Оценка эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды в природно-технических системах топливно-энергетического комплекса
В статье рассматриваются и сопоставляются основные законодательно утвержденные методические и инструктивные указания по оценке экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.
Игорь Светлов
Оценка эколого-экономического ущерба от загрязнения окружающей среды в природно-технических системах топливно-энергетического комплекса
"Экономические стратегии", №05-06-2007, стр. 172-178
Светлов Игорь Борисович — директор Центра стратегических исследований развития ТЭК ДВ, г. Владивосток. |
Экономические аспекты функционирования природно-технических систем топливно-энергетического комплекса включают в себя оценку ущерба, который возникает вследствие возможного ухудшения качества природной среды из-за загрязнения в результате техногенного воздействия, вызванного несовершенством используемых технологий, авариями и т.п. Кроме того, любой хозяйственный объект, входящий в систему, несет затраты, связанные с осуществлением превентивных мер по снижению риска подобного ущерба. Такие затраты принято называть "экологическими издержками общественного производства" (1, 2). Под ними понимаются затраты на мероприятия, снижающие выброс вредных веществ в окружающую среду (совершенствование технологий, изменение состава используемых ресурсов, строительство очистных сооружений, комплексное использование сырья и т.п.) и не снижающие выброс, но влияющие на степень распространения вредных веществ в среде (разбавление, нейтрализация, захоронение отходов, их консервация, установление санитарных зон вокруг предприятий и т.п.).
Методики оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, используемые в нормативно-законодательной базе, основаны на укрупненном подходе. В данной статье рассматриваются основные законодательно утвержденные методические и инструктивные указания, используемые на практике (3-8).
В основе методик, взятых для анализа, лежит один принцип – для определения величины ущерба перемножается ряд показателей, часть которых – табличные данные. Некоторые из этих методик (1, 6) предусматривают оценку ущерба не от аварийных залповых загрязнений, а в результате постоянных сбросов загрязняющих веществ. Помимо этого, большинство перечисленных методик (1, 5-8) позволяет рассчитывать ущерб, наносимый загрязнениями не всем видам водных объектов, а исключительно бассейнам рек. Такие методики не могут использоваться при оценке ущерба, нанесенного морским акваториям, в силу отсутствия разработанных коэффициентов экологической ситуации.
В методике (3) укрупненная величина годового ущерба, наносимого бассейнам рек при установившемся сбросе загрязняющих веществ, определяется перемножением следующих показателей:
- нормативный экономический ущерб (руб./усл.т);
- коэффициент, зависящий от месторасположения водоема на территории РФ (табличные данные; определены только по бассейнам рек и створов);
- приведенная масса годового сброса загрязнений в водный объект, которая рассчитывается как произведение показателя относительной опасности загрязнителя (величина, обратная предельно допустимой концентрации) и общей массы годового сброса.
Данная методика укрупненной оценки ущерба от сброса загрязняющих веществ в водоемы неприменима в случаях, когда сбросы носят залповый характер.
Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (5) позволяют производить расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты в пределах допустимых нормативов сбросов, в пределах установленных лимитов, а также за сверхлимитные сбросы. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (в том числе затраты на компенсацию воздействия сбросов загрязняющих веществ, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов), которая кроме прочего стимулирует снижение или поддержание сбросов в пределах нормативов.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная (9). Таким образом, плата за сверхлимитный сброс нефти определяется путем умножения следующих показателей:
- соответствующая ставка платы за загрязнение в пределах установленных лимитов, определяемая как произведение базового норматива платы за сброс 1 т нефти в пределах установленного лимита (10) и коэффициента экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта (табличные данные; определены только для бассейнов рек);
- фактическая масса сбросов;
- пятикратный повышающий коэффициент.
Методика (4) предназначена для определения экономического ущерба, нанесенного окружающей природной среде (компонентами окружающей природной среды являются земля, водные объекты и атмосфера) в результате аварийных разливов нефти из-за отказов сооружений, объектов или магистральных нефтепроводов. Расчет величины ущерба по данной методике основан на расчете:
- общего объема (массы) нефти, вылившейся при аварии из нефтепровода, и массы нефти, загрязнившей компоненты окружающей природной среды;
- площадей загрязненных нефтью земель (почв) и водных объектов;
- ущерба от загрязнения нефтью каждого компонента окружающей природной среды и общей суммы платы за загрязнение окружающей природной среды.
