Модели преобразования российского ОПК в высокотехнологичный комплекс: механизмы реализации

Номер 7. … + дороги …

В материале рассматриваются вопросы состояния оборонно-промышленного комплекса (ОПК), направления его реформирования, место и роль ОПК в российской экономике в контексте рассмотрения путей ее дальнейшего развития.

Владимир Пименов
Модели преобразования российского ОПК в высокотехнологичный комплекс: механизмы реализации

"Экономические стратегии", №07-2007, стр. 14-21

Пименов Владимир Владимирович — д.э.н., профессор, академик Российской академии военных наук.

Предпосылки реформирования и развития ОПК на современном этапе экономических реформ

Вопросы состояния оборонно-промышленного комплекса (ОПК), его места и роли в экономике и направлений его реформирования занимают ведущее место при рассмотрении путей дальнейшего развития российской экономики. И это не случайно. ОПК выполняет очень важную функцию по обеспечению обороноспособности и безопасности государства и, кроме того, является аккумулятором передовых технологий, средоточием интеллектуального потенциала и, как принято считать, "локомотивом" развития промышленности. Эта "двойственность" ОПК обусловливает определенную сложность при выборе путей его реформирования и развития на современном этапе экономических преобразований.

Военная составляющая ОПК определяется его ориентацией на решение задач по реализации Государственной программы вооружений (ГПВ-2015), планов военно-технического сотрудничества с зарубежными странами (планов ВТС), созданием и поддержанием мобилизационного потенциала страны. Эта составляющая диктуется военной доктриной РФ,
внешними угрозами и конфликтами и необходимостью обеспечения безопасности государства, она определяется требованиями военно-технической политики, утверждаемой Президентом РФ. Исходя из складывающейся в настоящее время геополитической обстановки, можно сделать вывод, что масштабы созданного в советские годы ОПК оказались излишними, а организационно-институциональная структура военного производства уже не отвечает требованиям рыночной экономики. Поскольку в 1990-е гг. экономика страны находилась в кризисном состоянии и "оборонка" практически не финансировалась, ее производственно-технологическая база оказалась разрушенной, не только существенно снизились объемы военного производства, но и сократились масштабы создания и выпуска новых вооружений. Таким образом, основное производство ОПК должно развиваться, исходя из необходимости укрепления оборонно-промышленного потенциала. С другой стороны, не следует забывать, что в отечественном ОПК всегда концентрировался высокий научно-технический и интеллектуальный потенциал. И это характерно не только для нашей страны. Любая страна, имеющая мощную военно-промышленную базу, как правило, использует высокие военные технологии для выпуска наукоемкой гражданской продукции. В свою очередь, в передовых странах Запада военная промышленность широко использует высокие технологии гражданских отраслей, что позволяет снижать затраты на военное производство и сокращать сроки создания военной техники. В нашей стране такие примеры пока достаточно редки.

Вторая (научно-техническая и интеллектуальная) составляющая ОПК также требует реформирования и развития, но по иной схеме. Модель, которая использовалась в условиях административно-командной системы управления и в период военного противостояния, когда основное внимание уделялось военному производству, а гражданское машиностроение развивалось "по остаточному принципу" на дополнительных площадях оборонных предприятий, уже полностью не соответствует принципам "нового мышления" и рыночной экономики.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что стратегический путь развития ОПК связан с глубокой модернизацией всей промышленно-технологической базы отечественной экономики, где оборонно-промышленный комплекс должен выступать как высокотехнологичный многопрофильный сектор экономики.

Конкретный механизм реализации такого пути развития ОПК будет определяться состоянием и ходом реформирования ОПК в рамках федеральных целевых программ, его местом и ролью в экономике страны и тем ресурсным потенциалом, который может быть привлечен для реализации поставленной задачи.

Выбор мер, связанных с развитием оборонно-промышленного комплекса, требует уточнения самого понятия "ОПК" как объекта развития и объекта управления в структуре отечественной промышленности в условиях рыночной экономики.

