Банки Кыргызстана — движущая сила экономики страны
Экономические и отраслевые риски, присущие банковскому сектору Кыргызстана, одни из самых высоких на пространстве СНГ, при этом перспективы развития банковского сектора республики на ближайшие годы выглядят оптимистично
Банки Кыргызстана – движущая сила экономики страны
Бахтияр Бакас Уулу
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №4-2007, стр. 118-125
Бахтияр Бакас Уулу – аналитик Института экономических стратегий – Центральная Азия. |
Сегодня можно констатировать, что банковский сектор Кыргызской Республики, несмотря на значительные риски, достиг определенного прогресса. Налицо положительные структурные сдвиги, однако большинство происходящих изменений носит циклический характер и определяется благоприятными экономическими, политическими и отраслевыми условиями. Несмотря на то что уровень банковского посредничества, необходимого для эффективного накопления и реинвестирования капитала, остается низким, банковская система страны к настоящему моменту добилась некоторых успехов. В то же время уровень кредитоспособности банков Кыргызстана все еще сдерживают такие факторы, как недостаточная прозрачность структуры собственности, нуждающийся в реструктуризации промышленный сектор, небольшой рост розничного кредитования, высокая степень концентрации ссуд по отраслям и отдельным заемщикам, а также значительная степень "долларизации" экономики.
Все эти факторы подвергают банки рискам, возникающим в связи с дестабилизацией экономической ситуации, изменением процентной ставки и колебаниями валютного курса. В результате проводимых с 1991 г. реформ в Кыргызстане сложилась двухуровневая банковская система, которая включает основной регулятор банковского сектора – Национальный банк Кыргызской Республики (выполняет все функции центрального банка) и коммерческие банки, предоставляющие широкий спектр универсальных финансовых услуг. Регулирование финансового рынка осуществляется и рядом других государственных органов: Службой финансового надзора и регулирования Кыргызской Республики, Службой финансовой разведки, Государственной налоговой инспекцией и др. Банковский сектор функционирует на правовой базе, включающей Закон КР "О Национальном банке Кыргызской Республики", Закон КР "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", а также ряд нормативных актов, охватывающих все аспекты банковской деятельности и нормы регулирования работы коммерческих банков. В соответствии с требованиями международных организаций в ноябре 006 г. в республике вступил в силу Закон КР "О предотвращении легализации денег, полученных незаконным путем".
С начала 1990-х годов банковский сектор Кыргызской Республики претерпел важные изменения. Структурная перестройка финансового сектора (программа международных доноров – FINSAC), начатая в 1996 г., привела к реформированию законодательной базы, внедрению международных стандартов учета и отчетности, созданию системы надзора, а также реструктуризации ряда проблемных банков. В итоге финансовая система Кыргызстана вышла на новый уровень развития. В последующие несколько лет деятельность банковского сектора республики была направлена на преодоление последствий российского кризиса 1998 – 1999 гг. К концу 2001 г. реформирование банковского сектора было в целом завершено.
Банковская система Кыргызской Республики по состоянию на 1 января 2007 г. представлена 21 коммерческим банком (в том числе 12 банков с иностранным участием), которые в большинстве являются мелкими кредитно-финансовыми учреждениями местного значения, что обусловливает высокий уровень фрагментации банковской системы. Поскольку население республики составляет 5,5 млн человек, такое количество банков представляется избыточным. Отсюда высокий уровень конкуренции и отсутствие доминирования одного или группы банков. В условиях демонополизации позиции крупнейших банков в списках, где они ранжируются по размеру и контролируемой доле рынка, часто меняются и определяются главным образом способностью наращивать объемы кредитования, прежде всего на рынке услуг для частных лиц.
В настоящее время основным двигателем развития банковской сферы Кыргызстана является казахстанский капитал. Одним из первых казахстанских банков на территории Кыргызстана был филиал ИКБ КРАМДСбанка. Затем на местном рынке обосновались другие крупные банки Казахстана (на рынке косвенно или прямо присутствуют ОАО "Казкоммерцбанк", ОАО "Темирбанк", ОАО "АТФБанк" и ОАО "Халык Банк").
