В вопросу вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию
Не нуждаются во вступлении в ВТО малоразвитые страны, занимающиеся только экспортом сырья. ВТО необходима для тех стран, которые хотят экспортировать готовую продукцию, интеллектуальные продукты или высокие технологии
Сайлау Батырша-улы
К вопросу вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №3-2007, стр. 24-29
Сайлау Батырша-улы – заслуженный деятель дипломатической службы Республики Казахстан, д.э.н., профессор. |
Вопрос вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) непосредственно связан с его будущим и с проблемой экономической безопасности.
Как известно, Казахстан выступает за углубление региональной и глобальной торгово-экономической интеграции. Он является членом СНГ, Организации Центрально-Азиатского сотрудничества, Организации экономического сотрудничества, Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического сообщества. В настоящее время ведутся переговоры об условиях вступления Казах стана в ВТО. По данному вопросу в коридорах государственной власти, в обществе и среди экономистов существуют разные мнения. Одни считают, что вступление в ВТО является благом для Казахстана, другие наряду с положительными последствиями этого шага видят много отрицательных. Третьи рекомендуют не спешить со вступлением в ВТО.
Правительство Республики Казахстан рассматривает присоединение к ВТО исключительно в положительном ключе, считая, что это позволит расширить экономические и торговые возможности страны. Наши поставщики металлов, энергоресурсов, сырья испытывают трудности на мировом рынке, хотя и работают по ценам и в соответствии с требованиями ВТО. Практически Казахстан уже работает в рамках ВТО, считает правительство.
В начале 1990-х годов в Казахстане пошлины на многие импортируемые товары были необоснованно снижены. Это было сделано с целью наполнения потребительского рынка и привело к наплыву дешевой низкокачественной продукции. Многие местные предприятия, выпускавшие качественную продукцию, не выдержав конкуренции, закрылись, люди остались без работы. К сожалению, государственные чиновники об этом стараются не говорить.
Напрашивается вопрос: если мы уже работаем на условиях ВТО и благополучно продаем на мировом рынке нефть, газ, уголь, медь, металл, цинк, пшеницу и так далее, то зачем нам спешить во Всемирную торговую организацию и брать на себя дополнительные обязательства, полностью открывать наш рынок, снимать импортные пошлины, отказываться от защиты собственных товаропроизводителей?
Не выдерживает никакой критики заявление Министерства индустрии и торговли о том, что в настоящее время наши предприятия готовы к международной конкуренции. По данным министерства, обрабатывающая промышленность Казах стана растет быстрее горнодобывающей отрасли, ежегодный рост экспорта составляет около 30%, динамично растет ВВП.
При этом министерство, чтобы продемонстрировать быстрый рост экономики, берет для сравнения низкие показатели прошлых лет. Если сравнить состояние нынешней экономики с 1990 г., то будет очевиден спад обрабатывающей промышленности. Министерство умолчало о том, что более 75% прироста экспорта товаров обеспечено за счет ценового фактора, так как рост цен на экспортную продукцию в прошлом году составил 22%. Вместе с тем по сравнению с прошлыми годами идет снижение физических объемов производства промышленных товаров и экспорта готовой продукции.
При каких условиях Казахстан может вступить в ВТО?
В Министерстве индустрии и торговли говорят, что "вступление в ВТО должно означать, что мы поднимаем промышленность и идем на другие рынки". В данном случае телегу ставят впереди лошади. Известно, что все развитые страны перед вступлением в ВТО поднимали экономику, в первую очередь обрабатывающую и машиностроительную отрасли, достигали международного стандарта качества (то есть создавали конкурентоспособную экономику) и только после этого вступали в ГАТТ/ВТО, где существует жесткая конкуренция. Казахстанская экономика после глубокого падения только встает на ноги. Нам нужно время, чтобы восстановить закрытые и построить новые предприятия в металлообрабатывающей, текстильной, швейной, обувной и пищевой отрасли. Также необходимо наладить производство строительных материалов, товаров первой необходимости и продуктов питания.
