Бизнес формулирует условия
В наши дни бизнес-образование в России вступает в зрелую фазу развития. В данной ситуации у бизнес-школ возникает потребность в организации, объединяющей профессионалов и представляющей их интересы в мировом и отечественном бизнес-сообществе. Таким сообществом и является сегодня Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО), которая отмечает в этом году 15 лет со дня основания. Мы предлагаем вашему вниманию интервью заместителя главного редактора «ЭС» Ольги Бардовой с генеральным директором Российской ассоциации бизнес-образования Натальей Евтихиевой. Речь идет о работе ассоциации, о ее достижениях и проблемах, о статусе российского бизнес-образования.
Наталья Евтихиева
Бизнес формулирует условия
"Экономические стратегии", №5-6-2005, стр. 146-149
В наши дни бизнес-образование в России вступает в зрелую фазу развития. В данной ситуации у бизнес-школ возникает потребность в организации, объединяющей профессионалов и представляющей их интересы в мировом и отечественном бизнес-сообществе. Таким сообществом и является сегодня Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО), которая отмечает в этом году 15 лет со дня основания. Мы предлагаем Вашему вниманию интервью заместителя главного редактора "ЭС" Ольги Бардовой с генеральным директором Российской ассоциации бизнес-образования Натальей Андреевной Евтихиевой. Речь идет о работе ассоциации, о ее достижениях и проблемах, о статусе российского бизнес-образования. |
Когда и как создавалась Российская ассоциация бизнес-образования?
История российских бизнес-школ ведет отсчет с сентября 1988 г., когда Постановлением Совета министров СССР были созданы две высшие коммерческие школы: одна при Всесоюзной академии внешней торговли – ВКШ МВЭС (ректор В.А. Буренин), другая в структуре Академии народного хозяйства при Правительстве РФ – ВШМБ АНХ (ректор Л.И. Евенко). Обе первоначально создавались с целью профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для внешнеэкономической деятельности министерств, ведомств, а также предприятий, но затем довольно быстро переключились в основном на подготовку менеджеров-дженералистов общего профиля, в том числе на программы МВА.
РАБО была создана в 1990 г. по инициативе трех ректоров первых бизнес-школ – В.А. Буренина, Л.И. Евенко и А.Б. Мануковского, который тогда являлся ректором Школы международного бизнеса МГИМО. Теперь эта школа стала Институтом бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (ректор – С.П. Мясоедов). Ко времени создания Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) таких школ было по крайней мере 20. Из них 15 вошли в состав учредителей. Для бизнес-школ было жизненно необходимым появление объединения, выражающего их интересы, способствующего совместному решению многочисленных проблем. Первым президентом нашей ассоциации был избран В.А. Буренин.
Каковы цели и задачи ассоциации?
В тот период, когда РАБО создавалась, ее основной задачей было объединить, сориентировать, помочь становлению тех школ, которые только-только начали заниматься бизнес-образованием. Не забывайте, что, несмотря на перестройку, это был еще социализм. Бизнес-школы стали абсолютно новым явлением. Основные цели РАБО сегодня – это участие в разработке стратегии развития бизнес-образования в России; формирование сообщества российских профессионалов и экспертов в области бизнес-образования; поиск и распространение новаторских идей, лучшего отечественного и зарубежного опыта; определение и развитие российского подхода к бизнес-образованию с ориентацией на национальные интересы России и т.п. К задачам РАБО относятся: создание и развитие сети учреждений бизнес-образования с привлечением корпоративных членов; международное сотрудничество; организация обмена информацией между членами ассоциации; проведение научно-практических конференций, конкурсов, выставок, научных исследований в области менеджмента; участие в формировании законодательства и в государственных программах; содействие становлению новых и реформированию действующих учебных заведений; распространение результатов исследований в области образовательной проблематики и т.п.
Сколько бизнес-школ входит сегодня в ассоциацию?
В Российской ассоциации бизнес-образования 120 членов. Это не только ведущие бизнес-школы, но и университеты, академии, вузы, где есть любые формы дополнительного образования, а также тренинговые центры и негосударственные образовательные учреждения. Кроме этого, в ассоциации есть корпоративные члены – организации, которые заинтересованы в развитии своего персонала. Членами РАБО являются также зарубежные школы из Белоруссии, Украины, Казахстана, Латвии, Канады, Финляндии, Швеции, Болгарии. Наша ассоциация – это общественная некоммерческая организация, участие в работе которой осуществляется на добровольной основе и на равноправных условиях. То есть все ее члены равны, все платят одинаковый взнос, независимо от стажа членства в РАБО, статуса и финансового состояния.
Российская ассоциация бизнес-образования существует 15 лет. Каковы ее основные достижения?