При этом масса нефти, загрязняющей водные объекты, определяется суммированием массы растворенной и эмульгированной в воде нефти, значение которой соответствует предельной концентрации, и массы пленочной нефти на поверхности водного объекта. За массу веществ, загрязняющих атмосферу, принимается масса углеводородов, испарившихся со свободной поверхности разлившейся нефти.
В данной методике подчеркивается, что при аварийных разливах нефти вся масса углеводородов (растворенной в воде нефти и нефти, загрязнившей земли), выбрасываемая в атмосферу, должна учитываться как сверхлимитная.
Расчет ущерба и платы за загрязнение атмосферного воздуха и поверхностных вод вследствие разлива нефти при авариях на магистральных нефтепроводах производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" по инструктивно-методическим указаниям (9). Расчет ущерба, причиненного рыбному хозяйству, производится органами рыбоохраны в соответствии с "Временной методикой оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах", утвержденной Госкомприроды и Минрыбхозом СССР и в методике (4) не рассматривается.
Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба (6) предназначена для получения укрупненной эколого-экономической оценки ущерба, предотвращаемого в результате природоохранной деятельности государства.
Оценка величины ущерба от загрязнения водной среды проводится на основе региональных показателей удельного ущерба, представляющих собой удельные стоимостные оценки ущерба на единицу (одну условную тонну) приведенной массы загрязняющих веществ.
Эколого-экономическая оценка величины предотвращенного ущерба водным ресурсам в рассматриваемом регионе (тыс. руб./год) определяется путем перемножения следующих показателей:
- показатель удельного ущерба (цены загрязнения) водным ресурсам, наносимого единицей (усл.т) приведенной массы загрязняющего вещества на конец расчетного периода в рассматриваемом регионе (руб./усл.т; табличные данные по бассейнам рек);
- приведенная масса сброса в водные объекты рассматриваемого региона загрязняющего вещества (тыс. усл.т/год), определяемая как произведение массы фактического сброса в водные объекты рассматриваемого региона (т/год; определяется на основе статистической отчетности предприятий и организаций (форма 2ТП – "Водхоз"), данных гидрохимических лабораторий, аттестованных на право проведения соответствующих анализов, материалов контрольных служб территориальных природоохранных органов и гидрометеорологии, данных проектных материалов и др.) и коэффициента относительной эколого-экономической опасности загрязняющего вещества (величина, обратная предельно допустимой концентрации в воде водоемов рыбохозяйственного значения; табличные данные; для нефти и нефтепродуктов коэффициент равен 20).
На основе "Методики подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства" (11) рассчитываются убытки, причиненные государству в результате загрязнения водных объектов залповыми сбросами загрязняющих веществ.
В связи со сложностью определения всех последствий от нарушения водного законодательства оценка убытков, причиненных государству такого рода нарушением, в методике принимается по приведенным затратам, необходимым для устранения отрицательных последствий.
Расчет ущерба от загрязнения нефтепродуктами при залповых сбросах производится по формуле:
где УЗ – величина убытков от загрязнения водных объектов при залповом сбросе нефтепродуктов с учетом категории водного объекта, млн руб.; ЗЗ – величина убытков от загрязнения водных объектов при залповом сбросе нефтепродуктов (применяется в зависимости от массы загрязняющих веществ; табличные данные), млн руб.; ККАТ – коэффициент, учитывающий категорию водного объекта, который загрязняется (для морских вод ККАТ=1).
Размер убытков, причиненных государству загрязнением водного объекта, зависит не только от массы сброшенной нефти, но и от времени нахождения ее в воде. В случае принятия нарушителем или другой организацией мер по ликвидации последствий загрязнения вод величина убытков снижается в зависимости от количества собранной нефти и времени ликвидации загрязнения (t, час). Размер убытка в случае принятия мер по ликвидации последствий загрязнения устанавливается расчетным путем по формуле:
Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс в водные объекты загрязняющих веществ (12) разработаны в соответствии с "Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды" (13), поэтому плата за сверхлимитный неорганизованный сброс загрязняющих веществ рассчитывается аналогично. Перечисленные методики служат примерами реализации косвенного подхода и позволяют рассчитать величину ущерба довольно условно. Они не могут быть использованы для определения ущерба, нанесенного аварийным загрязнением конкретной группе реципиентов, что необходимо для выплаты компенсационных платежей, а лишь позволяют определить общую абстрагированную величину ущерба.