Банковский сектор КР с активами в 884 млн долл. (на 1 мая 2007 г.) можно классифицировать как небольшой. Достаточно сказать, что активы банковского сектора Кыргызстана меньше, чем активы одного только АО "ДАБ ABN AMRO Банк Казахстан" (908 млн долл.), который занимает 12-е место в рейтинге банков Казахстана.
По сравнению с 2000 г. с началом экономической активности в республике отмечается рост суммарных показателей коммерческих банков. Активы и депозиты банков за 6 лет выросли на 432% и 416% соответственно, а кредиты – на 596%. Общие активы банковской системы по результатам 2006 г. выросли до 705 млн долл., обязательства достигли 578 млн долл. При этом общий суммарный капитал банков на начало 2007 г. составил 126 млн долл. (рис. 1).
Рисунок 1. Активы, обязательства и капитал банков в Кыргызстане ежегодно отмечаются положительным приростом
Несмотря на положительные темпы роста, показатели, характеризующие потенциал банковской системы, пока еще свидетельствуют о низком финансовом проникновении в экономику страны. Коэффициент отношения суммарных активов к ВВП составляет 25%, коэффициент общего объема выданных кредитов к ВВП – 10,6, депозиты к ВВП – 14,8, собственный капитал банков к ВВП – 4,5%. В то же время показатель коэффициента М2Х, отражающий отношение агрегата "широких денег" к ВВП, в конце 2006 г. в республике составил только 28,5% (рис. 2).
Рисунок 2. Несмотря на рост банковской системы, очевидным является тот факт, что финансовое посредничество остается на низком уровне
В отличие от банков развитых стран, акции которых распределены среди большого числа акционеров, большинство банков республики имеют весьма концентрированную структуру собственности, находясь в руках либо западных стратегических инвесторов (ЗАО "Демир Банк Кыргызстан", АОЗТ "Кыргызский инвестиционно-кредитный банк"), либо состоятельных частных лиц. Банки в значительной мере зависят от успешности бизнес-проектов, а также политических связей своих владельцев, их активные и пассивные операции подвергаются потенциальному риску концентрации на связанных сторонах.
Так же как их казахстанские коллеги, собственники банков в Кыргызстане приблизились к черте, за которой они будут вынуждены снизить уровень контроля над своими банками в связи с необходимостью привлечения внешних инвесторов к участию в их капитале. В отличие от некоторых стран СНГ, которым был открыт доступ на мировые рынки капитала, банковский рынок республики пока лишен такой возможности. Планируемая Национальным банком Кыргызстана дальнейшая капитализация банков и ужесточение требований на соответствие правилам "Базель-2" ставит перед местными банками трудновыполнимые задачи.
Банковская система республики – высококонкурентный сектор экономики. Ни один банк не имеет монопольного или привилегированного положения на рынке, ни один банк не доминирует в каком-либо крупном сегменте (исключением является "Айыл Банк" на отраслевом сельскохозяйственном рынке). По состоянию на 1 мая 2007 г. суммарная доля пяти наиболее крупных банков в общих активах составляла 53,9%, в кредитах – 54,2, в депозитах – 50,4%. Наиболее активно развиваются банки, имеющие иностранный капитал (доля таких банков достигла 70% в суммарных активах банковской системы).
Основными факторами высокой конкуренции являются: большое количество банков, диверсификация предлагаемых банковских услуг, отсутствие в республике крупных финансово-промышленных групп, способных оказать влияние на сложившуюся на рынке ситуацию. Ожидается, что в ближайшее время конкуренция усилится. Этому будет способствовать открытие новых иностранных банков, в том числе из Казахстана и России. До конца текущего года в республике планируется открытие совместного кыргызско-латвийского банка "Манас" и "дочки" казахстанского "Банк ЦентрКредит".