В первую очередь это признание на государственном уровне программы МВА, которая впервые появилась в России в середине 1990-х гг. Наша ассоциация серьезно занималась изучением международного опыта и разработкой на этой основе российского стандарта МВА. С этой целью в 1997 г. в РАБО была создана рабочая группа, которую возглавил президент ассоциации Л.И. Евенко. Благодаря участию министра образования – тогда на этом посту был В.М. Филиппов – 5 марта 1999 г. был подписан Приказ "Об организации профессиональной переподготовки в области делового администрирования по программам МВА".
Проводившийся в 1999-2003 гг. эксперимент по осуществлению программ МВА в России с выдачей государственного диплома (для участия в эксперименте по конкурсу было отобрано 32 образовательных учреждения) дал положительные результаты. Был образован Экспертный совет Минобрнауки РФ по программе дополнительного профессионального образования "Мастер делового администрирования (МВА)", который в настоящее время наполовину состоит из членов Совета РАБО. С этого момента образовательное сообщество России тесно связало российскую программу МВА с деятельностью РАБО.
Кроме того, к основным результатам деятельности РАБО можно отнести: организацию и проведение более 50 международных и национальных научно-практических конференций по актуальным проблемам бизнес-образования, экономики, менеджмента, финансов; проведение с 1996 г. совместно с Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) семи всероссийских ежегодных конкурсов учебных программ в области менеджмента, маркетинга, управления человеческими ресурсами, информационных технологий, экономики и финансов; издание с 1996 г. научно-практического журнала "Бизнес-образование", который выходит два раза в год; членство в советах международных ассоциаций и партнерство с ними. Мы также издали ряд монографий, например "Бизнес-образование в России" (1998 г.), "Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация" (2004 г.).
Сложно ли сейчас получить лицензию на образовательную деятельность по программам MBA?
Непросто, потому что Экспертный совет Минобрнауки РФ достаточно серьезно подходит к проведению экспертиз программ. Это не значит, что у нас нет школ бизнеса и вузов, которые реализуют программы МВА без лицензий. Такие организации есть, но они не выдают государственных дипломов.
В этой связи возникает вопрос качества образования. Наша ассоциация весьма озабочена данной проблемой. С одной стороны, для работодателя желательно, чтобы человек имел государственный диплом МВА (все чаще встречается такое требование при подборе персонала в компаниях). С другой – есть школы бизнеса и вузы, не имеющие лицензии, но тем не менее обеспечивающие высокий уровень преподавания. Я знаю программы в Москве и в регионах России, которые пользуются успехом, хотя и не выдают государственных дипломов МВА.
Мы говорили о программах MBA, которые ассоциируются с определенными вузами. Сейчас много говорят о том, что бизнес-школы нужно интегрировать в систему государственного образования. Как Вы к этому относитесь?
Я разделяю точку зрения, что бизнес-школы имеют право на самостоятельное существование без привязки к вузу.
А сколько сейчас бизнес-школ в России?
Подготовкой менеджеров в нашей стране занимаются порядка 1200 учебных заведений; непосредственно программы МВА предлагают примерно 50 из них. Есть вузы, имеющие не одну, а несколько бизнес-школ и, соответственно, большое количество программ разной специализации.
Насколько российский стандарт МВА отличается от зарубежных аналогов?
Рабочая группа РАБО изучила все мировые стандарты программ МВА и взяла за основу американский стандарт. Наш российский стандарт, в свою очередь, был одобрен европейским Аккредитационным советом EQUAL. В Европе существовало несколько национальных стандартов – немецкий, французский, английский, – и дипломы выпускников национальных программ MBA признавались в основном в своих странах. В настоящее время в Совет EQUAL входят 16 ассоциаций. РАБО была принята в Совет EQUAL в 1997 г. и с тех пор является единственной организацией, представляющей российское бизнес-образование. Президент РАБО Л.И. Евенко и вице-президент РАБО С.К. Мордовин являются членами Совета EQUAL.
Совет EQUAL вырабатывает европейские стандарты бизнес-образования и использует для этой цели "наднациональную аккредитацию", для чего в 1997 г. был создан аккредитационный орган EQUIS (European Quality Improvement System) – наиболее авторитетный западноевропейский орган аккредитации школ бизнеса. Для других ассоциаций, входящих в состав Совета EQUAL, эти стандарты носят рекомендательный характер, но, как правило, получают их официальную поддержку. Таким образом, научно-методическая деятельность РАБО согласовывается с передовыми европейскими требованиями.
То есть выпускник российской бизнес-школы, имеющий диплом МВА, котируется также и в Европе?
Не совсем так. Я сказала, что наша программа МВА максимально приближена к международным стандартам, но это не значит, что наш диплом признается европейским бизнесом. Этого пока нет. Ни одна из российских школ бизнеса, к сожалению, не получила европейскую аккредитацию EQUIS, хотя некоторые школы имеют аккредитацию британской ассоциации программ МВА – АМВА.
Бизнес-школы – это платное образование. Слушатели таких школ – очень занятые люди, у них не всегда есть время на учебу. Не сказывается ли это на качестве образования? Не бывает ли так, что человек заплатил – и может не ходить, он все равно получит диплом?