Опыт европейских стран, а также Японии, Кореи, Малайзии и других показывает, что нужно поднять долю обрабатывающей и машиностроительной отраслей промышленности, иначе Казахстан после вступления в ВТО будет вынужден снять все импортные пошлины и навсегда останется сырьевым придатком развитых стран. Подавляющее большинство наших промышленников, бизнесменов, экономистов и депутатов не разделяют мнения сторонников немедленного вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Так, директор Конфедерации работодателей РК Е. Никитинская считает, что вопрос не в том, "вступать или не вступать в ВТО, а в том, на каких условиях вступать в эту организацию". Опыт стран, вступивших в ВТО в последнее время (Монголия, Кыргызстан, Латвия, Эстония, Литва, Грузия, Молдова), показывает, что нецелесообразно присоединяться к ВТО любой ценой. Страны СНГ, вступившие в ВТО, как были, так и остаются нищими.
По нашему мнению, в процессе переговоров с ВТО на первое место нужно ставить защиту отечественных товаропроизводителей, а не интересы крупных иностранных компаний, оперирующих в нашей стране: "ТенгизШевройл" (США), "Филипп Моррис" (США), "Миттал стил" (Индия), "Алюминий Казахстана", "РусАл", "Казфосфат" (Израиль), "КазСабтон" (Израиль), "Казцинк", "Казахмыс" (Корея), "ЛУКОЙЛ" и ряда других российских компаний, а также Нефтяной корпорации Китая и т. д.
При проведении переговоров нет надобности назначать конкретные сроки вступления в ВТО. Ведь Китай готовился стать членом этой организации 15 лет, а Израиль вел переговоры в течение 18 лет. И обе страны добились больших уступок и преференций для своей перерабатывающей промышленности, в особенности для машиностроения. Пример ответственного отношения к вступлению в ВТО демонстрируют США, где с целью определения последствий этого шага был проведен детальный анализ 48 отраслей и 8 секторов национальной экономики. В результате выяснилось, что для 35 из 48 отраслей вступление в ВТО будет иметь положительные последствия, а для 13 – отрицательные. Эта и другие страны присоединились к ВТО только тогда, когда их промышленность была готова к международной конкуренции.
Что касается Казахстана, то мы начали переговоры о вступлении в ВТО, не просчитав все положительные и отрицательные последствия. Считается, что, став членом ВТО, Казахстан получит торговые преференции и свободный доступ на европейский и американский рынки. Но как можно использовать эти преференции, если у нас нет ни промышленных, ни потребительских товаров (кроме водки), ни технологий для рынков Запада и Востока. Да и водку мы делаем из китайского спирта. Европейский потребитель не нуждается в наших низкосортных винно-водочных изделиях. А для того, чтобы продавать минеральное сырье, цветные металлы и пшеницу на Запад и в соседние страны, нам не нужно вступать в ВТО.
Известный российский экономист Абел Аганбегян в 2004 г., выступая на IV Международной конференции "Бизнес и образование: вектор развития", проходившей в Алматы, заявил, что "малоразвитые страны (к их числу можно отнести и Казахстан. – Примеч. авт.), которые занимаются только экспортом сырья, топлива или газа, не нуждаются во вступлении в ВТО. ВТО необходима для тех стран, которые хотят экспортировать готовую продукцию, интеллектуальные продукты или высокие технологии". Такого же мнения придерживается большинство ученых и предпринимателей Казахстана. Так, бывший начальник департамента малого бизнеса акимата Алматы считает, что если мы сейчас вступим в ВТО, то 70- 80% наших бизнесменов останутся не у дел.
Вступление Казахстана в ВТО преждевременно
По нашему мнению, вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию является преждевременным. Сначала следует разработать законодательную базу, восстановить крупные и средние промышленные предприятия, добиться повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции. Для этого понадобится 6-7 лет упорной работы.
