Олимпийские надежды

Номер 4. Ученье — свет?

Рейтинг президентских проектов – 2008 по состоянию на июль 2007 года.

Татьяна Иванова
Олимпийские надежды

"Экономические стратегии", №04-2007, стр. 52-55

Иванова Татьяна Александровна — заместитель генерального директора ИНЭС, директор центра корпоративных коммуникаций и развития ИНЭС.

Спорт становится любимым предметом размышления и скоро станет единственным методом мышления.
Василий Ключевский, русский историк

После выбора Сочи столицей Олимпиады-2014 спортивный дух в России возобладал над прочими формами интеллектуальной и духовной активности, нарушив пресное течение дней, подняв цены на сочинскую недвижимость, заразив соревновательным азартом практически все сферы отечественной жизни – политику в первую очередь. Олимпиаду в Сочи-2014 заранее политизировали донельзя, загрузив ее многими смыслами, которые собственно к спорту имеют условное отношение. Причем в этом порыве политизации спорта на сей раз народ и политологи оказались едины, что бывает не часто – суждения пейзан и пейзанок по-детски просты и восторженны, а политологи обязаны отрабатывать свой хлеб, во всем находя интригу и сговор тайных сил.

Во-первых, эксперты отныне вслед за населением почти не сомневаются, кто будет Президентом в 2014 г., в свете чего практически теряет смысл волнение по поводу фамилии Президента в 2008 г.

Если действующий Президент сумел так филигранно, с использованием французского, уломать Олимпийский комитет голосовать за Сочи, то ему за сочинскую Олимпиаду и отвечать. Вызвавшее священное уважение выступление В.В. Путина в Гватемале выглядело как совершенный, классический предвыборный ход, вдруг все расставивший по местам в российской иерархии претендентов даже в сомневающихся умах. Можно ли представить, что выступает кто-то из нынешних преемников или кандидатов в Президенты – и Олимпийский комитет падает ниц? С трудом. А у Путина получилось органично и непринужденно, как не получилось бы сегодня ни у кого другого.

Во-вторых, некоторые эксперты рискнули предположить, что в России ненароком появилась национальная идея. Ликование народа в связи с отвоеванной у корейцев и австрийцев Олимпиадой косвенно подтвердило эти предположения: это радость по поводу обретенного вплоть до 2014 г. смысла жизни, что при нашей непредсказуемости совсем не мало. По сравнению с остальными национальными идеями Олимпиада в Сочи обладает весьма ценными для современного электората преимуществами: она конкретна, осязаема, празднична, приятна для самолюбия и реально способна объединить самых разных людей – спортсмена с бизнесменом, матерого политика с сочинским таксистом, риэлтора с гастарбайтером.

Но третье – и главное: пункт назначения "Сочи-2014" словно отменил массовый стресс, связанный с грядущими выборами 2008 г. Нация вдруг получила ясный, оптимистичный ответ на давно мучивший ее вопрос "что будет после 2008 г.?". Будет Сочи 2014 г. А это подразумевает, что страна не развалится, не поделится на княжества, власть из кожи вон будет лезть, сохраняя стабильность и порядок, будут соблюдены социальные приличия, а там, как говорится, может быть, и втянутся. На этой оптимистичной ноте электорат к предвыборной политической борьбе вновь остыл, чего не скажешь о политических партиях. Под конец политического сезона в них вселился спортивный азарт. В конце концов, политику давно сравнивают со спортом. Если рассматривать спорт как физкультуру, доведенную до абсурда, то это верно. Налицо подмена цели: важно не оздоровление, а победа (в данном случае прохождение в Думу-2007). Этим олимпийские надежды большинства партий, вступающих в борьбу, исчерпываются.