Перспективы развития банковского сектора республики в ближайшие годы выглядят оптимистично. Этому будет способствовать общая макроэкономическая стабилизация и усиление предпринимательской активности в Кыргызстане. Когда конкуренция усиливается, а клиенты придают все большее значение качеству обслуживания и надежности, структура банковской отрасли перестраивается: в ней возрастает роль позиционирования банков. Какие из банков в результате выиграют в конкурентной борьбе и успешно преодолеют возможные неблагоприятные циклы развития, пока не ясно. Те, кто сегодня вырвался вперед, совсем не обязательно останутся лидерами в будущем. Сохранение лидирующих позиций на высококонкурентном банковском рынке в конечном счете зависит от устойчивости положительной динамики коммерческих и финансовых показателей различных банков. Большинство банков имеют похожие стратегии с акцентом на диверсифицированные коммерческие модели развития. Одной из первоочередных стратегических задач является отраслевая специализация, диверсификация клиентской базы и продуктового ряда, причем в последнее время это в основном касается розничного обслуживания населения и финансирования потребностей малого и среднего бизнеса.
Экономический рост и снижение процентных ставок по кредитам за последние годы стали основными причинами роста спроса на ссуды. Суммарный кредитный портфель банков по состоянию на начало 2007 г. составил 282 млн долл. Кредиты главным образом номинированы в иностранной валюте – 69,4% (в основном в долларах США). В отраслевом разрезе в 2006 г. банки прежде всего кредитовали торговлю -43,8%, строительство и ипотеку – 18,7 и промышленность – 7,6% (рис. 3).
Рисунок 3. В отраслевом разрезе в основном кредитуется торговля, что в первую очередь связано со структурной перестройкой экономики страны
Несмотря на то что вследствие структурных изменений в экономике банки по-прежнему делают основной упор на финансировании торговых операций, постепенно наращиваются розничное кредитование и ипотека (темпы ее роста были значительными в прошлом году). Данные сферы, которые банки ранее игнорировали, имеют самые высокие перспективы роста. Недостаточно высокий уровень потребительского кредитования объясняется низкой платежеспособностью населения. Речь прежде всего идет о потребительских ссудах на приобретение бытовой техники, электроники и автомобилей. Ожидается, что в среднесрочной перспективе чрезвычайно высокие темпы роста будут наблюдаться именно в этом сегменте рынка ввиду постепенного повышения внутреннего потребления и располагаемых доходов населения.
В целом в период с 2000 по 2006 г. средний уровень ставок по кредитам снижался: в 2006 г. в национальной валюте он составил 25,8 %, в иностранной валюте – 17,3 %.
По оценке регулятора, активы и кредитный портфель коммерческих банков находятся на удовлетворительном уровне. Неклассифицированные кредиты коммерческих банков (кредиты удовлетворительного качества) в среднем достигают 90% от выданных кредитов. В 1999- 2006 гг. на фоне общего роста объемов кредитования отмечалось снижение доли как неработающих кредитов, так и просроченной задолженности. В 2006 г. только 0,8% от общего объема выданных заемных средств были признаны банками в качестве "потерь" (рис. 4). Тем не менее прогнозируется рост объемов проблемных ссуд по мере увеличения розничных ссуд ввиду того, что процедура и методы выдачи кредитов, а также системы мер кредитной защиты еще не проверены временем и нормативы резервирования могут оказаться недостаточно высокими.
Рисунок 4. Несмотря на высокие риски, кредитный портфель банков оценивается как удовлетворительный
Несмотря на то что значительную часть расходов населения составляют расходы на потребление (90,8 % от всех расходов), весьма положительно расценивается рост депозитной базы банков, свидетельствующий о растущем доверии граждан к банковскому сектору, а также о возможности диверсификации ресурсной базы и повышении ликвидности. В 2006 г. депозитная база выросла до 418 млн долл. В ней по-прежнему превалируют депозиты в иностранной валюте (рис. 5). Вклады населения быстро растут, но остаются самым волатильным и дорогостоящим источником фондирования. В то же время из-за их малых размеров банкам пока недоступен международный рынок капиталов.
Рисунок 5. В депозитной базе преобладают средства предприятий, она также характеризуется своей краткосрочностью
Основу депозитной базы действующих банков все еще составляют депозиты юридических лиц, объем которых в 2006 г. составил 315,5 млн долл. Среднегодовая ставка по депозитам в национальной валюте в 2006 г. составила %, а по депозитам в иностранной валюте – 6%.
Основной проблемой в области депозитов остается риск банкротства и отсутствие законодательной нормы, гарантирующей возврат вложенных средств. В настоящее время закон "О защите депозитов" находится на стадии разработки и обсуждения.
