Аутсорсинг как инструмент повышения эффективности деятельности компании

Номер 7. Мир вразнос

По мнению автора, в условиях углубляющегося процесса глобализации российским компаниям необходимо не только изучить рынок аутсорсинга, но и определить свою нишу, в которой их деятельности будет максимально эффективной. Автор полагает такой нишей для российского бизнеса сферу информационных технологий.

Светлана Растворцева
Аутсорсинг как инструмент повышения эффективности деятельности компании

"Экономические стратегии", №07-2008, стр. 110-113

Растворцева Светлана Николаевна — доцент кафедры мировой экономики Белгородского государственного университета, к.э.н.

Аутсорсинг является одним из наиболее ярких примеров международного разделения труда. Крупные компании, лидеры мировой экономики, исчерпавшие на сегодняшний день все резервы снижения издержек, находят в аутсорсинге инструмент повышениях эффективности своей деятельности. В условиях углубляющегося процесса глобализации российским компаниям необходимо не только изучить рынок аутсорсинга, но и определить свою нишу, в которой их деятельность будет максимально эффективной.

Введение

Важным фактором конкурентного преимущества любой компании является время. При наличии методик оценки эффективности ресурсов и затрат оценить влияние фактора времени на деятельность предприятия достаточно сложно. Наиболее полно этот фактор, на наш взгляд, отражен в модели технологического разрыва (Майкл Познер, Раймонд Вернон, Рональд Финдли, Эдвард Мэнсфилд и др.). Компания получает значительные преимущества на рынке, если она начинает производство нового (востребованного рынком) товара раньше, чем ее конкуренты. Чем дольше она будет являться монополистом в данном производстве, тем больше экономических выгод она получит.

В некоторой мере обеспечить максимально эффективное использование фактора времени в международной практике призван аутсорсинг. Основная идея аутсорсинга заключается в передаче некоторых функций (чаще производственных) сторонним предприятиям. Правомерно предположить, что компания, в случае если спрос на продукцию значительно превосходит предложение, размещает заказы на производство товаров на заводах других компаний (нередко конкурентных для нее), а следовательно, экономит время, т.е. использует его максимально эффективно.
Предельно высокую эффективность в крупных компаниях возможно обеспечить при диверсификации функций между специализированными подразделениями компании либо сторонними организациями. В условиях постоянно растущих и меняющихся потребностей рынка, жесткой конкурентной борьбы предприятиям крайне сложно удерживать доли рынка без применения основных принципов разделения труда.

Аутсорсинг является производной процесса глобализации и наиболее ярким примером международного разделения труда.

В условиях постоянно изменяющегося рынка требование повышения эффективности на каждом этапе производства и распределения приводит к возникновению новых форм ведения бизнеса, новых форм сотрудничества. Экономическая сущность аутсорсинга состоит в построении системы отношений между организациями, передающими и принимающими на себя выполнение отдельных видов деятельности на основе заключаемых соглашений.

Основателем системы аутсорсинга считается управляющий автомобилестроительной компанией General Motors Альфред Слоун. Еще в 30-е гг. прошлого века часть вспомогательных производств (обслуживание и ремонт оборудования, изготовление инструментов и пр.) он передал специализированным предприятиям. Однако сам термин "аутсорсинг" появился в научной литературе значительно позже, в 1990-е гг. (1).

Целесообразность проведения аутсорсинга

Важным моментом при аутсорсинге является определение того, насколько данный процесс повышает эффективность производства. С одной стороны, диверсификация производственного процесса, несомненно, сокращает как переменные, так и постоянные издержки. Однако появляются дополнительные затраты, связанные с аутсорсингом, в первую очередь, направленные на контроль за соблюдением производственных технологий и качеством выпускаемой продукции.

Многие проекты аутсорсинга были завершены в последние годы по причине непропорционально растущих расходов. В период перемещения технологического процесса из страны базирования компании в страну аутсорсинга объем расходов может увеличиться на 30-50%. Однако, как показывают статистические данные, большая часть компаний существенно сокращает совокупные расходы, внедряя аутсорсинговые решения (2). При этом для компании важно определиться, какие функции передавать сторонним организациям и в каком объеме. В работе "Мировая экономика и международный бизнес" под редакцией профессора В.В. Полякова и профессора Р.К. Щенина представлена матрица оценки уровня развития и качества компетенций при принятии решения "производить или покупать". Матрица предусматривает три варианта: полный аутсорсинг, выборочный аутсорсинг и инсорсинг. Ни в коей мере не умаляя значимости данного материала, мы считаем необходимым более детально рассмотреть некоторые моменты.

