Aftercrisis: сценарии будущего мира
Обновленный Бреттон-Вуд и атака на развивающийся мир или полная гармония, где БРИК управляют миром? Раздробленность и крах еврозоны или три региональных блока? В преддверии Давосского форума эти сценарии рассматривает экспертный доклад «Будущее глобальной финансовой системы».
Аftercrisis: cценарии будущего мира
"Экономические стратегии", №01-2009, стр. 34-37
Редакционный материал журнала Vox Populi № 02 (06) – февраль 2009 г., издающегося Институтом экономических стратегий – Центральная Азия. |
Обновленный Бреттон-Вуд и атака на развивающийся мир или полная гармония, где БРИК управляют миром? Раздробленность и крах еврозоны или три региональных блока? В преддверии Давосского форума эти сценарии рассматривает экспертный доклад "Будущее глобальной финансовой системы".
В 2020 г. "США и союзники продолжат продвигать модель "рыночной демократии" с минимальным регулированием. Восточные страны примут модель "контролируемой открытости", где государство продолжает вмешиваться в рыночные циклы и требует жесткого соблюдения адекватности капитала. Европейский союз замкнется в себе, сохранит госдолю в финансовом секторе и начнет протекционистскую политику в отношении Восточного блока… В трехстороннем мире финансовой координации нет. Все глобальные финансовые услуги разбиты между тремя блоками: США, ЕС и новым по сути "азиатским" блоком (Восточное экономическое сообщество возглавляется Китаем, и к нему примыкают такие страны, как Россия, Австралия, страны Центральной Азии). Бреттон-Вудские организации (МВФ, Всемирный банк) замещены региональными органами, ВТО разбита на три части, а ООН осталась воспоминанием глобализации…"
Такой сценарий, вполне достойный трехблочного мира из романа Джорджа Оруэлла "1984", где Океания воевала с Евразией и состояла в союзе с Остазией, и наоборот – называется "финансовый регионализм". Это один из четырех сценариев развития финансовой архитектуры мира от Всемирного экономического форума.
По мнению авторов прогноза, в текущем финансовом кризисе можно усмотреть три важных изменения. Во-первых, это замедление глобального экономического роста и сокращение так называемого "финансового рычага, или плеча" (deleveraging). Во-вторых, рост государственных интервенций на финансовых рынках.
В-третьих, угроза темпам роста глобализации. В ближайшей перспективе (2009-2012 гг.) финансовые институты вынуждены будут пересмотреть и адаптировать свои стратегии деятельности к этим условиям. В долгосрочном же периоде до 2020 г. ситуация в отношении отмеченных изменений представляется гораздо более неопределенной. На основе сформулированной сценарной методологии и опроса 250 ключевых игроков из сферы финансов, политики, государственных регуляторов и академического сообщества предлагаются сценарии, основанные на "двухмерном пространстве": скорости изменения расстановки геоэкономических сил и степени координации финансовой политики.
Бреттон-Вуд-2
Первый сценарий – "реформированный западноцентризм". Это сохранение в той или иной степени в посткризисный период существующей ныне модели мирового финансового устройства. При этом доли в мировом ВВП к 2020 г. распределятся следующим образом: Северная Америка – 24% (в 2008 г. 26%), страны БРИК – 20% (14%), Европа – 25% (27%), Япония, Австралия и Новая Зеландия – 10% (8%), остальные страны – 23% (22%). Утверждается, что это будет высокоскоординированный и финансово однородный мир, который, правда, может столкнуться с реалиями сдвига экономической мощи на Восток. Поскольку развивающиеся экономики будут сильно подвержены влиянию глобальной рецессии, то Запад выступит в роли "экономического и морального спасителя", обеспечив корпоративную реструктуризацию, рост производительности, расширение свободной глобальной мировой торговли. Высшим достижением предполагается создание некоего наднационального финансового регулятора типа Международного фонда финансовой стабильности, естественно на базе имеющихся сейчас Всемирного банка и МВФ, что может быть названо своего рода "Бреттон-Вудом-2". После короткого периода государственных и политических интервенций финансовый мир вернется на позицию главной движущей силы прибыльности и экономического роста (или, как показали события, на позицию главного генератора и конструктора различных финансовых пирамид). Справедливости ради следует сказать, что авторы также отмечают определенную уязвимость такого "обновленного Бреттон-Вуда" к будущим кризисам.
Что примечательно в таком сценарии? Мировой финансовый порядок не меняется, одни международные финансовые регуляторы, находящиеся под контролем развитых экономик "золотого миллиарда", сменяются другими, в которых по-прежнему главенствуют те же экономики. Соответственно, центры принятия глобальных финансовых решений находятся все там же, на Западе, и принимаются, что вполне естественно, в пользу Запада. Единственное, что несколько изменится, так это то, что произойдет некоторый рост и увеличение веса развивающихся рынков в странах БРИК (конечно, западным стратегам хотелось бы меньше). Но это объективный процесс, и с этим никак не поспоришь, хотя по-прежнему плодами глобализации в основном будет наслаждаться развитый мир в силу концентрации в нем финансовой мощи. Самое интересное, что фрагменты этого сценария ("восстановление обновленного статус-кво") наблюдаются уже сейчас, поскольку сам он, собственно, направлен на ослабление роста влияния новых развивающихся экономик и против изменения существующего распределения мировой экономической силы и принятия глобальных экономических решений.