Несмотря на значительные расхождения в динамике показателей рентабельности и результатов работы отдельных банков, общий итог функционирования банковского сектора КР можно оценить как позитивный. Последние 6 лет банковская система демонстрирует положительную динамику роста прибыли. В 2006 г. банки получили чистый доход в размере 19,7 млн долл. (рис. 6). Доходность активов банковской системы (ROA) в годовом исчислении (по состоянию на 1 января 2007 г.) увеличилась до 3,3 % (по итогам 2005 г. – 2,6%), а доходность на вложенный капитал (ROE) – до 22,4 % (по итогам 2006 г. – 19,6%).
Рисунок 6. Банковская система на протяжении последних шести лет показывает положительные результаты деятельности
Динамика показателей, характеризующих доходность банковской системы, – отношение чистого процентного и непроцентных доходов к общему доходу свидетельствует о формировании тенденции повышения доходности основной деятельности банковской системы. Однако в 2006 г. тенденция роста процентных доходов была нарушена, в суммарных доходах непроцентные доходы составили 47,5%. Это свидетельствует о том, что банки стали активно развивать виды деятельности, сопутствующие основной, – выдачу пластиковых карточек, переводные операции, интернет-банкинг и т. д.
Показатели эффективности работы банковской системы в целом свидетельствуют о положительной динамике. При этом сравнение темпов прироста ROA и ROE, а также высокое среднее значение норматива адекватности капитала позволяют сделать вывод о том, что величина собственного капитала банков позволяет им более продуктивно расширять активные операции.
Хотя в основном банки выполняют нормативы достаточности капитала, установленные регулирующими органами, капитализация банковской системы КР оценивается как невысокая, что зачастую сдерживает их развитие. С проблемой недостаточности капитала сталкиваются быстрорастущие банки, несмотря на относительно высокий уровень нераспределенной прибыли.
В связи с необходимостью снижения потенциальных рисков государственный регулятор, начиная с 2000 г., постепенно повышал требования к минимальному капиталу банков: в 2000 г. он вырос с 25 млн до 50 млн сомов, а в 2001 г. – до 100 млн сомов. В настоящее время минимальный уставный капитал для открытия нового банка предусмотрен в размере 300 млн сомов (7,8 млн долл.). Требования регулирующих органов в отношении минимального капитала в КР строже, чем во многих других странах с развивающейся рыночной экономикой (рис. 6 и табл. 1, 2).
Таблица 1. Основные регулятивные требования, предъявляемые к банкам, с учетом высоких рисков являются более строгими, чем в развитых странах
Таблица 2. Нормативы резервирования, формируемые под выданные ссуды, разделяются на шесть категорий
Размер бизнеса все чаще признается важным фактором, обеспечивающим достижение "критической массы", долговременную устойчивость и рентабельность банковской деятельности. Однако случаи слияний и поглощений среди банков КР все еще редки и большинство банков делают ставку на органический рост. Рост банков осуществляется не благодаря расширению масштабов деятельности, а за счет укрупнения капиталов посредством капитализации получаемой прибыли, размер которой тем не менее недостаточен для поддержания дальнейшего развития их бизнеса.
В этой ситуации банкам для дальнейшего устойчивого развития крайне необходимы внешние вливания капитала. Однако большинство банков по-прежнему не имеют эффективных долгосрочных стратегий развития и опираются на существующих акционеров, чей инвестиционный потенциал все больше сокращается вследствие значительных потребностей банков в капитале. Вместе с тем отсутствует уверенность в том, что будущие акционеры станут осуществлять взносы в капитал банков, в частности, из-за того, что большинство банков принадлежит небольшой группе акционеров и имеет непрозрачную структуру собственности.
При минимальном значении адекватности суммарного капитала в 12% в среднем по банковской системе оно составляет 27,2%, что свидетельствует о довольно больших размерах капитала коммерческих банков. Однако в перспективе, учитывая высокие темпы роста кредитования, нестабильные условия деятельности и неясность в отношении поддержки капитала со стороны нынешних акционеров могут спровоцировать падение уровня капитализации банков. Если капиталы банков будут расти в 2 раза медленнее, чем активы, то уже в 2009 г. они приблизятся к минимальным значениям.
