие технологии консультирования я бы назвала "интеллектуальным экстримом". Это недельные консультации-семинары, в течение которых бизнесмены – владельцы и управляющие компаний, – оценив внутренние ресурсы, потенциал своих компаний и обозначив цели развития, формируют новое видение своего бизнеса. Подобный семинар – своеобразный бизнес-марафон, комплексный консалтинг, позволяющий в короткие сроки сконцентрировать все внимание на решении стратегических проблем. У разведчиков существует термин – "метод погружения". Очень точное определение для такого вида консалтинга. Оторванность от ежедневной рабочей текучки (семинар проводится в пансионате, в Подмосковье), недельное погружение (10-12 часов в сутки) в проблемы стратегического развития, причем на всех уровнях – управления компанией, взаимоотношений владельцев и управляющих, взаимодействия с внешней средой, осознания своего внутреннего потенциала – помогает сориентироваться в ситуации, изменить взгляд на проблему и найти адекватные решения конкретных задач бизнеса. Кроме того, атмосфера, которая складывается на семинаре, дает возможность предпринимателям пообщаться друг с другом, оценить опыт других компаний, взглянуть на свой бизнес со стороны. Приведу несколько тем, которые выносятся на подобные семинары:
Как можно работать со своим будущим?
- Стратегические прорывы и поиск новых возможностей.
- Самотрансформирующиеся организации.
- Стратегический анализ.
- Методология реализации стратегических программ.
- Методы измерения эффективности реализованных стратегий.
- Реинжиниринг холдингов: решения, алгоритмы, результат.
- Владелец и управляющий: проблемы взаимодействия.
Консалтинг, безусловно, не панацея, но достаточно ощутимая поддержка развития бизнеса. Однако, не осознав необходимости и целесообразности привлечения PR-специалистов или консультантов по организационному развитию для решения конкретных задач бизнеса, часть руководителей склонна считать консалтинг профанацией. И несмотря на уже достаточно богатый позитивный опыт как зарубежных, так и российских компаний, многие отечественные предприниматели не верят в возможность решения своих проблем, пусть даже и профессиональными, но специалистами со стороны, в эффективность коммуникационного воздействия на предпочтения целевых аудиторий, не понимают необходимости формирования единой команды в компании. Для дискуссии по данному вопросу
у меня есть весомые аргументы. Но это уже тема для еще одного разговора.