Китай испытывает проблемы с резким спадом объемов экспорта (за последний квартал – спад более 30%) – отсюда для обеспечения социальной и экономической стабильности страна занята своими внутренними проблемами. Последние события на высокотехнологичном рынке (проблемы телекоммуникационной компании Nortel и компьютерного гиганта Microsoft) создают негативный фон для Индии, четверть экспорта которой сосредоточено в hi tech. Сюда же можно отнести и газовый конфликт России и Украины, а также довольно воинственные угрозы руководства Евросоюза в адрес России. Объективно все эти факты говорят о действиях, потенциально ослабляющих экономическую силу государств БРИК и, собственно говоря, инициирующих пересмотр на более справедливой основе мирового финансового порядка.
Идеализм партнерства
Два других сценария "фрагментарный протекционизм" и "сбалансированная многовекторность" идеализированы и вероятность их осуществления достаточно мала.
В первом сценарии фрагментарного протекционизма мировая финансовая система характеризуется полной раздробленностью как финансов, так и экономик, включая различные социальные и политические межстрановые конфликты, что, с точки зрения теории систем, никак не может быть устойчивым состоянием. Даже если гипотетически предположить, что такое состояние возникнет, оно будет сильно неустойчивым и кратковременным.
Второй сценарий, приводящий к "многосторонней сбалансированности", является весьма привлекательным и с позиции справедливого принятия мировых финансово-экономических решений, и с точки зрения справедливого распределения мирового экономического богатства (доля БРИК к 2020 г. составит 27%). Но если отталкиваться от общей теории систем (а мировую финансовую систему можно рассматривать как сложную и многопараметрическую совокупность национальных финансовых систем), то такое состояние можно назвать состоянием с "почти полносвязной топологией". Соответственно, вероятность его реализации довольно мала, поскольку издержки координации (возникновения связей) могут перевесить выгоды от сбалансированности. Тем более что этот сценарий можно назвать (согласно авторам документа) "БРИК-сфокусированным", поскольку в нем более половины темпов мирового экономического роста обеспечивают именно страны БРИК. В политическом, да и в экономическом смысле данный сценарий в случае попыток практического воплощения будет наталкиваться на жесткое противодействие "западного истеблишмента".
Три мира
Фактически, в случае изменения мирового финансового порядка наиболее вероятен четвертый сценарий, приводящий к состоянию "финансового регионализма". Мир, по мнению разработчиков сценария, распадется на три крупных блока (США, Европа, Восточный блок с лидерством Китая), исповедующих различные экономические парадигмы. Основная тяжесть нынешнего финансового кризиса в этом сценарии ляжет на развитые экономики, развивающиеся экономики в целом отвергнут западные модели. Доллар и евро утратят позицию доминирующих резервных валют в связи с укреплением мощи Восточного блока. Финансовая регуляция осуществляется, в основном, внутри сформировавшихся блоков, на мировом финансовом рынке будут доминировать в терминах объема капиталов азиатские финансовые институты. Данное состояние отвечает интересам развивающихся рынков, поскольку усиливает их роль и вес в принятии глобальных финансово-экономических решений за счет ослабления мощи стран "золотого миллиарда" (ежегодные темпы роста развивающихся экономик оцениваются в 9%, тогда как для США и ЕС только в 1,2%).
Ключевые игроки
Можно было бы отмахнуться, дескать, достаточно часто делаются долгосрочные экспертно-аналитические прогнозы мирового развития (оптимистичные или пессимистичные – в зависимости от потребностей заказчиков подобных докладов), о которых затем очень быстро забывают на практике. Но в данном случае ситуация несколько иная. Авторы сценариев – аналитики влиятельного Всемирного экономического форума (который, кстати, подсчитывает конкурентоспособность стран). Прогноз построен на опросе ключевых игроков – тех, кто реально влияет на принимаемые в глобальном масштабе решения. Сам прогноз будет презентован на Давосском форуме в конце января, который обещает быть особенно интересным. Поэтому те или иные фрагменты сценариев будут наверняка присутствовать в последующих конкретных национальных и международных программах и планах действий в посткризисный период.
Выбор возможного сценария развития событий в данном случае можно уподобить некоторой стратегической глобальной игре с четырьмя возможными состояниями. А кто и как сыграет в нее, будет зависеть от складывающегося текущего соотношения "экономических сил" в мировой экономике, связанного, в том числе, с тяжестью "протекания" нынешнего экономического кризиса. Тот или те, кто выйдет из кризиса с наименьшими потерями и сохранит больше "экономических сил", и имеет шансы изменить или сохранить мировой финансовый порядок.
ПЭС 9063/24.02.2009