В подтверждение своих мыслей хотим отметить, что до 1990 г. имел место резкий спад производства в машиностроительном секторе. В настоящее время здесь отмечается некоторый рост. Однако о действительно эффективном и конкурентоспособном машиностроении говорить пока рано. Не работают заводы сельскохозяйственных машин в Астане, машиностроительные предприятия в Алматы, тракторный завод в Павлодаре, "Каргормаш" в Караганде, химический и фосфорный заводы в Таразе, завод пресс-автоматов в Шымкенте и многие другие. Сегодня мы завозим топоры, грабли, вилы, лопаты и другие сельскохозяйственные орудия, которые раньше производили сами. На долю машиностроительного сектора Казахстана приходится:
- только 2,9% от общего объема производимой промышленной продукции;
- менее 2% стоимости основных средств;
- всего 0,9% от объема инвестиций в основной капитал производственного назначения и 0,3% от стоимости вводимых ежегодно основных средств;
- около 2% от общего объема экспорта.
На продукцию машиностроения приходится 42% от объема импорта республики; коэффициент использования производственных мощностей большинства машиностроительных предприятий не превышает 15-20%. Машиностроительная отрасль до 1999 г. была убыточной, а в последние годы является низкорентабельной. Доля изделий казахстанского производства на внутреннем рынке машиностроительной продукции составляет около 15%, остальные 85% – импортная продукция (данные Агентства РК по статистике).
В Алматы ликвидированы авторемонтные заводы, завод металлоизделий, трикотажная, швейная, кожевенная и обувная фабрики и т. д. От Алматинского хлопчатобумажного комбината осталось одно название, хотя его продукция пользовалась спросом. Количество рабочих сократилось на 90%. Поэтому говорить об успехах обрабатывающей промышленности в республике не приходится. Вот к чему привела политика "открытых дверей" бывших премьеров Терещенко, Кажегельдина и Балгимбаева. А что будет, когда мы войдем в ВТО и снимем все таможенные пошлины?Депутаты парламента (В. Землянов, Ж. Кали-улы, М. Шаханов, А. Айталы и др.), а также видные экономисты (К.Н. Нарибаев, Я. Аубакиров, Е. Шеденов, Е. Жатканбаев, У.Ж. Алиев и автор настоящей статьи) считают, что, если сегодня Республика Казахстан вступит в ВТО, этот шаг будет иметь только отрицательные результаты. Прежде чем открывать границы республики для иностранных товаров, нам нужно наладить работу перерабатывающей отрасли.
Нормальные государства вступают в ВТО самостоятельно
Некоторые политики предлагают Казахстану войти в ВТО в одной связке с Россией, Украиной и Белоруссией только на том основании, что они когда-то жили под одной крышей. При этом совсем не учитывается, что промышленный и экономический потенциал у них разноплановый и перед каждой из этих стран стоят разные задачи. Россия имеет мощную машиностроительную отрасль, производит тракторы, автомобили, самолеты и ракеты. На Украине также развиты машиностроение, станкостроение и в целом перерабатывающая промышленность, в Беларуси сохранились тракторостроение, легкая, пищевая, строительная, мебельная отрасли. Естественно, эти страны заинтересованы в экспорте своих промышленных товаров в Казахстан и другие страны Азии, так как их машиностроительная продукция неконкурентоспособна на европейском рынке. Вхождение Казахстана в ВТО полностью открыло бы для них наш рынок. Что касается Казахстана, то тут, как указывалось выше, доля машиностроения в промышленности мизерная (всего 2,9%). Мы не производим даже гвозди, молотки, тележки… В настоящее время республика импортирует множество товаров – от пуговиц, сорочек, носков и носовых платков до автомобилей и железнодорожных локомотивов. Поэтому Казахстан не может вступить в ВТО на тех же условиях, что Россия, Украина и Беларусь.
Актуальной для РК является политика импортозамещения – имеются в виду те товары, которые мы успешно производили сами. Государство должно взять на себя обязанность по восстановлению предприятий легкой и пищевой промышленности и создать выгодные условия для вложения в производство местного капитала, а не поощрять открытие ночных клубов, баров, ресторанов, казино и развлекательных центров, как это делается в настоящее время. Известно, что без товарного производства никакая экономика не сможет нормально развиваться. Россияне еще в советское время вели все внешнеэкономические связи страны и имеют большой опыт мировой торговли. Поэтому Казахстану лучше вступать в ВТО после России, учтя ее успехи и потери. Все уступки, которые в переходный период получит Россия, позже получим и мы. Имеем право просить дополнительные льготы. Сейчас нам спешить некуда.