Ущерб как фактические или возможные экономические и социальные потери, возникающие в результате каких-либо событий или явлений, в частности загрязнения или изменения природной среды, разделяют на прямой и косвенный.
Прямой ущерб определяется как отрицательное общественное потребление (затраты на ликвидацию воздействий, недовыработка промышленной, сельскохозяйственной продукции и т.п.), вызванное антропогенными и природными причинами. Он возникает как от прямого разрушения материальных ценностей, так и от ухудшения предпосылок ведения хозяйства и воздействия на здоровье человека. Он может усиливаться в ходе природных цепных реакций, что особенно важно при функционировании природно-технических систем. Ущерб возникает не только на выходе из хозяйственного цикла, но и на его входе, например в связи с необходимостью подготовки топлива и воды на теплоэнергетических объектах.
Прямой ущерб часто определяют как стоимость убытков, обусловленных событием, имеющим место в данное время и в данном месте. Под ним понимают явно проявляющиеся потери объекта в текущий период (в данном производственном цикле). Под косвенным ущербом понимают потери вторичного характера, опосредованные, проявляющиеся вследствие изменения условий жизнедеятельности объекта в связи с ухудшением качества окружающей среды. Этот вид ущерба часто возникает через какой-либо промежуток времени после окончания самого события и не обязательно на данной территории. Например, косвенным является ущерб, нанесенный теплоэнергетическому предприятию из-за снижения выработки и качества угля в данном регионе, поскольку придется увеличить расходы на его транспортировку из других регионов.
Часто косвенный ущерб возникает как следствие каскадных эффектов: авария на теплоэлектростанции – остановка производства в районе – недовыработка продукции – дополнительные расходы населения и т.п.
Кроме прямых и косвенных убытков от ухудшения качества окружающей среды в состав ущербов, наносимых объекту, специалисты включают и дополнительные затраты на компенсацию и ликвидацию последствий такого ухудшения. Эти затраты имеют своей целью, с одной стороны, прекращение процесса нарастания убытков (восстановление угольного карьера после наводнения уменьшает потери, связанные с необходимостью перевозки грузов; очистка сельскохозяйственных территорий вследствие аварии на нефтепроводе – потери от недополучения продукции и т.п.), а с другой – восстановление утраченного объектом качества, способности к нормальному функционированию, его первоначальной стоимости и т.п. В качестве примера можно привести затраты на медицинское обслуживание населения, ремонт техники и зданий и т.п.
В зависимости от временного интервала и степени воздействия различают одномоментный ущерб (в результате аварий и чрезвычайных событий) и перманент-
ный ущерб (например, деградация почв и лесных угодий). Возможен также латентный ущерб, который проявляется лишь со временем, особенно часто это связано с постепенным накоплением отрицательного воздействия загрязнения на человека и природную среду (ухудшение здоровья населения, разрушение зданий и сооружений вследствие кислотных дождей и т.п.).
Специалисты дифференцируют и состав нанесенного ущерба (14). Обычно предлагается выделять три его уровня:
- народное хозяйство (государство и его территориальные субъекты, регионы, округа и т.п.);
- предприятия;
- индивидуумы (домохозяйства).
В иных случаях ущерб можно рассматривать и на экосистемном уровне (бассейн реки, горный массив, рекреационный объект, например побережье моря, и т.п.).
В зависимости от способа представления ущерба на каждом из выделенных уровней он подразделяется следующим образом:
- совокупный ущерб, который выражает общую величину потерь объекта, обусловленный загрязнением окружающей среды, без учета его дифференциации по составляющим; обычно при этом рассматривается только стоимостная его форма без привязки к натуральным показателям потерь;
- реципиентный (секторный) ущерб, который отражает перечень объектов (элементов объекта) и видов понесенных ими потерь; в идеале стоимостная сумма реципиентных ущербов должна быть равна совокупному ущербу.
Оценка величины ущерба от ухудшения качества окружающей среды, вызванного стихийным бедствием, техногенной аварией или постоянным поступлением загрязнителя в ту или иную сферу окружающей среды, является одной из сложных проблем при построении модели природно-технической системы. Это связано с тем, что уровень ущерба (особенно его стоимостная форма) зависит не только от специфики объекта, характера его жизнедеятельности, но и от способа представления и метода расчета убытков, которые, в свою очередь, часто регламентируются правовыми отношениями.
