Шаг назад от качества оценки
Руководитель Департамента стандартизации систем качества SGS уверен: чтобы предоставить потребителю качественные оценочные услуги, а ее производителя сделать более конкурентоспособным, надо сделать шаг вперед — наполнить Закон об оценке требованиями, которые превращают оценочные компании в системы качественной оценки, а не шаг назад — к индивидуальным оценщикам.
Альваро Родригос де Руа Гомес
Шаг назад от качества оценки
"Экономические стратегии", №02-2007, стр. 125
|
Альваро Родригос де Руа Гомес – руководитель Департамента стандартизации систем качества SGS (Европа) |
Современная теория качества восходит к идеям Эдварда Деминга, с именем которого связано легендарное "японское чудо". Благодаря его идеям в середине XX в. экономика Японии вырвалась в мировые лидеры по качеству продукции.
Главным в современной теории является определение качества как результата работы системы. Соответственно, в вопросах качества в теории и на практике акцент был перенесен с требований, предъявляемых к самому продукту или услуге, на требования, предъявляемые к системе организации и управления процессом производства продукта или услуги.
В современной экономике качество как ключевой фактор достижения конкурентных преимуществ есть в первую очередь качество бизнес-процессов и системы управления организацией. Это относится и к деятельности по оценке стоимости собственности.
В течение всего 2006 г. SGS (Европа) проводило специальное исследование вопросов качества в оценочной деятельности. С позиции качества было проанализировано современное состояние оценки собственности, тенденции и перспективы ее развития.
Сегодня в развитых странах и на развитых рынках конкуренция – это прежде всего борьба за качество. Институциализируется эта борьба в изменении облика рынка оценки: если вчера конкурировали между собой индивидуалы-оценщики, то сегодня конкурируют системы – компании, занимающиеся оценкой. В современном информационном мире центр тяжести в оценке собственности все больше смещается от ее первичных форм (осуществление оценки отдельными специалистами) к ее современным формам (деятельность оценочных компаний.) Выигрывают те, кто осознал, что качество достигается только за счет системы, и последовательно реализует системный подход к управлению качеством. С позиции теории и практики качества данная тенденция объективна. Еще Гегель отмечал, что качество – тождественная с бытием определенность.
Современный конкурентный уровень оценки подразумевает несколько основополагающих факторов качества. Это следование в работе основам системы менеджмента качества, хорошее качество ресурсов для оценки, компетентный персонал, ориентация на потребителя, постоянное совершенствование, правильное применение моделей, методов оценки и составление оценочного заключения. Удовлетворяя этим требованиям, оценочная компания становится главным носителем компетенции и качества в оценке, что выражается в способности регулярно делать качественную оценочную работу.
Надо сказать, что не везде консервативное европейское законодательство поспевает за переменами на рынке. С позиции качества прежнее российское законодательство по оценке можно было считать удачным, оно имело потенциал для совершенствования. В первую очередь это относится к участникам рынка. Раньше российский закон говорил, что участник рынка – оценочная фирма. Теперь участниками рынка сделали индивидуальных оценщиков.
Чтобы предоставить потребителю качественные оценочные услуги, а ее производителя сделать более конкурентоспособным, надо сделать шаг вперед – наполнить Закон об оценке требованиями, которые превращают оценочные компании в системы качественной оценки, а не шаг назад – к индивидуальным оценщикам.