Оборонно-промышленный комплекс как объект реформирования и развития

Следует отметить, что в России ни в законодательстве, ни в государственных стандартах не определены такие понятия, как "комплекс", "промышленность", "отрасль". Тем не менее промышленная сфера до последнего времени развивается в рамках данных понятий.

Вместе с тем косвенное определение ОПК дано в разделе I, п. 2 "Основ политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу", утвержденных Президентом РФ 10 ноября 2001 г. Данное определение трактует ОПК как совокупность производственных, научных, научно-производственных и иных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, "осуществляющих работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа", и "федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих непосредственную координацию и контроль деятельности подведомственных им организаций, а также управление ими". При всей целостности такого определения ОПК как общехозяйственного промышленного комплекса страны, включающего объекты управления (оборонные организации) и субъекты управления (федеральные органы исполнительной власти), это определение не содержит качественной характеристики ОПК и упоминаний о его целевой направленности как единого объекта управления и развития. Более того, в самом определении "ОПК" содержится ряд существенных недостатков.

Во-первых, ограничение входящих в ОПК организаций только "выполнением ими работ по гособоронзаказу" существенно сужает сферу деятельности ОПК, не соответствует пониманию ОПК как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики и тем самым сдерживает его развитие в этом направлении. А именно таким видится перспективный облик ОПК России к 2015 г.

Во-вторых, в определении ОПК отсутствует такая крайне важная характеристика как организационная отраслевая структура оборонной промышленности (авиационная, судостроительная, электронная и т.п.), что объективно связано со спецификой целевого управления и развития вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).

В-третьих, наличие в составе ОПК (исходя из его определения) множества федеральных органов исполнительной власти, "уполномоченных осуществлять непосредственную координацию и контроль деятельности подведомственных им организаций, а также управление ими" не только приводит к расплывчатости управления, но и не обеспечивает его эффективности.

Таким образом, определение "ОПК", принятое, как отмечено выше, в 2001 г., во многом уже не соответствует реалиям сегодняшнего дня, более того, сдерживает само развитие оборонно-промышленного комплекса в направлении его преобразования в высокотехнологичный многопрофильный сектор экономики.

Все вышеизложенное явилось причиной того, что многие "реформаторы" выступают против отраслевого управления, мотивируя это ведомственностью интересов. В результате в ходе административной реформы были ликвидированы агентства оборонных отраслей промышленности. Непризнание отраслевой структуры ОПК, по-видимому, является одной из причин того, что развитию производственно-технологической базы оборонных отраслей до последнего времени (когда стали формироваться и рассматриваться стратегии развития авиационной промышленности, судостроения и т.п.) уделялось крайне мало внимания. При этом узковедомственное понимание отрасли осложняет формирование единой межведомственной информационно-аналитической системы, так необходимой для принятия стратегических решений в области военно-технической политики страны. В то же время не следует преувеличивать опасности "отраслевого" управления, которые, в частности, усматриваются в наличии оборонных агентств. В условиях рыночных отношений у агентств остается мало тех внутриведомственных интересов, которые были пагубными в административно-командной системе. С созданием крупных корпоративных структур именно к ним должны перейти функции и задачи отраслевого управления, которые, по сути, станут задачами целевого управления. Однако для эффективного их использования необходима единая государственная оборонно-промышленная политика, формируемая и координируемая единым органом управления, которым и является в настоящее время Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ.

Рассматривая ОПК как объект управления, можно сделать следующие выводы, определяющие дальнейшие направления его реформирования и развития.