Когда речь идет о совокупной величине ущерба, часто используют такой показатель, как потеря национального дохода (на государственном уровне), на региональном уровне – уменьшение дохода региона вследствие снижения доходной и увеличения расходной частей его бюджета, на уровне предприятия – снижение прибыли и т.д. На теоретическом уровне величина такого ущерба может быть определена как стоимость, которая не была произведена в связи со снижением качества окружающей среды, и дополнительные (вынужденные) затраты на его восстановление, расходы на уменьшение последствий ухудшения этого качества.
В рамках решения вопроса о выплате компенсаций за нанесение убытков обычно стараются представить их подробный поэлементный состав и более обоснованно выразить стоимостное содержание каждого элемента, поскольку часто размер убытков является предметом спора между виновником загрязнения окружающей среды (ущерба) и потерпевшей стороной, который разрешается на основе действующего законодательства в судебном порядке. Поэтому при рассмотрении структуры и величины ущерба от снижения качества окружающей среды различных объектов часто стремятся учесть разные условия его формирования, например причинно-следственные связи между временем и местом проявления неблагоприятного события и его последствиями для объекта.
Следует отдельно выделить экологический ущерб, который учитывает изменения в природной среде, но не носит явного характера, что тем не менее в ряде случаев не дает основания отнести его к разряду косвенных. В результате воздействия загрязнения возникают два вида ущерба:
- ущерб хозяйственной деятельности, наносимый экономике в виде дополнительных затрат и убытков, которые в связи с ухудшением качества природной среды и другими негативными последствиями загрязнения несут объекты хозяйственной деятельности, а также в виде потерь чувствительных к загрязнению элементов экосистемы, задействованных в хозяйственной деятельности (ресурсы сельского и лесного хозяйства, промысловые морские биоресурсы, рекреационные ресурсы и т.д.); народнохозяйственные и субъектно-индивидуальные издержки, обусловленные загрязнением природной среды;
- экологический ущерб – это ущерб окружающей природной среде, не имеющий негативных последствий для экономики; он возникает в результате загрязнения природного объекта, не входящего в используемую обществом часть природных благ; ущерб, наносимый чувствительным к загрязнению природным ресурсам экосистемы, которые не задействованы в хозяйственной деятельности в настоящее время и не будут задействованы в ближайшей перспективе.
Итак, совокупный экономический ущерб, нанесенный в результате загрязнения окружающей среды, складывается из двух видов ущерба – ущерба, нанесенного объектам экономики в виде убытков и потерь прибыли, и ущерба, причиненного окружающей природной среде, элементы которой не имеют отношения к хозяйственной деятельности на данный момент и в запланированных проектах. Величина ущерба, определенного таким способом, позволяет отразить все убытки, понесенные обществом в результате экологического нарушения.
В соответствии с "Временной типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды" (3) в составе экономического ущерба, наносимого загрязнением окружающей среды, выделяются два типа затрат (рис. 1; 13):
- затраты, вызываемые воздействием загрязнения на реципиентов (на компенсацию негативных последствий загрязнения, включая затраты на ликвидацию последствий загрязнения, расходы на компенсацию нанесенных убытков, а также нанесенные, но не компенсированные убытки);
- затраты на предупреждение воздействия загрязнения на реципиентов (затраты на оперативную ликвидацию загрязнения).
Рисунок 1. Формирование состава эколого-экономического ущерба, возникающего в результате техногенной аварии
Сумма указанных затрат составляет величину экономического ущерба, возникающего в результате аварийного и другого загрязнения. Данные виды затрат должны полностью компенсироваться предприятием-загрязнителем, по вине которого произошло загрязнение.
В случае возникновения отрицательных последствий загрязнения (ухудшение качества атмосферы или уменьшение количества биоресурсов, загрязнение рекреационных зон и т.д.) возникают затраты первого типа – на ликвидацию последствий и компенсацию нанесенных убытков. В составе затрат первого типа, возникающих у загрязнителя в результате аварийного разлива нефти на морских акваториях, выделяют две основные группы:
1. Компенсация убытков, понесенных реципиентами:
- стоимость утраченных природных ресурсов и снижение стоимости поврежденных природных ресурсов (реальный ущерб);
- убытки объектов хозяйственной деятельности, вызванные неполучением ожидаемых доходов (упущенная выгода) из-за потери или порчи ресурса.
