Многоликий ШОС
То, что начиналось как процесс укрепления мер доверия на бывшей советско-китайской границе, сегодня превратилось в самую динамичную и крупную международную организацию в мире – ШОС
Многоликий ШОС
Ануар Аязбеков
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №5-2007, стр. 12-15
Аязбеков Ануар Еремекович – научный сотрудник «ИНЭС – ЦА». |
ШОС. Как много смыслов – геополитический, геостратегический, экономический, географический, социокультурный – заключено в этом слове, как много слов – лестных и злых, глубоких и поверхностных – было сказано об этой организации, как много прогнозов – благоприятных и критических – было сделано и делается относительно ее будущего.
То, что начиналось как процесс укрепления мер доверия на бывшей советско-китайской границе, сегодня превратилось в самую динамичную и крупную международную организацию в мире. Общая площадь территории государств – участников ШОС равна 60% территории евразийского континента, общая численность населения составляет 1,5 млрд человек, или четверть населения планеты.
Развитие организации происходило по эволюционной экспоненте – сначала усиление центрально-азиатской составляющей организации путем предоставления статуса члена Узбекистану, затем увеличение числа вопросов и проблем, которые были включены в сферу работы ШОС и, наконец, увеличение числа наблюдателей организации и наращивание количества совместных мероприятий и их масштаба. Если говорить о тенденциях развития организации, то необходимо рассмотреть те вопросы, которые были постепенно включены в сферу ее работы, и структурные преобразования, имевшие место в ШОС.
Для сравнения – преамбулы двух официальных документов организации. Один датирован 1996 г., другой – 2007-м.
Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы:
"Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, составляющие Совместную Сторону, и Китайская Народная Республика, далее именуемые Сторонами, считая, что поддержание и развитие долговременных отношений добрососедства и дружбы отвечают коренным интересам пяти государств и их народов…" (выделено автором. – Примеч. ред.)
Бишкекская декларация ШОС:
"Главы государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС, или Организация) – Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, руководствуясь едиными или близкими подходами к узловым проблемам современности, на заседании Совета глав государств – членов ШОС 16 августа 2007 года в Бишкеке заявляют о следующем…" (выделено автором. – Примеч. ред.)
Как мы видим, институционализация организации росла параллельно с расширением "повестки дня" – с увеличением числа членов и структурных подразделений организации рос масштаб проблем, над решением которых работала организация, уже на надрегиональном уровне.
Хронологически развитие организации выглядит следующим образом.
1996 год
Казахстан, Кыргызстан, Китай, Россия и Таджикистан на встрече в верхах, проходившей в Шанхае, подписали Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы.
1997 год
Главы государств "Шанхайской пятерки" в Москве подписали Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.
1998 год
В Алматы состоялась третья встреча "Шанхайской пятерки".
1999 год
В Бишкеке прошла четвертая встреча "Шанхайской пятерки".
2000 год
В Душанбе состоялась пятая встреча глав государств "Шанхайской пятерки". В ней впервые принял участие в качестве наблюдателя президент Узбекистана И. Каримов.
2001 год
В Шанхае прошла первая встреча глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества. Главы Казахстана, Кыргызстана, Китая, России, Узбекистана и Таджикистана подписали Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества, Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму "Шанхайской пятерки".
2002 год
В Санкт-Петербурге состоялась вторая встреча глав государств – участников Шанхайской организации сотрудничества. Стороны подписали Хартию Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение о Региональной антитеррористической структуре и Декларацию глав государств – участников Шанхайской организации сотрудничества.
2003 год
В Москве состоялась третья встреча глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества.
2004 год
В столице Республики Узбекистан Ташкенте заседал Совет глав государств – членов ШОС. Кроме глав шести государств-членов в его работе приняли участие президент переходного правительства Афганистана Х. Карзай и специальный представитель президента Монголии.
2005 год
В Астане состоялся саммит глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества.
2006 год
В Шанхае состоялось шестое заседание Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, в котором приняли участие представители стран – наблюдателей при ШОС – Монголии, Индии, Пакистана и Ирана.
2007 год
Прошел саммит глав государств – участников ШОС в Бишкеке. Развитие организации отражает не только и не столько институциональный рост ШОС, сколько ту роль, которую ей отводили Россия и Китай на разных этапах становления этой структуры. Нельзя забывать, что ШОС, как и большинство других международных организаций, – объединение сугубо утилитарное и каждый участник видит свою, практическую выгоду от участия в ее работе. Поэтому с точки зрения КНР и РФ ШОС прежде всего является инструментом влияния на страны Центрально-Азиатского региона, который в данном контексте рассматривается скорее как объект, а не субъект "шанхайского духа". Данную тенденцию можно отследить по тем вопросам, которые поднимались на встречах глав государств ШОС. Эта организация создавалась как региональная, ее целью было обеспечение безопасности и координирование совместной работы по противодействию сепаратизму, терроризму и экстремизму. После вторжения США в Афганистан и размещения военных баз НАТО в Центральной Азии ШОС рассматривалась как инструмент, который должен был побудить США вывести свои базы из региона. На последнем же саммите в Бишкеке во главу угла были поставлены проблемы энергетики – в этом был заинтересован прежде всего Китай. Изменение ключевой тематики ШОС не означало забвения других проблем. Так, в этом году были впервые проведены совместные учения вооруженных сил всех стран – участниц организации.
При этом ШОС никогда не являлась классической организацией по безопасности. Она не может классифицироваться как орган коллективной безопасности, так как не существует положения, обязывающего ее членов предоставлять военную помощь или защиту одному из государств-участников в случае атаки извне. Применительно к ШОС речь также не может идти о "безопасности и сотрудничестве", так как внутри организации слишком заметна, с одной стороны, конкуренция России и Китая, а с другой – гетерогенность экономических и политических систем центрально-азиатских стран-участниц. Шанхайскую организацию сотрудничества скорее можно назвать организацией "всеобъемлющей безопасности ", то есть организацией, которая работает над искоренением предпосылок возникновения конфликтов в разных сферах – от гуманитарного сотрудничества и экономического развития стран-участниц до увеличения степени доверия в военной области между ее участниками.
Структура Шанхайской организации сотрудничества представлена на рисунке.
ШОС сегодня превращается в универсальный орган сотрудничества – так много разных проблем находится в орбите ее внимания. Здесь и безопасность, и экономика, и культура, и глобальная политика. Это и является главным преимуществом организации – ее многоликость, умение работать по всем возможным направлениям, учитывая значимость каждого из них.