Гонка за лидером

Летом список кандидатов на президентских выборах рос как на дрожжах: М.М. Касьянов, В.В. Геращенко, Г.А. Зюганов, Г.А. Явлинский, В.К. Буковский, В.В. Жириновский. Т.е. ни единой реалистичной кандидатуры, кроме, может быть, Зюганова, но и тот, если подумать, все отдаст, лишь бы Президентом не быть, но сохранить статус-кво. Впрочем, это общая черта всех заявленных кандидатов – они вовсе не хотят ответственности, связанной с постом Президента, не готовы к ней, даже любят лишний раз подчеркнуть, что заявили об участии в президентской гонке не в целях, а из принципа. Их азарт сродни азарту одного генерала Охраны, который однажды сказал про своего бывшего шефа: "Если ЭТОТ может, то почему мне нельзя?" Президентом, он, впрочем, так и не стал, хотя поблагодарить за честность его стоит. Этот вечный искус иллюзией доступности власти – его трудно избежать, если власть находится, кажется, на расстоянии вытянутой руки. Хотя давно доказано, что не только власть создает президента, но и президент создает власть.

Любая фамилия из представленного выше списка плохо сочетается с этой истиной. Некоторые не сочетаются здесь и сейчас, некоторые – не сочетаются в
принципе. Но в современных правилах отечественной политической игры стать кандидатом в Президенты очень выгодно. Это отличный способ укрепить карьеру (в чем бы она ни выражалась), заставить о себе поговорить, задаром покрутиться в информационном пространстве, получить свои 15 минут (а на деле и намного больше) славы. Ведь были же когда-то среди кандидатов в Президенты такие странные персонажи, как У.А. Джабраилов и В.А. Брынцалов. Кто бы иначе запомнил их фамилии, кроме узких специалистов?

Среди ожидаемых кандидатов на президентских выборах официально так до сих пор и не заявили себя в данном качестве Д.А. Медведев и С.Б. Иванов – люди, как известно, государственные, в хорошем смысле – подневольные. Но, когда дело доходит до президентских выборов, для электората становится важен и градус личной амбициозности претендента. То, что "официальные преемники" скрывают или умаляют свои амбиции, еще не говорит о том, что таковых у них нет. Например, Медведева называют "младшим братом Путина": он его вольно или невольно копирует, доходя если не до портретного, то до интонационного и стилевого сходства. Что это? Он делает жизнь со своего кумира или уже видит себя "немножко" Путиным? За Ивановым тоже все чаще замечают, что он ведет себя отчасти как Президент. Другое дело, что в сложившейся ситуации проявление амбиций со стороны официальных преемников просто не может не быть санкционированным.
Среди возможных кандидатов называют также В.И. Матвиенко, С.С. Собянина и С.М. Миронова, которые, по опросам ВЦИОМ, пока больше 1% сторонников (каждый) не набирают. Но это все, что называется, люди с потенциалом. При желании выстроить необходимый рейтинг можно любому из них. При определенных обстоятельствах персона, подчеркнуто находящаяся в тени и дистанцирующаяся от сиюминутных политических столкновений (как это делает, например, Собянин), может иметь больше шансов на победу, чем публичный политик – надоевший пропорционально своей активности.

Как бы там ни было, всех кандидатов – и реальных, и потенциальных – сегодня объединяет одно: они находятся в перманентной гонке за лидером, заведомо осененным олимпийским огнем и пока недосягаемым. Недосягаемым, вот ведь…

Командные игры

В отличие от неопределенной ситуации в президентском единоборстве, в командных соревнованиях за места в Думе-2007 нынешним летом ситуация явно прояснилась. Ведущие политические силы страны вообще весь спортивный дух, который рискует остаться невостребованным на президентских выборах, начинают использовать для выборов парламентских. Так, для КПРФ явно намного важнее парламентские выборы, чем президентская гонка, выполняющая по отношению к первым служебную роль. На выборах в Государственную думу КПРФ с высокой вероятностью будет бороться со "Справедливой Россией" за второе место, причем она имеет все шансы победить бывшую "вторую ногу" отечественной политической системы. Президент как-то охладел к проекту "новых левых" – возможно, решив не рисковать и не разбрасываться своей поддержкой перед выборами буквально "направо" и "налево", а сконцентрировать внимание на одном направлении – центральном.