2. Затраты на восстановление окружающей природной среды и ликвидацию последствий загрязнения: затраты, необходимые для восстановления нарушенного состояния природной среды (приведение его в первоначальное состояние, воспроизводство утраченных природных ресурсов).
При авариях затраты второго типа возникают в том случае, если принимаются оперативные меры для предотвращения вредоносного воздействия загрязнения на людей, чувствительные природные ресурсы экосистемы и объекты хозяйственной деятельности и его ликвидации. При этом к затратам второго типа относятся материальные, финансовые, трудовые затраты, а также затраты времени на оперативные действия по ликвидации последствий аварии, на изоляцию реципиентов от контакта с загрязнением. Таким образом, затраты второго типа необходимы для принятия защитных мер, направленных на уменьшение потенциальных убытков.
Типы затрат, выделенные в составе экономического ущерба, тесно взаимосвязаны – увеличение затрат второго типа ведет к снижению затрат первого и наоборот. Как правило, при залповых выбросах и сбросах имеет место комбинация обоих типов затрат, поэтому при определении составляющих экономического ущерба необходимы вариантные расчеты с установлением минимально необходимой суммарной величины затрат. Для минимизации величины экономического ущерба (У) при определении его составляющих необходимо выполнение следующего условия:
где N – число реципиентов (i = 1, 2, 3, … N); Zi – денежная оценка компенсации ущерба, причиненного загрязнением реципиенту i; Pi – затраты на предупреждение отрицательного влияния загрязнения среды на реципиента i; 0 < ai, bi < 1.
В научной литературе можно встретить упоминания о различных видах ущерба, обусловленных снижением качества окружающей среды, которые в большинстве своем имеют гипотетический характер. Они обычно используются при определении и сопоставлении эффективности мероприятий по снижению риска, ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и т.п.
К ним относятся, например (14-16):
- фактический ущерб; он выражает реальные потери объекта в результате изменения качества окружающей среды;
- возможный (потенциальный) ущерб, представляющий собой расчетную величину потерь объекта от ухудшения качества окружающей среды на фоне предположения об отсутствии каких-либо мер по снижению риска;
- предотвращенный ущерб, являющийся разницей между возможным и фактическим ущербом;
- ликвидированный ущерб, который определяется как разница между фактическими ущербами, имевшими место до ликвидации причин ущерба и после их ликвидации соответственно.
Сопоставляя размеры предотвращенного и ликвидированного ущерба с затратами на соответствующие мероприятия, можно судить об эффективности этих затрат.
ПЭС 119/24.05.2007
Примечания
1. Шульман В.Л. Методические основы природоохранной деятельности ТЭС. Екатеринбург: Издательство Уральского университета,
2000. – 447 с.
2. Гринин А.С., Орехов Н.А., Шмидхейни С. Экологический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 206 с.
3. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М., 1986.
4. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах, утв. Минтопэнерго РФ 1.11.95.
5. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды России 26.01.93, рег. № 190.
6. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба утв. Госкомэкологии 09.03.99 г., предназначена для получения укрупненной эколого-экономической оценки ущерба, предотвращаемого в результате природоохранной деятельности государства.
7. Методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства, утв. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 06.01.95.
8. Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утв. Госкомэкологии 29.12.98 г.
9. Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия: Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. №632// Собрание актов Президента и Правительства РФ. М.: Администрация Президента РФ. 1992. №
10. Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов: Постановление правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545// Собрание актов Президента и правительства РФ. М.: Администрация Президента РФ. 1992. № 6, Б.
11. Методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства. ЦБНТИ, Минводхоза СССР. М., 1983.
12. Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в важные объекты: Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 28.12.1998 г.
13. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды (с изменениями от 15.02.2000 г. Приказ Госкомэкологии №77): Приказ министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 26.01.1993 г.
14. Тихомиров Н.П., Потравный И.М., Тихомирова Т.М. Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками: Учеб. пособие для вузов // Под. ред. Н.П. Тихомирова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 350 с.
15. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л., Дунаевский Л.В. Экономика природопользования (эффективность, ущербы, риски). М.: Наука, 1998. – 253 с.
16. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. – 637 с.