Вывод первый: оборонно-промышленный комплекс в силу присущих ему имманентных свойств невозможно признать в полной мере высокотехнологичным комплексом (ВТК) по целому ряду причин:

  • во-первых и прежде всего: в силу приоритетности его целевой направленности, связанной с обеспечением обороноспособности и безопасности государства и с реализацией государственной программы вооружений (ГПВ). Создание наукоемкой и конкурентоспособной гражданской продукции пока остается для оборонных отраслей промышленности важной, но скорее стабилизирующей функцией при значительных колебаниях государственных оборонных заказов как на внутреннем, так и на
    внешнем рынках;
  • во-вторых, из-за крайне низкого инновационного воздействия ОПК на экономику страны. Так, на долю ОПК приходится более 70% всей производимой в стране наукоемкой продукции и свыше 50% всех научных сотрудников. При этом доля российских высоких технологий составляет на мировом рынке менее 1%, а доля экспорта высокотехнологичной продукции из России – менее 3%;
  • в-третьих, вся организационная структура ОПК и его система управления стратегически ориентированы на решение приоритетных задач по техническому перевооружению основного производства, формированию нового облика ОПК, отвечающего требованиям ГПВ, закреплению ОПК на мировом рынке вооружений.

В меньшей степени развитие ОПК ориентировано на преобразование в высокотехнологичный комплекс, призванный создавать высокую добавленную стоимость инновационной продукции, обеспечивать быстрые темпы технологического обновления производства и существенный рост производства конкурентоспособной гражданской продукции.
Такое положение ОПК тем не менее не мешает отождествлять его, и не без оснований, с высокотехнологичным комплексом. Справедливости ради отметим, что мнение Б.Н. Кузыка (1), считающего ОПК лишь ядром ВТК, наиболее полно отражает истинное положение и место ОПК в экономике страны.

Отсюда вывод второй: (как следствие первого): существует объективная необходимость создания на базе ОПК высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики за счет глубокой модернизации всей промышленно-технологической базы отечественной экономики; при этом методы и модели реализации данной задачи требуют отдельной проработки; некоторые из подходов рассмотрены нами ниже.

Вывод третий: создание высокотехнологичного комплекса не должно ограничиваться лишь конверсией и/или диверсификацией оборонных предприятий; следует интегрировать действующий ОПК в единую национальную инновационную систему. Именно такие задачи поставлены Президентом РФ на период до 2010-2015 гг.

Генезис ОПК – от конверсии к развитию: модели преобразования

Современное состояние ОПК в определенной степени является следствием его реформирования, которое было инициировано в начале 1990-х гг. На протяжении 10-15 лет, пока шли эти преобразования, на каждом из этапов ставились и решались различные задачи в увязке с состоянием и развитием экономики страны. Исходя из этого, разрабатывались методы и модели, ориентированные на решение соответствующих целевых установок (см. табл. 1).

Таблица 1. Основные этапы реформирования и развития ОПК в ходе экономических реформ в стране. Методы и модели структурных преобразований

Период экономических реформ и его характеристика
Целевая задача ОПК на данном этапе реформ
Методы и модели преобразований
Основное содержание методов реформирования и моделей структурных преобразований
1990-е гг.
(1992–1998 гг.)
Кризисное состояние
ОПК.

Выживание.
Вывод из кризисной
ситуации
Конверсия
военного производства
Конверсионная
модель —
модель выживания
Конверсия рассматривается как фактор замещения чисто военного производства выпуском гражданской продукции (ГП).Основными факторами, побуждающими к реализации конверсионной модели реформирования оборонной промышленности, были резкие спады военного производства, доходившие в начале 1990-х гг. до 50–60% ежегодного снижения государственных оборонных заказов, и связанная с такими обвалами необходимость государственного регулирования организационных, правовых, технологических, научно-технических и социально-экономических процессов, происходящих в ходе конверсии в оборонной промышленности (доплата до среднего заработка выходных пособий при увольнении работников, выделение средств на переподготовку кадров при переходе их с военного на
гражданское производство), а также выделение средств на перепрофилирование производственных мощностей, на ликвидацию оборудования и другие расходы. С этой целью в 1992 г. был принят первый в России Федеральный закон «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации», а затем в 1998 г. принят второй Закон о конверсии с тем же названием. Этот период характеризуется как период крайне низкого и нерегулярного бюджетного финансирования гособоронзаказа и конверсионных программ, а также отсутствия средств государственной поддержки процессов реструктуризации; большинство поставленных в этих программах задач остались нереализованными
1999–2001 гг.
Посткризисный
период