Транснациональные корпорации (ТНК), прозападные политические силы внутри страны и лоббисты иностранных компаний в Казахстане толкают нас в объятия ВТО. В случае отсрочки вступления они "предсказывают Казахстану медленную экономическую смерть, (якобы) наша страна останется на обочине мировой торговли" (газета "Мегаполис" от 26 ноября 2003 г.).
Какие страны являются членами ВТО?
Спрашивается, если Всемирная торговая организация действительно является райским местом, то почему 52 страны мира до сих пор не вступили в нее, предпочитая двустороннее и многостороннее торгово-экономическое сотрудничество. Из 200 государств мира 148 являются членами ВТО, остальные успешно налаживают внешние экономические связи без нее. Кто же входит в ВТО? Первая группа – это создатели Генерального соглашения по тарифам и торговле – высокоразвитые страны Европы, США, Канада и промышленно развитые страны Азии. Они по ставили задачу за счет снятия таможенных барьеров полностью завладеть рынками стран третьего мира для сбыта своих промышленных и потребительских товаров. Вторая группа стран – членов ВТО – это малые и средние слаборазвитые страны Азии, Африки и Латинской Америки, а также некоторые страны СНГ (Кыргызстан, Грузия и Молдова), у которых нет экономического, финансового, технологического потенциала и специалистов для создания собственной обрабатывающей промышленности. У них узкий внутренний рынок, низкая численность населения, отсутствует перспектива превращения в промышленно развитые страны. Им некуда деваться, поэтому они полностью открыли свои рынки для потребительских товаров, машин и оборудования с Запада в обмен на доступ традиционных сельскохозяйственных продуктов (кофе, какао, цитрусовые, арахис, хлопок, шерсть, полуфабрикаты и т. д.) и минерального сырья на рынки развитых стран. Слаборазвитые страны довольствуются поступлением денег от торговых операции ТНК, таможенных пошлин и других налогов. За это они получают донорскую помощь от международных финансовых организаций и великих держав.
52 средние и крупные экономически развитые страны с численностью населения приблизительно от 6 млн человек и выше не входят в ВТО. Как правило, эти страны имеют значительные запасы полезных ископаемых, энергетические ресурсы, развитую добывающую, легкую, пищевую и машиностроительную промышленность и обширные внутренние рынки. Они стараются защитить национального производителя от пагубных действий ТНК, при помощи высоких таможенных пошлин ограждают свой рынок от нашествия дешевых импортных товаров и ведут борьбу с демпинговой политикой иностранных корпораций, что позволит им создать конкурентоспособную экономику. Среди стран бывшего СССР это Узбекистан, Украина, Беларусь и Туркменистан. Для Казахстана также характерны все вышеперечисленные признаки. Он имеет потенциальную возможность перейти от сырьевой экономики к интенсивному промышленному развитию. Этому способствуют большие валютные поступления от разработки полезных ископаемых и экспорта нефти.
Вопрос о том, когда Казахстан станет членом ВТО, должен оставаться открытым. По нашему мнению, для его адекватного решения необходимо усиление взаимодействия правительства, предпринимателей, ученых, широкое общественное обсуждение. А Министерству индустрии и торговли надо организовывать производство, а не открывать настежь ворота для импорта готовых потребительских товаров и сомнительных услуг. Нельзя заранее брать на себя обязательства по срокам вступления Казахстана в ВТО.
Нам нет надобности спешить с членством в ВТО, хотя некоторые ошибочно считают, что это показатель престижа, признак демократии и рыночности экономики. Как сказано в послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана, "создав конкурентоспособную экономику", мы "создадим конкурентоспособный Казахстан". И тогда сможем спокойно и уверенно вступать во Всемирную торговую организацию.