Нефтяное богатство обеспечивает бум в образовании
Казахстан надеется, что нефтедоллары смогут заткнуть дыры в образовании
Пол Бартлетт
Нефтяное богатство обеспечивает бум в образовании
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №2-2007, стр. 138-141
Опубликовано в Guardian Weekly 13 апреля 2007 г. Перевод с англ. А. Аязбекова. |
Превращение Казахстана из малоизвестной, удаленной от мировых центров центральноазиатской республики в энергетическую супердержаву повлек за собой растущую потребность в зарубежном образовании, появилось понимание того, что стране нужно поднять стандарты образования для капитализации новоприобретенного нефтяного богатства. Но возникает вопрос: достаточно ли только финансовых вливаний для преодоления серьезных проблем в образовании?
Для богатой элиты страны самый быстрый путь получения хорошего образования – поездка за рубеж. Зарубежные университеты и поставщики образовательных услуг с удовольствием рекламируют свои продукты. На прошедшей недавно образовательной ярмарке в Алматы, коммерческой столице государства, Али Шухами, декан по приему в Американском университете Шарджы в ОАЭ, сказал, что в Казахстане возрос интерес к курсам, предлагаемым этим учебным заведением.
"Для нас это был волнующий опыт, – сказал Шухами. – Я чувствую, что страна находится на очень важном этапе. В прошлом году мы были в Москве, там уровень интереса к нам не сравним с местным".
Увеличившийся поток нефтедолларов повлек за собой амбициозные планы: ежегодно обучать в зарубежных вузах до 3 тыс. студентов в рамках спонсируемой правительством программы "Болашак".
Но имеют ли студенты, подготовленные в казахстанской системе образования, навыки, необходимые для обучения за рубежом. Хелен Хавари, директор Международной летней школы при университете Оксфорд Брукс, сказала, что даже если уровень английского у них достаточен для поступления в вузы, существуют другие проблемы.
"Речь идет не только об уровне английского языка, проблема в том, что это совершенно новая система образования и другие академические навыки, – сказала она. – Это навыки академического слушания, навыки проведения исследований, участия в семинарских занятиях и обсуждениях".
Казахстанская система образования, унаследованная от Советского Союза, не дает студентам аналитических, гибких знаний, необходимых для успешного обучения в рамках западных образовательных систем.
Осторожные шаги были сделаны в реформе среднего образования, включая национальную систему стандартизации выпускных экзаменов для школьников, впервые введенную в 2004 г. Но по-прежнему остаются сомнения в том, что тесты с множественными вариантами ответов способны развивать навыки мышления.
Для страны, которая намерена диверсифицировать зависимую от нефти экономику, реформа образования имеет принципиальное значение. Президент Н. Назарбаев в своем февральском Послании народу Казахстана обещал улучшить качество образования. "Мы должны обеспечить качественные образовательные услуги по всей стране на уровне мировых стандартов", – сказал он, добавив, что образовательные институты должны быть аккредитованы независимыми организациями.
В прошедшем месяце Министерство образования объявило о том, что на 2008/09 академический год планируется получение международной аккредитации для пяти вузов страны, а также сообщило о намерении провести всестороннюю проверку вузов и закрыть не отвечающие требованиям учебные заведения.
Дело не только в недостатке навыков обучения, есть также проблемы со знанием английского языка. Устина Маркус, директор общего образования в КИМЕПе (Казахстанском институте менеджмента, экономики и стратегических исследований), крупнейшем англоязычном вузе страны, говорит, что ее университет столкнулся с этой проблемой у поступивших студентов.
"У этой страны недостаточный выход к английскому языку", – говорит она, так что существует необходимость сконцентрироваться на повышении стандартов на первом году обучения. Студенты должны успешно завершить четыре модуля английского языка, где преподаются навыки академического письма, восприятия живой речи и разговорные навыки, прежде чем они смогут учиться дальше.
Казахстан – огромная страна размером с Западную Европу. Повышение квалификации учителей английского языка без отрыва от производства – большая проблема, так как для этого людям приходится ездить в крупные города, что на поезде занимает несколько дней. Многообещающая местная инициатива – проект Village Project, – имеющая целью улучшение качества преподавания английского языка, была начата в 2003 г. в Южном Казахстане. Задача проекта – подготовка учителей в сельской местности.
В рамках проекта было подготовлено 20 учителей. Используя модель передачи знаний "каскад", они могут регулярно проводить семинары в отдаленных населенных пунктах. Эта схема распространилась и на другие регионы Казахстана, охватив учителей, которые в противном случае не смогли бы так активно общаться с другими преподавателями английского языка.
Кроме того, планируется привлечь в школы учителей английского языка из-за рубежа. "Нужно добиваться того, чтобы любая среднестатистическая школа могла предоставить детям возможность обучаться иностранному языку на самом высоком уровне", – отметил Н. Назарбаев в своем Послании.
Одним из барьеров на пути проведения реформ является низкий уровень заработной платы. Ее размер в образовательном секторе не сопоставим с возросшим уровнем затрат; средняя зарплата преподавателя в вузе составляет 200 долларов в месяц. Это влечет за собой проблему привлечения и удержания кадров, а также приводит к коррупции, так как преподаватели и администрация вузов ищут возможность получить дополнительную прибавку к зарплате.
Об этом говорится и в анонимном сообщении преподавателя Карагандинского государственного университета на вебсайте Transitions Online: "Я сталкиваюсь с коррупцией все время и на всех уровнях. Мой опыт свидетельствует, что коррупция в Казахстане проникла на все уровни образования", – пишет аноним, добавляя, что "каждый студент знает: если он или она не сможет сдать экзамен, то купит оценку. Это не только возможно, но и допустимо".