Положительная
динамика роста производства. Переход ОПК к экономическому росту
Переход от конверсионной модели к модели реформирования

Конверсия как экономический метод перераспределения ресурсов, высвобождаемых на оборонных предприятиях в результате сокращения государственных оборонных заказов (ГОЗ), на этом этапе реформ практически себя исчерпала. На предприятиях установился, хотя и весьма низкий (20–25%), уровень ГОЗ. Конверсионный процесс военного производства (его дальнейший спад практически прекращен) себя полностью исчерпал. Федеральный закон о конверсии не действует. Свыше 300 предприятий, с которых полностью снят ГОЗ и мобилизационные задания, выведены из состава ОПК. На этом этапе реформ дальнейшая адаптация оборонных предприятий к внешней среде связана с дальнейшим углублением военно-гражданской интеграции и диверсификацией производства. Конверсия военного производства должна быть дополнена конверсией хозяйственного механизма: полной или частичной приватизацией предприятий, перестройкой менеджмента, переходом к рыночным формам объединения и кооперации производств на имущественной основе, к широкому использованию технологий двойного назначения при создании конкурентной гражданской продукции. Практически речь идет уже не о конверсии, а о реструктуризации ОПК как «качественном скачке от одного состояния равновесия к другому» (4). В этот период созданы и определенные предпосылки к переходу на интеграционные формы
оборонных компаний (5)

2002–2006 гг. Реализация ФЦП «Реформирование и
развитие ОПК (2002–2006 гг.)». Устойчивое финансирование ГОЗ.
Недостаточное инвестирование в развитие
Модернизация производственно-технологической базы и создание нового облика ОПК, отвечающего все возрастающим требованиям внутреннего (ГОЗ) и мирового рынка вооружений. Основным
инструментом решения этих задач является формирование ограниченного числа
системообразующих интегрированных
структур (ИС). Создание условий для устойчивого развития ОПК, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения
Методы военно-гражданской
интеграции (6). Модель реформирования ОПК на основе организационно-институциональных преобразований
В рамках ФЦП «Реформирование и развитие ОПК (2002–2006 гг.)» формируется новый облик оборонно-промышленного комплекса в виде крупных интегрированных структур, объединяющих на имущественной основе промышленные, научные и конструкторские организации, что создает реальные предпосылки для эффективной военно-гражданской интеграции, обеспечивающей достаточно быструю «диффузию» новых научно-технических знаний и инновационных технологий из сферы военного производства в гражданское при сравнительно низких производственных издержках. В интегрированных структурах ОПК передача научно-технических достижений из военного в гражданский сектор (или обратно) может осуществляться на самых ранних стадиях создания продукции, что сокращает сроки освоения инноваций и снижает затраты на их освоение. К сожалению, на этом этапе реформ трансфертный механизм высоких технологий военного и двойного назначения не получил должного развития и требует дальнейшего совершенствования в рамках создания национальной инновационной
системы (7)
2007–2015 гг. Реализация ФЦП «Развитие ОПК на
2007–2010 гг. и на период до 2015 г.». Реализация «Основ военно-технической политики РФ на период до 2015 г. и
дальнейшую перспективу»
Целевая задача «…сформировать военно-научный комплекс РФ к 2010 г., интегрированный в научно-технический комплекс РФ…» и обеспечивающий развитие фундаментальных и прикладных исследований, существенно влияющий на повышение эффективности ВВСТ.
«…необходимо завершить в полном объеме оптимизацию ОПК и научно-технического комплекса путем создания ограниченного числа системообразующих
(отраслеобразующих) структур». Предусмотрено до 2010 г. «завершить
формирование национальной инновационной системы
и целостной структуры научно-технического комплекса, способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики
Стратегия преобразования оборонно-промышленного комплекса в высокотехнологичный
комплекс страны. Стратегия инновационного развития ОПК.
Реализация комплекса мероприятий по развитию промышленных критических технологий в рамках ФЦП «Развитие ОПК» и базовых технологий — в рамках ФЦП «Национальная технологическая база». Переход от модели реформирования к модели инновационного развития на основе широкого использования научно-технических достижений и высоких технологий двойного назначения ОПК в гражданском и военном секторах экономики