Эксперты отсчитывают начало этого нового курса с 28 июня, когда Путин встретился с партактивом "Единой России". Во время встречи Президент не только поблагодарил партию за работу в целом и за отказ от популизма в частности, но также посвятил "единороссам" три часа "без прессы". По свидетельству участников встречи, Путин подчеркнул, что он и "Единая Россия" – одна команда, а соответственно, партия может использовать его, Президента, достижения. "Единая Россия" не преминула этим разрешением воспользоваться, и отныне Олимпиада в Сочи преподносится "единороссами" как "их общая с Путиным победа". Программа "Единой России" называется, между прочим, "План Путина", и никто пока не протестовал. На упомянутой встрече Путин также намекнул, что "Справедливая Россия" – проект будущего, когда Россия значительно полевеет. Другое дело, что, на взгляд Президента, скорое полевение (достаточное, чтобы серьезно поддерживать "Справедливую Россию") современной России не грозит. Очевидно, Миронов в курсе этого нового витка в своей партийной судьбе: он как-то разом свернул все разговоры о продлении полномочий Путина, ослабил хватку в борьбе с "Единой Россией" и в предвыборных речах ведет себя скорее как популист, вырывая у аудитории поддержку в обмен на окончательно сказочные обещания. Есть старое бытовое наблюдение: по-настоящему щедры бывают только неудачники. Они знают, что им не отдавать. Все победители, напротив, становятся жуткими скрягами, как только начинают чувствовать, что слово – не воробей. Им могут припомнить каждый неосторожный посул. Поэтому обычно они отделываются призывами к системным улучшениям и стратегическим новациям. В таких призывах главное – масштаб и общее позитивное ощущение. Электорат пока не знает, как бороться в конкретных полевых условиях с такими обещаниями, и на всякий случай верит. Если наступает час "Х" и электорат, слегка раздражаясь, спрашивает: "Когда же будет хорошо?" – ему отвечают: "Нам уже хорошо – и это только начало. Программа показала свою жизнеспособность. Для развития успеха необходимо провести еще ряд системных улучшений". Политтехнологи также согласны: в выборах психологически важно вести себя как готовый победитель и проявлять соответствующую активность в информационном поле. Заглядывать в глаза электорату, дарить его рублем, ремонтировать школы и озеленять дворы вовсе не обязательно. Не надо ничего конкретного и затратного. Избиратель неблагодарен и ветрен: он выбирает звон, а не его источник. Воистину: "Кто людям помогает, тот тратит время зря".

Вот партия "Единая Россия", словно по-царски потеряв интерес к грядущим выборам в Государственную думу, подчеркнуто вдали от столбовых дорог отечественных партийных схваток (в здании Фундаментальной библиотеки МГУ) презентовала проект воспитания управленцев нового типа "Команда страны". Странным образом презентация совпала с победой российской олимпийской заявки в Гватемале. Что скажешь: везунчикам во всем счастье. Согласно проекту, на первом (региональном) этапе отберут 12 тыс. "самых активных, пассионарных людей" по шести направлениям: "Государственное и муниципальное управление", "Промышленность и услуги", "Средства массовой информации", "Образование, наука, культура", "Здравоохранение", "Агропромышленный комплекс". На втором (федеральном) этапе претендентам в "Команду страны" необходимо будет доказать продолжительность и стабильность своего успеха в указанной сфере деятельности, а также наличие у них команды (видимо, единомышленников, последователей, учеников, поклонников и т.д.). По итогам будет составлен и опубликован список "лучших из лучших", из которого, надо думать, предложено будет черпать стране. В сущности, проект не предполагает, что обязательно будут черпать, но общий позитивный эффект для партии получится.
Таким образом, лето подтвердило прогнозы предшествующего рейтинга политических проектов. "Единая Россия" улучшила свои позиции, превратившись в безоговорочного лидера в борьбе политических партий. "Справедливая Россия" превратилась в партию "второго эшелона". По всей видимости, разочарование в этом проекте наступило у его создателей вместе с осознанием того, что "актуальные левые" не столько делят электорат с КПРФ, сколько отнимают голоса у "единороссов".

Вообще, участь "Справедливой России" на грядущих выборах в Государственную думу считают незавидной, так как партия подвергнется ударам со всех сторон. Собирая голоса сторонников по принципу "с миру по нитке – нищему рубашка", "мироновцы" успели всем насолить. Соответственно выросли акции КПРФ, которой прочат статус второй по итогам декабрьских выборов. Более того, эксперты сходятся во мнении, что КПРФ будет действовать по согласованию с "Единой Россией" в своей борьбе с "мироновцами", обменяв такую форму революционной активности на ряд гарантий из Кремля. Вопреки многим прогнозам, КПРФ явно наращивает предвыборные мускулы: именно к коммунистам возвращаются избиратели расформированных мелких протестных партий. Это заставляет считаться с "классическими левыми" и договариваться с ними. Неоднозначен конец политического сезона для "Либерального проекта", который представлен в основном коалицией "Другая Россия".

Разнобой в целях и методах работы, борьба амбиций поставили "внесистемную оппозицию" на грань самоуничтожения. Летом "Другую Россию" покинул Касьянов из-за разногласий по поводу единого кандидата в Президенты – и это основная линия раскола. От участия в очередной конференции "Другой России" вслед за Касьяновым отказались В.А. Рыжков, Л.М. Алексеева, А.А. Аузан, Г.А. Сатаров. Рассчитывает оформиться в самостоятельное движение "Народ" националистическое крыло "Другой России". Э.В. Лимонов заявил о своих претензиях монопольно владеть брендом "Другая Россия" и также намерен использовать это название для своей новой партии.

Строго говоря, "Другой России" (или, как заметил Касьянов, "другой "Другой России"") больше не существует. Но странным образом этот раскол может оказаться полезен для обеих сторон. Касьянов, чье лидерство в "Другой России" вызывало столько скрытого недовольства и сомнений, может сделать соответствующие выводы, избавиться от иллюзий, скорректировать курс и вернуться в политическую борьбу по новой схеме. Не исключено, что он снова окажется в "Другой России". "Другая Россия" в отсутствие Касьянова получила возможность скорректировать программу и определить более сбалансированного, менее запятнанного девяностыми годами, единого кандидата от оппозиции. На эту роль претендуют и Г.К. Каспаров, и В.А. Рыжков. Однако вырвавшаяся за стены "Другой России" борьба политических эгоизмов только снижает доверие ко всей коалиции и заставляет вспомнить, что в последние годы оппозиционные объединения заканчивались там, где начиналась бескомпромиссная схватка за лидерство в них. "Другую Россию" в настоящее время губит то, что она является коалицией равных и в первую очередь равно амбициозных. Уместно прокомментировать этот случай партстроительства старой спортивной истиной: "Если Вам нужно составить команду, которая выиграла бы соревнование по прыжкам в высоту, Вы ищете одного парня, который может прыгнуть на семь футов, а не семерых, которые могут прыгнуть по футу каждый". Правда, на политиков, в своей карьере чаще руководствующихся олимпийским девизом Пьера де Кубертена "главное – не победа, а участие", эта истина не распространяется.


 

Таблица 1. Рейтинг политических проектов

Примечание: В скобках — показатели предыдущего рейтинга (июнь 2007 г).
Оценка проводилась экспертами Интеллектуального клуба «Стратегическая
матрица» по модели энниаграммы стратегического управления. По состоянию
на 30 июля 2007 г. Шкала оценок — см. табл. 2.

Таблица 2. Шкала оценок

(Максимальное значение интегральной оценки не превышает 100 баллов. При этом вес группы факторов составляет: "Целеполагание" – 10 баллов, "Возможности" – 50 баллов, "Результаты" – 40 баллов.)

Баллы
Цели
Возможности
Результаты
100–80
Цели проекта в основном соответствуют стратегическим целям развития России в направлении стабильности, экономического роста, высокотехнологичного лидерства Проект располагает развернутой сетью административных, политических, финансовых, медийных ресурсов, позволяющих достигать поставленных целей Максимальный
уровень реализации поставленной политической цели
79–50
Цели проекта частично соответствуют стратегическим целям России Проект располагает лишь частью указанных ресурсов Частичное достижение поставленной политической цели
49–20
Цели проекта фрагментарно соответствуют стратегическим целям России, а часть целей даже противоречит Слабые ресурсы для достижения поставленных целей Достижение поставленной политической цели лишь по отдельным направлениям
19–0
Несоответствие целей проекта стратегическим целям России Привлечение ресурсов к реализации проекта носит случайный характер Цели практически не достигнуты

Рисунок 1. Динамика политических проектов

Следить за новостями ИНЭС: