Усилить контроль за недобросовестными страховщиками
Александр Павлович Коваль, депутат Государственной думы РФ, президент Всероссийского союза страховщиков, в беседе с менеджером «ЭС» по рекламе Ларисой Полковниковой делится своим мнением о некоторых нюансах страхового законодательства.
Александр Коваль
Усилить контроль за недобросовестными страховщиками
"Экономические стратегии", №03-2008, стр. 144
Александр Павлович Коваль, депутат Государственной думы РФ, президент Всероссийского союза страховщиков, в беседе с менеджером "ЭС" по рекламе Ларисой Полковниковой делится своим мнением о некоторых нюансах страхового законодательства. |
Вы предлагаете отложить введение прямого урегулирования в ОСАГО на полгода. Чем объясняется эта законодательная инициатива?
На заседании Комитета Государственной думы по финансовому рынку 3 июня 2008 г. было принято решение отложить введение прямого урегулирования и такой нормы, как оформление ДТП без вызова сотрудников ГИБДД, до 1 марта 2009 г. Тому есть две причины. Первая: до сих пор отсутствует так называемая АИС ОСАГО – автоматизированная информационная система, которая должна была быть создана еще несколько лет назад. Вторая: нет определенности по вопросу независимой технической экспертизы, до сих пор не создан клиринговый центр, который бы осуществлял расчеты между страховыми компаниями. Архиважно ввести независимую экспертизу и вести реестр, чтобы все эксперты работали по единой методике, единым расценкам и одинаково оценивали один и тот же ущерб. Пока этого добиться не удалось.
Как обстоят дела с организацией клирингового центра для расчетов между страховщиками?
Клиринговый центр – это одно из основных звеньев инфраструктуры в сфере ОСАГО. Пока такая инфраструктура не готова. Конечно, страховщики должны были теребить исполнительную власть, и прежде всего Минюст, Минтранс и Минсвязи. И мы их теребили.
Я посылал запросы и при старом составе Думы, и при новом. Но почему-то чиновники, которые отвечают за создание клирингового центра, ничего не делают, хотя все необходимые распоряжения Правительства имеются. Наверное, с них никто должным образом не спрашивает.
Возможно, неповоротливость в данном вопросе нескольких ведомств связана с тем, что целенаправленно создается возможность для коррупции? Когда нет единой автоматизированной системы управления, единой базы данных и единой методики, можно по-разному интерпретировать страховой случай. Воля вольная…
Говоря о коррупции, Вы подразумеваете чиновников? В данном случае чиновники ничего не получают, для них это просто лишняя работа, и они ее не делают.
А вот лазейка для недобросовестных страховщиков существует и будет расширяться, пока нет АИС ОСАГО. Ведь лицензию получить относительно несложно: необходимо оформить документы – и все. Сейчас поступило еще одно предложение: внести в законодательство дополнение, касающееся повышения требований к страховым компаниям, занимающимся ОСАГО. На сегодняшний день мы руководствуемся только двумя критериями: опыт работы по добровольным видам страхования автогражданской ответственности и членство в профессиональном объединении. Никаких финансовых требований компаниям не предъявляется. Поэтому сейчас компания с минимальным уставным капиталом, определенным законом, может поработать какое-то время на поле ОСАГО и, собрав максимальное количество денег, исчезнуть. Как раз отсутствие информационной системы, клирингового центра и методик проведения технической экспертизы приводит к тому, что многие небольшие компании всерьез не заинтересованы долго работать на этом рынке.
Я осторожно называл цифру компаний, которые находятся в зоне риска – 15-20, но на самом деле их как минимум в два раза больше. А 18 компаний уже ушли с рынка ОСАГО. Поэтому повышение уровня финансовой ответственности необходимо отобразить в законе. Если с этим уже согласились и в РСА, и в Федеральной службе страхового надзора, то остается только усилить контроль за недобросовестными страховщиками, с тем чтобы они выполнили все свои обязательства по заключенным договорам.
ПЭС 8136/03.06.08