В рамках программы развития ОПК и последовательного преобразования его в высокотехнологичный комплекс страны необходимо обеспечить, в первую очередь, слияние ОПК с гражданским сектором экономики. С целью сближения военной и гражданской промышленности необходимо сформировать механизм более эффективного перелива научно-технических достижений и таким образом переориентировать экономику страны на преимущественное производство высоких технологий, включая информационные и наукоемкие. Механизм коэволюционной стратегии интеграции ОПК в народное хозяйство следует рассматривать преимущественно не как перевод военных производств на выпуск гражданской продукции (по типу обычной конверсии), а как слияние с гражданской промышленностью базовых производств, выпускающих материалы, компоненты, элементную базу микроэлектроники, приборы, детали, узлы машин и т.п. Изготовители собственно вооружений и военной техники (ВВТ) должны представлять собой главным образом сборочные производства и носить узкоспециализированный характер и, по сути, быть ядром ОПК, ориентированным на задачи реализации программы вооружений. Технологической основой военно-гражданской интеграции должна стать передача научно-технических достижений (НТД) оборонного сектора экономики в гражданский через развитие технологий двойного назначения как фактора повышения научно-технического уровня гражданских производств и до создания единой национальной высокотехнологической базы, когда будет возможен и целесообразен процесс передачи высоких технологий из гражданского конкурентного сектора экономики в военный сектор.Процесс функциональной интеграции военного и гражданского секторов должен быть дополнен организационно-институциональными преобразованиями — формированием производственно-технологических кластеров и развитием стимулирующих инструментов обеспечения приоритетов промышленной политики — льготных кредитов, государственных гарантий, расширения механизма частно-государственного партнерства

На начальных этапах реформирования российского ОПК стояла первоочередная задача обеспечения его выживания в условиях крайне тяжелого финансового положения. Первой была принята Государственная программа конверсии оборонной промышленности и развития производства гражданской продукции на период до 1995 г. (утвержденная Постановлением СМ СССР №1278 от 15 декабря 1990 г.); затем – федеральные целевые программы Российской Федерации: Программа конверсии оборонной промышленности (1995-1997 гг.) и Программа конверсии и реструктуризации оборонной промышленности (1998-1999 гг.), основанные на конверсионной модели. Все эти программы были, по сути, ориентированы на выживание оборонных предприятий в кризисной экономике 1990-х гг. Поэтому функционально данная модель одновременно выполняла роль модели выживания ОПК.

Конверсионная модель – модель выживания ОПК решала задачи сохранения оборонно-промышленного потенциала в условиях обвального спада гособоронзаказа, финансово-экономической неустойчивости страны, необходимости восстановления разрушенных кооперационных связей. Целевой установкой данной модели служила конверсия как наращивание производства гражданской продукции в условиях обвального спада военных заказов государства. В условиях крайне низкого и нерегулярного бюджетного финансирования гособоронзаказа и конверсионных программ большинство поставленных в этих программах задач остались не реализованными. Нормативной правовой базой конверсионной модели служил принятый в 1992 г. первый в России Федеральный закон "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации". В 1998 г. был принят второй Закон о конверсии под тем же названием. Такая конверсия продолжалась до конца 1990-х гг. и практически прекратилась после дефолта. Справедливости ради следует отметить, что в 1990-е гг. еще не созрели ни экономические, ни институциональные условия для иных форм и моделей реальной структурной перестройки основного звена оборонной промышленности. Начиная с 1999 г. стабилизировался уровень гособоронзаказа. Хотя его доля в структуре товарного производства оборонно-промышленного комплекса и невелика (она составляет 20-25%), с учетом экспортных заказов объем военного производства в ОПК в целом в последние годы установился на уровне 50-55%. Однако такой уровень оборонных заказов не снимает с повестки дня необходимости дальнейших и более глубоких преобразований в оборонно-промышленном комплексе. В этих условиях концепция конверсии себя полностью исчерпала как не отвечающая стратегическим задачам развития ОПК. Конверсия военного производства требует глубокой конверсии всего хозяйственного механизма: полной или частичной приватизации предприятий, перестройки менеджмента, перехода к рыночным формам объединения и кооперации производств на имущественной основе, широкого использования технологий двойного назначения при создании конкурентной гражданской продукции.