Коррупция затронула и программу "Болашак". Сарыбай Калмурзаев, глава финансовой полиции, сказал в феврале, что его структура расследует дела 30 студентов, имевших оценки ниже требуемого уровня, которые подозреваются в неправомерном получении главной стипендии государства.
Комментарии "ИНЭС – ЦА" (А. Аязбеков, аналитик Института экономических стратегий – Центральная Азия)
Всегда интересно, когда ситуация в той или иной сфере оценивается со стороны, иностранцами. Это позволяет взглянуть на положение вещей свежим "незамыленным" глазом. В большинстве случаев авторы искренне хотят быть объективными, у зарубежных экспертов также есть преимущество перед местными в том, что они не аффилированы с теми или иными заинтересованными сторонами и находятся "над схваткой".
Вопрос образования в Казахстане очень сложный, болезненный. В связи с этим желание зарубежного автора дать своим читателям исчерпывающую информацию о том, что на самом деле происходит со школами и вузами в Казахстане, приветствуется всеми заинтересованными организациями, в том числе и нашим институтом, который рассматривает образование в качестве одной из приоритетных областей своей деятельности.
В то же время представляется, что автор недостаточно глубоко подошел к анализу ситуации в республике. Безусловно, г-н Бартлетт прав в том, что образование является ключом к развитию нации. Прав он и в том, что существует целый ряд системных проблем, которые одними нефтедолларами не решить.
Тем не менее, на наш взгляд, автор сгущает краски. У читателя, не знакомого с современным Казахстаном, может сложиться впечатление, что его система образования – это некий Франкенштейн, собранный из осколков советской системы, нововведений последних лет, проектов западных НПО и отдельных дорогостоящих инициатив наподобие программы "Болашак". Это, конечно, не так. Кроме того, достаточно сложно анализировать в одной статье такие разные вопросы, как обучение за рубежом, трилингвальность нового поколения казахстанцев, проблемы учителей на селе и различие учебных планов у нас и на Западе (так называемая проблема curriculum). Постараемся все же рассмотреть в деталях две основные проблемы, затрагиваемые автором статьи.
Первым г-н Бартлетт затронул вопрос образования за рубежом. Конечно, то, что не только обеспеченные родители, но и само государство, признавая недостаточным качество образовательных услуг в вузах, посылает молодых людей учиться за рубеж по программе "Болашак", является индикатором проблем в системе высшего профессионального образования в стране. Но в то же время автор, может сам того не желая, поднял другую проблему – качества обучения наших студентов за рубежом. Показателен пример с представителем университета в ОАЭ, который сказал, что к его вузу в Казахстане был проявлен большой интерес, в то время как в России, где высшая школа находится на гораздо более высоком уровне, он не вызвал подобного ажиотажа. Можно с сожалением констатировать, что казахстанцы зачастую посылают своих детей учиться в коммерческие зарубежные вузы, многочисленные филиалы несуществующих "нью-йоркских" и "оксфордских" университетов в разных странах мира, где качество образования находится далеко не на должном уровне.
Второй проблемой, затронутой г-ном Бартлеттом, является недостаточный уровень знания английского языка и отсутствие у абитуриентов необходимого набора знаний и умений как результат обучения в школах – наследницах системы среднего образования СССР. Начнем с того, что образование в Казахстане уже давно не строится по образу и подобию образования в СССР. Если бы автор ознакомился с Государственной программой развития образования до 2010 г., он бы смог более объективно оценить те реформы, которые государство уже осуществило и продолжает проводить. Они включают достаточно большой спектр вопросов – от внедрения 12-летнего обязательного школьного образования до использования ИКТ-технологий в процессе обучения.
Английский язык у студентов "хромает", это правда. Но не везде и не всегда. Многие казахстанцы учились в школах и колледжах Европы и Северной Америки. И вообще, знание иностранного языка далеко не всегда влияет на качество обучения, тем более, если оно ведется на русском и казахском.
Мы согласны с г-ном Бартлеттом, что существует разница в принципах обучения школьников на Западе, где им прививаются навыки аналитического мышления, и у нас в стране, где подход очень часто является фактологическим. Однако нельзя согласиться с мнением британского эксперта относительно того, что из-за этого казахстанцы не способны обучаться в вузах. По той же программе "Болашак" уже получили образование свыше 2 тыс. студентов, в том числе и в Ivory League. Сотни других молодых людей едут за рубеж и успешно учатся за свой счет. Утверждать, что наши студенты из-за образования, полученного в казахстанских школах, будут испытывать большие трудности в зарубежных вузах, по крайней мере, неразумно. Они не лучше и не хуже своих сверстников из Великобритании, Индии, Германии или Норвегии. И если есть пробелы в знании языка или методике исследований, то их преодоление зависит от индивидуальных качеств обучающегося, вне зависимости от того, какую "школу" он окончил.
В заключение хотелось бы поблагодарить г-на Бартлетта за то, что он затронул актуальную тему. Вместе с тем нельзя не отметить, что реформа образования в Казахстане – это не только нефтедоллары. За ней стоит труд и ум многих казахстанских и зарубежных экспертов. Да и коррупция в образовании, которая уже идет на спад, является временным явлением. Это очевидно даже на примере программы "Болашак". Если первый коррупционный скандал в "Болашак" в 1997 г. был действительно серьезным по объему и последствиям, то последний скорее всего явился следствием ошибки или недосмотра.