Не совсем верным, на наш взгляд, является подход, когда за проявление аутсорсинга принимается выполнение любых работ сторонними организациями. Вполне естественно, что хозяйствующий субъект экономики пользуется услугами других субъектов. Так, компании приобретают оборудование, уже произведенное кем-то, пользуются транспортными, аудиторскими, финансовыми, консультационными, страховыми и прочими услугами других организаций. Такое сотрудничество является следствием международного разделения труда, но не проявлением аутсорсинга. Поэтому изначально определение целесообразности аутсорсинга как принятия решения "производить или покупать" (make or buy) неверно. Дилемма "производить или покупать" не связана с аутсорсингом, т.к. аутсорсинг имеет место при полной или, что более часто встречается в практике, частичной передаче конкретной функции. Так, если предприятие не в состоянии произвести большой объем продукции в определенно короткие сроки, часть производства может быть размещена на заводах других предприятий.

Также мы не может согласиться с формулировкой "полный аутсорсинг". В мировой практике полный аутсорсинг не встречается, т.к. это означало бы абсолютную передачу всех функций сторонней организации. Недостатком представленной матрицы, на наш взгляд, является и отсутствие варианта деятельности компании без привлечения аутсорсинга.

Для определения оценки роста доходов компании и повышения эффективности ее деятельности при проведении аутсорсинга мы предлагаем использовать матрицу, представленную на рис. 1.
Как показано на рис. 1, наименьшие выгоды получает компания, не занимающаяся аутсорсингом. Выборочный аутсорсинг – ситуация, когда передается лишь некоторая часть функций, – увеличивает доходы компании. Также следует отметить, что полное использование аутсорсинга приносит больше доходов, чем инсорсинг, т.е. заказчики работ обычно получают большие выгоды, чем исполнители. При этом, чем больше функций делегируется сторонним компаниям (при экономической целесообразности), тем выше эффективность деятельности таких компаний.

Динамика аутсорсинга в мировой экономике

Активное использование аутсорсинга с целью повышения эффективности деятельности компаний отражается и на показателях международной статистики. По мнению многих аналитиков, высокие темпы роста основных показателей мировой экономики имеют место именно по причине увеличивающихся объемов аутсорсинга. В условиях рецессии, происходящей в странах базирования транснациональных корпораций, компании достигают своих целей путем максимального снижения издержек, размещая производство в развивающихся странах.

Важно отметить, что принимающими сторонами в аутсорсинге в основном являются представители малого и среднего бизнеса. Аутсорсинг выгоден обеим сторонам: крупные компании делегируют и снижают издержки, мелкие компании получают заказы и доступ к специальным технологическим и маркетинговым знаниям.

На сегодняшний день сфера аутсорсинга поделена на отраслевые сегменты следующим образом:

  • 28% – аутсорсинг информационных технологий;
  • 15% – трудовые ресурсы;
  • 14% – продажи и маркетинговые услуги;
  • 11% – финансовые услуги;
  • 32% – прочие.

Объемы прибыли, полученной компаниями от аутсорсинга, увеличивались в 2005-2006 гг. в среднем на 11%. В то же время, например, достаточно молодой рынок аутсорсинговых услуг в сфере информационных технологий в Украине увеличивается с 2003 г. ежегодно на 40%.

В сфере информационных технологий наибольшие доходы от аутсорсинга получает Индия (в 2003 г. – 11,3 млрд долл., в 2004 г. – 12 млрд долл.) и Ирландия (в 2003 г. – 14,4 млрд долл.). Рынок IT-аутсорсинга развивается и в промышленно развитых странах. Так, в США его ежегодный прирост составляет 14,4%.

В сфере аутсорсинга разрабатываются отдельные аналитические программы, призванные облегчить компаниям достижение максимальной эффективности реализации проектов. Так, при выборе страны, в которую будет осуществляться аутсорсинг, необходимо очень тщательно изучить ее благоприятные и неблагоприятные факторы: возможный языковой барьер, особенности политического строя, культурные противоречия, уровень развития инфраструктуры, доступность электроэнергии, возможность природных катаклизмов.

Аналитическим агентством Businessweek рассчитывается индекс глобальной сервисной локализации, определяющий регионы мира, где сосредоточены компании, выполняющие услуги аутсорсинга (см. табл. 1).

Общий индекс строится на базе трех составляющих:

  • финансовая привлекательность, основанная на возможности сократить издержки;
  • оптимальное соотношение между уровнем квалификации и стоимостью рабочей силы;
  • показатели экономико-политической среды, развитие институтов, уровень интеллектуальной безопасности в сфере информационных технологий.

Данный индекс можно сопоставить с оценкой инвестиционной привлекательности страны, т.к. заказы, размещаемые в развивающихся странах, составляют своего рода временные инвестиции. Интересные выводы можно сделать, проведя корреляцию между финансовой привлекательностью страны и оценкой ее деловой среды (рис. 2). В системе координат 50 стран мира были поделены на четыре группы по двум показателям: оценка финансовой привлекательности и оценка деловой среды страны. В первую группу (х<1,75; у<1,5) не попала ни одна страна, т.к. минимальный показатель финансовой привлекательности составлял 0,4 (Ирландия), а оценки деловой среды – 1,1 (Украина, Сенегал, Индонезия, Пакистан). В группу с более высокой оценкой деловой среды (х<1,75; у>=1,5) попали 11 стран мира, где достаточно хорошо развиты экономико-правовые институты, максимально снижен риск по иностранным инвестициям, однако прибыли по аутсорсинговым сделкам достаточно низки. Это промышленно развитые страны, в которых в основном развивается аутсорсинг информационных технологий, научно-исследовательских работ. Такой аутсорсинг часто принимает форму стратегических альянсов крупных компаний.

В третью группу с низкой оценкой делового климата, но высокими возможностями получения прибыли (х>=1,75; у<=1,5) вошли 23 страны, в том числе и Россия. В большинстве этих стран проводятся экономические и политические реформы, направленные на привлечение иностранных инвестиций, правовая база находится в стадии развития, велики риски по заключаемым сделкам. Однако именно в этих странах велика перспектива получить максимальные доходы, так как компании не платят своеобразного "налога за стабильность экономики". В четвертую группу вошли 16 стран со средним уровнем развития деловой среды и финансовой привлекательности (х>=1,75; у>1,5).

Фактически коэффициент корреляции, рассчитанный по 50 странам мира, составляет -0,825. Следовательно, регионы, способные обеспечить наилучшую деловую среду для развития бизнеса, не позволяют получить максимальные финансовые результаты аутсорсинга, и наоборот. В рейтинге привлекательности стран для аутсорсинга Россия находится на 12-м месте (в списке после 35 стран) с индексом 5,2: финансовая привлекательность – 2,6, оценка трудовых ресурсов – 1,4, оценка деловой среды – 1,2.

Заключение

Как показывает практика, материальное производство товаров широкого потребления в России экономически невыгодно и неконкурентоспособно, особенно в сравнении со странами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. По причине суровости климата существенную долю в расходах промышленных предприятий составляет отопление, чего нет в странах с более мягким климатом. Велики также расходы и на оплату труда работников предприятий. Если принимать для сравнения промышленно развитые страны, то в нашей стране наблюдается избыток дешевой, но высококвалифицированной рабочей силы, однако в сравнении с развивающимися странами, а именно туда и направляется большая часть аутсорсинга, заработная плата в России очень высока.

Однако и в аутсорсинге есть ниша, в которой российский бизнес мог бы занять достойное место. Это сфера информационных технологий, в которой востребованы высококвалифицированные работники, а доля материальных затрат невысока.

Таким образом, аутсорсинг как проявление международного разделения труда является одним из инструментов повышения эффективности деятельности компаний и активно используется в мировой практике. Ввиду того что экономические выгоды от аутсорсинга получают обе участвующие стороны, российским компаниям целесообразно наладить партнерские отношения в области информационных технологий с промышленно развитыми странами.

ПЭС 8073/31.03.2008

Примечания
1. Мировая экономика и международный бизнес / Под общ. ред.: В.В. Полякова, Р.К. Щенина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2007.
2. http://www.logicaster.com/outsourcing_statistics.html

Следить за новостями ИНЭС: