Страхование без страха и упрека
Генеральный директор страховой группы «МАКС» Надежда Васильевна Мартьянова убеждена, что 2007 год станет знаковым для страховой отрасли России, поскольку и в обществе, и во властных структурах изменилось отношение к страхованию, которое теперь рассматривается как один из необходимых элементов финансового благополучия. Отвечая на вопросы «ЭС», Н.В. Мартьянова подробно анализирует связанные с этим тенденции на российском страховом рынке.
Надежда Мартьянова
Страхование без страха и упрека
"Экономические стратегии", №03-2007, стр. 130-131
Генеральный директор страховой группы "МАКС" Надежда Васильевна Мартьянова убеждена, что 2007 г. станет знаковым для страховой отрасли России, поскольку и в обществе, и во властных структурах изменилось отношение к страхованию, которое теперь рассматривается как один из необходимых элементов финансового благополучия. Отвечая на вопросы "ЭС", Н.В. Мартьянова подробно анализирует связанные с этим тенденции на российском страховом рынке. |
Надежда Васильевна, нельзя не признать, что сегодня страховка – норма жизни. Тем не менее пока рано говорить о высоком уровне страховой культуры населения. Большинство привыкло жить по принципу "пока гром не грянет…". Как изменить психологию потребителя?
Нужно, чтобы общество признало тот факт, что страхование – один из ключевых экономических проектов развивающейся экономики. Я бы назвала его национальным проектом. Возьмем для примера ОСАГО: несмотря на трудности трех последних лет, этот проект успешно реализуется, какая бы критика ни звучала в его адрес. Крупные страховщики – это инвесторы, вкладывающие средства в развитие инфраструктуры. Страхователь, к сожалению, не столь профессионален в этих вопросах, для него важнее иметь полис, чем думать о возможных рисках. Необходимо контролировать состояние рынка, осуществлять профилактику финансовой нестабильности, чтобы не допустить недобросовестных страховщиков и не поколебать сложившееся равновесие.
Как Вы оцениваете состояние системы государственного регулирования страхового рынка России?
К сожалению, приходится признать, что, несмотря на все положительные изменения, органы государственной власти по-прежнему уделяют недостаточно внимания страховому рынку. Страхование – это тот сектор экономики, который не может развиваться без государственной поддержки. Пока что в России любое законодательное начинание, имеющее отношение к страхованию, вызывает сильное противодействие. Подчас складывается впечатление, что страховой сектор – это "внебрачный ребенок", который есть, но лучше бы о нем никто не знал.
Этому следует положить конец. Общество должно понять, что страхование – это полноправный сектор экономики, замещающий бюджетные затраты государства на ликвидацию последствий техногенных катастроф и иных рисков, которые постоянно присутствуют в жизни социума.
Я понимаю, что из многочисленных направлений экономической деятельности органы государственной власти выбирают наиболее важные, но и страховой сектор за предшествующие годы превратился в значимую рыночную силу. Большинство успешных, развивающихся страховых компаний перешагнули рубеж 15-летия и накопили существенные финансовые и интеллектуальные ресурсы. Пример тому – наша страховая группа, которая сегодня отмечает юбилей "в самом расцвете сил"!
А в чем тут главная опасность, чем чревато недостаточно активное вмешательство государства в развитие национальной страховой отрасли?
Государство может опоздать с признанием российского страхового бизнеса, так как после вступления в ВТО на смену российским компаниям могут прийти иностранцы. Постоянная борьба за признание, необходимость доказывать, что действия страховой компании направлены на созидательные конструктивные цели, конечно, "закаляет" страховщиков, но подготовительный процесс не может длиться бесконечно долго. Нужно принимать решения.
В последние годы страховой отраслью занимаются два органа: Федеральная служба страхового надзора, выполняющая контрольную функцию, и Министерство финансов РФ, на которое возложена нормотворческая функция. ФССН фактически не имеет возможности влиять на развитие рынка, создавать благотворные для него нормативные акты, а роль Минфина свелась к методологической. Влияние на страховой сектор рассредоточено, и далеко не все начинания реализуются. Неужели и здесь, как во многом другом в нашей стране, проблему должен решать лично Президент?
оссии нужны сильные национальные страховые компании, которые бы уверенно строили долгосрочные планы защиты интересов предприятий и граждан и в то же время были полноправными членами международной страховой системы. Поэтому нам необходима целенаправленная государственная стратегия развития национального страхования, реализацией которой руководила бы личность, волевая и безупречная.
Что Вас как руководителя крупной страховой компании более всего беспокоит сегодня?
Ситуация с рекламой страхования. С одной стороны, реклама, безусловно, необходима для повышения узнаваемости бренда. Но с другой – что бы ни говорили коллеги, средства, затраченные на рекламу, в конечном итоге ложатся грузом на страхователя, обусловливая повышение тарифов. Тот уровень затрат на рекламу, который задали отдельные страховые компании, опасен. Мы предпочитаем инвестировать в качество обслуживания клиентов. В рамках стратегии "Мировой уровень страхования" в 2006 г. нами открыто 5 центров выплат в Москве и области, произведено их переоборудование, включая организацию on-line-режима работы с центральной базой данных.
Беспокоит отсутствие у властей интереса к ситуации на дорогах, процветающее мошенничество. Пример тому – цепочка "автокредитование – страхование – угон". Мы постоянно сталкиваемся с одним и тем же: ни найти, ни привлечь к ответственности. Хотя у нашей службы безопасности есть успехи: за второе полугодие 2006 г. выявлено 14 случаев крупного мошенничества клиентов, которые могли обойтись компании более чем в 5,7 млн руб.
Надежда Васильевна, а какие сегменты рынка страхования развиваются сейчас активнее других?
Во-первых, ведущие банки активизировали работу с населением по потребительскому, ипотечному кредитованию и автокредитованию. Следом и страховщики расширили спектр услуг: страхование жизни заемщика, титула собственника, имущественное страхование залогов, страхование ответственности. В 2006 г. "МАКС" успешно сотрудничал с 17 крупнейшими российскими банками и привлек более 1 млрд 300 млн руб.
Во-вторых, положительные сдвиги наблюдаются в агропромышленном страховании. Количество кредитов, выдаваемых сельхозпредприятиям, в 2006 г. увеличилось. Затем последует обеспечение в виде страхования, это важнейший путь развития агропромышленного сектора. В области агрострахования прошедший год был успешным для нас: если в 2005 г. компания заключила 103 договора с общей суммой ответственности 791 млн 328 тыс. руб., то в 2006 г. "МАКС" осуществлял страховую защиту уже 192 хозяйств, а сумма ответственности возросла более чем в два раза.
Если говорить о бизнесе "МАКСа", то мы активнее подошли к розничным продажам 18 страховых программ, включая каско, ОСАГО, ДМС, страхование жизни и титула собственности заемщиков ипотечных кредитов, страхование жилья, страхование от несчастных случаев и другие. Запущены новые розничные страховые продукты: "МАКС-иномарка", "МАКС-Спутник", "МАКС-911", "Уют вашего дома", "Талисман" и другие. Мы не намерены останавливаться.
В планах компании "МАКС" на 2007 г. – достижение уровня страховых сборов свыше 42-45 млрд руб., увеличение продаж на 30-40%. Планируется также изменить подход к обслуживанию населения в системе ОМС. Так, в 2007 г. в филиалах компании "МАКС-М" будут созданы круглосуточные консультативно-диагностические центры, которые помогут застрахованным разобраться в их правах в процессе медобслуживания, защитят и обеспечат максимальный комфорт и эффективность лечения в случае заболевания.
Страховая группа "МАКС" (включает ЗАО "МАКС", ЗАО "МАКС-М", ЗАО "МАКС-Жизнь") работает на международном и внутреннем рынках с 1992 г. Компании группы "МАКС" входят в число лидеров отечественного страхового рынка как по объему страховой премии и сумме выплаченного страхового возмещения, так и по размеру собственного капитала.
Численность персонала – более 6 тыс. человек. С 2000 г. СГ "МАКС" возглавляет Надежда Мартьянова. Она знает, как добиваться успеха – за последние 6 лет объем бизнеса страховой группы "МАКС" вырос более чем в 10 раз: с 3,3 млрд руб. до 37,2 млрд руб. В 2006 г. страховщик активно сотрудничал с 17 крупнейшими российскими банками. Итогом этой работы стало привлечение более 1,3 млрд руб. страховых взносов. А общий объем страховых взносов по ЗАО "МАКС" в рамках заключенных договоров страхования в 2006 г. составил 8,053 млрд руб. В целом сумма средств, выплаченных только ЗАО "МАКС" клиентам в 2006 г., составила 2,6 млрд руб.
Сегодня среди клиентов компании – крупнейшие структуры федерального уровня и предприятия различных отраслей промышленности России: МИД России, ФСО РФ, ГлавУПДК, Судебный департамент РФ, НПО "Микроген", ПО "Маяк", Московский завод полиметаллов, ОАО "Техснабэкспорт", ЗАО "Атомстройпроект" и многие другие.
Главный успех "МАКСа" – в соответствии с мировыми стандартами существенно изменилось качество предоставляемых страховых услуг. Активное внимание уделялось увеличению розничных продаж более чем 18 страховых продуктов, включая каско, ОСАГО, ДМС, страхование жизни и титула собственности заемщиков ипотечных кредитов, страхование жилья, страхование от несчастных случаев и др.