Этим целям в наибольшей степени соответствует модель реформирования ОПК, в рамках которой решаются задачи формирования нового облика ОПК в условиях перехода к стабилизации финансово-экономического положения: "свертывание" множества оборонных предприятий с их излишними производственными мощностями, создание крупных корпораций, призванных обеспечить повышение устойчивости ОПК как системы и закрепить экономический рост в оборонных отраслях промышленности. В данной модели реформирование выступает как основная целевая установка.

Уже в первой посткризисной Федеральной целевой программе "Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 гг.)" перед ОПК были поставлены совершенно иные задачи: модернизация производственно-технологической базы и создание нового облика ОПК, отвечающего все возрастающим требованиям государственной программы вооружений и мирового рынка вооружений. Основным инструментом решения этих задач стали глубокие организационно-институциональные преобразования и в первую очередь формирование крупных системообразующих интегрированных структур (ИС), устойчиво функционирующих в условиях рынка. И хотя создание таких интегрированных структур идет с отставанием от их запланированного количества (в 2002-2006 гг. создано 24 ИС (2) из запланированных 56), тем не менее в рамках данной программы был сделан существенный шаг к формированию нового корпоративного облика ОПК и реализован целый комплекс мероприятий, направленных на реструктуризацию избыточных мощностей и нерентабельных производств в связи с сокращением военных программ; на вывод из ОПК предприятий, не участвующих в реализации гособоронзаказа (43 таких предприятия выведено до конца 2006 г). За период реализации этой программы (2002-2006 гг.) практически приостановлен рост такого показателя, как износ основных производственных фондов, однако он остается еще достаточно высоким (в среднем на конец 2005 г. по ОПК он составлял 49,2%, в 2002 г. – 50,26%. В промышленности эти показатели соответственно равны 50,10% в 2005 г. и 51,10% в 2002 г. В науке – 47,86% в 2005 г. и 48,07% в 2002 г.).

На этом фоне все отчетливей проявляется разрыв в научно-технологическом развитии оборонного и гражданского секторов экономики. Он проявляется в том, что высокие технологии оборонных предприятий, высокий интеллектуальный потенциал ОПК крайне слабо используются в создании конкурентной наукоемкой продукции, в реальном повышении технологического уровня отечественной производственной базы, в усилении инновационной активности промышленных предприятий.

Обращает на себя внимание сохраняющаяся тенденция снижения численности кадров в обоих секторах ОПК (в науке и в производстве) со среднегодовыми темпами 5-6%.
На начальном этапе программного периода прирост инвестиций осуществлялся более низкими темпами (107,2%), чем прирост производства (117,1). Аналогичное соотношение, но в меньших размерах (соответственно 3,5% и 4,5%) остается и на заключительном этапе реформ. Это дает основание говорить о том, что рост производства происходит пока без развития, без технологической модернизации производственной базы, без качественных преобразований; не создаются предпосылки для повышения конкурентоспособности как на отечественных, так и на мировых рынках. На практике это приводит к тому, что в последние годы в ОПК существенно замедлились темпы роста гражданской продукции (с 11-13% в 2000-2002 гг. до 4-5% в 2003-2004 гг. и до 0,3-0,5% – в 2005 г. и по итогам 9 месяцев 2006 г. – 0,4%). При высоких темпах роста военной техники не лучшим образом складывается в ОПК и структура производства: доля гражданской продукции (ГП) в структуре товарного выпуска в целом по ОПК увеличивается крайне медленно: с 42,3% – в 2002 г. до 46% по итогам 2005 г.; на конец 2006 г. этот показатель не превысит 50%. При этом наименьший уровень ГП в структуре товарного выпуска – в судостроении: 37,6% (2002 г.) и 22,2% (2005 г.) и в радиопромышленности: 33,5% (2002 г.) и 34,7% (2005 г.). Наибольший уровень ГП – в производстве боеприпасов и спецхимии: 73,8% (2002 г.) и 69,5% (2005 г.) и в производстве обычных вооружений: 54,7% (2002 г.) и 68,3% (2005 г.).

Такая структура производства в условиях рыночной конкуренции и нестабильности мирового рынка вооружений, во-первых, не обеспечивает финансовой устойчивости предприятий, и, во-вторых, указывает на слабость трансфертов высоких технологий из оборонного в гражданские производства. По сути ОПК генерирует высокие технологии, но они не превращаются в инновации в гражданском производстве.

При таком среднем уровне ГП в общем объеме ОПК (42-46%) в программный период реформирования ОПК (2002-2006 гг.) очень трудно решить стратегическую задачу, которую поставил перед ОПК вице-премьер, министр обороны РФ С.Б. Иванов: к 2015 г. доля гражданской продукции по ОПК должна превысить 70% общего объема производства. Ясно, что достижение этой цели невозможно без инновационной стратегии развития ОПК и его реального превращения в высокотехнологичный комплекс.

Залогом реализации этой цели должна стать модель развития ОПК, основанная на инновационных факторах и широком вовлечении в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности. В данной модели реформирование будет выступать в качестве реального инструмента развития и обусловит создание качественно новой научно-технологической базы, призванной стать основой экономического роста экономики страны.

Превращение ОПК в высокотехнологичный комплекс должно происходить на базе военно-гражданской интеграции, определяющей технологию слияния военного и гражданского производства в рамках как одного предприятия или компании, так и различных организационных структур на основе трансфертных соглашений. По сути, под военно-гражданской интеграцией (3) понимается организационно-экономическое обеспечение взаимопроникновения военного и гражданского секторов российской экономики.

ПЭС 28/13.02.2007

Окончание следует.

Примечания
1. "Развитие высокотехнологичного комплекса рассматривается нами в тесной связи с развитием ОПК, который выступает ядром ВТК. Особое внимание нами уделяется формированию в стране промышленного комплекса высоких технологий". См.: Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2004, с. 180.
2. Данное количество ИС исчислено по количеству Указов Президента РФ об утверждении созданных ИС. Реальное функционирование ИС начинается, как правило, существенно позже.
3. Толкачев С.А. Военно-гражданская интеграция – новая волна промышленной политики США // Российский экономический журнал. 1994. № 6, с. 68-72.
4. Перевалов Ю. Реструктуризация оборонно-промышленного комплекса: региональный подход // Общество и экономика. 1998. № 8-9.
5. Пименов В.В. Государственная оборонно-промышленная политика: объективная необходимость и многоцелевая направленность // Проблемы внешней и оборонной политики России. Сб. статей № 5. М.: Изд. РИСИ, 1999.
6. Лесных В.В., Попов Е.В. Коэволюционная стратегия интеграции ОПК в народное хозяйство // Экономические стратегии. 2006. № 4, с. 44-51.
7. См. "Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу", утвержденные Президентом РФ
30 марта 2002 г. № Пр-576.