Это вопрос не простой. Я знаю, что в некоторых российских школах отчисляют за пропуски занятий и за "хвосты". Дело в том, что программы МВА сейчас очень популярны. Поэтому, как бы школы ни конкурировали между собой, слушателей хватает на всех, и можно позволить себе ужесточить дисциплину.
В бизнес-школах при высших учебных заведениях работают те же вузовские педагоги, а ведь бизнес-школа – это более высокая ступень. Не кажется ли Вам, что здесь нужны специально подготовленные преподаватели?
Согласна. Но во многих бизнес-школах свой профессорско-преподавательский состав, и очень мало профессоров, которые читают в вузах на первом высшем образовании. Вузовскому преподавателю, даже очень хорошему, сложно работать на программе МВА, потому что здесь другие требования – нужны не просто глубокие теоретические знания, но и большой практический опыт.
Без сомнения, преподавателей для программ МВА следует специально готовить. Это серьезная проблема, которая стоит и перед нашей ассоциацией, и перед Министерством образования, и перед Экспертным советом по программе МВА. РАБО, в частности, организует семинары и конференции, куда приглашаются не только руководители бизнес-школ, но и преподаватели по конкретным дисциплинам. Кроме того, сейчас РАБО совместно с Экспертным советом по МВА планирует провести ряд семинаров с целью подготовки преподавателей для программ МВА и административного состава школ бизнеса. Организации, которые вновь открывают программы МВА, должны знать все нюансы этого непростого дела.
Не могу не отметить и тот факт, что по инициативе членов РАБО из Уральского региона создана Ассоциация преподавателей МВА, пока объединяющая преподавателей из Екатеринбурга, Перми, Челябинска и других городов. Действительно, одна из самых острых проблем – это дефицит хороших преподавателей. У нас есть высокооплачиваемые преподаватели-звезды, но они очень востребованны. Средний возраст этих людей – около 50 лет. Нужна молодая смена, и она подрастает. Правда, хотелось бы, чтобы она была более многочисленной.
Каковы основные мероприятия, проводимые РАБО?
Помимо ряда ежеквартальных заседаний Совета РАБО и научно-практических конференций, наша ассоциация ежегодно, совместно с Национальным фондом подготовки кадров (НФПК), проводит конкурсы учебных программ. Их темы утверждаются заранее. Число желающих принять участие в конкурсе с каждым годом неизменно растет, правда, не все присылаемые программы соответствуют условиям конкурса. Для их оценки работает экспертная комиссия которая отбирает финалистов.
В разные годы победителями конкурсов учебных программ РАБО – НФПК являлись профессора из Высшей школы экономики (Москва), Государственного университета управления (Москва) и Санкт-Петербургского международного института менеджмента ИМИСП (Санкт-Петербург). В прошлом году первое место заняла программа из Иркутска, второе – из Калининграда. В этом году на третьем месте оказалась программа из Екатеринбурга. Это говорит о том, что и в регионах сейчас работают высококвалифицированные кадры, хотя их и недостаточно. Радует, что среди лауреатов конкурса есть молодежь. Программы из Иркутска и Калининграда, например, подготовлены молодыми преподавателями.
Есть ли у РАБО конкуренты на российском рынке?
Мы ни с кем не конкурируем. Есть другие организации, которые хорошо работают, и мы сотрудничаем с ними. Скажу лишь, что наша ассоциация имеет определенную стратегию, конкретную программу действий, нацеленную на решение актуальных задач в сфере бизнес-образования, четкий и реальный план мероприятий. За прошедшие 15 лет все это позволило нам добиться успеха.
Какие проблемы предстоит решить РАБО в следующем году, в ближайшие три года?
Этот год у нас ответственный. Во-первых, он юбилейный – 29 октября 2005 г. в Конгресс-центре Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова состоится юбилейное торжественное собрание, посвященное 15-летию РАБО. Во-вторых, в этом году на общем собрании РАБО 15 декабря состоятся перевыборы руководящих органов ассоциации. Для нас, как для любой организации, это непростой момент, поскольку избранию нового лидера (или лидеров) должна предшествовать разработка новой стратегии ассоциации. Сейчас мы заняты именно этим, и я могу обозначить некоторые ключевые направления. У нас пока еще слабая связь с бизнесом, поэтому одна из основных задач – привлечь внимание бизнес-сообщества к бизнес-образованию. Мы заинтересованы в том, чтобы бизнес сформулировал те направления, по которым мы должны развиваться, и требования, которым должны отвечать наши выпускники. Важнейшее направление работы ассоциации, как я уже говорила, – подготовка преподавательских кадров. И, конечно, мы должны быть готовы к приходу на отечественный рынок бизнес-образования зарубежных школ бизнеса. Это неизбежно произойдет после вступления России в ВТО.