Экономические и отраслевые риски, присущие банковскому сектору Кыргызстана, одни из самых высоких на пространстве СНГ. Отсутствие структурной реформы, низкие стандарты корпоративной отчетности, не отвечающая своим задачам правовая система – все эти факторы создают неудовлетворительную среду для работы банков. Кроме того, для банковской системы характерны, с одной стороны, низкое качество управления кредитными рисками и слабый уровень капитализации, с другой – рост кредитования и высокий валютный риск, из-за чего банки остро реагируют на ухудшение макроэкономической среды.
Низкая эффективность судебной власти порождает недоверие к судебно-правовой системе, сомнения в результативности защиты прав кредитора, в частности в возможности реализации заложенного имущества в случае неисполнения должником своих обязательств. Стоимость залогового обеспечения выясняется при помощи сомнительных процедур, оно может быть с легкостью переоценено, а банк-кредитор может получить право на реализацию залога лишь после длительного (иногда затягивающегося на несколько лет) судебного разбирательства, исход которого не всегда предсказуем. Причина слабой защиты прав кредиторов – в непоследовательной и непредсказуемой практике правоприменения. Из-за слабой залоговой политики заемщика при получении кредита обязывают предоставить ликвидный залог, покрывающий сумму кредита в 120%.
Кредиторы банков подвержены серьезному валютному риску: значительная часть выданных кредитов номинирована в иностранной валюте – и в случае снижения обменного курса у многих заемщиков могут возникнуть трудности с исполнением долговых обязательств. Впрочем, следует заметить, что с января 2000 г. обменный курс сома к доллару стабильно растет и в банковской системе наблюдается рост кредитов, выданных в национальной валюте, что в целом не снижает высокого уровня валютного риска. В банковском секторе высок уровень информационного риска.
Это связано с тем, что банки республики крайне неоднородны с точки зрения прозрачности и качества раскрытия финансовой информации (хотя в целом эти показатели улучшаются). Кроме того, вызывают сомнения надежность и полнота информации, предоставляемой банками, учитывая слабое развитие управленческих информационных систем, а также необходимость инвестирования в создание и модернизацию информационных технологий. В 2000 г. банковская система Кыргызстана перешла на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Между тем последовательность выполнения международных стандартов учета и уровень соответствия банков требованиям МСФО различаются. Несмотря на то что по требованию НБКР аудит крупнейших банков проводят авторитетные международные аудиторские фирмы (в частности, "Большая четверка" аудиторских фирм), уровень информационного риска продолжает оставаться высоким.
Банковская инфраструктура Кыргызстана в целом все еще слабо развита. Для банков все более серьезным фактором, сдерживающим развитие бизнеса, становится отсутствие полноценных бюро кредитных историй, системы страхования депозитов и кредитных рисков.
Быстрое повышение цен на недвижимость в Кыргызстане за последние 2 года, с одной стороны, отражает растущее благосостояние населения, а с другой – является результатом искусственного формирования избыточного спроса в стране с ограниченными инвестиционными возможностями. В рамках самого неблагоприятного сценария понижение или обвал искусственно завышенных цен на недвижимость в результате экономического либо политического кризиса может привести к кризису банковской системы.
Другими ключевыми факторами риска остаются коррупция и политическая неопределенность. По оценке международных финансовых институтов, уровень коррупции в Кыргызстане – один из самых высоких в мире. Это не в последнюю очередь обусловлено политической нестабильностью, которая является причиной напряженности в стране, делает неэффективной реализацию политических решений. Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что в настоящее время сильные стороны коммерческих банков в КР в основном компенсируют те угрозы, которые могут ожидать банковскую систему республики (за исключением возможного резкого ухудшения макроэкономической ситуации, а также непрозрачности деятельности потенциальных заемщиков и высоких рисков, присутствующих в деятельности самих банков). С другой стороны, использование возможностей банковского сектора и ужесточение требований законодательства в банковской сфере помогут устранить существующие слабые места.
В табл. 3 приведены финансовые показатели банков по состоянию на 1 мая 2007 г. Рэнкинг приведен в соответствии с размером активов банков.
Таблица 3. Финансовые показатели банков на 01.05.07, тыс. долл. Рэнкинг приведен в соответствии с размерами активов банков