  • Директор Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук В.В. Ивантер считает: "От отечественного ОПК после 15-летнего финансового безвременья ничего не должно было остаться, но осталось. Это говорит о том, что военно-промышленный комплекс адаптивен, он выжил в условиях, когда не должен был выжить. И это… позитивное явление… Сегодня технологическое отставание Европы от Соединенных Штатов Америки в значительной мере связано с тем, что Европа не занимается оборонно-промышленными исследованиями и отсюда имеет соответствующие результаты. Если Россия переходит на рельсы модернизации, даже если мы будем делать ставку на то, чтобы импортировать какую-то современную технологию, то нужно понимать, что рынок современных технологий – это закрытый клуб, куда входят с входным билетом. Входной билет – это собственные высокие технологии. Проблема модернизации Китая, как Вы знаете, в этом и заключается. Отсутствие вот этого входного билета мешает получению высоких технологий. Значит, для нас это критическая проблема".
  • Уровень оснащенности ВС РФ современным вооружением и военной техникой составляет 25-30% против более чем 60% в армиях стран НАТО.
  • К таким федеральным органам исполнительной власти относятся: Минпромэнерго (в части формирования стратегии реформирования и развития ОПК и ее программной реализации); Роспром, Роскосмос, Росатом (в части отраслевых стратегий и их программной реализации); Рособоронзаказ (в части контроля и надзора за размещением и исполнением ГОЗ); Росимущество (в части сохранения и эффективного использования государственной собственности).
  • В конце 1980-х гг. было принято решение передать в ведение оборонных министерств предприятия легкой и перерабатывающих отраслей промышленности с целью повышения их технического уровня и качества выпускаемой продукции, в том числе освоения новых видов швейных машин, массового производства одноразовых шприцев и т.п. Как известно, конверсия такого типа не решила ни проблему качества продукции, ни тем более проблему создания высокотехнологичной промышленной базы.
  • Одним из факторов, на который необходимо обратить внимание, является бытующее мнение о "вредности отраслевого управления", являющегося, дескать, наследием советского периода. В подтверждение этого ссылаются на то, что в 2005 г. Росстат заменил старый классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) на классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). В этой связи руководитель Росстата В.Л. Соколин дает следующее разъяснение: "В СССР в промышленность засунули все. В итоге структуру ВВП России нельзя сравнивать с международной. В ОКОНХ не было банковского сектора, но он же есть. В статистике инструментарий должен соответствовать тому, что реально происходит в экономике. В СССР были "комплексы" – агропромышленный, военно-промышленный, металлургический… Все идет от нашего натурального хозяйства, от советской идеи, что мы должны себя полностью обеспечивать на случай войны. В международном классификаторе нет "комплексов" и нет понятия "промышленность". С внедрением нового классификатора понятия промышленного производства не будет – будут добывающая, обрабатывающая отрасли, производство энергии, газа, воды".
  • В "Основах военно-технической политики РФ на период до 2015 г. и дальнейшую перспективу", утвержденных Президентом РФ 11 марта 2003 г., поставлена задача "сформировать к 2010 г. военно-научный комплекс РФ, интегрированный в научно-технический комплекс РФ и обеспечивающий развитие фундаментальных и прикладных исследований, существенно влияющий на повышение эффективности ВВСТ. Там же отмечено, что в соответствии с "Основами политики РФ в области развития ОПК на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу" до 2015 г. "необходимо завершить в полном объеме оптимизацию ОПК и НТК (научно-технического комплекса) путем создания ограниченного числа системообразующих (отраслеобразующих) структур". Заметим, что пока в планах создания интегрированных структур в ОПК не предусматривается включение каких-либо объектов НПК, не входящих в Сводный реестр ОПК. Значительное место ОПК отведено и в национальной инновационной системе. Так, в "Основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу", утвержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г. № Пр-576 предусмотрено до 2010 г. "завершить формирование национальной инновационной системы и целостной структуры научно-технического комплекса, способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики. После 2010 г. необходимо обеспечить дальнейшее развитие НТК как неотъемлемой части социально-экономического, оборонного… потенциала страны… реализовать мероприятия по повышению эффективности его использования в интересах освоения внутреннего и мирового рынка высокотехнологичной продукции". Здесь необходимо уточнить такие понятия, как "оборонно-промышленный комплекс – ОПК", "научно-технический комплекс – НТК", "военно-научный комплекс – ВНК", "высокотехнологичный комплекс – ВТК", и решить, какие из этих понятий следует закрепить как реальные объекты структуры в увязке со статистическими наблюдениями и введенными классификаторами ОКВЭД.
Следить за новостями ИНЭС: