Аксиома успеха
Философия компании — максимальная ориентация на заказчика.
Мирослав Костов
Аксиома успеха
"Экономические стратегии", 2001, №4, стр. 14-15
Ваша компания имеет долгую историю: вам не раз приходилось полностью обновлять товарный ряд и технологии производства. Какими отличительными чертами должна обладать компания, чтобы пережить своих основателей?
Действительно, у компании "Сандвик" богатая история. Основанная в 1862 году как сталелитейная фирма, в процессе своего развития она, осваивая новую продукцию и самые перспективные технологии, постепенно выросла в крупнейший концерн, который сегодня работает в трех основных направлениях: "Сандвик Инструмент", "Сандвик Горный Инструмент" и "Сандвик Специальная Сталь".
Чтобы компания пережила своих основателей, на мой взгляд, необходимы две вещи. Во-первых, накопленные фирмой опыт, знания и умения должны воплощаться в продукты, востребованные обществом, конкретным потребителем. Философия нашей компании -максимальная ориентация на заказчика. Без заказчика не существует фирмы. Это аксиома. Поддержание взаимовыгодных партнерских отношений – политика всех фирм, входящих в концерн "Сандвик". Для нас потребитель является самым важным внешним фактором, непосредственно влияющим на расширение и обновление ассортимента продукции. Это в свою очередь влечет за собой целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение технологии производства и совершенствование кропотливой каждодневной работы по техническому обслуживанию наших клиентов.
Во-вторых, важна четкая стратегия развития компании. Прежде всего речь идет о ее позиционировании в представленных областях деятельности. Если "Сандвик" занимается производством инструментов – это лучшие инструменты в мире. Подтверждение тому – статистика: практически каждый третий металлорежущий инструмент выпущен нами. Таким образом, кратко охарактеризовать компанию, которая переживет своих основателей, можно следующим образом: максимальная ориентация на заказчика, работа с ним по принципу взаимовыгодных партнерских отношений, постоянное улучшение и обновление технологии, ассортимента продукции и четкая стратегия развития. Нужно думать о завтрашнем дне уже сегодня.
Как учатся и развиваются руководители высшего звена компании? Как осуществляется процесс управления изменениями?
Одним из наиболее приоритетных направлений деятельности компании "Сандвик" является обучение персонала, в том числе руководителей высшего звена. Желание и готовность учиться чему-то новому, независимо от занимаемого положения – одна из отличительных черт наших работников. Практически все топ-менеджеры "Сандвик" начинали свой путь рядовыми сотрудниками. Навыки и опыт приобретались непосредственно в ходе работы и постепенно реализовывались на следующих ступенях карьерной лестницы. Для нас такое поступательное движение снизу вверх означает, что каждый руководитель не только прекрасно знает работу своих подчиненных, но и умеет сделать так, чтобы эта работа была более продуктивной, целенаправленной и эффективной.
Говорить об управлении изменениями в концерне одновременно и просто, и сложно. Сложно потому, что концерн имеет достаточно непростую структуру, и для того чтобы более-менее детально описать процессы управления во всех его подразделениях потребуется около сотни номеров журнала "Экономические стратегии". А в двух словах это выглядит следующим образом: организация концерна благоприятствует гибкому и оперативному реагированию на изменения внешнего мира. Это непрерывный процесс, связанный со всеми сферами деятельности.
Прежде чем совершить первый рейс на самолете нового типа, пилот долго упражняется на тренажере. С другой стороны, очень часто руководители предприятий "пилотируют" компании методом проб и ошибок…
Наша компания, учитывая ее лидирующее положение на рынке, не имеет возможности действовать методом проб и ошибок. В нашем случае "пилотирование" – это коллегиальный процесс, в котором участвует широкий круг специалистов. Конечно, решение принимает руководитель, но учитывая принципы управления, компетентность и суммарный опыт всех участников "пилотирования", риск принятия неверного решения ничтожно мал. Несомненно, как и в любой другой компании, в каких-нибудь экстренных ситуациях руководителю приходится принимать единоличные решения. Но в этом и состоит суть работы любого руководителя – принять решение и нести за него ответственность.
Шведские компании знамениты качеством своей продукции. Какова система управления качеством на Вашем предприятии?
Высокое качество шведской продукции известно во всем мире. Швеция – небольшая страна, и внутреннее потребление составляет мизерную долю от общего объема производимой продукции. У концерна "Сандвик", к примеру, объем экспорта составляет около 96%. В таких условиях качество остается едва ли не единственным веским экономическим аргументом. Конечно, это отражается в политике правительства (стандарты качества в Швеции одни из самых высоких в мире) и в какой-то мере сказывается на формировании менталитета. На самом деле не только качество является базой для конкурентоспособности шведских компаний…
На долю заграничных продаж многих шведских отраслей приходится более 90% общего количества сделок. Как осуществлялась глобальная экспансия Вашей компании? Каковы ее принципы?
На сегодняшний день "Сандвик" имеет отделения в 130 странах. Глобальное представление нашей компании на различных рынках происходило и происходит по одному принципу. Там, где есть наш потребитель, открывается и наше представительство. При этом одним из главных принципов в работе является не только продажа, но и сервисное обслуживание. Это штат консультантов по продукции, помогающих в выборе инструмента и оборудования, выезд наших специалистов на предприятие заказчика для проведения производственных испытаний и внедрения самого современного инструмента и технологий, учебные центры и многое другое.
Каковы Ваши текущие ключевые компетенции?
Одной из ключевых компетенций "Сандвик" я бы назвал увеличение производительности и эффективности работы наших заказчиков, независимо от уровня производства и наличия дорогого современного оборудования. Здесь, в России, мы имеем множество примеров того, как, несмотря на устаревший станочный парк, использование инструментов "Сандвик" позволяло поднять производительность до 6-10 раз с соответствующим экономическим эффектом. Мы владеем широким ассортиментом высококачественных инструментов, располагаем превосходными специалистами и отлаженным техническим сервисом. Все это является хорошей основой для развития партнерских отношений. "Сандвик" – надежный партнер в деле повышения производительности и эффективности. Это не просто лозунг, это политика фирмы в отношении своих потребителей.
Чем отличается работа в России от работы в Швеции и других странах с точки зрения профессионального управления?
Какой-то значительной разницы в России я не обнаружил. Профессиональное управление состоит как раз в том, чтобы этих отличий не существовало. Все в итоге сводится к построению такой системы внутрифирменных взаимоотношений, при которой комфортно себя ощущают все участники процесса. Это тяжелый, кропотливый, каждодневный труд, а наградой за него является конечный результат. Здесь, в России, "Сандвик" представлен предприятием "Сандвик-МКТС" (ранее "Московский комбинат твердых сплавов"). Это одно из 300 предприятий "Сандвик", расположенных по всему миру. В процесс по коренной модернизации производства, всей инфраструктуры предприятия были вовлечены практически все сотрудники. И только четко поставленная цель, слаженная и профессиональная работа каждого позволила нам в России наладить производство современных высококачественных инструментов в рекордно короткий срок. "Сандвик -МКТС" первым в России и странах СНГ получил международный сертификат качества ISO 9001.
Каковы задачи компании в России?
Они полностью соответствуют глобальной цели: быть №1 в мире по качеству продукции, сервисному обеспечению и, естественно, по количеству заказчиков. Чтобы всем потребителям было приятно с нами работать.